Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация






Международный казахско-турецкий университет им. Х.А.Ясави

 

 

Факультет филологический

 

Кафедра русской филологии и журналистики

 

 

Методические рекомендации

 

по проведению занятий № по русскому языку

 

 

Туркестан – 2014

Тема: Аннотация. Рецензия. Отзыв. Тезисы. Конспект. Реферат. План и его виды.

План занятия: 1.Понятие о аннотации и ее видах

Понятие о рецензии и отзыве

 

 

Цель занятия: Ознакомить студентов с понятиями «аннотация», «рецензия и отзыв». Привитие навыков и умений составлять аннотации, рецензии. Различать их виды.

 

Краткие теоретические сведения

Аннотация

Аннотация[от лат. annotatio - замечание] (спец)- «краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей» (ГОСТ 7. 0 - 84).

Аннотация, являясь жанром функционального стиля научной и технической литературы, наряду с общими закономерностями, присущими данному стилю, имеет свои, специфические особенности, которые определяются как условиями существования и функционирования этого жанра, так и назначением его употребления. Сущность и назначение аннотации заключаются в том, что она дает сжатую характеристику самого источника информации и отвечает на вопрос о чем говорится в первичном документе.

Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания документа, а лишь информирует о существовании документа определенного содержания и характера, дает самое общее представление о его содержании. Составление аннотаций (аннотирование) представляет собой процесс аналитико-синтетической переработки первичных документов с целью их анализа и извлечения необходимых сведений. Этот процесс завершается составлением аннотации вторичного документа, дающего предельно краткие сведения, характеризующие первичный документ со стороны его содержания, идейно-политической направленности, ценности назначения и основных особенностей. Аннотация дает читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации и тем самым помогает ему в поиске и отборе необходимой информации.

 

Виды аннотаций.

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные (такие аннотации также именуются описательными или информационными), характеризующие документ и дающие оценку документа и сообщающие какие-либо сведения о нем, но не дающие его критической оценки, и рекомендательные, характеризующие документ и дающие оценку документа в отношении его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей, которым эти аннотации предназначены.

По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие, характеризующие документ в целом и рассчитанные на широкий круг потребителей, и специализированные, характеризующие документ лишь в определенных аспектах и рассчитанные на узкий круг специалистов. В специализированных аннотациях особенно подчеркивается то, что имеет отношение к определенной тематике и узкой области знаний.

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме, содержание же остальной части

документа в аналитической аннотации не рассматривается. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный, а не рекомендательный характер.

Аннотации могут быть и групповыми.

Групповая аннотация – это аннотация, содержащая обобщенную характеристику двух и более документов. Групповая аннотация характеризует несколько произведений печати, близких по тематике. Для справочной групповой аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений. В рекомендательных групповых аннотациях приводятся не только различия в трактовке темы, но и различия в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.

В научной и научно-информационной деятельности наибольшее распространение получили справочные аннотации.

Рекомендательные аннотации используются работниками книготорговых организаций, библиотек и информационных органов для рекламы и пропаганды лучших произведений печати. При написании курсовых, дипломных и диссертационных работ из всех видов аннотаций важное значение имеют справочные аннотации как наиболее эффективные в предоставлении своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники, что является одним из непременных условий научно-технического прогресса, и в экономии времени на поиск и сбор научной информации.

Знание же правил составления аннотаций и умелое пользование ими способствуют адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.

Структура и содержание аннотации.

Требования к составлению аннотаций

Структурно аннотация любого вида состоит из двух частей:

- библиографического описания;

- текста аннотации.

Библиографическое описание дает исходную информацию о первичном документе и составляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84 (см.: Библиографическое описание).

Текст аннотации дополняет информацию, данную в библиографическом описании, и включает сведения о содержании произведения печати, его авторе и достоинствах произведения.

“В аннотации указывается, что нового несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании – что отличает данное издание от предыдущего)” (ГОСТ 7.9-77).

Основные требования, предъявляемые к составлению аннотаций, особенно справочных, следующие:

- композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции аннотируемого документа;

- отбор сведений для аннотации, их формулирование и расположение зависят от содержания и характера аннотируемого документа, назначения аннотации и потребителя, на которого она рассчитана;

- язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным, без длинных и сложных периодов; без абзацев.

- средний объеманнотации – 500 печатных знаков и лишь в исключительных случаях достигает 800-1000 печатных знаков.

 

Языковые и речевые стандарты-клише для аннотирования.

При составлении текста аннотации употребляются следующие стандартные выражения:

- В документе

- В статье

- В монографии

- В книге

- В брошюре

анализируется анализируются

(какая) проблема основные проблемы (чего)

проблема (чего) такие проблемы, как

круг (каких) проблем (какие) теории

круг проблем (чего) такие теории, как

(какая) теория

теория (чего)

 

 

излагается излагаются

(какая) теория (какие) проблемы

теория (чего) проблемы (чего)

такие проблемы, как

 

исследуется исследуются

(какая) проблема (основные) проблемы (чего)

проблема (чего) такие проблемы, как

(какой) вопрос вопросы происхождения (чего)

вопрос (чего)

комплекс (каких) вопросов

Общиеаннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.

Специализированныеаннотации характеризуют документ лишь в определенных аспектах и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный

характер.

Аннотации могут быть и обзорными.Обзорная аннотация - это аннотация, содержащая обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.

Для справочнойобзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну и ту же тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.

В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.

При написании курсовых, дипломных и диссертационных работ особый интерес представляют справочные аннотации как наиболее эффективные в предоставлении своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники, помогающие сэкономить время на поиск и сбор научной информации.

Знание же правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.

Задание-1.Ознакомьтесь с речевыми стандартами для составления аннотации и с аннотациями книг по специальности.

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале.

Монография вышла в свет в издательстве... Статья посвящена вопросу (теме, проблеме...). Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание...).

Автор ставит (освещает) следующие проблемы..., говорит о следующих проблемах..., касается следующих вопросов...

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается...), говорится (о чем?), дается оценка, анализ, обобщение (чего?), представлена точка зрения (на что?), затронут вопрос (о чем?), в статье дается обзор (чего?), анализируются вопросы (о чем?, чего?).

Статья адресована (предназначена) (кому?), может быть использована (кем?), представляет интерес (для кого?).

Образец аннотации:

Статья «Как делаются научные открытия» посвящена описанию процесса работы ученого над научной проблемой. В статье рассматриваются истоки научного творчества, характеризуются этапы мыслительной работы исследователя, говорится о колоссальных, титанических усилиях, характеризующих труд ученого. Особое внимание уделяется вопросу определения наиболее важного этапа в творчестве

ученого.

Статья рассчитана всем, кто интересуется проблемами мыслительных процессов, характеризующих научное творчество.

Задание.Перед вами аннотация учебного пособия «Студенческие научные работы». Определите тип аннотации.

Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика: Учебное пособие. - Алматы: Раритет, 2004. - 200 с.

В книге с риторических позиций описываются жанры
свертывания - развертывания информации в учебных и
исследовательских целях: формулировка темы,

библиографическое описание, аннотация, план научной работы, тезисы, реферат, конспект. Содержится попытка системно представить учебные и творческие студенческие жанры.

Освещен процесс написания творческих научных произведений: выбор и закрепления темы, планирование работы, библиографический поиск, изучение литературы, сбор и систематизация фактического материала. Детально рассматриваются все элементы композиции научного сочинения, его редактирование и защита результатов

исследования.

Пособие содержит обширный иллюстративный материал в тексте и в приложениях, рекомендательный библиографический список, глоссарий, тесты, задания для самостоятельных занятий и упражнения.

Предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры, преподавателей курса «Основы научных исследований», кто занимается научным самообразованием.

Задание. Прочитайте текст и определите дискуссионный вопрос, напишите аннотацию на данную статью.

Познание как вид человеческой деятельности

Любой организм должен проявлять определенную активность для обеспечения своего существования и сохранения вида. Эта активность организма является и для человека основой жизнеобеспечения, которая реализуется в различных видах его деятельности. Деятельность - это сознательное, творческое, целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Человеческая деятельность существенно отличается от активности животных. Животные взаимодействуют с окружающим миром на основе инстинкта только для удовлетворения своих материальных потребностей (охота, гнездо, нора, добыча), духовные потребности у них отсутствуют. Продукты жизнеобеспечения они потребляют в естественном виде. А человек преобразует естественные продукты и предметы в формы, удобные для потребления, в так называемые артефакты, то есть искусственно сделанные. К артефактам относятся: еда, одежда, жилище и т.п.

Основными особенностями человека в отличие от животных является наличие мышления, процесса осознания объективного мира в виде понятий, суждений, умозаключений, и языка, особого средства обмена мыслями между людьми, что придает его действиям творческий характер.

Деятельность это процесс человеческой активности в его взаимодействии с окружающим миром, который состоит из отдельных действий, актов поведения. Все действия как единицы деятельности имеют универсальную структуру:

С — И — О,

где С - означает субъект, то есть, человек, воздействующий на предмет или явление внешнего мира; И -означает инструмент, орудие, прибор для воздействия на предметы и явления; О - означает объект, предмет или явление, на который направлена активность субъекта.

В зависимости от цели действий субъекта и от
качественной специфики объекта различают три основных вида
человеческой деятельности: преобразовательную,

познавательную и коммуникативную. Рассмотрим несколько подробней коммуникативную деятельность.

Коммуникативная деятельностьсвязана с обменом мыслями между людьми, с решением конкретных задач в процессе их взаимодействия, она является важным фактором общественной организации жизни и социологизации личности. Средством коммуникации является язык, однако, если законы мышления носят универсальный характер, то законы языка (также как и культуры) являются идиоэтническими (гр. идиос «своеобразный» + этнос «народ»).

Коммуникативная деятельность, следовательно, может быть внутриэтнической и межэтнической, а сам язык, как орудие общения может выступать в устной, письменной и электронной форме. Способность к коммуникативной деятельности является врожденной и важнейшей особенностью человека наряду с мышлением (хомо сапиенс «человек разумный» и хомо локюэнс «человек говорящий»). Вот почему коммуникация органически включается во все виды деятельности вообще.

Рецензия и отзыв как жанровые разновидности научной речи

Жанрово оформленными разновидностями рассуждений являются отзыв и рецензия. Эти два жанра тесно связаны между собой по своему предназначению – выразить отношение к прочитанной книге, статье, просмотренным фильмам, спектаклям. Причем в некоторых ситуациях необходимы бывают и отзыв, и рецензия, например, при защите дипломных работ: отзыв пишет научный руководитель, рецензию –назначенный кафедрой рецензент.

В структуре отзыва и рецензии определяющей частью является собственное рассуждение, что в целом дает основание рассматривать их в качестве жанровых проявлений рассуждения. В качестве суждения отзыв и рецензия могут включать в себя все структурные части, характерные для данного функционально-смыслового типа речи: экспозицию, проблемный вопрос, тезис, доказательство тезиса (собственно рассуждение), выводы.

В своей начальной части отзыв и рецензия сходны с аннотацией: это проявляется и в заглавии, в котором отражаются определенные библиографические сведения о книге, и в описательных фрагментах, разных по объему. Как и аннотации, в заключительной части отзыва и рецензии указывается на назначение работы, ее адресата.

Следовательно, основа структурной организации отзыва и рецензии определяются типом речи, а жанровая завершенность ей придают структурной части, сходные с частями

аннотации. Чем же тогда отличаются отзыв от рецензии, в отзыве реализуется рассуждение – объяснение, а в рецензии – рассуждения – доказательство и рассуждение – размышления.

Рецензия – жанровая разновидность научных текстов, близкая к отзыву, но отличающаяся от него тем, что дается оценка изложенного материала не столько на основе личного отношения, а в результате анализа фактов. В связи с этим рецензию иногда определяют как критический отзыв. В рецензии над впечатлением, мнением преобладает анализ, развернутые логические оценки (сравнить с отзывом, где также могут быть логические оценки, но ведущим остается мнение).

Следовательно, совпадая в определенной степени с отзывом, рецензия, в то же время предполагает более глубокий анализ, в ходе которого могут выдвигаться антитезисы, собственные тезисы рецензента, гипотетические допущения. Они имеют языковые сигналы, перечисленные при описании структуры рассуждения.

Круг вопросов, поднимаемых в рецензии, обычно бывает шире по сравнению с отзывом: сюда может быть добавлена оценка методов исследования, особенности классификации фактов, определение значимости полученных результатов и др.

Особое место в рецензиях занимают замечания, которые идут после аргументации каждого тезиса или в конце рецензии перед оценкой, которая дается рецензируемому материалу. Эта часть может вводиться конструкциями: имеются следующие замечания, к недостаткам может быть отнесено следующее: следовало бы остановиться и др.

Рецензия пишется на что-либо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.