Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кинематическая схема и исходные данные







Кинематическая схема привода цепного конвейера приведена на рисунке 1.1.

Исходные данные:

- усилие тяговой цепи F = 2 кН;

- скорость тяговой цепи v = 1 м/с;

- шаг тяговой цепи t = 80 мм;

- число зубьев звездочки z = 8.

 

1 – электродвигатель; 2 – муфта; 3 – редуктор конический; 4 – передача цепная; 5 – цепной конвейер

 

Рисунок 1.1 - Кинематическая схема привода цепного конвейера

 

Согласно кинематической схемы данный привод содержит: электродвигатель, муфту, одноступенчатый конический редуктор и цепную передачу.

2 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА

2.1 Определение ориентировочной мощности вала электродвигателя

 

Определим КПД привода [1, с. 41]:

 

 

где - КПД соединительной муфты [1, табл. 2.2];

- КПД конической передачи [1, табл. 2.2];

- КПД цепной передачи [1, табл. 2.2];

- КПД опор вала редуктора [1, табл. 2.2].

Определим требуемую (расчетную) мощность электродвигателя [1, с. 42]:

 

 

По [1, табл. К9] выбираем двигатель серии 4А с номинальной мощностью РЭ = 3 кВт, применив для расчета четыре варианта типа двигателя (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Варианты расчета

Вариант Тип двигателя Номинальная мощность, кВт Частота вращения, об/мин
синхронная при номинальном режиме
  4АМ112МВ8У3 3.0    
  4АМ112МA6У3 3.0    
  4АМ100S4У3 3.0    
  4АМ90L2У3 3.0    

 

Частота вращения приводной звездочки [1, с. 43]:

 

Определим общее передаточное отношение [1, с. 43]:

 

 

где uкон - передаточное отношение конического редуктора, uкон = 4.5 (принимаем согласно рекомендаций [1, табл. 2.3]);

uцеп - передаточное отношение цепной передачи.

Расчетное передаточное отношение цепной передачи:

 

 

Таблица 2.2 – Варианты разбивки передаточного числа

Передаточное число Варианты
       
Общее для привода 7.47 10.18 15.31 30.29
Цепной передачи 1.66 2.26 3.4 6.73
Конического редуктора 4.5 4.5 4.5 4.5

 

Анализируя полученные значения передаточных чисел приходим к выводу:

а) четвертый вариант (u = 30.29; nном = 2840 об/мин) затрудняет реализацию принятой схемы привода из-за большого передаточного числа всего привода;

б) первый вариант (u = 7.47; nном = 700 об/мин) не рекомендуется для приводов общего назначения [1, с. 42];

в) в третьем варианте (u = 15.31; nном = 1435 об/мин) получилось большое значение передаточного числа цепной передачи, уменьшение которого за счет

увеличения передаточного числа редуктора нежелательно;

г) из рассмотренных четырех вариантов предпочтительнее второй: u = 10.18; nном = 955 об/мин.

Передаточное отношение цепной передачи принимаем из стандартного ряда uцеп = 2.24. Тогда фактическое передаточное отношение привода:

 

 

Определим погрешность:

 

 

Таким образом, выбираем электродвигатель марки 4АМ112МA6У3 [1, табл. К9], мощность которого РЭ = 3 кВт; номинальная частота вращения передаточные числа: привода uобщ = 10.08, редуктора uкон = 4.5, цепной передачи uцеп = 2.24; диаметр выходного конца ротора [1, табл. К10].

 

2.2 Определение силовых и кинематических параметров привода

 

Кинематические параметры привода по валам [1, табл. 2.4]:

- вал электродвигателя и быстроходный вал редуктора

 

 

 

- тихоходный вал редуктора

 

 

 

- выходной вал привода (ведущий вал машины)

 

 

 

Силовые параметры привода по валам:

 

 

Вращающие моменты на валах редуктора:

 

 

Данные расчета сводим в таблицу 2.3.

 

Таблица 2.3 – Кинематические и силовые параметры привода

Наименование Индекс вала Частота вращения n, об/мин Угловая скорость ω, рад/с Мощность Р, кВт Момент Т, Н·м
Вал электро-двигателя дв        
Быстроходный вал редуктора       2.91 29.1
Тихоходный вал редуктора   212.2 22.22 2.79 125.8
Ведущий вал машины   94.73 9.92 2.59 259.4

 

 

3 РАСЧЕТ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ РЕДУКТОРА

3.1 Выбор машиностроительных материалов

 

Для изготовления колес конической прямозубой передачи принимаем [1, табл. 3.1, табл. 3.2]:

– шестерня – сталь 40Х, термическая обработка – улучшение, твердость 269…302 НВ1, диаметр заготовки до 125 мм;

– колесо – сталь 40Х, термическая обработка – улучшение, твердость 235…262 НВ2, диаметр заготовки до 125 мм.

Разность средних твердостей при Н < 350НВ: НВ1ср – НВ2ср = 20…50.

Определяем среднюю твердость зубьев шестерни и колеса:

1ср = (269 + 302)/2 = 285.5; HВ2ср = (235 + 262)/2 = 248.5.

 

3.2 Расчет допустимых напряжений на контактную выносливость

 

Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни [σ H1] и колеса [σ H2].

Так как N > NН0, то коэффициенты долговечности КНL1 = 1, КНL2 = 1 [1, с. 55].

По [1, табл. 3.1] определяем контактное напряжение [σ H0], соответствующее числу циклов перемены напряжений NН0:

для шестерни [σ H01] = 1.8HВ1ср + 67 = 1.8·285.5 + 67 = 581 МПа.

для колеса [σ H02] = 1.8HВ2ср + 67 = 1.8·248.5 + 67 = 514 МПа.

Определяем допускаемое контактное напряжение:

для шестерни [σ H1] = КНL1·[σ H01] = 1·581 = 581 МПа;

для колеса [σ H2] = КНL2·[σ H02] = 1·514 = 514 МПа.

Так как НВ1ср > НВ2ср, то прямозубая коническая передача рассчитывается на прочность по меньшему допускаемому контактному напряжению [σ H] = 514 МПа.

 

 

3.3 Расчет допустимых напряжений изгиба

 

Определяем допускаемые напряжения изгиба для зубьев шестерни [σ F1] и колеса [σ F2].

Так как N > NF0 , то коэффициенты долговечности КFL1 = 1, КFL2 = 1 [1, с. 56].

По [1, табл. 3.1] определяем допускаемое напряжение изгиба, соответствующее числу циклов перемены напряжений NF0:

для шестерни [σ F01] = 1.03HВ1ср = 1.03·285.5 = 294 МПа;

для колеса [σ F02] = 1.03HВ2ср = 1.03·248.5 = 256 МПа.

Определяем допускаемое напряжение изгиба:

для шестерни [σ F1] = КFL1F01] = 1·294 = 294 МПа;

для колеса [σ F2] = КFL2F02] = 1·256 = 256 МПа.

Данные заносим в таблицу 3.1.

 

Таблица 3.1 - Механические характеристики материалов зубчатой пары

Элемент передачи Марка материала Dпред Термо-обработка 1ср Н] F]  
Sпред Способ отливки 2ср  
МПа  
Шестерня Колесо Сталь 40Х Сталь 40Х   У У 285.5 248.5      

 

3.4 Проектный расчет конической прямозубой передачи

 

Определяем главный параметр - внешний делительный диа­метр колеса de2 [1, с. 68]:

 

 

где Т2 = 125.8 Н∙ м – вращающий момент конического колеса;

u = 4.5 – передаточное число конической передачи;

– коэффициент вида конических колес. Для прямозубых колес = l.

[σ ]H = 514 Н/мм2 – расчетное допускаемое напряжение на контактную выносливость;

K – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца. Для прирабатывающихся колес с прямыми зу­бьями K = 1.

Полученное значение внешнего делительного диаметра колеса для нестандартных передач округляем до ближайшего числа по [1, табл. 13.15] dе2 = 210 мм.

Определяем углы делительных конусов шестерни δ 1 и колеса δ 2 [1, с. 69]:

 

δ 2 = arctgu = arctg4.5 = 77.47°;

 

δ 1 = 90°- δ 2 = 90° - 77.47° = 12.53°.

 

Определяем внешнее конусное расстояние Re [1, с. 69]:

 

 

Определяем ширину зубчатого венца шестерни и колеса b [1, с. 69]:

 

b = ψ RRe = 0.285·107.56 = 30.65 мм,

 

где ψ R = 0.285 - коэффициент ширины венца.

Значение b округляем до целого числа по ряду Ra 40 [1, табл. 13.15] b = 32 мм.

Определяем внешний окружной модуль me [1, с. 69]:

 

 

где К - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца. Для прирабатывающихся колес с прямыми зу­бьями К = 1;

- коэффициент вида конических колес. Для прямозубых колес = 0.85.

Значение модуля, полученное с точностью до двух знаков после запятой, до стандартной величины не округлять [1, с. 69].

Определяем число зубьев колеса z2 и шестерни z1 [1, с. 69]:

 

 

Определяем фактическое передаточное число uф и проверяем его отклонение ∆ u от заданного u [1, с. 69]:

 

 

Условие выполняется.

Определяем действительные углы делительных конусов шестерни δ 1 и колеса δ 2 [1, с. 70]:

 

δ 2 = arctguф = arctg4.48 = 77.42°;

 

δ 1 = 90°- δ 2 = 90° - 77.42° = 12.58°.

 

Для конических передач с разностью средних твердостей ше­стерни и колеса НВ1ср – НВ2ср ≤ 100 выбираем из [1, табл. 4.6] коэффициент смещения инструмента хе1 = 0.27 для прямозубой шес­терни. Коэффициенты сме­щения колес соответственно хе2 = – 0.27.


Таблица 3.2 - Фактические внешние диаметры шестерни и колеса

Диаметры Для прямозубой передачи
Делительный: шестерни   колеса   de1 = mez1 = 1.20·39 = 46.8 мм   de2 = mez2 = 1.20·175 = 210 мм
Вершин зубьев: шестерни     колеса   dae1 = de1+2(1 + xe1) mecosδ 1 = = 46.8 + 2(1 + 0.27)·1.20·cos12.58° = 49.77 мм   dae2 = de2 + 2(1 - xe1) mecosδ 2 = = 210 + 2(1 – 0.27)·1.20·cos77.42° = 210.38 мм
Впадин зубьев: шестерни     колеса   dfe1 = de1 - 2(1.2 - xe1)mecosδ 1 = = 46.8 – 2(1.2 – 0.27)·1.20·cos12.58° = 44.62 мм   dfe2 = de2 - 2(1.2 + xe1) mecosδ 2 = = 210 – 2(1.2 + 0.27)·1.20·cos77.42° = 209.23 мм

 

Дальнейшие расчеты и конструирование ведутся по фактическим внешним диаметрам передачи de.

Определяем средний делительный диаметр шестерни d1 и колеса d2 [1, с. 70]:

 

d1 ≈ 0.857de1 = 0.857·46.8 = 40.1 мм;

 

d2 ≈ 0.857de2 = 0.857·210 = 179.97 мм.

 

Значения d1 и d2 до целого числа не округляем.

 

3.5 Проверочный расчет конической прямозубой передачи

Проверим пригодность заготовок колес.

Условие пригодности заготовок колес [1, с. 71]:

 

Dзаг ≤ Dпред; Sзаг ≤ Sпред.

 

Диаметр заготовки шестерни Dзаг = dae1 + 6 = 49.77 + 6 = 55.77 мм.

Толщину диска или обода колеса принимают меньшей из двух:

Sзаг = 8me = 8·1.20 = 9.6 мм; Cзаг = 0.5b = 0.5·32 = 16 мм.

Предельные значения Dпред = 125 мм > Dзаг = 55.77 мм и Sпред = 125 мм > Sзаг = 9.6 мм. Условия выполняются.

Проверяем контактные напряжения σ H [1, с. 72]:

 

 

где - окружная сила в зацеплении;

K = 1 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями прямозубых колес;

KHv = 1.08 - коэффициент динамической нагрузки. Определяется по [1, табл. 4.3] в зависимости от окружной скорости колес v = ω 2d2/(2·103) = 22.22·179.97/2000 = = 2 м/с и степени точности передачи n = 8 [1, табл. 4.2].

Недогрузка передачи σ H = 477.3 МПа < [σ H] = 514 МПа составляет 7.1%, что в пределах нормы (не более 10%) [1, с. 72].

Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни σ F1 и колеса σ F2[1, с. 72]:

 

 

 

где YF1 = 3.86 и YF2 = 3.63 - коэффициенты формы зуба шестерни и колеса, определяются по [1, табл. 4.7] интерполированием в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни zv1 и колеса zv2:

 

 

Yβ = 1 - коэффициент, учитывающий наклон зуба;

К = 1 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями прямозубых колес;

КFv = 1.2 - коэффициент динамической нагрузки [1, табл. 4.3];

F1] = 294 МПа и [σ F2] = 256 МПа - допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса.

Параметры расчета конической прямозубой передачи сводим в таблицу 3.3.

 

Таблица 3.3 - Параметры зубчатой конической передачи, мм

Проектный расчет
Параметр Значение Параметр Значение
       
Внешнее конусное рас­стояние Re 107.56 Внешний делительный диаметр: шестерни de1 колеса de2     46.8
Внешний окружной модуль me 1.20
Ширина зубчатого вен­ца b   Внешний диаметр окружности вершин: шестерни dae1 колеса dae2     49.77 210.38
Число зубьев: шестерни z1 колеса z2   Внешний диаметр окружности впадин: шестерни dfe1 колеса dfe2     44.62 209.23
Вид зубьев прямой
Продолжение таблицы 3.3
       
Угол делительного ко­нуса, град: шестерни δ 1 колеса δ 2     12.58° 77.42° Средний делительный диаметр: шестерни d1 колеса d2     40.1 179.97

 

Проверочный расчет

Параметр Допускаемые значения Расчетные значения
Контактные напряжения σ H, Н/мм2   477.3
Напряжения изгиба, Н/мм2 σ F1   198.4
σ F2   186.6

 

 

4 РАСЧЕТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ

 

Определяем шаг цепи р [1, с. 92]:

 

 

где Т1 = 125.8 Н·м – вращающий момент на ведущей звездочке (равный Т2 на тихоходном валу редуктора);

Кэ – коэффициент эксплуатации, который представляет собой произведение пяти поправочных коэффициентов, учитывающих различные условия работы передачи [1, табл. 5.7]: Кэ = Кд · Кс · Кθ · Крег · Кр = 1.2·1·1·1·1 = 1.2;

v – число рядов цепи. Для однорядных цепей типа ПР v = 1 [1, с. 94];

z1 – число зубьев ведущей звездочки: z1 = 29 – 2u = 29 – 2·2.24 = 24.5, где u = 2.24 – передаточное число цепной передачи. Полученное значение z1 округляем до целого нечетного числа z1 = 25, что в сочетании с нечетным числом зубьев ведомой звездочки z2 и четным числом звеньев цепи lp обеспечит более равномерное изнашивание зубьев;

ц] – допускаемое давление в шарнирах цепи, Н/мм2, зави­сит от частоты вращения ведущей звездочки n1, об/мин (равной частоте вращения n2 тихоходного вала редуктора), ожидаемого шага цепи и выбирается интерполированием из табл. 5.8 [1]. Допускаемое давление [рц] можно предварительно определить и по скорости цепи v = 2 м/с, полагая, что она будет того же поряд­ка, что и скорость тягового органа рабочей машины, тогда [рц] = 21 МПа [1, с. 94].

Полученное значение шага р округляем до ближайшего стандартного р = 19.05 мм по [1, табл. К32].

Определяем число зубьев ведомой звездочки [1, с. 94]:

 

z2 = z1∙ u = 25·2.24 = 56.

 

Для предотвращения соскакивания цепи максимальное число зу­бьев ведомой звездочки ограничено: z2 ≤ 120.

Определяем фактическое передаточное число uф и проверяем его отклонение ∆ u от заданного u [1, с. 94]:

 

 

Определяем оптимальное межосевое расстояние а, мм. Из условия долговечности цепи а = (30...50)p, где р – стандартный шаг цепи. Тогда ap = a/p = 30...50 - межосевое расстояние в шагах.

Определяем число звеньев цепи lp [1, с. 95]:

 

 

Полученное значение lp округляем до целого четного числа lp = 122.

Уточняем межосевое расстояние аp в шагах [1, с. 95]:

 

 

Полученное значение аp не округлять до целого числа аp = 40.45.

Определяем фактическое межосевое расстояние а [1, с. 92]:

 

a = ap∙ p = 40.45·19.05 = 770.57 мм.

Значение а не округлять до целого числа. Так как ведомая (сво­бодная) ветвь цепи должна провисать примерно на 0.01а, то для этого при монтаже передачи надо предусмотреть возможность умень­шения действительного межосевого расстояния на 0.005а. Таким образом, монтажное межосевое расстояние ам = 0.995а = 0.995·770.57 = 766.7 мм.

Определяем длину цепи l [1, с. 95]:

 

l = lр·p = 122·19.05 = 2324.1 мм.

 

Определяем диаметры звездочек [1, с. 95].

Диаметр делительной окружности:

ведущей звездочки

 

 

ведомой звездочки

 

 

Диаметр окружности выступов:

ведущей звездочки

 

ведомой звездочки

где K = 0.7 - коэффициент высоты зуба;

Кz - коэффициент числа зубьев: Кz1 = ctg(180°/z1) = ctg(180°/25) = 7.91 - ведущей звездочки, Кz2 = ctg(180°/z2) = ctg(180°/56) = 17.81 - ведомой звездочки;

λ = p/d1 = 19.05/5.94 = 3.2 - геометрическая характеристика за­цепления (d1 = 5.94 мм – диаметр ролика шарнира цепи [1, табл. К32]).

Диаметр окружности впадин:

ведущей звездочки

 

 

ведомой звездочки

 

 

Проверим частоту вращения меньшей звездочки n1, об/мин [1, с. 96]:

 

n1 ≤ [n]1,

 

где n1 = 212.2 об/мин - частота вращения тихоходного вала редуктора (на этом валу расположена меньшая звездочка);

[n]1 = 15·103/p = 15·103/19.05 = 787.4 об/мин – допускаемая частота вращения.

Условие выполняется 212.2 об/мин < 787.4 об/мин.

Проверим число ударов цепи о зубья звездочек U, с-1 [1, с. 96]:

 

U ≤ [U],

 

где U = 4z1∙ n1/(60∙ lp) = 4·25·212.2/(60·122) = 2.9 – расчетное число ударов цепи;

[U] = 508/р = 508/19.05 = 26.7 – допускаемое число ударов.


Условие выполняется 2.9 < 26.7.

Определяем фактическую скорость цепи v [1, с. 96]:

 

 

Определяем окружную силу, передаваемую цепью Ft [1, с. 96]:

 

 

где P1 = 2.79 кВт – мощность на ведущей звездочке (на тихоходном валу редуктора).

Проверим давление в шарнирах цепи рц, Н/мм2 [1, с. 96]:

 

 

где А – площадь проекции опорной поверхности шарнира: А = d1∙ b3 = 5.94·33 = 196 мм2, где d1 = 5.94 мм и b3 = 33 мм – соответственно диаметр валика и ширина внутреннего звена цепи [1, табл. К32];

ц] - допускаемое давление в шарнирах цепи, уточняем в соот­ветствии с фактической скоростью цепи v = 1.7 м/с - [рц] = 22 МПа [1, с. 94].

Пригодность рассчитанной цепи определяется соотношением рц ≤ [рц]. Перегрузка цепи (рц > [рц]) не допускается.

Проверим прочность цепи. Прочность цепи удовлетворяется соотношением

[1, с. 96]:

 

S ≥ [S],

где [S] = 8 - допускаемый коэффициент запаса прочности для роликовых

(втулочных) цепей [1, табл. 5.9];

S - расчетный коэффициент запаса прочности [1, с. 97]:

 

 

где Fp = 31800 Н – разрушающая нагрузка цепи, зависит от шага цепи р и выбирается по [1, табл. К32];

Ft = 1641.2 Н - окружная сила, передаваемая цепью;

Кд = 1.2 - коэффициент, учитывающий характер нагрузки [1, табл. 5.7];

F0 - предварительное натяжение цепи от провисания ведо­мой ветви (от ее силы тяжести) [1, с. 97]

 

F0 = Kf ·q·a·g = 1·1.9·0.77057·9.81 = 14.36 Н,

 

где Kf = 1 - коэффициент провисания для вертикальных передач [1, с. 97];

q = 1.9 кг/м - масса 1 м цепи [1, табл. К32];

a = 0.77057 м - межосевое расстояние;

g = 9.81 м/с2 - ускорение свободного падения;

Fv – натяжение цепи от центробежных сил [1, с. 97]

 

Fv = qv2 = 1.9·1.72 = 5.5 Н,

 

где v = 1.7 м/с – фактическая скорость цепи.

Определяем силу давления цепи на вал Fоп [1, с. 97]:

 

Fоп = kвFt + 2F0 = 1.15·1641.2 + 2·14.36 = 1916 Н,

 

где kв = 1.15 – коэффициент нагрузки вала [1, табл. 5.7].

Выбираем цепь с шагом 19.05 мм и разрушающей нагрузкой цепи 31.8 кН: ЦЕПЬ ПР-19.05-3180 ГОСТ 13568-75.

Данные сводим в таблицу 4.1.

Таблица 4.1 – Параметры цепной передачи

Проектный расчет
Параметр Значение Параметр Значение
Тип цепи ПР Диаметр делительной окружности звездочек, мм: ведущей d∂ 1 ведомой d∂ 2     339.75
Шаг цепи р, мм 19.05
Межосевое расстояние a, мм 770.57
Длина цепи l, мм 2324.1 Диаметр окружности выступов звездочек, мм: ведущей De1 ведомой De2     162.17 350.77
Число звеньев lp  
Число зубьев звездочки: ведущей z1 ведомой z2   Диаметр окружности впадин звездочки, мм: ведущей Di1 ведомой Di2     148.2
Сила давления цепи на вал Fоп, Н  

 

Проверочный расчет

Параметр Допускаемые значения Расчетные значения
Частота вращения ведущей звездочки n1, об/мин 787.4 212.2
Число ударов цепи U 26.7 2.9
Коэффициент запаса прочности S    
Давление в шарнирах цепи рц, Н/мм2    

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.