Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анатомия головного мозга






Как известно, головной мозг (encephalon) — высший орган нервной системы — как анатомо-функциональное образование может быть условно подразделен на несколько уровней, каждый из которых осуществляет собственные функции.

I уровенькора головного мозга — осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами.

II уровень — базальные ядра полушарий большого мозга — осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса.

III уровень — гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро — осуществляет преимущественное управление эмоциональными реакциями и состояниями, а также эндокринную регуляцию.

IV уровень (низший) — ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга — осуществляет управление вегетативными процессами (Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, 1996).

Головной мозг подразделяется на ствол, мозжечок и большой мозг.

Как анатомическое образование большой мозг (cerebrum) состоит из двух полушарий — правого и левого

(hemisphererum cerebri dextrum et sinistrum); в каждом из них объединяются три филогенетически и

функционально различные системы:

1) обонятельный мозг (rhinencephalon);

2) базальные ядра (nuclii basales);

3) кора большого мозга (cortex cerebri) — конвекситальная, базальная, медиальная. В каждом полушарии имеется пять долей:

1) лобная (lobus frontalis);

2) теменная (lobus parietalis);

3) затылочная (lobus occipitalis);

4) височная (lobus temporalis);

5) островковая, островок (lobus insularis, insule) заложена в глубине латеральной ямки большого мозга, отделяющей лобную долю от височной.

Как известно, у человека по сравнению с другими представителями животного мира существенно больше развиты филогенетически новые отделы мозга, и прежде всего кора больших полушарий. Кора большого мозга (cortex cerebri) — наиболее высокодифференцированный раздел нервной системы — подразделяется на следующие структурные элементы:

♦ древнюю (paleocortex);

♦ старую (archeocortex);

♦ среднюю, или промежуточную (mesocortex);

♦ новую (neocortex).

У человека новая кора — наиболее сложная по строению — по протяженности составляет 96 % от всей поверхности полушарий. Наиболее типична для человека новая шестислойная кора, однако в разных отделах мозга число слоев различно. По морфологическим критериям выделены разные цитоархитектонические поля, характеризующиеся различным строением клеток (рис. 2, А, Б; цветная вклейка).

Высшие психические функции. Они обладают 3-мя основными характеристиками: 1)формируются прижизненно под влиянием социальных факторов; 2)опосредованы по своему психологическому строению (в основном речевой системой); 3)произвольны по способу осуществления.

Термин введен Л.С. Выготским в теории культурно-исторического развития психики человека, он различал «элементарные» (натуральные) и ВПФ (логическое мышление, память, внимание, речь и др.). Нейропсихология изучает ВПФ как особые функциональные системы с конкретными мозговыми механизмами. Закономерности работы мозга как субстрата психики принципиально соотносимы с психологическими закономерностями. которым подчиняются ВПФ.

Исторический экскурс

а) душа бестелесна, т.е. мозг не имеет к ней никакого отношения.

б) психические функции стали раз­мещать в желудочках мозга.

в) связь психики и ЦНС, прежде всего головного мозга. (И.П. Павлов, И М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия)

 

В настоящий момент выделяют следующие подходы к проблеме связи психики и мозга:

1) односторонний локализационизм (либо психоморфологическая концепция)

Френсиса Галь заметив, что отдельные заболевания связаны с повреждением тех или отдельных участков мозга, он предложил, что существует связь между психич. функциями и отдельными участками мозга. Разрастаясь, эти участки образуют соответствующие выпуклости на черепе, позволяющие определить индивидуальные различия в способностях человека» (психического склада людей по форме их черепа) - «френология» - привязать конкретную функцию к строго ограниченному участку мозга.

Первые клинич. доказательства связи психической функции с определенным участком мозга. – 1) Поль Брока нарушениями моторной речи - лобной извилины левого полушария. 2) Карл Вернике - поражение височной извилины - нарушения понимания слышимой речи.

Основные положения узкого локализационизма:

- функция рассматривалась как неразложимая на компоненты психическая способность, которая соотносится с определенным участком мозга;

- мозг, в свою очередь, представляет собой совокупность различных «центров», каждый из которых целиком заведует определенной функцией;

- под локализацией понималось непосредственное наложение психического на морфологическое.

Критика: почему при поражении отдельных участков мозга могли нарушаться одновременного несколько психических функций и почему одна и та же функция страдала при поражении разных участков.

 

2) антилокализационизм (либо концепция эквипотенциальности)

 

Основные методологические положения антилокализационистов:

- мозг - это однородное целое, равноценное и равнозначное для всех психических функций во всех отделах;

- психическая функция равномерно связана со всем мозгом.

- психическая функция есть неразложимая на компоненты психическая способность;

- локализация функции представляет собой непосредственное соотнесение психического и морфологического;

Нарушение функции не зависит от места повреждения («закон эквипотенциальности»), но пропорционально величине повреждения («закон действия массы»).

представители (М.Флуранц, К.Гольдштейн, Гольц, К. Лешли и психологи Вюрцбургской школы)

1) эклектическая концепция

Мозговая организация сложных форм психических процессов имеет уровневое строение, существует иерархия в строении нервных центров. (Джексон, Монаков, Хэд, Гольшдтейн). Согласно эклектической концепции локализовать в определенных участках можно лишь относительно элементарные сенсорные или моторные функции, а высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно.

 

2) теория системной динамической локализации ВПФ

Данная концепция основана на понимании психических явлений как системных качеств физиологических функций. Павлов выделил в коре больших полушарий «ядерные зоны анализаторов» и «рассеянную периферию». Сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения на различных элементах системы анализатора, создает ответную деятельность организма (принцип динамической организации психических функций И.П. Павлов, А.А. Ухтомский).

Термин «динамическая» по отношению к локализации обус­ловлен тем, что, соответственно представлениям названных уче­ных, одна и та же зона мозга может включаться в самые разные ансамбли мозговых областей, т.е. динамично менять свое поло­жение и роль. При осуществлении одной функции она функци­онирует совместно с одними зонами, а при осуществлении дру­гой — с другими (как цветные стеклышки в детской игрушке ка­лейдоскоп: стеклышки те же самые, а изображение разное — в зависимости от изменений их сочетания) В каждом конкретном ансамбле мозговых зон, участвующих в реализации функции, роль каждой из них специфична. Локализация ВПФ не является устойчивой, меняясь как в процессе развития ребенка, так и на последовательных этапах упражнения.

Основные положения системной динамической локализации высших психических функций:

1) каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции;

2) различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга;

3) при повреждении определенного участка мозга возникает «первичный» дефект – нарушение определенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре;

4) как результат поражения общего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать «вторичные» дефекты.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.