Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2.






Преподаватель: Гронская Ольга Чеславовна.

Семинары:

  1. Античная трагедия. (Эсхил «Прометей прикованный», Софокл «Царь Эдип», Еврипид «Медея»).
  2. Средневековая рыцарская литература («Роман о Тристане и Изольде»)
  3. Великие трагедии Шекспира (Гамлет, Король Лир, Отелло, Магбет).
  4. Трагедия Гёте «Фауст».
  5. Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Лекция 1.

Тема: Зарождение литературы. Литература древнего Востока.

Зарождение: Древний Египет, Междуречье (Шумеры), Древнеиранская литература, Древнееврейская литература, литература Индии и Китая.

 

Именно в этих странах зарождаются сюжеты темы и образы, которые дойдут до 20 века. Основная сложность в том, что эти тексты в большинстве своём не художественные произведения, это:

- Тексты богослужения

- Учебные тексты.

- Предания.

По традиции большинство произведений анонимно из-за специфики мышления тех, кто писал (важно не «кто писал», а «что писал»).

 

Междуречье (Шумер и Вавилония).

Первые произведения записывались на глиняных табличках. Первоначально на них были какие-то короткие надписи, потом появились гимны в честь богов, песни богослужений, мифы и молитвы. В конце 3 – начале 2ого тысячелетия возникает первое цельное и законченное произведение в литературе «Сказание о Гильгамеше».

 

К концу второго тысячелетия шумерский язык и культура исчезают. На смену приходит аккадская или ассиро-вавилонская культура. Версия текста о Гильгамеше в ихней трактовке называется “О всё видавшем”. В отличии от шумерского текста есть цельный сюжет, герой не только совершает подвиги, но перерождается внутренне. Ассиро-вавилонская культура очень тесно связана со школой и многие её тексты носили учебный характер. Популярный жанр прения (споры на какую-либо тему). Ещё один популярный жанр заклинания (по любому поводу, сначала шёл поэтический тескт, а потом для чего он собственно предназначен).

 

Литература Древнго Египта:

К первым памятникам относят «Книги Пирамид» - надписи в погребальных помещениях, адресованные покойному. Эти надписи должны были сообщать усопшему что он должен делать и говорит в «другом мире».

Появляется важнейшая тема: культ мёртвых, преодоление смерти, достижение вечной жизни.

Традиции «Книг Пирамид» были продолжены в «Книге мёртвых» (15 век до н.э.). Текст клали в гробницу усопших.

Ещё один жанр сказки: создавались на основе народной мудрости и мифов, которые бытовали тогда в Египте.

Народные корни имеет и жанр египетской поэзии: часто носила религиозный характер (обряды, сюжеты мифов),

Именно Египту приписывают появление художественной литературы в чистом виде.

 

Литература Древнего Китая:

Первые записи китайцев датированы 15 веком до н.э. Представляют собой вопросы для выяснения воли богов на костяных табличках.

Две важнейшие книги: «Книга Песен», «Книга Перемен».

«Книга песен»: «Ши-Цзин». Содержались стихи для песенного исполнения, в основном это безыскусные песни. Посвящены трудовым ритуалам, обрядам, застольям, любовной магии.

«Книга Перемен»: «Чжоу-И», «И-Цзин». Теснейшим образом связана с гадательной практикой (книга гаданий).

Литература Древнего Китая теснейшим образом связана с философией.

«Конфуцианский Канон»(«Тринадцатизаконие»). Свод идей Конфуция, записанный его учениками. Самый главный вопрос «Как следует воспитать благородного мужа?». Особую роль в воспитании он отдавал поэзии.

Даосизм: «Дао-Де-Цзин». По сути: книга о смысле жизни, о правилах. Даосы призывали не следовать никаким требованиям общества. Для них важен конкретный человек, гармония внутри него. Путь дао – путь достижения гармонии.

В первых столетиях нашей эры возникает Китайская поэзия. Именно древние поэты сформировали основной закон художественной поэзии: «Слово это не только смысл, но и красота».

 

Древняя Индия:

Возникает в 3 тыс. до н.э.

Надписи на печатях. Потом появляются мифы, молитвы.

Отличительная особенность в том, что нет границы между вымыслом и правдой. Главное – «дух» произведения.

Началом литературы Индии считают «Веды» - «Священные знания». Было 4 части:

- «Ригведа» (веда гимнов).

- «Самаведа» (веда песнопений).

- «Яджурведа» (веда жертвенных изречений).

- «Атхарваведа» (веда заклинаний).

Каждая часть обращена к определённой группе жрецов. Оформляются в период 13 по 9 век до н.э. Написаны были стихами, самый распространённый в них жанр – гимн.

«Махабхарата», «Рамаяна» - 2 известнейшие Индийская поэма.

«МахабхАрата» - «Бхагавадгита» («Песнь господня»). В 18 веке появился первый перевод на европейские языки.

«РамаЯна» - второй век до н.э.. Повествует о злоключениях Раммы. Одно из воплощение бога Вишны, о его «приключениях».

 

Древнеиранская литература:

«Авеста» - связана с именем пророка Зороастр. До нас дошёл не полный вариант произведения, а «конспект».

 

Древнееврейская:

Занимает особое место. Стала основой христианской и мусульманской цивилизаций. Вся древнееврейская литература по сути «Тора» (Ветхий завет, Танах). Состоит их 3 частей:

- «Тора» (закон).

- «Невеийм» (пророки)

- «Кетувим» (писания).

Далее они делятся на отдельные части. С точки зрения литературы наибольшую ценность имеет 3 часть (а конкретно её кусок: Песня Песней Соломона).

 


Лекция 2.

Тема: Античная литература.

Античность – культура Древней Греции и Древнего Рима. Хронологические рамки: с первого тысячелетия до н.э. по 5ый век н.э., иногда финальная дата 476 год (падение Римской Империи). Само слово возникает в 15 веке, когда итальянские гуманисты решат разбить предшествующую культуру на эпохи.

 

Древняя Греция:

Именно тут возникают 3 основных литературных рода: эпос (потом проза), лирика, драма. Основа этой литературы и культуры – мифология.

Мифы делились на 4 группы:

1. Теогонические (мифы о богах).

2. Космогонические (мифы о происхождении мира и природных явлениях).

3. Антропогонические (о судьбах человеков).

4. Гениологические (о истории рода).

 

Характерен политеизм (многобожие), а так же антропоморфизм (боги были похожи на людей).

 

Именно мифы легли в основу литературы по сюжетам, героям и мотивам. В основной своей массе литература Д.Г. опиралась не на историю, а на мифологию.

 

Литература делится на 4 периода:

1. Гомеровский (11-9 век до н.э.). Время возникновения эпоса.

2. Архаический (8-6 век до н.э.). Время возникновения лирики.

3. Классический (5-4 век до н.э.). Время рассвета древнегреческого театра.

4. Эллинистический (4-1 век до н.э.). Время распространения греческой культуры в другие страны.

Наиболее ранний жанр: эпос («повествование»). Возникает из песен древних бродячих исполнителей, которые исполняли истории (песни) о богах и героях. Неизвестно когда эти песни проявляются, но уже в 13 веке есть упоминания о эпических поэмах.

Самые первые из них были импровизациями. Певцов-сочинителей называли «аэды»(«пою»). Со временем эти тексты стали «застывать» - исполнялись тексты, сочиненные раннее. И уже исполнители этих сформированных текстов – рапсодысшивающий песни»).

Одним из самых знаменитых рапсодов – Гомер. Сегодня есть споры по поводу авторства его песен, но это общепринято. Считается автором 2ух больших поэм – «Иллиада» и «Одиссея». Сформировались приблизительно в 8 веке до н.э.. Имели особое содержание и структуру: огромные тексты, которые исполнялись по памяти, для более лёгкого удержания в памяти применялись приёмы:

- Трафареты ( наборы готовых словосочетаний),

- Использование «каталогов» (огромные перечисления, особенно заметно в «Иллиаде»),

- Развёрнутое описание/сравнение (чисто Гомеровская фишка, помогает «вценить» ситуацию, для невкуривших).

 

Главной темой древнегреческих эпических поэм была Троянская война. Существование такого города было подтверждено, существовал где-то в 13 веке до н.э.. Второе название города «Иллион».

Поэма «Иллиада» делится 24 книги. Описывает события 51 дня из последнего, десятого года осады Трои.

В поэме взаимодействуют боги, герои и люди.

Героями назывались дети богов и людей.

Ахил (Ахилес) – главный герой.

 

Считается что поэма имеет зеркальную композицию (геометрического узора). Песни перекликаются: 1 и 24, 2ая и 23 и т.д, сужаясь к центру.

В целом поэма носит военно-героический характер и этим она отличается от «Одиссеи».

 

«Одиссея» хронологически продолжает «Иллиаду», рассказывает о событиях после Троянской войны. Главный герой – Хиторожо..умный Одиссей. Именно он придумал деревянного коня.

Сюжет в том, что он после войны возвращается домой, но возвращается много лет. Он прогневал бога Посейдона, который и мешает ему нормально прибыть домой.

Пытается помогать Одиссею Афина, но банда Посейдона круче.

Именно в этой поэме первый раз повествование ведётся от лица персонажа. И именно здесь впервые используется приём ретроспекции (обращение к прошлым событиям).

«Одиссея» носит приключенческо-бытовой характер.

 

Общие черты, свойственные всему древнегреческому героическому эпосу:

1. Сложное стихотворное произведение, написанное гекзаметром, повествующее о легендарных или исторических событиях.

2. Имеет место параллелизм действия богов, героев и людей.

3. Аффтар не даёт оценки происходящему, показывает его объективно, с некоторой дистанции.

4. Эпосу свойственен возвышенный стиль, дополненный реалистическими описаниями.

Лирика – от греческого «лирикос» (песня под аккомпонимент лиры). Эпос рассказывал о прошлом, а лирика же повествовала о деяниях современности. В том числе была посвящена чувствам и переживаниям.

Греки пели и сольно и в хоровую.

 

Хоровые песни в первую очередь посвящались богам. Самый знаменитый жанр хоровой песни – гимн (песня в честь бога). Имела специфическое строение. Песня пелась что-бы «просить», но просили очень вежливо: сначала шло обращение с лестными эпитетами, потом вспоминались хорошие деяния этого бога, и только в конце высказывалась какая-то просьба.

К хоровым греческим песням относились и песни обрядовые:

· Свадебная песнь – «Геменей» (о восхвалении новобрачных), и «Эпиталама» (исполнялась у дверей, за которыми прятались новобрачные от надоевших гостей).

· Песни на смерть – «Трен-с».

Долгое время хоровые песни были народные. Но с 7ого века до н.э. появляются профессиональные сочинители песен. Первым считается Алкман. Следом за ним будут: Стесихор, Вакхелид, Пиндар.

 

Сольная лирика. Сочинялась не для обряда, выражала мысли и чувства автора.

Первым и основным поводом было застолье. Одним из самым знаменитым автором был Алкей (6 век до н.э.). Одна из самых знаменитых песен начинается со слов «Будем пить!» (no comment).

Но это не всё так просто – много иносказаний, типа «вино в кубках» - просто радость от жизни.

Вторым важным именем древнегреческой поэзии была Софо (Сопфо), женщина, между прочим. Считалась «царицей любовной» лирики. Давала девушкам образование «мужского типа». Видимо из-за того, что посвящала стихи девушкам (ну, не было никого под рукой больше) идут всякие иносказательные намёки на эту школу (остров, на котором была школа, назывался, кстати, «Лезбос»).

Она (Софо) принесла 3 способа «показывать чувства»:

- через описание телесных переживаний (кстати ничего так писала, судя по примерам, современным «пейсателям» можно поучиться тонкости описания влюблённости, а то прёт всё в стиле «стою на асфальте, в лыжи обутый…То-ли лыжи не едут, то-ли я …»)

- через сравнения с чем-то.

- через «глаза» другого человека.

Третий знаменитый древнегреческий поэт: Анакреон(т) (около 570 – 478 год до н.э.). Самая популярная тема: воспевание радости жизни. Любил писать несерьёзные стихи и воспевать радость жизни, подшучивать над чувствами. Любил переосмысливать и парадировать стихи Алкея и Сопфо.

Позже появиться термин анакреонская лирика – подражание Анакреону.

 

Ямбы – ещё один жанр. Стихи, в которых аффтар кого-то дразнит, обвиняет, ругает. Отдельный пласт поэзии Древней Греции.

Самый знаменитый поэт (НЕ РЖАТЬ!!!) Архилох (Сказал же, НЕ РЖАТЬ!!!).

 

Эпиграмма - третий век до н.э.. «Надпись». Изначально - надпись на предмете в стихотворной форме. Потом отделяется от предмета. Надпись, короткая, красивая.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.