Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краеведческий принцип обучения географии. Учебные экскурсии по географии.






Учебные экскурсии по географии.

 

К 6 классу ученики имеют уже значительный запас знаний об окружающем мире, полученных ими в курсе природоведения. И в последующие годы обучения наблюдения продолжают играть важную роль в пополнении представлений учащихся об окружающем мире. Однако на первое место выдвигаются наблюдения, проводимые под руководством учителя с учетом требований учебной программы по географии. Эти наблюдения проводятся на учебных экскурсиях и характеризуются систематичностью и целенаправленностью.

Собственно, природные и хозяйственные объекты, находящиеся в их естественной среде, становятся средствами обучения только в том случае, если они используются в учебных целях, включаются в учебный процесс для достижения определенного педагогического результата. Например, во время осенней экскурсии, проводимой с шестиклассниками, учитель рассказывает о местности, демонстрирует расположенные на ней объекты, а затем учащиеся по единому плану изучают рельеф, слагающие его горные породы, водоем и т. д. В этих условиях склон речной долины, холм, обнажение горных пород служат средствами обучения.

Значение экскурсий:

1. формируются содержательные и образные представления,

2. повышается интерес и внимание, активизируется восприятие, расширяют кругозор,

3. способствуют усвоению и запоминанию материала,

4. приобретаются навыки работы с приборами,

5. реализуется краеведческий принцип,

6. имеют профориентационное значение,

7. приближают учебный предмет к реальности.

Виды экскурсий:

По характеру – программные и внепрограммные (во внеклассной работе).

Цель – дополнить и конкретизировать учебный материал. Задачи – организовать наблюдение географических объектов и явлений, ознакомиться с местными ландшафтами на их основе, усвоить общие закономерности развития природы, осветить природоохранные вопросы.

Производственная экскурсии способствуют установлению связи между географией и производством, знакомят с местным предприятием, его экономикой и организацией, размещением и экономическими вопросами.

Экскурсии в музеи и на выставки позволяют познакомить с культурой и бытом населения, историей развития края, воспитывают любовь к родному краю.

Организация экскурсий:

Проводятся перед изучением темы или в качестве закрепления материала. Обычно носят смешанный по дидактическим целям характер.

Подготовительный этап проходит на предыдущих уроках и во внеурочное время. Необходима значительная предварительная работа. Класс разбивают на бригады по 5—8 человек. Каждую бригаду обеспечивают необходимым оборудованием, дают конкретное задание, знакомят с порядком его выполнения. Наблюдения учащихся за объектами требуют постоянного внимания учителя к их работе, а иногда и участия в ней.

Учитель заранее готовит материал, карты, проходит маршрут, выбирает остановки, готовит вопросы. Составляет план экскурсии, готовит практические задания. Если экскурсия на предприятие, то предварительно посещает его, договаривается с экскурсоводом, знакомиться с историей предприятия.

Учащиеся повторяют основные географические понятия и термины, знакомятся с методикой изучения, картами района экскурсии.

Проведение экскурсии:

1. проверка готовности, инструктаж по технике безопасности,

2. общая консультация, вводная беседа,

3. работа на участках – сбор материала, описание объектов,

4. итоговая беседа – акцентируются основные цели экскурсии,

5. обработка материалов –домашнее задание–подготовка отчёта, коллекций.

Проводятся преимущественно в учебное время. Комплексные экскурсии проводятся на базе межпредметных свяей (3-5 часов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.