Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Германия – лидер объединенной Европы






 

Из стран «рейнского капитализма» ведущая роль в Евросоюзе принадлежит Германии, занимающей по экономическим показателям 3-е место в мире. В Западной Европе у нее 1-е место по численности населения – 83, 3 млн чел. (2004 г.), 3-е место по территории – 357, 0 тыс. км2. В 2003 г. ее ВВП (по валютным курсам) составил 2400, 6 млрд долл., объем ВВП (по ППС) – 2132, 0 млрд долл., на душу населения – 27, 35 тыс. долл. Германия – мощная промышленная держава: в 2000 г. ее доля в мировом промышленном производстве составляла 6, 42 %. По размерам внешнеторгового оборота (1, 3 трлн долл.) в 2003 г. она лишь немного уступала США (2, 0 трлн долл.), а по размерам экспорта вышла на 1-е место в мире и является одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала.

Эти достижения обеспечены следованием принципам германской модели социально-экономического развития, принятой в конце 40-х годов XX в. с целью как можно быстрее восстановить разрушенную в ходе Второй мировой войны страну. В основу немецкого «экономического чуда» легла система смешанной экономики, являющейся определенным компромиссом между свободным рынком и государственным регулированием экономики. В настоящее время Германия расходует на социальные нужды примерно 30 % своего ВВП.

Не располагая большими запасами полезных ископаемых и благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, ФРГ сумела добиться экономического успеха благодаря использованию достижений научно-технического прогресса. Страна имеет давнюю традицию стимулирования научных исследований в таких отраслях, как химия, оптическая физика, металлургия, машиностроение, медицина и др. В более чем 200 крупных научных центрах занято около 500 тыс. человек.

Достижения в науке дают германским компаниям большие преимущества в конкурентной борьбе. Государство помогает в осуществлении значительной части фундаментальных исследований, поддерживает участие немецких ученых в межгосударственных научных программах в рамках Евросоюза, стимулирует НИОКР в малом бизнесе. По доле затрат на НИОКР в ВВП (около 3 %) и по их абсолютной величине Германия входит в первую пятерку стран мира, при этом более 60 % всех расходов на развитие науки несут частные предприятия. Правда, в период экономических трудностей происходит снижение инвестиционной активности корпораций.

К числу важных факторов создания «экономического чуда» в Германии относят также широкомасштабную послевоенную помощь по американскому «плану Маршалла», высокую квалификацию производственных и научных кадров, активное участие в мировых хозяйственных связях, разумную внутреннюю экономическую политику. В течение ряда лет страна развивалась очень быстрыми темпами, обеспечивая 8, 5 % прироста ВВП в год, в то время как цены оставались стабильными. В этот период сформировались такие понятия, как «немецкое качество», «немецкая работоспособность» и «немецкая ответственность».

Германия первой из развитых стран мира вступила на путь структурных преобразований и создания постиндустриальной экономики. В структуре ВВП снизилась доля материального производства и возросла доля услуг. Сократился выпуск продукции традиционных отраслей – черной металлургии, судостроения, текстильного и швейного производства и увеличилось количество товаров с высокой долей добавленной стоимости. О значении технических преобразований можно судить по изменениям в энергетическом хозяйстве страны. Правительство ФРГ уделяет большое внимание возобновляемым источникам энергии: страна занимает 2-е место в мире по преобразованию солнечной энергии, а в 2004 г. в Германии введена в строй крупнейшая в мире солнечная электростанция.

Производство автомобилей, станков, самолетов, продукции химической и фармакологической промышленности обеспечили рост экспорта, который стал движущей силой германской экономики.

Участие Германии в европейской интеграции потребовало серьезной координации денежной политики, а постепенное открытие экономики для иностранных инвестиций поставило перед страной с ее высоким уровнем заработной платы и развитыми социальными программами непростую задачу сохранения конкурентоспособности своих товаров на мировом рынке.

В этот период резко усилилась концентрация капитала. В современной германской обрабатывающей промышленности 100 крупнейших фирм дают 60 % общего оборота и обеспечивают работой более 50 % всего занятого населения. В химической промышленности продукция концернов «BASF», «Hoechst» и «Bayer» составляет более 30 % продаж отрасли, «Siemens» и «Bosch» производят 20 % продукции электротехнической промышленности, «Daimler-Benz» и «Volkswagen» обеспечивают 15 % производства автомобилей. Компания «Merck» – один из лидеров мирового фармацевтического рынка. Группа «RWE» – 3-я в Евросоюзе энергетическая компания, которая в 2004 г. расширила свой профильный бизнес: она купила активов на сумму более 30 млрд евро, в том числе американскую компанию «American Water Works», «Чешскую газовую компанию» и др.

Наиболее высокая степень централизации капитала достигнута в банковско-кредитной сфере. Среди банков главенствующие позиции занимает Deutsche Bank, претендующий на 1-е место в Евросоюзе. Показательно, что попытка американской корпорации «Citigroup» установить контроль над Deutsche Bank натолкнулась на серьезное сопротивление со стороны германского банка, обеспокоенного негативными политическими последствиями.

Один из ведущих банков Германии Commerzbank планирует перенести управление частью операций в свой дочерний банк в Польше Bre Bank (только услугами интернет-банкинга этого крупного банка пользуются около 670 тыс. клиентов). Предполагается, что Bre Bank будет обслуживать корпоративных клиентов в странах Восточной Европы – одном из приоритетных для Commerzbank регионов.

Иностранные компании также активно внедряются на немецкий рынок. Например, в пивоваренной промышленности главные позиции постепенно захватывают иностранные фирмы-гиганты: на 1-е место в мире вышла бельгийская группа «Interbrew» (с производством 15, 8 млн гл в год), на 2-е – датский концерн «Carlsberg» (8, 4 млн гл в год).

Несмотря на высокую степень централизации капитала и концентрации производства, мелкие и средние фирмы создают около 50 % национального ВВП и обеспечивают более 60 % рабочих мест. Некоторых из них даже стали называть «незаметными победителями». Этот термин вошел в бизнес-лексику после публикации книги немецкого экономиста Г. Симона, в которой описывается деятельность малоизвестных европейских компаний, незаметно завоевывающих весь мировой рынок в своей «нише» («Herbert Kannegiesser», например, выпускает оборудование для промышленной стирки). В основе их успеха – узкая специализация, внедрение передовых технологий, исключительно высокое качество и быстрый рост объемов производства. Автор доказывает, что без таких «победителей» европейской экономике пришлось бы куда хуже.

Конечно, очень многие европейские компании среднего уровня далеко не победители. В 2003 г., например, обанкротились 150 тыс. компаний (это на 10, 7 % больше, чем в 2002 г.), работу потеряли 1, 6 млн человек. Но, несмотря на банкротства, предприниматели продолжают создавать новые фирмы, причем быстрее, чем закрываются старые. Примерно четверть всех семейных промышленных компаний Германии появилась после 1990 г.

Структура экономики Германии (доля в ВВП в 2003 г.):


 

Большие изменения происходят в сельском хозяйстве и в сфере услуг (торговля, транспорт, государственное управление, туризм). Росту значения сферы услуг в национальном хозяйстве способствует социальная направленность государственной экономической политики, активность государства в сфере образования, в охране окружающей среды, медицинском обслуживании, жилищном строительстве, социальном обеспечении.

В экономической стратегии германского правительства развитию внешнеэкономических связей отведена ведущая роль с учетом высокой зависимости состояния экономики от результатов ее участия в мировых хозяйственных связях.


 

Основой внешнеэкономической политики страны является развитие связей со странами Евросоюза (прежде всего с Францией), США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга Африки. Страна стремится стать привлекательной для инвестиций, поэтому правительство предпринимает меры для снижения подоходного налога (сегодня он один из наиболее высоких в мире).

Важное значение для роста экономики имеют и действия, предпринимаемые в социальной сфере, ибо они затрагивают значительную часть работников. В настоящее время обсуждается вопрос об изменении продолжительности трудовой недели. Например, рабочая неделя немецких металлургов и рабочих электротехнической промышленности должна увеличиться с 35 до 40 часов, при этом переработка будет оплачиваться по обычной ставке. Одно из условий перехода на 40-часовую трудовую неделю – наличие высокого квалификационного разряда не менее чем у половины работников. Предприятия, которые не соответствуют этому требованию, могут получить новую квоту, если они проводят НИОКР и внедряют программы развития. Большинство промышленных гигантов заинтересованы в проведении такой реформы.

В 2004–2005 гг. снижен подоходный налог, а также сокращены льготы для безработных (это должно стимулировать скорейшее трудоустройство).

Беспокойство в стране вызывает демографическая ситуация, в частности трудности с воспроизводством населения. В период 1991–2002 гг. ежегодно больше людей умирало, чем рождалось. Однако население страны не только не сокращается, но даже немного растет благодаря иммиграции.

В конце XX в Германия столкнулась с проблемой растущей безработицы при одновременной нехватке высококвалифицированных специалистов (программисты, биотехнологи и др.) и рабочих в непопулярных сферах деятельности. Чтобы придать динамизм экономике, очевидно, потребуется расширение трудовой миграции.

По опубликованным в начале 2005 г официальным данным, постоянной работы не имели свыше 5 млн граждан Германии (это более 12 % населения страны), а по оценкам специалистов, реально безработных в Германии сегодня более 6 млн человек. Такого количества безработных здесь не было с начала 30-х годов XX в.

К числу острых экономических проблем современности относится существование теневой экономики, объем которой достигает 364 млрд евро (это около 17 % ВВП). Наиболее распространено уклонение от уплаты налогов в строительстве и сфере услуг. Так, применение нелегального труда на стройках и при ремонтных работах приняло такие масштабы, что можно говорить о появлении «мафиозных структур» в этой сфере экономики. Правительство пытается исправить ситуацию в 2004 г. оно одобрило законопроект «О борьбе с „черной" занятостью».

Чтобы повысить инвестиционную активность корпораций, германские власти разработали в 2001 г долгосрочную программу развития «Повестка дня 2010». Но, несмотря на некоторые достижения в 2002 г, увеличить долю инновационных расходов в ВВП страны пока не удается.

По мнению аналитиков из экономического института «Ifo», Германии угрожает резкий рост государственного долга (в % ВВП):

1974 г – 17, 7;

2004 г – более 60;

2050 г (прогноз) – 195.

Чтобы смягчить ситуацию, специалисты института рекомендуют увеличить возраст трудящихся для выхода на пенсию до 67 лет и осуществить частичную приватизацию системы медицинского страхования. Однако федеральное правительство заявило, что страна не готова пойти на увеличение пенсионного «порога», поскольку сначала необходимо создать условия для обеспечения занятости пожилых людей. Пока же, в условиях высокой безработицы, это невозможно.

В настоящее время на территории Германии существует три крупных региона – динамично развивающийся Юг, отстающий Север («старые земли») и Восток («новые земли»), различающиеся специализацией хозяйства, соотношением отраслей промышленности, комплексом социально-экономических проблем. Юг – средоточие новых отраслей, производственная база крупнейших концернов, мощный научно-исследовательский и образовательный центр страны. Здесь много университетов, в том числе наиболее престижных. Сюда притекает и значительная часть государственных ассигнований на НИОКР. Север – регион, где выше безработица, больше людей получают социальные пособия. Восток Германии – район небывалого в истории эксперимента: поглощения социалистического хозяйства (развивавшегося в течение 40 лет) капиталистической системой экономики, коренной ломки социально-экономической структуры, переориентации внешнеэкономических связей.

Одной из важных задач правительства страны остается достижение экономического единства. При всех реформах Германия надеется сохранить конкурентоспособность своей продукции и доказать действенность социальной модели рыночного хозяйства, уже более 40 лет обеспечивающей достаток и стабильность в стране.

 

ЯПОНИЯ

В начале XXI столетия политическая жизнь Японии характеризуется бурным процессом перестройки, перегруппировки основных политических сил. Традиционно стоявшая у руля партия – ЛДПЯ – теряет свое влияние и вынуждена образовывать коалиционные правительства, которые не пользуются полным доверием у парламентариев. Политические кризисы следуют один за другим, доверие к государственной власти, как показывают опросы, снижается. Повышению доверия не способствуют реформы, по поводу которых нет согласия в парламенте.

С апреля 2001 года пост премьер-министра занимает Дзюнъитиро Коидзуми. Коидзуми - сторонник здоровых финансов и свободных рынков, его приход во власть ознаменовал начало внесения серьезных изменений в японскую жизнь, с более компактным правительством и большей экономической свободой.

Коидзуми поставил задачу сократить государственные расходы путем сокращения численности государственных служащих. За предстоящие 10 лет их число планировалось уменьшить вдвое.

Дзюнъитиро Коидзуми - консерватор с жилкой радикального реформатора. Как и Германия, говорит он, Япония должна вновь сотворить послевоенное экономическое чудо для того, чтобы выжить в полном конкуренции мире. Но, в отличие от Германии, у дверей Японии стоит Китай. Год за годом японские промышленные предприятия уступают фабрикам Шанхая и Шэньчжэня, а японские магазины наводнили дешевые китайские товары и продукты. Премьер-министр, тем не менее, может указать на мудрые японские корпорации, которые перенесли черновую работу в Китай, а интеллектуальные ресурсы оставили дома – это такие фирмы, как Toyota, и индустрия новых услуг, оживляющих экономику с помощью электронной коммерции, дизайна и популярных на весь мир мультфильмов.

В октябре 2005 года японский парламент одобрил приватизацию почты - главную правительственную реформу начала века. Эта мера является основой экономической стратегии премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, ядром его " структурной реформы". Ранее отказ одобрить эту реформу послужил ему поводом для роспуска палаты и досрочных парламентских выборов, на которых он 11 сентября одержал убедительную победу и упрочил свои позиции.

 

 

В Японии почта - это много больше, чем просто служба для доставки корреспонденции. Японское почтовое ведомство является крупнейшим финансовым учреждением в мире. Оно выполняет функции основной сберегательной кассы страны. Финансы почты кажутся безграничными – ее фонды насчитывают 340 трлн иен (около 3 трлн долларов). Кроме того, японская почтовая служба является основным держателем государственного долга с ценными бумагами на сумму 140 трлн иен (1, 3 трлн). В итоге почта превратилась в гигантскую государственную бюрократическую машину, которая доставляет почту, функционирует как сбербанк и выдает страховку в тысячах отделений по всей стране. Либерально-демократическая партия, находящаяся у власти на протяжении последних 50 лет, использует почту для получения дешевых финансов на госрасходы и для раздачи постов своим сторонникам. Многие почтмейстеры передают свою должность по наследству, и некоторые отделения находятся под руководством одних и тех же семей на протяжении четырех и более поколений.

Партийные боссы в парламенте были крайне расстроены планами Коидзуми. Один из представителей парламента назвал премьер-министра " чудаком".

После внеочередных выборов Коидзуми заявил: " С момента занятия должности (премьера) я продолжаю настаивать на необходимости реформирования таких сфер хозяйства как финансы, налогообложение, ограничение расходов". Он также указал на значительно снижение количества " плохих долгов" в японских банках как на прямой результат действий его кабинета. В череде серьезных реформ приватизация почтовой системы призвана стать первой.

После выборов для Коидзуми наступило настоящее время испытаний. На протяжении последнего десятилетия цены на недвижимость упали, исчезли традиционно пожизненные должности, корпоративная Япония вернулась к получению здоровых прибылей лишь несколько лет назад. Нестабильность мировых финансовых рынков и внутриполитические кризисы и внутрипартийная борьба привели к новым изменениям в политической жизни Японии.

В 2007 году пост премьер министра занимал Синдзо Абэ. При нем Либерально-демократическая партия потерпела внушительное поражение на выборах в верхнюю палату парламента. Баланс сил изменился в пользу оппозиции. Правящий блок смог завоевать лишь 47 мест из 121, в то время как для сохранения большинства, должен был получить минимум 64 мандата. Теперь большинством в Палате советников располагают оппозиционные партии. Они представлены там 139 депутатами против 103 депутатов от правящей коалиции. При этом либерал-демократы получили только 83 мандата вместо 110 до выборов. Выборы половины из 242 членов верхней палаты проходят раз в три года.

Самую многочисленную фракцию в верхней палате в составе 109 депутатов имеет теперь ведущая сила оппозиции - Демократическая партия. Ее руководство уже заявило, что будет пытаться " совершить следующий шаг" - отстранить правящую коалицию от власти. Однако сделать это нелегко, поскольку ЛДП и " Комэйто" имеют более двух третей мест в нижней палате, которая играет ключевую роль при принятии законов и избрании главы правительства. Выборы туда можно не проводить до 2009 года. Но оппозиция надеется путем обструкции в верхней палате постоянно сковывать действия кабинета, подрывать его престиж и в конце концов вынудить премьера пойти на досрочные выборы нижней палаты.

Синдзо Абэ заявил, что намерен продолжать курс на реформы и переломить неблагоприятные для правительства тенденции. В частности, он подчеркнул, что будет особое внимание уделять борьбе с коррупцией. Из-за скандалов вокруг финансовых нарушений его кабинет с сентября потерял трех министров, что стало одной из главных причин возмущения избирателей.

 

 

Таро Асо, сменивший Синдзо Абэ на посту премьера в 2008 году, также не пользовался большой популярностью среди населения. Это показали опубликованные результаты опросов, проведенных тремя общенациональными газетами страны - " Асахи", " Майнити" и " Иомиури". По их данным, уровень поддержки нынешнего премьера снизился за несколько месяцев до 21-22%. Участники опросов указывают на слабые лидерские качества нынешнего премьера и его ошибки, в том числе в бюджетной сфере.

Просчеты премьера вызывали обеспокоенность в правящей Либерально-демократической партии, которую также возглавляет Асо. Влиятельные политики в ней открыто заявляли, что на будущих всеобщих выборах либерал-демократов ждет провал в случае сохранения нынешнего руководства. Правящая партия переживает глубокий кризис, а ее политика в целом катастрофически теряет поддержку. Оппозиция, которая контролирует верхнюю палату парламента, успешно блокирует законодательные инициативы правительства и требует скорейшего проведения выборов в ключевую нижнюю палату.

Прогнозы оправдались. На парламентских выборах 2009-2010 гг. Либерально-демократическая партия потеряла свои позиции. Таро Асо подал в отставку. Его преемникам на посту премьер-министра - Юкио Хатояма и Наото Кану - достался груз довольно серьезных экономических и политических проблем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.