Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация эксплуатации транспорта в строительстве






239. Что влияет на выбор транспортных средств для перевозки строительных грузов?
Транспорт занимает важное место в системе строительного производства, являясь технологическим звеном, связывающим строительные объекты с предприятиями строительной индустрии, карьерами, строительной базой, складами и другими источниками материально-технического обеспечения строительства.
Роль транспорта в строительстве объясняется высокой материалоёмкостью строительного производства, необходимостью в непрерывных поставках строительных грузов. В особенности возрастает роль транспорта, когда в строительстве увеличилась его сборность.
Строительство использует практически все существующие виды транспортных средств – автомобильный, железнодорожный, водный, тракторный, воздушный. Основная нагрузка при перевозках строительных грузов падает на автомобильный транспорт (свыше 80% перевозок), железнодорожный и водный (соответственно 15% и 5%).
На выбор транспортного средства влияют дальность перевозок, характер строительных грузов, местные дорожные и климатические условия (на вновь начинаемых дальних стройках в начальный период строительства, когда отсутствуют постоянные дороги используются автозимники).
Железнодорожный транспорт, имеющий высокую производительность, чаще всего применяют при дальних перевозках (свыше 50 км), учитывая, что железнодорожные тарифы меньше автомобильных.
Водный транспорт при перевозке массовых грузов часто оказывается дешевле железнодорожного, однако нужно учитывать наличие в пунктах приёма грузов причалов и погрузо-разгрузочных средств. Кроме того, приходится учитывать, что в различных регионах водный транспорт имеет сезонный характер работы.
Особенность строительных грузов такова, что часто невозможно выбрать эффективный вид транспорта без надлежащего технико-экономического обоснования.

240. Как классифицируются транспортные средства?
По отношению к строящемуся объекту транспорт в строительстве может быть внешним и внутрипостроечным.
Внешним транспортом доставляются грузы на строительные объекты от поставщиков и со складов либо в зону монтажа, либо на приобъектные склады строительных организаций.
Внутрипостроечный транспорт работает в пределах строительной площадки и предназначен для доставки материалов, конструкций и полуфабрикатов на рабочее место. От правильно выбранного способа перевозок зависит рациональное использование транспортных средств внутри строительной площадки и эффективность использования средств механизации строительно-монтажных работ.
Кроме того, по направлению перемещения грузов внутрипостроечный транспорт может быть вертикальным и гоизонтальным.
Вертикальный транспорт предназначен для подъёма строительных конструкций, материалов и оборудования с помощью различных видов кранов, подъёмников, бетонои растворонасосов, грузовых и грузопассажирских лифтов.
Горизонтальный транспорт осуществляет перемещение аналогичных строительных грузов к рабочим местам либо с транспортных средств, либо с приобъектных складов.

241. Что такое смешанные перевозки? В каких случаях они экономически целесообразны?
При доставке строительных грузов в труднодоступные районы при отсутствии постоянно действующих дорог используются смешанные перевозки. В этом случае в межсезонный период грузы перевозятся от потребителей на железнодорожном транспорте в речные или морские порты, где накапливаются, а с наступлением навигации доставляются водой к месту назначения. Только за счёт таких смешанных перевозок в короткие сроки при сравнительно низких затратах удалось осуществить освоение и строительство Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.

242. В чём особенность железнодорожного транспорта?
Железнодорожный транспорт может быть нормальной (1534 мм) колеи и узкой колеи (600 или 750 мм).
Железнодорожный транспорт нормальной колеи целесообразно применять на строительных площадках в тех случаях, когда поступление основных строительных грузов на строительную площадку производится по железнодорожной сети общего пользования и при этом затраты на устройство временных ответвлений невелики.
Подвижной состав железных дорог располагает значительным парком специальных вагонов для перевозки строительных грузов: цементовозы, битумовозы, вагоны-самосвалы (думпкары) для перевозки сыпучих грузов (песок, щебень, гравий и т.п.), вагоны-хопперы для перевозки строительных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков (известь, цемент, гипс). Заводы строительной индустрии часто арендуют у МПС платформы, оборудуя их для перевозки части своей негабаритной продукции: сборного железобетона, металлоконструкций, строительной техники и другой продукции.
При небольших объёмах грузоперевозок от источников сырья к предприятию или от предприятия к строительной площадке может быть использован железнодорожный транспорт узкой колеи. Устройство узкоколейных путей значительно проще и дешевле, чем нормальной колеи, но эксплуатационные расходы узкой колеи выше, чем нормальной.
Средние расстояния перевозок, при которых целесоообразно применение железнодорожного транспорта: для нерудных материалов – 350 км, цемента – 700 км, металла – 1000 км, лесных грузов – 1500 км.

243. В каких случаях целесообразно использование водного транспорта?
Наиболее целесообразно применение средств водного транспорта в строительных организациях, работающих рядом с водными артериями и имеющими вдоль водоёмов свои производственные предприятия.
На водном транспорте применяют деревянные палубные и трюмные баржи водоизмещением до 400 тонн и металлические – на 500–1500 тонн, используемые для перевозки нерудных материалов, кирпича, сборного железобетона, и крытые трюмные баржи – для перевозки цемента.

244. Какие могут быть варианты доставки грузов на строительные площадки с точки зрения их складирования?
Организации перевозок и монтажа строительных конструкций на строительную площадку может быть организована следующим образом:
- детали и конструкции доставляются на приобъектный склад стройки. В этом случае транспорт быстро освобождается, его производительность повышается, но сокращаются свободные площади склада, затрудняются манёвры монтажного крана, монтажная бригада вынуждена отрываться от основной работы для разгрузки транспорта;
- детали могут доставляться на площадку с последующим монтажом с транспортных средств («с колёс»). При этом исключаются работы по разгрузке и складированию конструкций, улучшаются условия для работы монтажного крана, но такой метод монтажа серьёзно увеличивает время транспортного цикла: тягач простаивает как на площадке в период монтажа, так и на заводе в период погрузки. Когда монтаж элементов производится «с колёс», рекомендуется выбирать такую машину, которая способна сделать с учётом погрузки, перевозки, манёвров один или половину полного рейса за время, необходимое для монтажа перевозимых ею сборных элементов;
- детали на строительную площадку доставляются на прицепных средствах (способ челнока). При этом способе доставки грузов на строительную площадку эффективнее используется тягач, исключается необходимость немедленной разгрузки конструкций, но требуется дополнительное количество прицепов и дополнительные площади для манёвра и размещения прицепов как на строительной площадке, так и на заводах стройиндустрии.

245. Как определить необходимое количество транспортных единиц при доставке грузов на приобъектный склад?
При выборе транспортных средств необходимо стремиться к наиболее полному использованию грузоподъёмности машины:

246. От чего зависит выбор транспортных средств?
Вид транспорта и его количество зависят от рода груза, объёмов и характера грузопотоков, дорожных условий, условий погрузо-разгрузочных работ и других особенностей строительного производства.
Для расчёта необходимого транспорта необходимо знать объём перевозок, грузооборот и грузопоток.
Объём перевозок – это количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах на единицу времени.
Грузооборот – это объём транспортной работы в тонно-километрах за определённый промежуток времени (месяц, квартал, год).
Грузопоток – это часть грузооборота в определённом направлении.
По данным о грузообороте и грузопотоках разрабатывают-ся варианты рационального использования транспорта. При разработке проекта производства работ потребность в транспортных средствах определяют следующим образом:
- выявляют потребность в перевозках (в физических объёмах);
- составляют схемы грузопотоков;
- рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам строительных грузов;
- составляют транспортный график завозки материалов (или заявку на автотранспорт).

247. Какие требования предъявляются при перевозке строительных грузов?
Положение конструкций на транспортных средствах и способы их опирания должны быть выбраны таким образом, чтобы при их транспортировке в материале конструкций не возникало перенапряжение. Перевозить сборные железобетонные конструкции следует, как правило, в рабочем положении: вниз плоскостью, наиболее насыщенной арматурой. При проектировании конструкций в схеме расчёта обязательно должен присутствовать расчёт, связанный с транспортировкой конструкций.
Внешние габариты грузового автопоезда не должны превышать габаритов, предусмотренных правилами движения по дорогам России: высота грузов не более 3, 8 м, ширина не более 2, 5 м, длина автопоезда не должна превышать с одним прицепом или полуприцепом 20 м, с двумя или более прицепами – 24 м.

248. Какие организационные формы эксплуатации транспортных средств известны в строительстве?
В доперестроечный период в России во всех крупных регионах существовали специализированные автотранспортные тресты, которые в местах сосредоточенного строительства располагали автобазами, заводами по ремонту автотранспорта и объединёнными хозяйствами по эксплуатации железнодорожного транспорта, связанного с подачей строительных грузов по подъездным железнодорожным путям. Кроме того, строители, там где не было предприятий строительного автотранспорта, пользовались услугами автотранспорта общего пользования.
С переходом к рыночной экономике большинство автобаз бывших транспортных трестов, сохранив свою специализацию, стали акционерными предприятиями, различающимися между собой по характеру собственности и правовому положению. Эти предприятия по-прежнему состоят из автоколонн, ремонтных подразделений, профилакториев для автомобильной техники, поскольку сосредоточение транспортных средств в крупных подразделениях позволяет значительно повышать эффективность использования автотранспорта, снижать себестоимость перевозки строительных грузов, улучшать техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Все правовые отношения между строителями и автотранспортными службами регламентированы в долгосрочных договорах между этими организациями.
Выделение транспорта строительно-монтажным организациям и предприятиям стройиндустрии осуществляется по количеству и видам автотранспортных средств в соответствии с недельно-суточным графиком, согласованным диспетчерскими службами строительно-монтажных и транспортных организаций.
Строительные организации, в соответствии с договором с транспортными организациями, обязаны содержать в проезжем состоянии подъездные пути к строительным площадкам, иметь в нужном объёме разгрузочные средства, необходимые фронты погрузки и выгрузки строительных грузов, обеспечивающие своевременную и безопасную разгрузку прибывающих грузов.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

249. Что такое планирование строительного производства?
План – это заранее намеченный порядок работы, последовательность осуществления программы действий строительного подразделения.
Главной задачей планирования в строительстве является своевременное обеспечение потребностей региона, области, района, города, отдельных государственных, общественных, кооперативных, акционерных и частных предприятий в основных фондах в виде зданий и сооружений, возводимых в соответствии с договором (контрактом) между подрядчиком и заказчиком.

250. На базе каких принципов должно осуществляться планирование строительного производства?
Планирование строительного производства должно осуществляться на основе таких принципов, как конкретность, стабильность, непрерывность, демократичность, директивность.
Конкретность планирования предусматривает учёт реальных возможностей и условий, при которых должны реализовываться намеченные к выполнению планы. Эти планы требуют тщательных обоснований и в полном объёме должны быть обеспечены проектной документацией, материальными и трудовыми ресурсами, полным финансированием.
Стабильность планирования должна реализовываться в неизменности плановых заданий, в результате чего основные положения плана работ должны быть незыблемы в течение всего планового периода. Любое изменение плана вызовет обязательную перестройку производства, переброску людей и техники с объекта на объект, перераспределение материальных ресурсов, что неизбежно приведёт к дополнительным затратам, потерям рабочего времени, увеличению продолжительности строительства и, в конечном счёте, к его удорожанию.
Непрерывность планирования означает, что сами планы по времени, как и сам процесс строительного производства, должны быть непрерывными. Исполнитель должен владеть не только текущим планом, но и иметь чёткое представление о предстоящих работах и желательно на длительную перспективу.
Демократичность планирования должна проявляться в широком обсуждении планов на всех уровнях строительных организаций, которые должны принимать участие в его реализации.
С момента принятия плана вступает в силу принцип директивности планирования, когда планы становятся обязательными для всеобщего выполнения.

251. Каково назначение и каковы основные направления разработки производственно экономических планов строительных организаций?
Производственно-экономические планы являются программой деятельности строительно-монтажных организаций и их подразделений на определённый период времени. В процессе разработки этих планов определяются задачи, выполнение которых должно обеспечить ввод объектов в установленные сроки и увеличить прибыль строительной организации.
Планы производственно-экономической деятельности – это основные документы в управлении строительным производством. На их основе оценивают результаты деятельности строительных подразделений и их производственных единиц.
Основные направления разработки производственных планов:
– ввод в действие производственных мощностей, объектов, сооружений, жилых домов, объектов социального назначения и др.;
– назначение объёмов работ, подлежащих выполнению в соответствии с договорами подряда на пусковых объектах планируемого года;
– задание по выполнению объёмов работ на задельных объектах.
На основе производственных планов разрабатываются соответствующие планы по техническому развитию производства, по труду и заработной плате, по материально-техническому снабжению, прибыли, социально-культурному развитию коллектива, что в целом составляет производственно-экономический план строительно-монтажного подразделения.
Характерной чертой планирования в строительных организациях является наличие системы планов в зависимости от заключённых контрактов, рассчитанных на периоды различной продолжительности и охватывающие строительное производство в различных масштабах.

252. В чём различие перспективных, текущих и оперативных планов строительных организаций?
Производственно-экономические планы строительных организаций могут быть долгосрочными, текущими и оперативными.
Задача перспективных планов – наметить цели производства в соответствии с поступившими долгосрочными заказами и потребностями региона в строительной продукции и определить общий порядок в достижении намеченных целей.
Текущие планы рассчитываются на один-два года, детально прорабатываются в строительной организации или её подразделениях. Основной особенностью этих планов является их обязательная увязка с производственной мощностью строительной организации и её подразделений, включая участки и бригады, а также увязка с технологией и организацией работ, благодаря чему такой план становится реальным.
Оперативные производственные планы разрабатываются как для уровня строительного треста, СМУ, так и для производственных участков и даже крупных бригад. Основой для разработки оперативных планов являются текущие планы и проекты производства работ. На основе оперативных планов разрабатываются диспетчерские графики недельно-суточного планирования.

253. Что такое капитальные вложения?
Особенностью планирования капитального строительства является формирование этих планов в два этапа: на первом этапе распределяются капитальные вложения, на втором – планируется деятельность строительной организации по освоению этих капитальных вложений с конечной целью – сдачей готовых объектов в эксплуатацию.
Капитальные вложения – это денежные средства, направляемые на создание новых и реконструкцию действующих основных фондов. Капитальные вложения овеществляются в зданиях и сооружениях, вводимом в действие оборудовании.

254. По каким признакам выделяются капитальные вложения?
Плановое выделение капитальных вложений на перспективное планирование может осуществляться по следующим признакам:
– по территориальному, когда размещение производительных сил планируется с учётом необходимости преимущественного развития отдельных экономических районов (например, Западная Сибирь, Дальний Восток и т.п.);
– по отраслевому, когда капитальные вложения планируются по отдельным отраслям народного хозяйства с преимущественным выделением производств, развитие которых определяют основные направления научно-технического прогресса (машиностроение, электроника, нефтехимия и т.п.);
– по сравнительной эффективности нового строительства, реконструкции и перевооружения. Реконструкция позволяет значительно снизить затраты на строительство с одновременным улучшением условий производства, повышением качества продукции и сокращением продолжительности строительства.
– по готовности объектов, когда в первую очередь и в полном объёме выделяются средства на объекты, подлежащие к вводу в плановом периоде.
– по соблюдению норм продолжительности строительства. В этом случае выделяемые на календарный год капитальные вложения должны быть не меньше, чем указанные в нормах продолжительности строительства.

255. Состав и назначение титульных списков стройки. С какой целью и кто их разрабатывает?
На основе планов капитального строительства, наличия сметной документации, в соответствии с нормами продолжительности строительства заказчиком разрабатывается титульный список стройки.
Титульный список стройки – это перечень объектов, строящихся в течении установленного периода времени. Он включает в себя следующие данные: наименование и место нахождения стройки, год начала и окончания строительства, объёмы капитальных вложений, строительных и монтажных работ по годам и на весь период строительства, сроки ввода в действие производственных мощностей и основных фондов.
На основании титульных списков строек ежегодно по каждой стройке заказчик составляет внутрипостроечный титульный список, в котором конкретизируются подлежащие к выполнению объёмы работ.
Титульный список стройки составляется на весь период строительства, и он должен быть неизменным документом во времени.
Значение внутрипостроечных титульных списков заключается в том, что они служат средством увязки планов капитальных вложений с планами деятельности строительных организаций.
Объекты, включаемые во внутрипостроечные титульные списки, группируются по четырём разделам:
– объекты производственного назначения;
– объекты жилищного строительства;
– объекты культурно-бытового строительства;
– объекты материально-технической базы строительства, возводимые за счёт средств, предусмотренных сметой данной стройки.

256. На какие группы подразделяются объекты, включаемые во внутрипостроечные титульные списки?
Все объекты, включаемые во внутрипостроечные титульные списки, подразделяются на три группы:
– пусковые, подлежащие к вводу в эксплуатацию в плановом году;
– переходящие, начало и окончание строительства которых лежит вне планового периода;
– задельные, строительство которых начинается в плановом году, а сдача их в эксплуатацию планируются в последующие годы.


257. Какие требования предъявляются к планам строительного производства?
К планам строительного производства должны предъявляться следующие требования:
– плановые задания должны учитывать конкретные условия деятельности строительных организаций: нельзя осуществлять планирование от так называемого достигнутого уровня;
– планы строительных организаций должны быть напряжёнными; это означает, что планируемый объём работ намечается произвести без увеличения численности работников и без прироста производственных фондов, только за счёт интенсивных факторов: роста производительности труда, улучшения использования строительных машин, экономии и лучшей сохранности строительных материалов;
– планы должны соответствовать производственным мощностям строительных организаций. Под мощностью строительной организации понимается максимально возможный годовой объём строительно-монтажных работ, выполняемый строительно-монтажной организацией собственными силами, при условии полного использования находящихся в её распоряжении материальных и трудовых ресурсов, строительных машин и механизмов.

258. Какое назначение годовых планов подрядных работ?
Главными задачами годовых планов работ строительно-монтажной организации является уточнение заданий перспективных планов и формирование годовой программы работ в соответствии с реализацией заключенных контрактов с заказчиками.
Показатели годового плана подрядных работ конкретизируются в годовых производственно-экономических планах (стройфинпланах), представляющих собой комплексную программу производственно-хозяйственной деятельности строительной организации. При разработке стройфинплана должны учитываться договора подряда и субподряда, внутрипостроечные титульные списки, календарные и сетевые графики производства работ.

259. С какой целью разрабатывается стройфинплан строительно монтажной организации?
Производственно-экономический план (стройфинплан) – основной годовой плановый документ первичной строительной организации, в котором устанавливаются плановые показатели производственной и хозяйственной деятельности этого строительного подразделения.
Стройфинплан разрабатывается каждой строительной организацией, находящейся на самостоятельном балансе, и ориентирует её на максимальное использование внутренних резервов производства.
Стройфинплан основывается на экономическом анализе производственной деятельности строительного подразделения и на его основе осуществляется плановое руководство стройкой, организуется материально-технической снабжение, обеспечивается плановое распределение трудовых и денежных затрат.
В соответствии со стройфинпланом строительно-монтажная организация разрабатывает квартальные и месячные задания, ход выполнения которых контролируется руководством строительного подразделения.
Стройфинплан разрабатывается под непосредственным руководством начальника или главного инженера строительной организации.

260. Из каких разделов состоит стройфинплан?
Стройфинплан строительного подразделения состоит из:
– плана строительного производства (плана выпуска готовой строительной продукции);
– плана технического развития и повышения эффективности строительного производства;
– плана работы строительных машин;
– плана по труду;
– плана материально-технического обеспечения и комплектации;
– плана работы подсобных производств;
– плана собственных капитальных вложений;
– сводной сметы накладных расходов;
– плана по прибыли и себестоимости строительно-монтаж-ных работ;
– плана образования и использования фондов экономического стимулирования;
– плана социального развития коллектива;
– баланса доходов и расходов строительной организации (финансовый план).

261. Какие плановые показатели отражаются в плане строительного производства?
В составе плана строительного производства отражаются следующие плановые показатели:
– задание по вводу в действие производственных мощностей, объектов и сооружений. Этот показатель является важнейшим, поскольку именно он фиксирует конечную цель строительства;
– отдельные конструктивные элементы, для получения которых проводятся строительно-монтажные работы, являться готовой строительной продукцией не могут, но без их выполнения невозможен и выпуск готовой строительной продукции. Поэтому для промежуточного учёта планируется выполнение физических объёмов работ.
При планировании различают объёмы работ, выполняемые собственными силами строительной организации, и общий объём работ, выполняемый совместно с субподрядными организациями.
Объём подрядных работ является валовым показателем, которым пользуются при определении потребности в материально-технических, трудовых и других ресурсах.

262. С какой целью разрабатываются планы технического развития и эффективности производства строительной организации?
План технического развития и повышения эффективности строительного производства представляет собой комплекс научных, технических, организационных и хозяйственных мероприятий, разрабатываемых для повышения организационно-техни-ческого и социально-экономического уровня строительства, выполнения плановых заданий при наиболее рациональных затратах труда, материально-технических и финансовых ресурсов при высоком качестве строительных и монтажных работ.
В составе плана технического развития можно выделить следующие основные направления:
– повышение уровня сборности зданий и сооружений; увеличение степени заводской готовности конструкций и деталей; освоение новых, прогрессивных зданий и сооружений; дальнейшее укрупнение деталей и конструкций;
– применение новых конструкций и материалов, приводящих к снижению веса здания и уменьшению трудовых затрат;
– внедрение в производство новых прогрессивных технологических решений, передовых методов механизации и автоматизации технологических процессов, облегчающих труд рабочих;
– совершенствование методов организации труда и управления; осуществление мероприятий по закреплению кадров;
– совершенствование экономической работы, включая мероприятия по совершенствованию хозрасчётных отношений внутри строительной организации и с её смежниками;
– улучшение организации материально-технического снабжения, комплектации, хранения и использования материалов; улучшение использования автотранспорта;
– развитие рационализации и изобретательства;
– осуществление мероприятий по улучшению качества строительства.

263. Какие исходные документы необходимы при разработке плана работы строительных машин?
Основные задачи плана работы строительных машин заключаются в определении плановой потребности в строительных машинах в соответствии с объёмами строительно-монтажных работ, в расчёте плановых показателей эффективности использования машин, в определении планового размера затрат, связанного с механизацией строительных работ.
Исходными документами и данными для разработки плана работы строительных машин являются:
– ведомости физических объёмов работ, полученные при разработке плана строительного производства;
– проекты организации строительства и проекты производства работ, где приняты основные решения по механизации строительных работ;
– сведения о мероприятиях по механизации работ, принятых в плане технического развития и повышения эффективности строительного производства;
– данные о наличии парка машин в строительной организации на начало планируемого года;
– отчётные данные об уровне использования строительных машин в предплановом году;
– планово-расчётные цены на работу строительных машин.

264. Как определяется плановая потребность машин?
Плановая потребность строительных машин определяется по каждому виду механизированных работ:

Годовой режим работы строительной машины должен соответствовать количеству дней, в течение которых машина должна работать на строительной площадке (из общего количества дней в году вычитаются выходные и праздничные дни, время нахождения машины во всех видах ремонтов, определяемых «Инструкцией по проведению планово-предупредительных ремонтов строительных машин»).
Годовое количество смен работы машины определяется как

После определения потребного количества машин для каждого вида механизированных работ эта величина сравнивается с количеством машин, находящихся в строительной организации, и при необходимости ставится вопрос об увеличении парка машин.

265. Как разработать план по труду строительной организации?
Основной задачей разработки плана по труду для строительной организации является определение численности её работников, обоснование задания по росту производительности труда в этой организации и расчёт ожидаемого фонда заработной платы на планируемый период. При разработке плана по труду должно быть соблюдено главное условие – рост производительности труда должен опережать рост заработной платы.
Основой разработки плана по труду являются:
– производственная программа строительной организации на планируемый период;
– план технического развития и повышения эффективности производства;
– плановые нормативы труда и заработной платы.
Производительность труда – это количество продукции, производимое за определённый период времени одним работником. Общепринятым измерителем уровня производительности труда является выработка – количество времени, затраченное на выполнение единицы строительных или монтажных работ в м3, м2, шт.
При определении производительности труда в генподрядном подразделении учитываются только те работы, которые выполняются собственными силами строительной организации.
Для планирования и учёта производительности труда в строительстве принят показатель стоимостной выработки – объём строительно-монтажных работ, приходящийся на одного работающего, занятого в выполнении строительных работ в планируемом периоде. Стоимостной показатель производительности труда позволяет только обобщённо её измерять по различным видам строительно-монтажных работ, осуществлять сводное планирование и увязку плана по производительности труда с другими разделами плана. Однако следует иметь в виду, что показатель производительности труда в стоимостном выражении зависит от уровня цен на строительные материалы, топливо, энергоносители, что приводит к тому, что величина выработки может значительно изменяться.
На производительность труда оказывает влияние ряд факторов: применяемые в проекте прогрессивные решения, увеличение заводской готовности сборных конструкций, повышение уровня комплексной механизации, применение эффективных материалов, механизмов, инструмента, улучшение организации производства, труда и управления.
Исходной величиной для расчёта показателей плана по труду служат затраты труда, необходимые для выполнения запланированных объёмов работ. Величина затрат труда определяется, исходя из физических объёмов работ, подлежащих к выполнению в планируемом периоде в соответствии с ведомостью объёмов работ.
По годовым затратам труда на программу строительно-монтажных работ определяется количество рабочих, необходимых для выполнения планового задания:

Планируемое количество выходов на одного рабочего в плановом году устанавливается из расчёта баланса рабочего времени, когда из общего количества календарных дней в году (365) исключаются выходные и праздничные дни, усреднённые невыходы на работу по причинам очередных и дополнительных отпусков, усреднённые дни выполнения государственных обязанностей (работа в суде, военкомате и т.п.), целодневные простои из-за непогодных условий, неоплачиваемые отпуска с разрешения администрации и т.п.
В среднем количество выходов на работу одного трудящегося составляет 230 236 дней в году.

Кроме численности рабочих, занятых непосредственно на прямых строительно-монтажных работах, необходимо учесть потребность в рабочих кадрах для подсобных производств и в обслуживающих хозяйствах, для выполнения работ за счёт накладных расходов, оказания услуг субподрядным организациям и прочее (см. вопрос 185).

266. Какие работники строительной организации относятся к административно-управленческому и линейному персоналу?
Численность инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала определяется на основе штатных расписаний, представляющих списки должностей с указанием количества штатных единиц в зависимости от вида организации и объёма выполняемых строительно-монтажных работ. Штатные расписания для строительных организаций могут составляться по типовым структурам, в которых устанавливается как количество инженерных работников, занимающих должности в аппарате строительной организации, так и непосредственно на производстве (на линии).
К административно-управленческому персоналу относятся работники, выполняющие функции, связанные с деятельностью строительно-монтажной организации в целом: руководители организации, начальники и работники отделов аппарата управления, отдельные специалисты, подчинённые непосредственно руководителям организации.
К линейному персоналу относятся работники, выполняющие функции, связанные непосредственно со строительством объектов: начальники участков, прорабы, мастера, нормировщики, механики участков, кладовщики, табельщики.
Годовой фонд заработной платы устанавливается в денежном и процентном выражении от годового объёма работ, выполняемых собственными силами строительной организации. Этот фонд распределяется по участкам руководителем организации.

267. Как разрабатывается план материально-технического обеспечения строительной организации?
Прежде всего необходимо иметь в виду при разработке плана материально-технического обеспечения, что этот план должен быть обязательно сбалансированным (выделенные ресурсы на программу года должны соответствовать потребностям строек), обеспечивать комплектность поставок, возможность концентрации материальных ресурсов на пусковых стройках.
При разработке плана материально-технического обеспечения строек на годовую программу необходимо выполнить следующее:
– определить потребность в материально-технических ресурсах, исходя из физических объёмов работ;
– определить источники получения материальных ресурсов и организации, которые будут осуществлять эту поставку;
– организовать поставки этих ресурсов путём заключения соответствующих договоров и контрактов; организовать систему комплектации материальными ресурсами;
– обеспечить режим экономии ресурсов путём учёта и контроля за их расходованием.
При определении потребностей в ресурсах пользуются либо рабочей документацией, либо укрупнёнными сметными нормами, содержащими показатели расхода материалов, либо, наконец, средними плановыми нормами расхода материалов на 1 млн руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ для строек различных отраслей народного хозяйства.
Основой для разработки плана материально-технического обеспечения служат схемы технологических комплексов и объектов, комплектовочно-технологические карты, сводные комплектовочные ведомости, календарные и сетевые графики строительства.
При определении материальной потребности строек необходимо учитывать снижение материальных затрат в соответствии с планами технического развития и повышения эффективности производства.

268. Что такое план работы подсобных производств?
Как правило, подавляющее большинство строительных материалов и полуфабрикатов поступает на стройки централизованно, однако не всегда исключается возможность их приготовления либо непосредственно на строительной площадке, либо на производственной базе строительной организации.
По ряду организационных, экономических или технологических причин (отдалённость от основных строительных баз, необходимость обеспечения непрерывности технологического процесса, наличие местного дешёвого сырья) в строительных организациях целесообразно создание на строительной площадке или на собственной производственной базе временных бетонных и растворных узлов, небольших полигонов для подкомплектовки сборными изделиями, различных механических, арматурных и других мастерских.
Для организации деятельности этих производств необходимо разработать планы их работы, целями которых являются:
– достижение максимальной загрузки этих производств;
– строгое нормирование расхода материалов и трудовых затрат при изготовлении строительной продукции;
– контроль за количеством и качеством выпускаемой продукции;
– снижение её стоимости.
При планировании выпуска собственной продукции необходимо разработать калькуляции стоимости по всем видам этой продукции.

269. Что такое план собственных капитальных вложений? Какие источники финансирования могут быть использованы строителями для реализации этого плана?
Для развития собственных производственных мощностей строительная организация может использовать капитальные вложения, которые носят название собственных капитальных вложений и могут быть направлены на новое строительство предприятий строительной базы, расширение и реконструкцию действующих производств, приобретение новой техники, замену морально устаревших машин и оборудования, внедрение мероприятий по плану технического развития и повышения эффективности производства, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся, финансирование других мероприятий в соответствии с планом социального развития коллектива.
Источниками финансирования собственных капитальных вложений могут быть:
– ассигнования из фондов развития производства, социаль-но-культурных мероприятий и жилищного строительства, образуемые в строительных организациях от результатов их деятельности;
– кредиты банков на внедрение новой техники;
– средства, предусмотренные заказчиком на развитие производственной базы, заложенные в его смете на строительство заказанных объектов, учтённые в договорной цене и контракте;
– государственные и муниципальные вложения в развитие производственной базы (теперь уже крайне редко).
Осуществляя строительство объектов за счёт собственных капитальных вложений, строительная организация выступает одновременно в качестве подрядчика и заказчика (в том случае, если она не передаёт это строительство на подряд другой строительной организации).

270. Для чего составляется сводная смет накладных расходов на программу года?
Сметная стоимость строительно-монтажных работ по конкретному объекту по своему экономическому содержанию состоит из прямых затрат, накладных расходов и плановых накоплений (сметной прибыли).
Наибольшую часть издержек строительного производства составляют прямые затраты, определяемые на основе физических объёмов работ по данному объекту. В состав прямых затрат входит основная заработная плата рабочих, стоимость материалов, деталей и конструкций, расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов, транспортные расходы.
Накладные расходы в строительстве связаны с созданием необходимых условий для организации, управления и обслуживания строительного производства, и совместно с прямыми затратами эти расходы составляют сметную стоимость строительно-монтажных работ.
За счёт накладных расходов производятся устройство, ремонт и разборка мелких временных нетитульных сооружений и приспособлений (ограждений, козырьков), ремонт противопожарного инвентаря, установка бытовок, работы по благоустройству строительных площадок (устройство и содержание временных дорог, очистка от мусора, снега, наледи), разработка проекта организации строительства, испытание строительных машин, некоторые экспериментальные работы и проч.
Накладные расходы включают четыре группы затрат:
– административно-хозяйственные расходы;
– расходы по обслуживанию рабочих;
– работы по организации и производству работ;
– прочие накладные расходы.
Затраты труда на работы, производимые за счёт накладных расходов, определяются в процентах от затрат труда на основные строительно-монтажные работы. До 90-х годов размер затрат на накладные расходы регламентировался СНиПом для работ различных министерств (от 17 до 25%); в настоящее время размер накладных расходов устанавливается контрактом между сторонами, участвующими в строительстве объекта.
Составленная на программу года смета расходования накладных расходов в строительной организации позволяет прогнозировать расходы, необходимые для организации строительства.

271. Что такое прибыль строительной организации? За счёт чего формируется эта прибыль?
Прибыль – это такая экономическая категория, которая характеризует величину доходов строительной организации от результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Правильное использование прибыли в качестве одного из основных показателей производственно-хозяйственной деятельности позволяет сочетать экономические интересы общества с интересами организации и отдельных её работников.
Прибыль идёт на развитие строительной организации, образование фондов экономического стимулирования, пополнение собственных оборотных средств. Из прибыли осуществляется плата за производственные фонды и кредиты банка.
За счёт прибыли возмещаются необходимые плановые затраты; подготовка кадров, возмещение убытков жилищно-ком-мунальных затрат, производятся отчисления в фонд науки и техники.
Прибыль в строительных организациях формируется за счёт плановых накоплений и снижения себестоимости строительно-монтажных работ в результате экономии трудовых и материальных ресурсов.
Формирование прибыли в строительных организациях является сложным процессом. В строительстве прибыль от сдачи работ характеризуется двумя особенностями:
– прибыль формируется за весь период строительства объекта, поэтому она является экономическим результатом работы не только в текущем году, но и в предплановые годы;
– прибыль формируется не как общий результат деятельности строительной организации, а пообъектно. Это создаёт необходимость организации пообъектного учёта затрат на каждом строящемся объекте.
Экономия по переходящим объектам при подведении итогов года расценивается как нереализованная прибыль в составе незавершённого строительства, как промежуточный результат работы строительной организации на каждом объекте. Считать нереализованную прибыль окончательным результатом работы рискованно, поскольку последующая работа может серьёзно уменьшить промежуточный результат.
Фактически прибыль строительной организации в современных условиях определяется как разница между договорной ценой и фактической себестоимостью строительно-монтажных работ. При этом договорная цена определяется заказчиком и подрядчиком с участием проектной организации и субподрядчиков.
Если фактическая стоимость строительства превысит договорную цену, разница между ними относится на результаты финансово-хозяйственной деятельности соответствующих подрядных и субподрядных организаций.
План по прибыли разрабатывается одновременно, но раздельно с планом снижения себестоимости строительно-мон-тажных работ. Исходными материалами для разработки плана по прибыли и себестоимости служат соответствующие разделы планов: производственная программа, план технического развития, планы механизации строительных работ, план по материально-техническому обеспечению строительства, по труду и кадрам и др.
Плановая себестоимость строительно-монтажных работ определяется путём расчёта общей суммы затрат на производство работ, включая накладные и прочие затраты.
На снижение себестоимости работ оказывают влияние многие факторы, в том числе;
– применение более эффективных строительных машин и их полное использование; снижение затрат на эксплуатацию машин и снижение других эксплуатационных расходов;
– повышение сменности работ, совершенствование работы транспорта и снижение транспортных расходов; внедрение прогрессивных технологий и способов производства работ; улучшение контроля за качеством работ;
– совершенствование управления строительством за счёт специализации и укрупнения строительных организаций; сокращение потерь рабочего времени, уменьшение текучести кадров;
– снижение норм расхода материалов; сокращение потерь материалов и конструкций при транспортировке и хранении; снижение складских расходов и др.

272. Как формируется план образования и использования фондов экономического стимулирования?
Экономическая заинтересованность каждого работника и всего коллектива строительно-монтажной организации в улучшении качественных показателей работы – важное условие повышения эффективности производства. Для реализации этой заинтересованности и расширения прав строительных организаций существуют специальные фонды экономического стимулирования работников в виде дополнительного материального поощрения, различных социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства. Эти фонды в значительной своей части создаются за счёт прибыли, остающейся в распоряжении организации после отчислений в бюджет и уплаты процентов за банковский кредит.
Строительная организация заинтересована в получении максимального размера прибыли. При максимальном использовании производственной мощности строительного подразделения, при неизменных производственных фондах, слаженной организации строительного производства, при высоком качестве работ и недопущении перерасхода материалов увеличивается расчётная прибыль и соответственно увеличиваются размеры фонда экономического стимулирования.

273. Как формируется план социального развития коллектива?
Коллектив любой организации, в том числе и строительной, является первичной производственной и социальной ячейкой общества. Строительная организация, выполняя производственное задание, работает в конкретных условиях, её коллектив состоит из трудящихся разного возраста, квалификации, уровня образования, семейного положения. Здесь складываются взаимоотношения людей, с различными жилищными и культурно-бытовыми условиями, влияющими на социальный климат в коллективе и на другие обстоятельства.
Необходимость планирования социального развития коллектива диктуется тем, что социальные мероприятия оказывают существенное воздействие на производственно-хозяй-ственную деятельность.
Планы социального развития коллектива представляют материально обеспеченную в финансовом отношении систему мероприятий, направленных на планомерное развитие социальной жизни коллектива. Эти планы преследуют цели прежде всего повышения эффективности производства, роста производительности труда, воспитания в коллективе уважительного отношения к труду своих товарищей.
Основные показатели плана социального развития коллектива включаются в коллективный договор, заключаемый ежегодно администрацией строительного подразделения с трудовым коллективом.
План социального развития коллектива может иметь следующие направления:
– совершенствование социальной структуры коллектива, повышение общеобразовательного, профессионального и технического уровня работников: сокращение и ликвидация тяжёлого и вредного труда, повышение квалификации и общеобразовательного уровня трудящихся, сокращение текучести кадров, создание условий для формирования стабильного трудового коллектива;
– улучшение условий труда: улучшение санитарно-гигие-нических условий, сокращение производственного травматизма, заболеваемости, организация медицинского обслуживания, организация перевозок на работу, улучшение режима питания на строительной площадке и др.;
– улучшение материального положения, жилищных и бытовых условий трудящихся: совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных условий, организация баз отдыха и др.;
– удовлетворение потребностей духовного и физического развития членов коллектива: развитие изобретательства и рационализации, экономическая учёба, развитие физкультуры и спорта;
– развитие общественной активности трудящихся: вовлечение коллектива в общественные формы управления производством, повышение дисциплины труда, искоренение нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка.
Мероприятия плана социального развития коллектива могут финансироваться за счёт следующих источников:
– средств строительной организации (фонды экономического стимулирования, накладных расходов, средств жилищно-коммунального хозяйства);
– средств социального страхования;
– средств профсоюза и других общественных организаций;
– ссуд банков.

274. С какой целью составляется финансовый план строительной организации (баланс доходов и расходов)?
Финансовый план строительной организации (баланс доходов и расходов) является отражением производственно-хозяй-ственной деятельности коллектива в стоимостной форме.
Разработкой баланса доходов и расходов достигается решение следующих задач:
обеспечение строительной организации денежными ресурсами, необходимыми для её производственно-хозяйственной деятельности;
– выявление резервов и мобилизация ресурсов строительной организации с учётом рационального использования производственных мощностей, трудовых ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств;
– определение финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками, а также с вышестоящими организациями и субподрядчиками.
Финансовый план строительной организации должен иметь следующие разделы:
1. Доходы и поступление средств: балансовая прибыль от сдачи работ, выручка от реализации выбывшего или излишнего оборудования и другого имущества; поступления от вышестоящих организаций; поступления от амортизационных отчислений; поступление средств за квартирную плату и содержание детей в дошкольных учреждениях (если жилой фонд и детские учреждения находятся на балансе строительной организации) и др.;
2. Расходы и отчисления средств: расходы на капитальные вложения; на прирост нормативов собственных оборотных средств; отчисления на образование фондов экономического стимулирования; убытки жилищно-коммунальных хозяйств, затраты на капитальный ремонт основных фондов; расходы на подготовку и повышение квалификации кадров; содержание детских учреждений; отчисления вышестоящим организациям и др.;
3. Кредитные взаимоотношения: в этом разделе финансового плана определяется порядок получения и погашения кредитов, порядок уплаты процентов за пользование банковским кредитом.
Финансовый план утверждается руководителем строительной организации, главным бухгалтером и начальником планового отдела.

275. С какой целью организуется оперативное планирование строительно-монтажных работ?
В процессе строительного производства любые решения руководства, связанные с реализацией проекта, сводятся к установлению календарных режимов выполнения работ. При составлении планов на длительный период работы невозможно учесть все факторы, которые могут возникнуть в период, непосредственно предшествующий началу работ. Но по мере приближения к намеченным срокам выполнения тех или иных работ информированность о конкретной ситуации на стройке непрерывно возрастает.
Конкретные задачи сегодняшнего дня решает оперативное планирование. С помощью оперативного планирования выдаются задания исполнителям и организациям, обеспечивающим исполнителей транспортом, механизмами, материальными ресурсами.
Задачей оперативного планирования является конкретизация годовых и квартальных планов, их корректировке с учётом сложившейся ситуации, фактического состояния работ на объектах с целью обеспечить выполнение плановых заданий по вводу объектов в эксплуатацию и обеспечению качественных результатов производственно-хозяйственной деятельности строительной организации.
Оперативное планирование осуществляется на уровне первичных строительно-монтажных организаций. Документы оперативного планирования оформляются в виде месячных оперативных планов и на их основании разрабатываются декадные, недельные и суточные графики производства работ.
Основными задачами оперативного планирования являются контроль за выполнением оперативных планов, выявление отклонений от фактического состояния дел на строительной площадке и принятие мер по их ликвидации.

276. Из чего складывается оперативный контроль за состоянием дел на строительной площадке?
Оперативный контроль складывается из решения следующих вопросов:
– сбора, обработки и передачи руководителям строительства информации о ходе строительства и выполнения задания;
– анализа причин отклонений от показателей месячных и недельно-суточных планов-графиков;
– контроля за обеспечением фронтов работ для собственных и субподрядных организаций;
– контроля за обеспечением трудовыми и материально-техническими ресурсами;
– контроля за расстановкой и использованием работы машин на объектах;
– контроля за работой и использованием транспортных средств.
На основании данных, полученных в процессе оперативного контроля, осуществляется корректировка заданий и планов материально-технического снабжения.
С оперативным планированием тесно связана система оперативного руководства реализацией месячных и декадных планов – система диспетчеризации строительства.
Совокупность методов оперативного планирования и диспетчерского управления стройкой образует понятие оперативного управления строительным производством.

277. Каков порядок разработки оперативно-производственных планов?
Строительно-монтажные подрядные организации разрабатывают месячные планы производства работ с разбивкой их по исполнителям и соответствующие расчёты обеспечения материально-техническими ресурсами. Аналогичные планы составляют и субподрядные организации, и эти планы должны быть увязаны между собой. Каждая субподрядная организация одновременно со своим месячным планом по конкретной стройке представляет генподрядчику заявку, учитывающую её потребность в материальных ресурсах и фронтах работы.
Планово-производственный отдел строительной организации, исходя из квартального плана с учётом фактического выполнения объёмов работ за предыдущий период, устанавливает своим подразделениям контрольные цифры на планируемый период, учитывая договора с заказчиками и необходимость подготовки к вводу тех или иных объектов. Эти задания должны быть доведены до исполнителей не менее чем за 10 дней до начала планируемого периода.
Планово-производственный отдел строительной организации на основании запланированного физического объёма работ производит подсчёт в необходимых материально-технических ресурсах для выполнения запланированной программы, которая рассматривается руководителем стройки совместно со службами снабжения, механизации и кадров. После этого рассмотрения, с учётом финансовых возможностей, план считается принятым и подлежит выполнению на прорабских и мастерских участках.
Оперативный план строительного подразделения должен быть равен сумме планов, представленных начальниками участков, так же как план начальника участка должен быть равен сумме планов, представленных прорабами и мастерами. В дополнение к планам прорабов и мастеров в оперативный план начальника участка (старшего прораба) включаются показатели объёмов работ по генподряду, включая задания субподрядных организаций, и, прежде всего, по представлению фронтов работ.
Оперативный план прораба и мастера на месяц должен содержать следующие показатели, рассчитанные по каждому объекту:
– сроки окончания отдельных этапов работ или ввода объекта в эксплуатацию:
– объёмы строительно-монтажных работ в натуральном и стоимостном выражении, выполняемые собственными силами;
– численность работников, которая должна быть занята на запланированных строительно-монтажных работах;
– потребность в основных конструкциях и материалах;
– потребность в строительных машинах;
– ожидаемая среднемесячная зарплата;
– фонд заработной платы для работников, занятых в выполнении строительно-монтажных работ.
Оперативные задания должны быть доведены до непосредственных исполнителей (руководителей бригад и крупных звеньев) и это желательно сделать на бригадном собрании в конце прошедшего или начале планируемого месяца.
По истечении планируемого месяца планово-производ-ственный отдел строительной организации подводит итоги выполнения задания по участкам работ, которые подлежат обсуждению с исполнителями.

278. Какие показатели входят в оперативный план линейного работника?
Оперативный план линейного работника (мастера, прораба) должен содержать следующие показатели, рассчитанные по каждому исполнителю:
– сроки окончания отдельных этапов работ или ввода объекта в эксплуатацию;
– объёмы строительно-монтажных работ в натуральном и стоимостном выражении, выполняемые собственными силами;
– численность работников, которые должны быть заняты в выполнении планируемых объёмов работ;
– ожидаемая среднемесячная заработная плата;
– потребность в основных материалах и конструкциях;
– потребность в строительных машинах;
– сроки предоставления фронтов работ для смежников и субподрядных организаций.
В дополнение к планам прорабов и мастеров в оперативном плане старшего прораба (начальника участка) устанавливается месячное задание в денежном выражении по генеральному подряду.

279. С какой целью организовывается недельно-суточное планирование?
В связи с тем, что строительное производство представляет собой систему динамичную и вероятностную, изменения в которой возникают постоянно в процессе производства работ и которые невозможно полностью предусмотреть даже в месячных производственных планах, их проработка учитывается уже с большей оперативностью в декадных или недельно-суточных планах.
Формированием недельно-суточных планов занимаются непосредственно производители работ, которые совместно с мастерами и бригадирами, с учётом ожидаемого выполнения, набирают объёмы работ на планируемый период. Одновременно с набором работ в производственный отдел строительного подразделения поступают уточнённые заявки на строительные машины, транспорт, материалы, необходимые для выполнения недельно-суточного задания. Одновременно с уточняющими заявками планируются отдельные поручения к субподрядным организациям и принимаются их просьбы и указания.
Рассмотрение и утверждение недельно-суточных планов работы производятся в конце недели, предшествующей планируемой, на совещании руководителей строительного подразделения с участием линейных работников и представителей заинтересованных организаций (субподрядчиков, заказчика, служб УПТК, механизации, транспорта).
В ходе совещания руководитель организации подводит итоги минувшей недели, принимает решение по спорным вопросам и утверждает недельно-суточные графики специальным протоколом.
Недельно-суточный график является рабочим документом, который организует и направляет производственную деятельность строительных коллективов. Руководствуясь этим документом, прорабы и мастера в конце рабочей смены подводят итоги дня, обсуждают программу следующего дня, уточняют расстановку людей, машин, уточняют суточную потребность в материалах и решают возникшие производственные вопросы.

280. Что такое диспетчеризация строительства?
Действенность оперативных планов во многом определяется системой контроля за их выполнением и своевременной корректировкой с учётом ежедневно меняющихся производственных ситуаций. Эта проблема решается с помощью диспетчеризации строительного производства – процессом управления, в котором специальная (диспетчерская) служба, используя диспетчерскую связь, собирает информацию, необходимую для принятия решений руководителями строительных предприятий и подразделений, передаёт исполнителям принятые руководством стройки решения и контролирует их выполнение.
Для повышения эффективности контроля и оперативности управления стройкой в крупных строительных организациях организуется диспетчерская служба – структурное подразделение аппарата управления.
Главными целями диспетчеризации на стройке являются контроль за выполнением недельно-суточных графиков производства работ и оперативное руководство их материально-техническим обеспечением, работой механизмов и транспорта.

281. Каковы функции у диспетчерской службы строительной организации?
Функции диспетчерской службы строительной организации вытекают из основного содержания оперативно-диспет-черского управления и заключаются:
– участии в рассмотрении недельно-суточных графиков строительно-монтажных работ, поставках материалов, обеспечении механизмами и транспортом;
– в контроле за исполнением этих графиков всеми строительными и монтажными организациями и другими участниками производства работ;
– оперативном регулировании хода производства строительно-монтажными работами, их координации, решении текущих вопросов, передаче исполнителям оперативных решений руководства;
– в учёте, получении и обработке информации о ходе выполнения недельно-суточных заданий;
– в проведении ежедневных диспетчерских совещаний;
– в подготовке рапорта руководству о выполнении заданий.

282. Какие обязанности возложены на диспетчера стройки
Диспетчер стройки в своей деятельности по решению оперативных вопросов является одной из центральных фигур на строительной площадке. Он подчинён непосредственно руководителю стройки, утвердившему недельно-суточный график, и имеет право давать указания и распоряжения от имени руководства стройки по вопросам, касающимся регулирования производственного процесса в пределах недельно-суточных графиков.
Оперативные распоряжения диспетчеров транспортных организаций, управлений механизации и производственных предприятий обязательны для сотрудников этих хозяйств.
Для поднятия авторитета диспетчера и укрепления единоначалия руководитель организации не должен лично отменять решения диспетчера, а если в этом есть необходимость, то по указанию руководства это решение должен отменить сам диспетчер.
Диспетчер не имеет право изменять недельно-суточное задание, технологию строительного производства. Вопросы оперативного корректирования графиков могут решаться только через руководителя строительной организации.
Диспетчер стройки несёт ответственность за:
– правильное распределение материально-технических ресурсов в пределах утверждённого недельно-суточного графика;
– своевременный контроль за исполнением распоряжений, отданных им и через него руководителями стройки;
– исполнение решений и указаний оперативных совещаний, проводимых руководителями стройки;
– правильное использование транспортных средств и средств механизации.

283. Какую информацию участники строительства обязаны давать диспетчеру стройки?
Руководители всех подразделений, участвующие в строительстве, обязаны давать диспетчеру стройки следующую информацию:
– сводки оперативного учёта и информацию о выполнении графиков работ за истекшее время (сутки, неделя, декада);
– чёткие, исчерпывающие разъяснения на запросы диспетчера о нарушениях графиков производства работ, а также возникающих неполадках и авариях:
– о выходе автотранспорта на линию и результатах его работы;
– о получении на рабочие места бетона и раствора;
– о ходе разгрузки железнодорожных вагонов и возникающих при этом задержках;
– о наличии материалов на конец рабочего дня,
– принимать к немедленному исполнению указания и распоряжения руководства строительной организации, связанные с выполнением графика производства работ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.