Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозирование банкротства. “ Z -счет” Альтмана.






Финансовое планирование и прогнозирование.

Целью финансового планирования является определение возможного объема финансовых ресурсов и направлений их вложения на основе прогнозирования финансовых показателей.

Планирование финансовых показателей осуществляется на основе таких методов финансового планирования как:

1- нормативный,

2-аналитический,

3- балансовый.

По периоду планирования различают планы:

1- оперативные планы (до года),

2- текущие планы (годовые);

3- перспективные планы (более года).

Долгосрочное (перспективное) внутрифирменное планирование

Одним из наиболее распространенных видов перспективного планирования является бизнес - план. Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансового-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, выявляет и анализирует проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики и определяет способы и конкретные пути решения этих проблем. Преимуществами бизнес-плана является то, что он позволяет тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия.

Бизнес-план может иметь различные формы представления. Основными моментами, которые должны быть в нем отражены, являются следующие: описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект; оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оценка информация о конкурентах; описание основных элементов плана маркетинга; описание плана производства; описание организационной схемы реализации мероприятия и планирование работы персонала; проработка правовых аспектов реализации мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана коммерческого мероприятия и выработка стратегии его финансирования.

Венцом бизнес-плана является разработка финансового плана коммерческого мероприятия и разработка стратегии финансирования. Эти разделы призваны обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Как правило это сводится к подготовке следующих документов: прогноз объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; прогнозируемый отчет о прибыли; сводная таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности; таблица условий безубыточности и другие вспомогательные таблицы. На основании финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегии финансирования: определяется сколько нужно средств для создания или развития предприятия; откуда намечается получить деньги и в какой форме; когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода и другие.

Краткосрочное (текущее) внутрифирменное планирование

Распространенной формой краткосрочного (текущего) внутрифирменного планирования является годовой финансовый план предприятия, который выполняет роль инструмента планирования и инструмента контроля деятельности фирмы.

Годовой финансовый план представляет собой бюджет компании на год.

В практике финансового менеджмента различают несколько видов бюджетов: общий, оперативный, финансовый, денежных средств.

Общий бюджет характеризует прогнозы компании в отношении объема реализованной продукции и других финансовых операций на предстоящий период.

Общий бюджет обычно подразделяют на два: операционный и финансовый.

Операционный бюджет включает следующие виды бюджетов: бюджет реализации; бюджет производства; бюджет прямых затрат на материалы; бюджет прямых затрат на труд; бюджет производственных накладных расходов; бюджет общих и административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.

Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.

Основными составляющими общего бюджета являются прогнозный баланс, прогнозный отчет о прибыли и бюджет денежных средств.

Бюджет денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка или дефицита денежных средств. Бюджет денежных средств, как правило, состоит из четырех разделов:

раздел поступлений, раздел расходов, раздел избытка и недостатка денежных средств, финансовый раздел.

Основными этапами составления бюджета являются следующие:

1) составление прогноза реализации;

2) определение расчетного уровня объема производства;

3) расчет производственной себестоимости и операционных расходов;

4) расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;

5) составление прогнозных форм отчетности.

 

Оперативное внутрифирменное финансовое планирование

Оперативное внутрифирменное планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других.

Кредитный план - план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки.

Кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Составляется на квартал. Состоит из четырех разделов: поступление наличных денег; расход наличных денег; расчет выплат заработной платы; календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат.

Платежный календарь - это план рациональной организации оперативной финансовой деятельности компании. В календаре взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета в банке. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее.

Финансовому планированию предшествует финансовое прогнозирование.

Процесс финансового прогнозирования можно разбить на 4 этапа:

1. Разработка системы прогнозных вариантов финансовых планов для разных сценариев развития предприятия;

2. Определение потребности предприятия в финансовых ресурсах;

3. Прогнозирование структуры источников финансирования;

4. Разработка процедур внесения изменений в план в том случае, если реальные экономические условия отличаются от тех прогнозов, на которых основан план.

Главными составными частями долгосрочного финансового плана являются:

1. Анализ текущего финансового состояния предприятия;

2. Прогноз объёмов реализации;

3. Бюджет денежных средств;

4. Инвестиционная политика;

5. Набор прогнозных вариантов финансовых планов;

6. План внешнего финансирования.

Финансовое прогнозирование начинают с прогнозирования объемов продаж и расходов, а заканчивают прогнозом суммы потребностей во внешнем финансировании.

Существует 2 основных метода финансового прогнозирования:

бюджетный – прогнозирует притоки и оттоки денежных средств с учётом теории временной стоимости денег;

метод процента от продаж – когда считают, что переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж вырастут на столько же %, на сколько увеличатся продажи, основные средства увеличатся на величину, соответствующую условиям бизнеса с учетом износа, а долгосрочные обязательства и акционерный капитал учитываются в прогнозе неизменными. Затем сопоставляют прогнозы активов и пассивов и выясняют, сколько средств для покрытия активов не хватает - это и будет необходимая предприятию величина дополнительного внешнего финансирования.

 

При прогнозировании, как правило, учитывают статистические данные за прошлые периоды. Если невозможно выявить четких тенденций изменения отдельных показателей, то для определения их %-го изменения в прогнозе учитывают дисперсию, стандартное отклонение и другие статистические показатели. Для прогнозирования баланса используют правило равенства баланса: Активы = обязательства + Акционерный капитал. Следует отметить, что прогнозируемый баланс сам по себе никогда не сводится. Поскольку рост активов, обязательств и акционерного капитала прогнозируется независимо, то вероятность того, что спрогнозированные активы будут равны сумме обязательств и акционерного капитала, действительно весьма мала. Это послужило основанием для разработки так называемого метода пробки. В случае, когда рост активов прогнозируется более быстрым, чем рост обязательств акционерного каптала, пробка будет означать необходимость внешнего финансирования. Если же активы будут меньше обязательств и капитала, то пробка трактуется как избыток денежных средств или других текущих активов. После определения вида пробки прогнозируют источники её покрытия (если обнаружится нехватка капитала) или дополнительный рост активов (при избытке источников).

Прогноз финансового состояния предприятия осуществляется с помощью составления матриц финансовой стратегии.

Матрицы помогают спрогнозировать “критический путь” предприятия на ближайшие годы, наметить допустимые пределы риска и выявить порог возможностей предприятий. Из большого разнообразия матриц рассмотрим такую, в которой значение результата финансово-хозяйственной деятельности комбинируется с различными значениями результата хозяйственной деятельности и результата финансовой деятельности. Использование этой матрицы рекомендуется французскими учеными и практиками Ж. Франшоном и И. Романе.

Для составления матрицы используется три основных показателя: результат хозяйственной деятельности, результат финансовой деятельности и результат финансово-хозяйственной деятельности.

Под хозяйственной деятельностью предприятия понимают его основную производственную деятельность, под финансовой - деятельность по осуществлению финансовых. вложений, кредитные и депозитные операции Анализ результатов этих видов деятельности позволяет выявить возможности предприятия по получению положительных денежных потоков. Считается, что результаты финансовой и хозяйственной деятельности должны находиться в интервале от 0 до 10 % добавленной стоимости и иметь разные знаки (+ и -), то есть уравновешивать друг друга. Для уравновешивания этих результатов строят матрицы финансовой стратегии предприятия.

 

РХД - результат хозяйственной деятельности.

РФД - результат финансовой деятельности.

РФХД - результат финансово-хозяйственной деятельности

(РФХД = РХД + РФД).

По диагонали АВ проходит граница между двумя основными

По диагонали АВ проходит граница между двумя основными зонами. Над диагональю - зона положительных значений аналитических показателей (зона успехов). Под диагональю - зона отрицательных значений аналитических показателей (зона дефицитов). Три позиции равновесия: квадраты 1, 2, 3; РФХД = 0. Три позиции дефицита: квадраты 7, 8, 9; РФХД < 0. Три позиции успеха: квадраты 4, 5, 6; РФХД > 0.

Прогнозирование банкротства. “ Z -счет” Альтмана.

Признаки банкротства. Для определения краха предприятия используются следующие количественные факторы: низкая величина показателя отношения долговых обязательств к акционерному капиталу и показателя отношения долговых обязательств к общей сумме активов; низкий доход на инвестиции; низкая рентабельность; низкая величина отношения нераспределенной прибыли к общей сумме активов; низкая величина отношения оборотного капитала к общей сумме активов и низкая величина отношения оборотного капитала к продажам; низкая величина отношения необоротных активов к долгосрочным обязательствам; нестабильная прибыль; резкое снижение цены акций, цены облигаций и прибыли; уменьшение дивидендных платежей; высокий показатель отношения постоянных затрат к общим затратам и др.

Количественным показателем, используемым для предсказания банкротства, может быть назван коэффициент Альтмана (“Z-счет”). Значение коэффициента определяется из уравнения регрессии Альтмана, полученного на основе статистической обработки данных предприятий-банкротов. Оно представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. Уравнение регрессии Альтмана включает пять переменных-коэффициентов, способных предсказать банкротство. “Z-счет” Альтмана рассчитывается следующим образом:

 

 

Z = 3, 3 Х1 + 1, 0 Х2 + 0, 6 Х3 + 1, 4 Х4 + 1, 2 Х5.

Х1, Х2, Х3, Х4, Х5 рассчитываются по следующим алгоритмам:

Х1 = Прибыль до выплаты процентов по займам и налогов / Всего активов

Х2 = Выручка от реализации (продажи) / Всего активов

Х3 = Собственный капитал (рыночная оценка) / Привлеченный капитал

Х4 = Чистая (реинвестированная) прибыль / Всего активов

Х5 = Чистые оборотные средства / Всего активов =

= (Текущие активы - Краткосрочные обязательства) / Всего активов

 

Коэффициент показывает три общих варианта: вероятное банкротство, маловероятное банкротство и серая область.

По значению «Z-счета» можно судить о вероятности банкротства.

Значение “Z- счета” Вероятность банкротства
1, 80 или менее Очень высокая
1, 81 - 2, 7 Высокая
2, 8 - 2, 9 Возможная
3, 0 или больше Маловероятная

 

Если Z < 1, 81, предприятие станет банкротом: через один год - с вероятностью 95%; через два года - с вероятностью 72%; через три года - с вероятностью 48%, через четыре года - с вероятностью 30%.

Если Z = 1, 81 - 2, 99, предприятие отличается исключительной надежностью.

Если Z = 2, 99 выводы затруднены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.