Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реорганизация как способ прекращения предпринимательской деятельности






Гражданский кодекс Республики Беларусь, регламентируя вопросы реорганизации юридических лиц, определяет общие подходы к реорганизации, круг лиц, имеющих право принимать соответствующие решения, формулирует принципы правопреемства, гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. В то же время Гражданский кодекс, другие акты законодательства Республики Беларусь определения определение понятия «реорганизация юридического лица» не содержат [24, с. 36].

В соответствии с нормой п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса реорганизация может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования [2, п. 1 ст. 53].

1. Слиянием юридических лиц признаётся создание нового юридического лица путём передачи ему всех прав и обязанностей участвующих в слиянии юридических лиц с прекращением их деятельности в порядке, установленными законодательными актами. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему субъекту предпринимательской деятельности.

2. Присоединением к юридическому лицу признаётся прекращение деятельности одного или нескольких присоединяемых юридических лиц с передачей их прав и обязанностей юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение. При присоединении юридического лица его права и обязанности в соответствии с передаточным актом переходят к юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение.

3. Разделением юридического лица признаётся прекращение его деятельности с передачей прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом к вновь возникшим юридическим лицам.

4. Выделением из юридического лица признаётся создание одного или нескольких новых юридических лиц с передачей им в соответствии с разделительным балансом части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения его деятельности.

5. Юридическое лицо одного вида может преобразоваться в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в случаях и порядке, установленных законодательными актами. При преобразовании юридического лица его права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему юридическому лицу, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать последнему [21, с. 42-43].

Реорганизация, проводимая в форме слияния, разделения и преобразования, имеет своим следствием прекращение деятельности реорганизуемого юридического лица и создание нового – его правопреемника. В то же время присоединение влечёт за собой прекращение деятельности только присоединяемого субъекта без создания нового, а выделение – только создание нового юридического лица без прекращения деятельности того, из состава которого выделяется новая организация.

На практике иногда встречается неверное использование термина «реорганизованное юридическое лицо», одной из причин чего, как представляется, является отсутствие в законодательстве определения этого понятия.

Можно согласиться с утверждением (написать фамилию автора!) о том, Поэтому отметим, что «реорганизованным юридическим лицом» являются:

· при слиянии – организации (все), участвующие в слиянии;

· при разделении – организация, подвергнутая разделению;

· при выделении – организация, из которой выделилась другая организация;

· при преобразовании – организация, подвергнутая преобразованию;

· при присоединении – организация, к которой присоединена другая.

Таким образом, можно предположить, что в законодательстве Республики Беларусь под реорганизацией юридических лиц понимается соответствующая трансформация юридических лиц, осуществляемая по решению уполномоченных на то органов, лиц, следствием которой (трансформации) является возникновение новых или прекращение деятельности существующих юридических лиц и (или) изменение организационно-правовой формы юридических лиц (лица), обеспечении во всех случаях правопреемства по всем правам и обязанностям юридических лиц, подвергнутых такой трансформации [24, с. 36-38].

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации может быть принято учредителями (участниками) коммерческой организации либо её органом, уполномоченным на то её учредительными документами. Принудительная реорганизация осуществляется по решению суда или уполномоченного государственного органа в случаях, прямо указанных в законодательных актах [21, с. 42-43].

Например, в соответствии ч.1 ст. 20 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в случае нарушения хозяйствующим субъектом — юридическим лицом, занимающим доминирующее положение, запретов, предусмотренных статьями определёнными этим же Законом, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении такого хозяйствующего субъекта — юридического лица или решение о принудительном выделении из его состава одного или нескольких хозяйствующих субъектов — юридических лиц [13, п.1 ст. 20]. При этом, если решение компетентного государственного органа (п.2 ст. 53 ГК) о реорганизации не выполнено учредителями (участниками), уполномоченным на реорганизацию органом коммерческой организации, в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего коммерческой организацией, который и проводит реорганизацию [2, п.2 ст. 53]. Такая же норма прописана и в ст. 21 Закона «О хозяйственных обществах», и с момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами хозяйственного общества. Внешний управляющий выступает от имени хозяйственного общества в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм [8. ст. 21].

В соответствии с правилом п. 3 ст. 53 ГК в случаях, установленных в нормах законодательных актов, реорганизация коммерческой организации может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов [2, п.3 ст. 53].

Например, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 г. № 913 «О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признание утратившим силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» унитарные предприятия могут быть реорганизованы, ликвидированы по решению государственного органа, учреждения науки и образования (с согласия государственных органов (государственных организаций), в подчинении (ведении) которых находятся (в состав которых входят) эти учреждения науки и образования), согласованному с Министерством экономики, Государственным комитетом по имуществу и другими заинтересованными, согласовавшими создание этих унитарных предприятий [18, п. 7 гл. 2].

Преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества осуществляются по нормам Закона Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» в редакции Закона от 16.07.2010 № 172-З [9, ст. 27].

В зависимости от формы реорганизации в ходе её проведения составляется разделительный баланс (разделение, выделение) или передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование).

Указанные документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь [2, ст. 55].

Обеспечению интересов кредиторов служит положение ст. 56 Гражданского кодекса, устанавливающее обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемая коммерческая организация, и возмещения причинённых этим убытков. Особо следует отметить гарантию прав кредиторов в случае невозможности определения правопреемника реорганизуемой коммерческой организации по разделительному балансу. В соответствии с нормой п.3 ст.56 ГК в этом случае вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованной организации перед её кредиторами [2, п. 3, ст. 55].

Пункт 4 ст. 53 Гражданского кодекса определяет момент, с которого юридическое лицо считается реорганизованным. При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, преобразования – это момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. К слову, термин «вновь возникшее юридическое лицо» в данной статье Гражданского кодекса использован, по мнению Ваулина В.П., крайне неудачно. Юридические лица сами по себе не возникают, а создаются в результате юридических фактов в форме действий (решений) соответствующих лиц (органов) [24, с. 37]. В качестве примера можно привести ст. 10 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З, где сказано, что хозяйственное общество считается созданным с момента его государственной регистрации [8, ст. 10].

При присоединении одного юридического лица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица [24, с. 37].

В соответствии с ч.3 ст. 36 Трудового кодекса Республики Беларусь, при смене собственника имущества и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются [4, ч.3 ст.36].

Согласно Налоговому кодексу исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией [6, п.2 ст.39].

Одной из обязательных процедур при реорганизации юридического лица является проведение инвентаризации активов и обязательств организации. Необходимость обязательной инвентаризации активов и обязательств, при реорганизации организаций, предусмотрена действующим Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» от 12 июля 2013 г. № 57-З [14, п.2 ст. 13].

Поскольку реорганизация характеризуется наличием правопреемства по всем правам и обязанностям реорганизуемого юридического лица, это предполагает продолжение финансово-хозяйственной деятельности реорганизуемой коммерческой организацией [24, с. 43].

Рассмотрим спор из судебной практики между государственным органом и юридическим лицом по вопросу о правопреемстве.

ГУ " Д" на основании решения районного исполнительного комитета был передан земельный участок на праве постоянного пользования, которое в установленном порядке зарегистрировано не было. Позднее ГУ " Д" в соответствии с приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь было присоединено к ПРУП " Б", а последнее - преобразовано в ОАО " Б".

ОАО " Б" обратилось в одну из районных инспекций МНС за разъяснением законодательства по вопросу, обязано ли оно начислять и уплачивать земельный налог за вышеуказанный участок. Налоговый орган, рассмотрев обращение, отметил, что у ОАО " Б" как правопреемника ГУ " Д" возникла данная обязанность.

Не согласившись с разъяснением, ОАО " Б" обратилось в вышестоящую инспекцию МНС с жалобой. Налоговый орган, рассмотрев ее, оставил решение районной инспекции МНС без изменений.

Суд установил, что в течение семи лет ГУ " Д" исчисляло и уплачивало земельный налог. В процессе присоединения ГУ " Д" к ПРУП " Б" был утвержден план мероприятий по исполнению приказа о реорганизации, содержащий, в частности, мероприятия по разборке зданий и сооружений, демонтажу оборудования, находящихся на земельном участке, проведение данных мероприятий было поручено ПРУП " Б" и ГУ " Д". Согласно акту приемки-передачи имущества, финансовых и иных обязательств к ПРУП " Б" перешло все имущество, финансовые и все иные обязательства ГУ " Д".

В результате реорганизации путем присоединения не может быть передана лишь часть имущества, а другая часть остаться бесхозной.

Исходя из абзаца третьего части первой п. 3 ст. 202 Особенной части НК к основаниям для начисления земельного налога относятся:

- сведения о наличии земель, представляемые землеустроительными службами местных исполнительных комитетов;

- сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Согласно представленным землеустроительной службой сведениям спорный земельный участок числился за ГУ " Д".

Материалы дела, по мнению суда, свидетельствовали, что заявитель как правопреемник ГУ " Д" фактически пользовался земельным участком под постройками и дворами.

Суд отказал в удовлетворении требований ОАО " Б" к вышестоящей инспекции МНС, землеустроительной службе районного исполнительного комитета о признании недействительным решения вышестоящей инспекции МНС [26].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.