Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА: «Язык и речь. Функции языка. Стили и типы речи».






 

План

 

1. Язык и речь.

2. Функции языка.

3. Типы и стили речи.

 

ЯЗЫК И РЕЧЬ

 

Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и тру­дятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использова-ние каждым отдельным человеком — два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носите­лей язы-ка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой со-вокупности. Сказанное позволяет разгра­ничивать два понятия — язык и речь.

Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык — это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может быть определена как функ-ционирование языка.

Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка. Чтобы в этом убедиться, достаточно пред­ставить себе, что существует не-кий язык, на котором никто не говорит и не пишет, и при этом не сохранилось ни-чего, что было бы написано на нем раньше. В этом случае разве мы можем знать о существовании этого языка? Но и речь не может существовать без языка, посколь-ку речь — это его практическое использование. Язык необходим, чтобы речь бы-ла понятной. Без языка речь пере­стает быть собственно речью и превращается в набор бессмыслен­ных звуков.

Несмотря на то что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои, противоположные, особенности:

1) язык — это средство общения; речь — это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

2) язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней коррек­тируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринима-емых слухом;

3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

4) язык является достоянием общества, в нем отражается «кар­тина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

5) для языка характерна уровневая организация, которая вно­сит в последо-вательность слов иерархичесие отношения; речь имеет линейную органи-зацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

6) язык независим от ситуации и обстановки общения — речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтичес­кой) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсут-ствуют (пример — начало одного из стихотворений С. Есенина: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»).

Понятия язык и речь соотносятся как общее и частное: общее (язык) выра-жается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).

Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулиру-ет их межличностное и социальное взаимодей­ствие, координирует их практичес-кую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, являющейся результатом исторического опыта народа и личного опыта индивида, форми­рует сознание индивида (индивидуальное сознание) и сознание общества (обществен-ное сознание), служит материалом и формой художественного творчества.

Таким образом, язык тесно связан со всей человеческой дея­тельностью и выполняет разнообразные функции.

 

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

 

Функции языка — это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может су-ществовать. Главнейшие базовые функции языка — коммуникативная и когни-тивная, имеющие раз­новидности, т. е. функции более частного характера.

Коммуникативная функция означает, что язык является важнейшим сред-ством человеческого общения (коммуникации), т. е. передачи от одного лица дру-гому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует именно для того, чтобы обеспе­чивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, лю-ди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздей­ствуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятель-ности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие че-лове­ческого общества.

Коммуникативная функция языка играет ведущую роль. Но язык может вы-полнить эту функцию благодаря тому, что он подчинен строю мышления челове-ка; поэтому возможен обмен информацией, знаниями, опытом.

Из этого неизбежно следует вторая основная функция языка — когнитивная (т. е. познавательная, гносеологическая), означающая, что язык — важнейшее средство получения новых знаний о дейст­вительности. Когнитивная функция свя-зывает язык с мыслитель­ной деятельностью человека.

Помимо перечисленных язык выполняет еще ряд функций:

· фатическая (контактоустанавливающая) — функция созда­ния и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и проща-нии, обмен репликами о погоде и т. п.). Общение происходит ради общения и в основном неосознанно (реже — сознательно) направлено на установление или поддержание контакта. Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, одна-ко в целом такое общение стандартно и минимально информативно. Стандарт-ность, поверхностность фатического общения помогают устанавливать контак-ты между людьми, преодолевать разобщенность и некоммуникабельность;

· эмотивная (эмоционально-экспрессивная) — выражение субъективно-психо-логического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в сред-ствах оценки, интонации, восклицании, междометиях;

· конативная — функция усвоения информации адресатом, связанная с сопере-живанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обще-стве или рекламные тексты — в современном);

· апеллятивная — функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побу­дительные предложения);

· аккумулятивная — функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании. Эта функ-ция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепля­ются в единицах языка);

· метаязыковая (речевой комментарий) — функция истолкова­ния языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с труд-ностями речевого общения, например при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профес-сиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказы­ваниях о языке — на уроках и лекциях, в словарях, в учебной и научной литературе о языке;

· эстетическая — функция эстетического воздействия, прояв­ляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фак-туру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Эстетическое отношение к языку означает, таким образом, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т. е. как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.

Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в са-мых различных жизненных обстоятельствах. С по­мощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, обща-ется с другими людьми.

 

ТИПЫ РЕЧИ

 

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои ком-позиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повес-твование и рассуждение.
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Ши-роко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Например:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские расто-пыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

 

Описание — это мир в покое (одна фотография) Типичная компо-зиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вы- вод, заключение Разновидности описания: 1) описание пред-мета, человека (его характеристика) Какой он?
2) описание места Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)
3) описание состо-яния окружающей среды Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)
4) описание состо-яния лица (челове-ка) Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о пос-ледовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание по-вествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) Типичная композиция повествовательных текстов включает: 1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию; 4) развязку (итог событий) Разновидности повествования: 1) изобразительное; 2) информативное

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, осо-бенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, раз- работал и т. д.).
Н а п р и м е р:
И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся пе-редними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объ-ясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях собы-тий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

Рассуждение —этомысли о мире, а не сам мир     Типичная компози-циятекстов-рассужде-ний включает: 1) тезис (мысль, требу-ющую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргу-менты, доводы, доказа-тельства, примеры); 3) вывод Разновидности рассуждения: 1) рассуждение- доказательство Почему так, а не иначе? Что из этого следует?
  2) рассуждение- объяснение Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)
    3) рассуждение- размышление Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указы-вающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Н а п р и м е р:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызы-вают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
(К. Г. Пау-стовский)

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а пози-цию — более убедительной.

Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значи-тельно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повество-вание; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элемен-тами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

 

СТИЛИ РЕЧИ

 

Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и спосо-бов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфе-ре бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
а) сферой применения;
б) основными функциями;
в) ведущими стилевыми чертами;
г) языковыми особенностями;
д) специфическими формами (жанрами).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.