Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типажи местной прессы

Говоря о концепциях местной газеты, можно выделить определенные ее типажи.

Пожалуй, наиболее близко к идеалу издание, которое позиционирует себя как «газета-форум». Главная концептуальная особенность — это общественная трибуна, площадка для обсуждения самых злободневных местных проблем. Такое издание не боится поднимать сложные для решения вопросы, а если надо, будет отстаивать права своих читателей и перед властями, и в суде. Например, газета «Площадь мира» г. Дубны выяснила, что в городе были нарушены права автолюбителей: при обязательном гражданском страховании с владельцев автомобилей в результате применения неправильного коэффициента взысканы лишние деньги. Газета, поддержав своих читателей, инициировала судебное рассмотрение этого дела, в результате сотням граждан, были возвращены назад деньги и произвол чиновников прекращен. Лозунг «Мы работаем для вас» газета воплощает на деле. Как правило, активная позиция такого рода изданий отражается и на открытости их тематики: эти газеты обращены не только к внутренним проблемам города, района, они включают в свою повестку дня новости и проблемы региона, страны, мира. Это своего рода микрокосмос с разными слоями информации и особой атмосферой неравнодушия ко всему.

Весьма привлекательна для читателя и «газета-хозяйка». С концеп­туальной точки зрения, самыми востребованными темами для таких изданий будут темы благоустройства, порядка. Под девизом «Нам здесь жить!» газета не только заглянет в самые неблагополучные уголки своего городка или района, но и пожурит жителей-домочадцев: а что вы сами сделали, чтобы стало уютнее? Газета скрупулезно посчитает, во что обойдутся местному жителю похороны, поднимет вопрос о нелегальных мигрантах, наводнивших город. Но не забудет и о праздниках, которые принято отмечать всем миром. Если такая газета и допускает некоторую необъективность в отражении действительности (возможно — сознательно), то лишь для того, чтобы сформировать у читателя более позитивный взгляд на мир: да, есть недостатки в нашем городе, но их можно исправить, если, засучив рукава, все вместе (с городской властью) возьмемся за дело.

Главный герой такой газеты — тот, кто рядом, добился успеха в своем деле, преодолев трудности, а в сущности — обычный рядовой житель. Не случайно издание с такой позитивной концепцией («Факт», г. Балашиха) было признано в номинации «городская газета» одним из лучших на Всероссийском журналистском форуме в 2005 г.

Близок к этому типажу и другой, который можно условно назвать «дела житейские». Скажем, клинская газета «Серп и молот» уже 85 лет вместе со среднестатистическим районным жителем — придуманным персонажем Серпушкиным — изучает почту своих читателей, экзаменует сферу обслуживания, обсуждает повышение цен, организует «прямые линии» с районными чиновниками, консультируется у юриста, копает и сажает в огороде, лечит народными средствами ревматизм.

Для изданий такого рода характерна сопричастность к ежедневным насущным проблемам своих читателей, особая доверительная форма обращения (особенно хотелось бы отметить в этом плане и газету «Красное знамя», г. Рузы).

Однако такая концепция, как правило, имеет в глазах читателя не только достоинства, но и определенные недостатки: касаясь бытовых проблем, газета предпочитает в них не углубляться, кри­тика носит абстрактный характер, лишь констатируя проблемы при пассивной позиции. Такое издание скорее всего созвучно менталитету самого читателя, который во многом уже смирился с жизнью, ее горес­тями, вряд ли готов что-то менять и скорее просто «ворчит», а не проте­стует, встречаясь с несправедливостью.

Газеты, как и люди, тоже стареют вместе со своим читателем.

И все недостатки предыдущего типажа усугубляются у газеты — «стареющей активистки» или «старушки-селянки». Таких среди местных, особенно районных, изданий — множество. Как правило, это газеты, издаваемые в сельских районах с дефицитным бюджетом. Их аудитория — пенсионеры, ветераны. Издание определяется с повесткой дня, в работе под лозунгом «Хоть разута и раздета, но со мной моя газета»: круг тем — льготы для пожилых, быт, сельское хозяйство. С серых страниц на читателей смотрят сплошь люди преклонного возраста. Издания отличаются засильем официоза, отсутствием проблемных материалов.

И по стилю, и по оформлению «газеты-селянки» — пассивные, патриархальные, старомодные. Конечно, иногда, просматривая их, можно растрогаться до слез, узнав про судьбу обделенного вниманием участника Великой Отечественной войны. Но в целом очевидно, что такая газета не думает о своем будущем, забывает о людях активного возраста, отпугивает от себя молодого читателя. Если редакция и соберется пообщаться с читателями-внуками, то сделает это назидательно — типа «Вот в наше время молодежь себе этого не позволяла». В результате, если и есть в зоне ее распространения потенциально активные люди, они проходят мимо, кстати, вместе с возможной прибылью от подписки и размещения рекламы.

В противовес этим изданиям на современном информационном поле появились газеты, которые условно можно назвать «газеты поколения next». Часто они выходят в наукоградах («Калининградка», г. Королев) или новых городских образованиях («Ключъ», г. Фрязино; «Городок», г. Красноармейск). Не забывая о других проблемах города, они немало внимания уделяют вопросам образования, развития науки. Не случай­ны их рубрики: «Перспективы», «Город науки», «Весенний призыв», «Дух возрождения», «Проблемы века».

В них практически нет «кирпичей» с официозом, много рекламы и обязательно присутствуют моло­дежные странички. Причем делают их молодые внештатные авторы. Они слегка эпатажны, написаны молодежным языком. Возможно, эти издания еще не имеют своих традиций, не всегда глубоки. Но они, безусловно, борются за то, чтобы их молодой читатель, уйдя в Интернет, не совсем забыл о существовании местной газеты..

Еще одной линией водораздела в разговоре о типажах местной газеты можно считать ее отношения с властью. Кому не знакома газета с условным названием «говорящая голова», или «газета власти»? Достаточно только посмотреть на страницы издания: вот мэр города или рай­она в своем кабинете; вот он встречается с руководителями предприятий; отвечает на звонки в редакцию.

Диапазон близости газет к власти различен: в одних случаях — это осознанная позиция серьезного изда­ния, демонстрирующего читателю доступность, конструктивность пер­вого лица («Павлово-Посадские известия»), в другом — откровенный напористый боевой листок («Местные вести», г. Климовск), в третьем — летописец края на фоне деяний местной администрации.

У такого издания, безусловно, есть свои плюсы: близость к власти означает и возможность оперативного получения важной для читателя информации, поддержку издания, как моральную, так и материальную. Не случайно редакция одной из таких газет в качестве шуточного девиза, отражаю­щего концепцию издания, выбрала фразу: «Любовь к родному городу начинается с любви к родной газете (глава города С. Пупкин)». Но и недостатки такого издания очевидны — нет диалога с местной властью, есть только выражение ее позиции. Причем, как правило, количество официальных материалов выходит за границы приемлемого, что сни­жает читабельность издания в целом.

Антипод газеты власти — «газета-бомба», издание, стоящее в откровенной оппозиции к местной администрации. Здесь много критики, аналитики. Издание претендует на звание четвертой власти, но нередко, ввязавшись в местные политические баталии, использует популист­ские приемы, теряет равновесие, переходя полностью на позицию ны­нешних противников местной власти. Такие издания, по вполне понятным причинам, можно пересчитать по пальцам.

При этом газета не может рассчитывать на финансирование из местного бюджета, с ней борются, втягивая в информационную борьбу другие местные СМИ, редактора вызывают в суд за допущенные «перегибы», завышают расценки за аренду офиса и т.д. Административный ресурс сегодняшней мест­ной власти вполне достаточен для борьбы с «непокорным» СМИ. Но самые удивительные метаморфозы могут произойти с такой газетой, когда к власти придет новая команда, которую газета поддерживала, «работая в застенках»: тогда весь критический запал издания может в одночасье сдуться, как «гриб-дымовик».

Наиболее типичный вариант отношений редакции с властью выражается в концепции «газета-мостик», или «газета-связной». Издание терпеливо разъясняет читателю, что происходит в городе и районе; если необходимо, организует «прямые линии» с местной администрацией, советует читателю, как поступать в той или иной ситуации. Но сама она как бы отстраняется от власти, демонстрируя не столько собственную независимость, сколько непричастность к делам администрации. Это близко к позиции еженедельника «АиФ», где ключевыми словами мож­но считать «полезно» и «доходчиво».

Если говорить о функционально-тематических и стилистических особенностях типажей местной газеты, то здесь наблюдается не меньшее разнообразие. Можно выделить, например, ставящие на первый план дело и живущие под лозунгом «В ритме дел, в ритме событий» издания скорее с «мужским» лицом (например, «Заполярный вестник», г. Норильск). «Газета-дело» не только уделяет много внимания поли­тическим и экономическим процессам, происходящим в регионе, но и сама выступает на местной сцене как коммерсант, стратег и политик. Например, главное кредо редакции «Основа» (г. Наро-Фоминск), по признанию ее редактора, — не делать ставку только на администрацию, с которой сложились неплохие отношения, а стать организаторами ди­алога между районными бизнес-структурами и властью.

Немаловажным шагом на этом пути стало создание приложения «Деловая основа». Учредители — редакция газеты и десять крупных предприятий района. Они и финансируют его издание. Это позволило, во-первых, удвоить зарплату сотрудникам редакции; во-вторых, эти деньги закрыли брешь в бюджете редакции, образованную выпуском молодежного приложения. Но главное: выход приложения заставил местные власти воспринимать редакцию как равноправного игрока на политическом поле.

«Газета-дело» хорошо умеет считать редакционные деньги, и это, безусловно, плюс. Однако такие издания нередко излишне прагматичны, в отношениях с читателем им порой не хватает провинциальной задушевности.

Крайний вариант развития такого типажа — превраще­ние издания в «газету-прибыль». Под лозунгом «Экономьте вместе с нами!» редакция может даже умудриться застраховать своих подпис­чиков на случай смерти от несчастного случая и под большим заголов­ком поместить эту информацию в газете. Излишней коммерциализаци­ей грешат, как правило, новые или частные издания («Утро вечера мудренее», г. Щербинка; «Чехов сегодня»). Борясь за свое «место под солнцем», эти газеты печатают много рекламы, помещают купоны бесплатных объявлений. В них много развлекательных материалов; корреспонденты ищут беспроигрышные, с точки зрения увеличения тиража, темы (наркотики, сироты и т.п.). Это зарождающийся тип массовых местных изданий, занимающих промежуточную нишу между газетой новостей и рекламной, но серьезными игроками на местном информа­ционном поле их назвать пока трудно.

Противоположный вариант массового местного издания скорее имеет «женское» лицо. Это — заботящаяся прежде всего о семейных ценностях «газета-мама» или порой судачащая как кумушка на скамейке «газета-соседка». Издания, живущие под лозунгом: «Господь учил: не будьте к людям строги», — домовиты, неконфликтны, ведут задушевные женские разговоры о «самой-самой истории любви», воспитывают детей, беспокоятся о благоустройстве и социально незащищенных, организуют праздники. Они по-своему привлекательны как из­дания семейного чтения («Видновские вести», «Электрогорские вести»), но находятся, как правило, в стороне от других вопросов городского самоуправления и некритичнь.

В плане подачи материала можно выделить издания политематические, или «газеты-мозаики», и монотематические.

Для изданий, сохранивших периодичность выхода 3 раза в неделю, востребованной остается концепция, которую условно можно назвать «газета-мозаика». Главная цель издания — быстро, бегло рассказать читателю все новости, которые происходят в городе или районе. Тема­тические лидеры — культура, происшествия, спорт. Новости сменяются, как в калейдоскопе, а если собственных событий, происходящих в районе, недостаточно, на помощь приходит календарь. В текучке редакция просто не успевает спланировать и подготовить серьезные, «гвоздевые» материалы. Сообщения на темы самоуправления, благоустройства, экономики района, безусловно, публикуются, но — только «короткой строкой». Концепция сугубо новостной газеты вполне востребована на общероссийском уровне. Однако попытка воплотить ее в рамках локального провинциального издания не вполне соответствует традициям местной газеты в России и менталитету провинциального читателя. Такой подход приводит к заштампованности не только самих текстов, но и всей системы рубрик издания («Что, где, когда?», «01-02», «Про героев войны и труда»), обедняет ее содержание, лишает жителей города или рай­она площадки для обсуждения проблем местного сообщества.

Крайней формой выражения мозаичной концепции подачи инфо­мации в местной газете является издание, которое можно условно назвать «информационным Плюшкиным». Не отделяя главного от втор­степенного, газета в одной подборке дает и новости, и официальные отчеты, на одной полосе рассказывает про сельское хозяйство, День радио и бездомных собак, а в подборке «Ветераны» может поместить сообщение о молодежной акции. Номер перегружен фактами, хотя порой и очень интересными; структура рубрик внутренне не выстроена. Наряду с краткими новостями встречаются огромные текстовые «кирпичи» на целый разворот, изобилующие фактами и цифрами, похожие на плохо переделанные отчеты различных городских служб. Как правило, такие издания очень неопрятны и с точки зрения дизайна (используют несколько разных шрифтов и гарнитур, злоупотребляют мелким шрифтом, подложками и т.д.). В итоге усилия редакционного коллектива по сбору огромного количества информации оказываются сизифовым трудом: прочитать и переварить весь номер невозможно.

На другом полюсе — издания монотематические. Конечно, в силу всеядности и всеобъемлемости местной газеты как типа издания такие типажи достаточно редки. Но иногда, в силу тех или иных причин (забо­лел или уволился сотрудник, курирующий темы экономики и благоустройства, невероятную активность проявляет отдел культуры и т.д.), газета допускает серьезные тематические перекосы. Вот и смотрят со страниц «изданий-конкурсанток» сплошь люди с микрофонами в вечерних костюмах, а со страниц «газеты-физкулътпривет» — спортсмены в кимоно.

Худший вариант — «газета-обманка»: издание, которое анонсирует на первой полосе интересные события, но, касаясь их, дает только шестистрочную заметку да рекламное объявление. Весь же остальной объем занят официозом, программой телевидения и рекламой (9 страниц из 12).

Некоторые новые локальные издания («Север Подмосковья», «На днях», г. Воскресенск), возникновение которых связано с появлением новых же информационных субъектов (например, межрайонная торгово-промышленная палата или новое муниципальное образование), пока еще трудно даже назвать газетами — это скорее размноженные типографским способом «стенгазеты». Они находятся в стадии формирования индивидуальной повестки дня и собственной концепции. Для них вопрос, каким быть и к чему стремиться, особенно актуален.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Определить общие затраты на выполнение заказа




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.