Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие юр техники. Систематизация нормативных правовых актов.






Юридическая техника - это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации законов, иных правовых актов, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование.

Юридическая техника играет большую роль в юр науке и практике. Ее профес использование позволяет создать эффективно действующее законодательство.

В литературе принято подразделять юридическую технику на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную. Законодательная техника включает в себя: 1Правила построения НПА (логич излож НПА). 2Правила оформления актов (название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись должн лица, регистрационный номер, печать). 3Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний (строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах и т.д.). 4Язык и стиль нормативного правового акта, во многом определяющие эффективность правового регулирования (краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка; необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов).

Правоприменительная техника включает в себя: а) правила оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений и др. б) способы легализации документов, т.е. придания им юр силы (нотар завер). в) способы и приемы толкования юр норм и НПА. г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности. д) способы процедурно-процессуального оформления юрпрактики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т.д.

Систематизация НПА – это деят-ть по упорядочению и совершенствованию действующих НПА, приведению их в согласованную систему для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им.

Известны четыре вида систематизации законодательства: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.

1.Учет НПА – это деятельность по их сбору, хранению, поддержанию в контрольном состоянии (путем оперативного отражения в текстах актов всех официально вносимых в них последующих изменений).

2. Инкорпорация – это такое упорядочение законодательства, когда проводится лишь внешняя обработка актов без изменения их нормативного содержание по существу. По объему охватываемого нормативного правового материала инкорпорация бывает частичной (посвященной какой-либо сфере или вопросу правового регулирования) и общей (охватывающей все отрасли законодательства). В зависимости от официальной значимости результата проведенной работы выделяются три разновидности инкорпорации. Она является официальной, если сборник или собрание подготовлены самим правотворческим органом, либо он утвердил результат инкорпорации, осуществленной по его поручению другим органом. Официозной (полуофициальной) признается инкорпорация, проведенная гос органом (например, Министерством юстиции) по заданию правотворческих органов, но без последующего офиц одобрения подготовленного собрания. Неофициальная инкорпорация осуществляется учеными и их коллективами, учебными заведениями и др. Такие сборники нормативных актов не являются официальными источниками.

3.Консолидация – это объединение нескольких НПА, действующих в одной области общественных отношений, в один сводный НПА, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юр значение.

4.Кодификация – объединение НПА, регулирующих одну область общественных отношений в единый, логически цельный акт с полным изменением их внутреннего содержания, в результате чего создается качественно новый сводный НПА. К кодификационным актам относятся основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила, регламенты и др.

 

47. Правоотношение: понятии, содержание, виды

Понятие " правоотношение" является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования - соц сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование.

К признакам правоотношения можно отнести следующие:

1. Правоотношение - это отношение общественное, между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и вещью, человеком и животным.

2. Правоотношения существуют в неразрывной связи с юр нормами, которые выступают нормативной базой их возникновения.

3. Участники правоотношения связаны взаимными юр правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юр фактов.

4. В целом правоотношениям свойственно такое качество, как определенность, индивидуализированность. В правоотношении определены как его участники, так и четко очерчено их поведение. Индивидуализация может быть как двусторонней, когда поименно определены обе стороны (обязательственные отношения в гражданском праве), так и односторонней (правоотношение собственности).

5. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, они связаны с гос волей, выраженной в праве; во-вторых - с индивидуальной волей, поскольку правоотношения реализуются посредством сознания и воли его участников (психологический механизм действия права). Кроме того, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле его субъектов.

6. Правоотношения, будучи следствием выраженной в праве воли государства, им и охраняются.

С учетом названных качеств правоотношение можно определить как охраняемое государством волевое индивидуализированное общественное отношение, участники которого связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:

а) субъектов (участников) правоотношения;

б) субъективные юр права и обязанности (которые именуют также юр содержанием правоотношения);

в) фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (его называют материальным содержанием правоотношения);

г)объекты правоотношения.

Правоотношения классифицируются по различным основаниям. По отраслевой принадлежности можно различать государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и другие правоотношения.

В зависимости от их функционального назначения - регулятивные и охранительные. В свою очередь, среди регулятивных различают правоотношения активного типа (возникают на основе обязывающих и управомочивающих норм и выражают динамическую функцию права) и правоотношения пассивного типа (возникают на основе запрещающих норм и выражают статическую, закрепляющую функцию права).

По степени индивидуализации разграничивают относительные, в которых поименно определены все участники правоотношения, и абсолютные, в которых индивидуализирована лишь одна сторона - управомоченный (например, правоотношение собственности). В этом же ряду некоторые авторы (проф. С.С. Алексеев, проф. Н.И. Матузов) выделяют также общие (или общерегулятивные) правоотношения, в которых субъекты определены лишь типовыми признаками и которые опосредуют общее правовое положение субъектов, их правовой статус, правосубъектность и т. п.

В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой системы правоотношения делят на материальные и процессуальные, частные и публичные.

Можно различать также простые и сложные правоотношения. Сложные правоотношения могут иметь в своем составе несколько участников с комплексом субъективных юридических прав и обязанностей. Самым элементарным (простым) будет выглядеть правовое отношение из двух субъектов, у одного из которых имеется юридическое право, а у другого - корреспондирующая юридическая обязанность.

48. Юридические факты: понятие, виды.

Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание — права и обязанности — реализ-ся для достижения поставленных сторонами целей. Вся эта динамика правовых отношений неразрывно связана с наступлением различных фактов, имеющих юр значение.

Под юр фактами понимаются жизненные обстоятельства, с которыми закон, правовые нормы связывают наступление юр последствий, прежде всего различных правовых отношений. Но, с наступлением тех или иных фактов связано не только участие субъекта права в правоотношениях, но и само приобретение или возникновение правосубъектности.

Юр факты служат основанием не только возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений. Именно движение последних является главным, наиболее распростр следствием юр фактов.

Установление или подтверждение юр фактов является одной из главных задач практической деятельности каждого юриста. Без этого немыслимы правильное применение закона, защита прав граждан и организаций, разрешение споров, привлечение к ответственности нарушителей закона. Юр факты различаются на виды по разным основаниям классификации.

По своему отношению к воле людей юр факты разделяются на события и действия. События — это явления, не зависящие от воли человека, то есть стихийные бедствия, рождение, достижение определенного возраста и смерть человека, истечение сроков и т.п. Они могут иметь юри значение лишь в той мере, в какой они оказывают влияние на общественные отношения. События становятся основанием для правомерных последствий.Событиям — как явлениям, не зависящим от воли человека — противостоят все виды действий людей, как волеизъявления человека. Действия классифицируются на правомерные и неправомерные по признаку отношения к ним правовых норм. Правомерные действия в свою очередь различаются по признаку направленности воли людей, совершающих эти действия. Действия, совершаемые с намерением породить юр последствия, называются юридическими актами. К ним относятся индивидуальные акты административного управления, гражданско-правовые сделки, заявления и жалобы граждан, регистрация актов гражданского состояния, судебные решения и определения и т.п. Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, называются юридическими поступками. В отличие от юр актов поступки могут совершаться недееспособными лицами и имеют юр значение независимо от «пороков воли».

Юр акты могут классифицироваться по разным признакам. Наиболее важное значение имеет деление актов на односторонние и двусторонние. Односторонний акт влечет за собой правовые последствия независимо от воли других лиц (односторонние сделки, завещания, административные акты, судебные решения и другие властные акты государственных и общественных органов, заявления, односторонние действия участника правоотношения по осуществлению прав и обязанностей). Двусторонние юр акты требуют наличия соглашения между двумя лицами или организациями. Важно при этом, чтобы воля обеих сторон была выражена в едином акте, порождающем одни и те же последствия.

Для возникновения правовых отношений, их изменения и прекращения часто имеет значение не отдельный факт, а их известная совокупность, именуемая в науке фактическим составом. Правильное установление фактического состава, послужившего возникновению, изменению или прекращению правоотношения, имеет важное практическое значение. Фактический состав может быть определен законом конкретно, с указанием всех его элементов (напр., условия получения пенсии). Но праву известны фактические составы, характеризуемые лишь общими признаками. В связи с понятием фактического состава встает вопрос о юр значении отдельных его элементов. На поставленный вопрос не может быть дано одного общего ответа. К числу элементов фактического состава могут относиться такие события и действия, которые сами по себе не имеют юридического значения.

49. Реализация права: понятие и формы.

Формирование гражданского общества и построение демократического государства предполагают эффективное осуществление правового регулирования, повышение роли и авторитета закона, четкую реализацию и претворение в жизнь предписаний правовых норм. Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения.

В механизме правового регулирования общественных отношений реализация права имеет существенное значение, так как от процесса реализации (осуществления) права во многом зависит, в какой мере будет существовать реальный правопорядок в стране, и обеспечена свобода личности в рамках правового закона.

Реализация права может быть определена как осуществление, воплощение, претворение в жизнь (в действительность) принципов и предписаний права.

Реализация права протекает в двух основных формах: вне правовых отношений и в рамках таких отношений. Процесс правореализации вне рамок правоотношений связан, прежде всего, с осуществлением всеобщих (конституц) и абсолютных прав, т.е. таких субъективных прав, которыми пользуются индивиды по отношению ко всем остальным субъектам права. Вне правоотношений реализуются также всеобщие юр обязанности (запреты), которые содержатся в нормах права. В этих нормах законодатель устанавливает юр ответственность за определенные варианты поведения, которые противоречат установленным правилам поведения.

В большинстве случаев правовые нормы реализуются в рамках правовых отношений, в которых участники этих отношений выступают носителями конкретных субъективных прав и юр обязанностей по отношению друг к другу.

Реализация правовых норм происходит в форме: использования (осуществления) субъективных прав, соблюдения юр запретов, исполнения юр обязанностей и применения норм права как особой формы реализации права.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, т.е. соблюдают запреты. Особенности в следующем: а) это в основном пассивная форма поведения; б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивид и коллективных субъектов; в) она касается правовых запретов; г) осущ вне конкретных правоотно; д) происходит в большинстве случаев естественно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответств правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распростр в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполн действия так или иначе фиксируются, оформляются.

Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность.

Применение права – это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится юр акт.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.