Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианский экзистенциализм Марселя.






Экзистенциализм – философское течение, которое ставит в центр своего внимания индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию, свободе, смерти) и проявляет интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории, искусству. Его представители Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан – Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альберт Камю, Хосе Ортега-и-Гассет и другие исходят из признания неустойчивости, хрупкости, конечности всякого человеческого существования.

Во французском экзистенциализме можно выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический. Основателем французского католического экзистенциализма был Габриэль МАРСЕЛЬ. Его философия носит ярко выраженный религиозный характер.

Марсель, считая невозможным и неприемлемым научное обоснование религии, отвергает рациональные доказательства бытия бога и утверждает, что бог принадлежит особому миру " существования", недоступному для объективной науки. Бог, по Марселю, существует, но не обладает объективной реальностью, не принадлежит миру " вещей"; он " непредставляем", " неопределим", его нельзя мыслить: " мыслить веру - значит уже не верить". Таким образом, апология христианства Марселя резко отличается от традиционного от католицизма схоластического метода. В отличие от " мира объективности", в сфере " существования" исчезает граница между субъектом и объектом. Духовное начало, трактуемое объективно, а не субъективно, и тем самым доступное логическому анализу и рациональному познанию, неприемлемо для Марселя.



Для экзистенциализма Марселя характерно противопоставление ДВУХ ПОНЯТИЙ - проблемы и таинства. Первое характеризует " мир объективности", второе - сферу " существования". " ПРОБЛЕМА, - гласит определение Марселя, - есть нечто встреченное и преграждающее мой путь. Она всецело передо мной". В этом случае я рассматриваю нечто со стороны, подхожу к нему объективно, как к находящемуся вне и независимо от меня. Проблема находится в сфере логического. ТАИНСТВО - это понятие, которое Марселем противопоставляется понятию " проблема". Таинство не противопоставляет субъект объекту, " Я" - " не-Я", познающего - познаваемому. Оно включает, вовлекает меня самого, мое существование, сливает воедино " Я" и " не-Я", выводит за границы созерцательности, стирает грань между " вне меня" и " во мне". Тем самым оно преодолевает объективный, логический подход. Итак, в сфере " существования" мир перестает быть " проблемой" и становится " таинством". Объективность всячески исключается из понимания отношений, связей, зависимостей. В сфере " существования" у Марселя принципиальное место занимает " интерсубъективность", а не объективность. " Объективная реальность" уступает место " второму лицу". " Присутствие" становится одной из основных категорий. Причинная связь вместе с другими формами объективных взаимозависимостей теряет онтологическое значение. На их место приходят любовь, привязанность, вера, верность, ответственность, уважение, послушание, доступность. " Быть - это быть любимым" - характерная для этой онтологии формула. Причем это распространяется не только на отношения между людьми, и вообще живыми существами, но на все отношения вообще.

Онтология Марселя не является натуралистичной. Явления природы мало интересуют Марселя. Его онтология резко антинатуралистична. Но коль скоро в ней заходит речь об отношении к природным вещам, оно устанавливается по образу и подобию интерсубъективной эмоциональности. Объективное познание природы не ведет, по Марселю, к истине. " Как может, - риторически вопрошает он, - то, что мы называем реальность, или, если кому угодно природой, дать ответ человеку в его поисках истины? " Удивление, восхищение, причастность - основные характеристики " бытия-в-мире". Именно здесь один из основных переходов от " антропологии" к теологии: явления природы как творения не ведут в царство " безличного", а служат для человека одним из источников восхищения их творцом.

Философия Марселя, по сути дела, не антропоцентрична. Любовь к людям покоится на любви к богу и отношении к другим как " детям божьим"; братство людей - это братство во Христе. Философия Марселя по сути теоцентирчна. Мир в целом для Марселя -не более чем связующее звено коммуникации с его творцом, как и другие " Ты", приобщающие " Я" к абсолютному " Ты".

Теперь обратим внимание на различение категорий " быть" и " иметь", которые широко используются в экзистенциалистских построениях Марселя. " ИМЕТЬ" - это отношение к вещи, к объекту, к тому, что может быть отделено, отчуждено от меня, к чему я могу быть непричастным. " Быть тем или иным", напротив, неотделимо от меня. В этом отличие того, что я имею, от того, что я есть. Марсель вводит здесь построение, аналогичное разделению " неподлинного" и " подлинного" существования у Хайдеггера. Категория " БЫТЬ" и связанная с ней идея воплощения раскрывают у Марселя проникновение в " таинства" бытия-в-мире. Идея воплощения переносится Марселем на всю природу, которая превращается в воплощение абсолютного " Я". Итак, экзистенциализм выступает против субъект-объектных, вещных, предметных отношений как не раскрывающих сути бытия.

Марсель рассматривает обобщение и абстрагирование как величайшее философское зло. Он зовет отрешиться он абстрактного мышления и повернуть к конкретному, единичному, индивидуальному - от " сущего" к отдельным существам во всем их своеобразии, со всеми их отличительными особенностями.

НАУКА, по мнению экзистенциалистов, обладая механизмом универсализации, всюду внедряет " дух абстракции", в котором все конкретное, " личностное" уничтожается, заменяется " безликим", " общезначимым". " Никогда не следует забывать, - пишет Марсель, - что если превосходство науки состоит в том, что она для всех, то этому превосходству сопутствует тяжкое метафизическое возмездие; наука для всех только потому, что она ни для кого в отдельности".

Марсель критикует " индустриальное общество", считая практическим эквивалентом " духа астракции" функционализацию, обезличение, " омассовление" человека, " распыление" личности в обществе. Марсель рассматривает технический прогресс, организованность, планирование, коллективизм как возрастающую угрозу антииндивидуалистических сил, направленных к гибельному растворению личности в обществе.

Он рассматривает христианское мировоззрение как средство преодоления экзистенциального одиночества и возможность преодоления противоречий человеческого существования в мире, проблема бытия, преломленную через индивидуальный опыт, существование отдельного человека. Подлинный мир бытия (существование) противостоит у Марселя неподлинному миру обладания, " таинство" (интуитивное постижение) - " проблеме" (рациональному познанию).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.