Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы естественнонаучного образования






Естествознание в контексте человеческой культуры. Основные этапы развития естествознания. Теоретические основы современной естественнонаучной картины мира. Основные и законы и фундаментальные понятия в современной естественнонаучной картине мира. Иерархия структурных элементов материи и процессы самоорганизации в природе. Иерархия физических, химических, биологических и социальных процессов в природе.

Концепции современного научного естествознания как теоретико-методологическая основа естественнонаучного образования. Учение В.И.Вернадского о биосфере как методологическая основа изучения природы.

1.Концепции современного научного естествознания как методологическая основа естественнонаучного образования.

2.Теоретические основы современной естественнонаучной картины мира.

3.Учение В.И.Вернадского о биосфере как методологическая основа изучения природы.

 

 

3. Концептуально-методологические установки методики преподавания интегрированного курса «Естествознание»

 

Глобалистика как философия образования и предмет педагогической рефлексии. Стратегические направления развития образования (гуманитаризация, глобалистика, интеграция). Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании. Концепция гуманитаризации естественнонаучного образования.

 

Интегративный подход как фундаментальная стратегия в области методики преподавания учебного предмета «Естествознание».Теоретический и практический синтезы знаний. Проблемы дифференциации и интеграции знания в научном и учебном естествознании. Интеграция как процесс и результат становления целостности. Этапы становления целостности – уровни интеграции. Интеграция как методология естественнонаучного образования. Целевые установки и принципы конструирования предметных и интегрированных курсов. Концептуальная преемственность предметных и интегрированных курсов естественнонаучной направленности.

 

 

4.Глобалистика как философия образования и предмет педагогической рефлексии.

5.Проблемы дифференциации и интеграции знания в научном и учебном естествознании.

6.Гуманитаризация содержания естественнонаучного образования.

7.Интеграция как методология естественнонаучного образования. Педагогические концепции интеграции в естественнонаучном образовании школьников.

8.Концептуальная преемственность предметных и интегрированных курсов естественнонаучной направленности.

 

4.Целевой компонент методики преподавания курса «Естествознание»

 

Стратегия педагогического целеполагания Федерального государственного стандарта общего среднего образования. Глобальное мышление как ориентир педагогического целеполагания. Цели глобально-ориентированного образования. Ведущие идеи и ценностно-смысловые ориентиры курса «Естествознание». Особенности целеполагания на разных этапах изучения интегрированных курсов естественнонаучной направленности: начальная, основная, старшая школа.

 

9.Ведущие идеи и ценностно-смысловые ориентиры учебного предмета «Естествознание»

10.Особенности педагогического целеполагания в предметных и интегрированных курсах естественно-научной направленности.

 

5. Содержательный компонент методики преподавания курса «Естествознание»

Содержание естественнонаучного образования в современной школе. Структура и компоненты содержания естественнонаучного образования. Обоснование логики структуры содержания. Характеристика компонентов содержания и установление взаимосвязи между компонентами. Принципы и механизмы отбора содержания образования в общеобразовательной, средней и высшей профессиональной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт: содержательные ориентиры учебного предмета «Естествознание».

Планируемые образовательные результаты изучения курса «Естествознание»: предметные, метапредметные, личностные.

Сравнительный анализ подходов к формированию учебной программы курса «Естествознание». Сравнительный анализ учебных программ курса «Естествознание». Отбор и конструирование содержания учебного материала на основе поликонтекстуального подхода.

Концепт как дидактическая единица содержания курса «Естествознание». Анализ базовых концептов курса «Естествознание». Содержательные линии курса «Естествознание».

Способы организации учебных текстов по курсу «Естествознание». Логико-смысловое моделирование. Учебно-познавательная задача как структурная единица содержания учебного материала.

11.Стандарты естественнонаучного образования. Целевые установки и содержательные ориентиры ФГОС.

12.Анализ программ интегрированного курса естествознания старшей школы

13.Планируемые образовательные результаты изучения курса «Естествознание»: предметные, метапредметные, личностные.

14.Отбор и конструирование содержания учебного материала на основе поликонтекстуального подхода.

15.Концепт как дидактическая единица содержания курса «Естествознание».

16.Логико-смысловое моделирование и другие способы организации учебных текстов по курсу «Естествознание».

 

6. Процессуальный компонент методики преподавания курса «Естествознание»

Классификации методов обучения и возможности их применения при обучении естествознанию в соответствии с целями и содержанием образования.

Теоретические и практические методы. Использование общенаучных методов в процессе обучения естествознанию. Закономерности выбора методов и методических приемов при обучении естествознанию. Технологизация как ведущая тенденция развития образования. Понятие «педагогические технологии». Соотношение понятий «методика обучения» и «технология обучения».

Классификация педагогических технологий. Сравнительный анализ результативности применения образовательных технологий программированного, дифференцированного и личностно-ориентированного обучения при изучении предметных и интегрированных курсов естственнонаучной направленности.

Новые информационные технологии (НИТ). Средства НИТ. Программно-педагогические средства. Средства мультимедиа. Специфика использования НИТ в естествознании. Организация интерактивного режима обучения.

Метакогнитивные образовательные технологии как условие реализации интегративного подхода. Технологии диалогового взаимодействия. Педагогическая мастерская. Технологии развития критического мышления.

Организация учебно-исследовательской, проектной и проектно-исследовательской деятельности при изучении курса «Естествознание».

Учебный эксперимент в курсе естествознания: проблемы и методика использования.

Специфические особенности и функции форм обучения естествознанию. Особенности интегрированного урока. Типология уроков курса «Естествознание».

Экскурсия как форма обучения естествознанию, ее признаки. Классификация экскурсий по естествознанию. Структура, цели и содержание экскурсий по естествознанию. Методика организации и проведения экскурсий в природу.

Организация внеурочной деятельности естественнонаучной направленности, ее виды. Характеристика разных видов внеурочной работы по естествознанию (на основе сравнительного анализа методической литературы).

Образовательная среда изучения курса «Естествознание». Информационная образовательная среда. Образовательная среда учебного кабинета. Внеаудиторная образовательная среда изучения курса «Естествознание».

Классификация педагогических технологий и особенности их применения при изучении курса «Естествознание»

Метакогнитивные образовательные технологии. Их место и роль в преподавании курса «Естествознание».

Специфика интегрированного урока. Видология уроков естествознания.

Особенности учебно-исследовательской, проектной и проектно-исследовательской деятельности при изучении курса «Естествознание».

Внеурочная деятельность естественнонаучной направленности

Аудиторная и внеаудиторная образовательная среда изучения курса «Естествознание».

 

7. Результативно-оценочный компонент методики преподавания курса «Естествознание»

Проблема оценки качества достижения планируемых образовательных результатов при изучении курса «Естествознание». Сравнительный анализ образовательных результатов при изучении предметных и интегрированных курсов. Требования к разработке заданий в рамках программы PIZA. Комплексные учебные задания. Оценочные шкалы. Организация индивидуальной и групповой рефлексии.

Подходы к оценке образовательных результатов. Виды оценивания. Формирующее оценивание.

Анализ инноваций и опытно-экспериментальной деятельности учителей естествознания. Анализ зарубежного опыта естественнонаучного образования.

Оценивание образовательных результатов при изучении интегрированного курса «Естествознание».

Концептуализация инновационного педагогического опыта учителей естествознания

Анализ зарубежного опыта естественнонаучного образования

 


Вопросы к экзамену

1.Концепции современного научного естествознания как методологическая основа естественнонаучного образования.

2.Теоретические основы современной естественнонаучной картины мира.

3.Учение В.И.Вернадского о биосфере как методологическая основа изучения природы.

4.Глобалистика как философия образования и предмет педагогической рефлексии.

5.Проблемы дифференциации и интеграции знания в научном и учебном естествознании.

6.Гуманитаризация содержания естественнонаучного образования.

7.Интеграция как методология естественнонаучного образования. Педагогические концепции интеграции в естественнонаучном образовании школьников.

8.Концептуальная преемственность предметных и интегрированных курсов естественнонаучной направленности.

9.Ведущие идеи и ценностно-смысловые ориентиры учебного предмета «Естествознание»

10.Особенности педагогического целеполагания в предметных интегрированных курсах естественно-научной направленности.

11.Стандарты естественнонаучного образования. Целевые установки и содержательные ориентиры ФГОС.

12.Анализ программ и УМК интегрированного курса естествознания старшей школы

13.Планируемые образовательные результаты изучения курса «Естествознание»: предметные, метапредметные, личностные.

14.Отбор и конструирование содержания учебного материала на основе поликонтекстуального подхода.

15.Концепт как дидактическая единица содержания курса «Естествознание».

16.Логико-смысловое моделирование и другие способы организации учебных текстов по курсу «Естествознание».

17.Классификация педагогических технологий и особенности их применения при изучении курса «Естествознание»

18.Метакогнитивные образовательные технологии. Их место и роль в преподавании курса «Естествознание».

19.Специфика интегрированного урока. Видология уроков естествознания.

20.Особенности учебно-исследовательской, проектной и проектно-исследовательской деятельности при изучении курса «Естествознание».

21.Внеурочная деятельность естественнонаучной направленности

22.Аудиторная и внеаудиторная образовательная среда изучения курса «Естествознание».

23.Оценивание образовательных результатов при изучении интегрированного курса «Естествознание».

24.Концептуализация инновационного педагогического опыта учителей естествознания

25.Анализ зарубежного опыта естественнонаучного образования

26.Становление и развитие учебного предмета «естествознание» в отечественной школе.

 

Литература

1. Алексашина И.Ю. Моделирование методики преподавания интегрированного курса «Естествознание»: монография. СПб.: СПбАППО, 2015. – 232с.

2. Алексашина И.Ю.Формирование концептуально-методологических установок педагога как фактор освоения интегративного подхода в естественнонаучном образовании/ Проблемы преподавания естествознания в России и за рубежом: коллективная монография М.: ЛЕНАНД, 2014 - С.129-138.

3. Алексашина И.Ю., Смирнова Г.П., Фролова О.В. Особенности моделирования содержания урока предметных и интегрированных курсов естественнонаучной направленности // Опыт преподавания естествознания в России и за рубежом: сборник научных статей. – М.: ИНФРА – М, 2015 – С.143-151.

4. Алексашина И.Ю., Спасская Е.Б., Ульянова А.А. Концептуально-методологические установки учителя естествознания: рабочая тетрадь слушателей курсов системы постдипломного образования педагогов – СПб.: СПбАППО, 2011 – 56 с.

5. Естествознание: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учрежедений: базовый уровень/под.ред. И.Ю.Алексашиной. – М.: Просвещение, 2014. – 267с.

6. Естествознание: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень: в 2 ч., ч. 2 / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, Н.И. Орещенко; под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2008. 141 с.

7. Дмитриев И.С, Ляпцев А.В., Шерстобитова И.А., Ивашедкина О.А. Общенаучные понятия в системе изучения курса «Естествознание». – СПб.: СПб АППО, 2012. – 134 с.

8. Иваньшина Е.В. Метакогнитивные образовательные технологии при изучении предметов естественно-научного цикла: монография / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. СПб.: СПб АППО, 2011. 66 с.

9. Интеграция как методология естественно-научного образования: коллективная монография. СПб.: СПбАППО, 2013. – 218с.

10.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013. – 176с. – Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования».

11.Ульянова А.А., Гвильдис Т.Ю. Диагностические материалы итоговой аттестации по курсу «Естествознание» старшей школы: учебно-методическое пособие / науч. ред. И.Ю.Алексашина. – СПб.: СПб АППО, 2012.

Дополнительная литература.

12.Абдулаева О.А. Межпредметные задачи в практической деятельности учителя: учебно-методичесчкое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 80 с.

13.Абдулаева О. А. Ценностно-смысловые ориентиры курса «Естествознание» как ориентиры достижения планируемых образовательных результатов ФГОС// Методические ориентиры преподавания интегрированного курса «Естествознание»; Монография/ под научн. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2014, С.106-124.

14.Алексашина И.Ю. Гуманитаризация образования: ценности и смыслы//Классика и современность в образовании: материалы Межрегиональной научно-практ. Конференции. – Красноярск, 2006.

15.Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач.-СПб.: СпецЛит, 2000.-223с.

16.Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования. Теория. Практика. – СПб., 1994. – С. 62–68.

17.Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: монография. – СПб., 1997.

18.Алексашина И.Ю., Смирнова Г.П., Фролова О.В. Особенности моделирования содержания урока предметных и интегрированных курсов естественнонаучной направленности // Опыт преподавания естествознания в России и за рубежом: сборник научных статей. – М.: ИНФРА – М, 2015 – С.143-151.

19.Белова Н.И. «Я знание построю в мастерской». Методические рекомендации. (Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении биологии). СПГУПМ, СПб, 1994г.

20. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы // Педагогика. – 1996. - №4. – С.23-27.

21.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - М., 1997. - N 4. - С.11-17.

22.Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Интер-Диалект, 1997.

23.Голубева О.Н., Суханов А.Д. Проблема целостности в современном образовании // Философия образования. - М., 1996. - С.54-75.

24.Горелов А.А. Философсие вопросы гармонизации взаимоотношений человека и природы // Проблемы взаимодействия общества и природы. Философские аспекты. - Рига, 1986. - С. 5-11.

25.Гуманизация науки и гуманитаризация образования: Науч.- аналит. обзор / Венцковский Л.Э., Смирнова Г.Е. и др.; РАН. ИНИОН. - М.: ИНИОН, 1995. - 82 с. - (Сер.: Методол. пробл. развития науки и техники).

26.Гуманизм, наука, техника. Специализированная информация по общеакадемической программе “Человек, наука, общество: комплексные исследования”. - М., 1990. - 92 с.

27.Гуманистический потенциал естественнонаучного образования: сб. научных тр. кафедры теории и методики естественно-научного образования СПб ГУПМ / под ред. И.Ю. Алексашиной. СПб., 1996.

28.Девятова С.В., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. – 1995. - №6. – С.107-115.

29.Дмитриев, И.С. Использование историко-научного материала в построении интегративных курсов (на примере научной революции начала Нового времени) / И.С. Дмитриев // Интеграция как методология естественно-научного образования / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2013. – (Научные школы Академии). – С. 68-110.

30.Естествознание: 10 кл.: методика преподавания: книга для учителя/ (И.Ю. Алексашина, Л.М.Ванюшкина, Т.Ю.Гвильдис и др.) / под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2007. - 302 с.

31.Ибрагимова М.В. Интерактивные приемы достижения планируемых образовательных результатов при изучении курса «Естествознание» и методика их применения // Методические ориентиры преподавания интегрированного курса «Естествознание»: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. - (Научные школы Академии). – СПб.: СПб АППО, 2014. – С. 94-105.

32.Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: Учебно-методическое пособие – СПб.: СПб АППО, 2013 – 56 с

33.Ивашедкина О.А., Полетаева Е.К. Учебно-исследовательская деятельность как средство достижения планируемых образовательных результатов/ под науч. ред. И.Ю. Алексашиной.– СПб.: СПб АППО, 2012. – 54 с.

34.Кузнецова Т.С. Информационное обеспечение урока: возможность и реальность. // Естествознание в школе. – 2005.- № 2. – С. 43-45.

35.Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. - СПБ.: СпецЛит, 2002, - 96с.

36.Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002. – 48с.

37.Лагутенко О.И. Воспитание естественнонаучной культуры в системе дополнительного образования детей. // Естествознание в школе, 2004, № 3, Стр. 52-57.

38.Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: 5кл.: Экскурсии в природу: Книга для учителя/ Под ред. И.Ю.Алексашиной.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. - 159с.

39.Малярчук О.В. Содержание естественнонаучного образования с позиции поликонтекстуального подхода // Естественнонаучное образование в идеологии стандартов второго поколения: проблемы и решения: монография / сост. О.А. Ивашедкина; науч. ред. И.Ю. Алексашина. СПб.: СПб АППО, 2012. (Научные школы Академии). С. 167–199.

40.Марковская Е.А., Гордеева И.Н. Организация уроков-лекций интегрированного курса «Естествознание» при помощи методики словесно-структурного анализа учебного текста: методическое пособие.- СПб.: СПб АППО, 2009. – 84 с.

41.Методические ориентиры преподавания интегрированного курса «Естествознание»: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. - (Научные школы Академии). – СПб.: СПб АППО, 2014. -132с.

42.Методические школы Санкт-Петербурга в области естественнонаучного образования // Методика как наука и учебный предмет. Вып. 1.
/под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб ГУПМ, 1998. – 38 с.

43.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. СПб.: КАРО, 2009. 144 с.

44.Оганов Р.С. Из истории становления начальных курсов естествознания– СПб.: СПб ГУПМ, 2004. – 86с.

45.Орещенко Н.И. На немногом – учим многому! // Естествознание в школе № 3, 2004. – Стр. 48.

46.Проданова Л.Г. Пути гуманитаризации образовательной среды учебного кабинета. // Педагогические чтения, посвященные памяти Ю.Н. Кулюткина. — СПб.: СПб ГУПМ, 2003. — С.57-62.

47.Спасская Е.Б. Ценностно-смысловые ориентиры естественнонаучного образования в начальной школе. // Естествознание в школе. - № 4. – 2004. Стр. 43.

48.Ульянова А.А. Ценностно-смысловые ориентиры как основа конструирования урока. // Урок в современной школе: сб. научн. тр. – СПб.: ЛОИРО, 2010

49.Фролова О.В. Методика реализации концептуальной преемственности предметных и интегрированных курсов естественнонаучных дисциплин в практической деятельности учителя // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2013. № 160. С. 223–229.

50.Шерстобитова И.А. Естествознание: 10-11. Концептуальный анализ учебного текста: учебно-методическое пособие. Ч1. - СПб: СПб АППО, 2010. - 60 с.

51.Шерстобитова И.А. Естествознание: 10-11. Концептуальный анализ учебного текста: учебно-методическое пособие. Ч2. - СПб: СПб АППО, 2010. - 92 с.

52.Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Ноосфера, 1996.

 

5. Электронные и Интернет - ресурсы:

1. https://www.pedlib.ru/Books/6/0380/6_0380-208.shtml#book_page_top

Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. (свободный доступ из сети Интернет)

 

2. https://window.edu.ru/resource/105/28105/files/prosv042.pdf

Естествознание с основами экологии. Методика преподавания 5 класс /под ред. И. Ю. Алексашиной. (свободный доступ из сети Интернет)

3. www.science-education.ru/103-6157

Особенности форм самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию. (свободный доступ из сети Интернет)

 

4. https://newschool.unn.ru/pages/tezis/sbornik.pdf

И. А. Шерстобитова Технология концептуального анализа учебного текста интегрированного курса «Естествознание». (свободный доступ из сети Интернет)

5. https://www.covenok.ru/files/tiny_file/rodionova, gorev.pdf

Родионова О. Л., Горев П. М. Интеграция математических и естественнонаучных знаний в учебных проектах учащихся профильной школы. (свободный доступ из сети Интернет)

6. https://www.rnmc.ru/default.asp? trID=279

Осин А. В. «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы»– (свободный доступ из сети Интернет)

 

7. https://royallib.ru/read/grigoreva_evgeniya/metodika_prepodavaniya_estestvoznaniya_uchebnoe_posobie.html#0

Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания: учебное пособие (свободный доступ из сети Интернет)

8. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/ignatova/04.php

Игнатова В. Концепции современного естествознания (свободный доступ из сети Интернет)

 

9. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/karpenk/

Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов (свободный доступ из сети Интернет)

10. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/sadoh/

Садохин А. Концепции современного естествознания (свободный доступ из сети Интернет)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.