Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к реформированию здравоохранения






Теоретические основы и научно-практических рекомендаций по управлению процессом РЗ в современных условиях.

Основные подходы к реформированию здравоохранения

Здравоохранение является открытой системой, деятельность которой зависит от внутренних факторов и от внешнего окружения.

В этих условиях необходимо отчетливо видеть связь между социально-экономическими процессами в обществе и системой охраны здоровья населения.

Требуется изучение РЗ как процесса, подчиненного общим законам развития систем и в то же время обладающего определенными особенностями, связанными со спецификой здравоохранения.

Основные подходы к реформированию здравоохранения

РЗ основывается на следующих взаимосвязанных принципах:

- единство теории и практики РЗ;

- системный подход;

- ситуационный подход;

- процессуальный подход;

- единство РЗ на микро- и макроуровне;

- использование социально-психологических методов управления;

- информационный подход;

- использование апробированных методов и технологий современного менеджмента;

- сосредоточение основных усилий на приоритетных направлениях развития здравоохранения;

- расширение прав общественных организаций.

Использование указанных принципов в практической деятельности является важным фактором эффективного управления процессами РЗ.

1. Единство теории и практики PЗ.

Научное обоснование - необходимое условие успешного РЗ. В свою очередь практика дает необходимую информацию для научного анализа и ставит задачи исследований, приобретающих прикладной характер.

2. Системный подход.

Объективная необходимость применения системного подхода при РЗ определяется увеличением и усложнением внешних и внутренних связей здравоохранения и динамичностью окружающей социально-экономической среды.

В основе традиционного подхода к управлению лежала уверенность в том, что для эффективного руководства достаточно располагать информацией о состоянии здоровья населения и основных влияющих на него факторах: материальных, финансовых и кадровых ресурсах отрасли; показателях деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

При системном подходе вначале определяется вышестоящая система, изучаются ее свойства и закономерности развития и только потом переходят к анализу нижестоящей системы (подсистемы) с учетом влияния вышестоящей.

Таким образом, здравоохранение рассматривается как единая система, состоящая из отдельных взаимосвязанных подсистем, и как часть системы более высокого уровня, в качестве которой можно рассматривать социально-экономическую систему страны, которая в свою очередь является частью мировой системы.

Интеграционные процессы, глобализация экономики, миграция населения, загрязнение окружающей среды, бедность и низкий уровень здравоохранения многих развивающихся стран, войны, национальные и политические конфликты, изменения духовной среды и образа жизни самым непосредственным образом затронули здравоохранение.

3.Ситуационный подход.

Тесно связанный с системным подходом, ситуационный подход позволяет выделять наиболее важные внешние и внутренние факторы, влияющие на здравоохранение в конкретный промежуток времени. Необходимо объективно оценивать социально-экономическую и политическую обстановку на местах.

Методы управления отраслью должны быть адаптированы к меняющейся обстановке. Основная цель здравоохранения - сохранение и укрепление здоровья населения - остается без изменений, при этом возможна расстановка несколько иных акцентов при ее достижении.

Суть ситуационного подхода заключается в том, что закономерности РЗ действуют неоднозначно в различных социально-экономических и политических условиях на разных территориях в различные периоды времени.

4. Процессуальный подход.

В рамках данного подхода РЗ рассматривается как непрерывный процесс.

Во-первых, это обусловлено тем, что здравоохранение как общественный институт будет, скорее всего, существовать столь долго, сколько будет существовать человечество. А это значит, что попытки улучшить систему охраны здоровья населения будут предприниматься всегда.

Во-вторых, ускорение темпов развития цивилизации ставит новые задачи перед здравоохранением.

В третьих, само по себе управление РЗ является непрерывным процессом и включает в себя взаимосвязанные действия по планированию, организации, мотивации и контролю, называемые функциями менеджмента, и связующие процессы, включающие в себя обмен информацией и принятие решений.

5. Единство РЗ на микро- и макроуровне.

Указанный принцип за прошедшее десятилетие нарушался особенно часто. В соответствии с Федеральным законом
№ 154 ФЗ от 28.08.95 " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного ведения отнесены организация и развитие муниципальных ЛПУ. Многие территории стали разрабатывать собственные модели здравоохранения, особенно в области ОМС. В результате были нарушены целостность системы охраны здоровья населения и единство политики РЗ.

Объективная необходимость координации мероприятий по РЗ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях определяется различием задач и возможностей на каждом уровне. На федеральном уровне формируется стратегия развития здравоохранения, определяются пути его реформирования, параметры бюджета и государственных фондов ОМС, разрабатываются методологические подходы решения наиболее актуальных проблем охраны здоровья населения.

На уровне субъекта федерации происходит адаптация основных направлений развития здравоохранения к региональным условиям. В последнее время для осуществления согласованных действий по реализации государственной политики в области здравоохранения особое значение приобрела практика заключения трехсторонних договоров между Минздравом РФ, Федеральным фондом ОМС и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Практическая реализация реформ происходит прежде всего на местном уровне в муниципальных ЛПУ и их структурных подразделениях. Здесь на первый план выходят вопросы создания и совершенствования мотивационного механизма РЗ, включающего в себя экономические и социально-психологические аспекты.

6. Использование социально-психологических методов управления.

Это один из важнейших, но слабо используемых и недостаточно разработанных принципов управления. Так как основное внимание в процессе РЗ уделяется экономическим вопросам, проблемы социально-психологического обеспечения реформ отошли на второй план.

Однако даже грамотно спланированная стратегия РЗ при продуманной организации может потерпеть поражение на стадии реализации в результате недостаточной мотивации и внутреннего сопротивления со стороны медицинских работников. Использование современных социально-психологических методов управления позволяет избежать многих неприятностей, возникающих при любых реформаторских преобразованиях.

7. Информационный подход.

В основе эффективного управления процессом РЗ лежат достоверная информация и количественные методы ее обработки. Источниками релевантных данных служат материалы официальной статистики, результаты научных исследований, социально-экономического и социологического мониторинга. Необходимо создание постоянно действующей системы отслеживания, анализа, оценки и прогноза результатов реформ, включающей в себя сбор, хранение, обработку и систематизацию данных на основе современных компьютерных технологий.

Информационное обеспечение необходимо при реализации всех функций управления процессом РЗ, включая планирование, организацию, мотивацию и контроль. Основными принципами информационного обеспечения РЗ должны стать достоверность, актуальность, полнота, комплексность, доступность, единые унифицированные подходы к сбору, обработке, анализу и распространению информации.

Основными задачами информационною обеспечения РЗ являются:

- обеспечение лиц, принимающих решения, достоверной и актуальной информацией в необходимом объеме (пирамида стратегий);

- проведение системного анализа данных, выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на РЗ, прогноз развития реформ;

- формирование фонда апробированных методов и технологий РЗ и соответствующего программного обеспечения;

- информирование органов государственной власти и общественности о целях, задачах, путях и проблемах РЗ.

8. Использование методов и технологий современного менеджмента.

Успешные реформы в отрасли невозможны без повышения качества управления, принципы и методы, которого носят универсальный характер, потребуют адаптации к российской действительности.

К сожалению, приходится констатировать, что достижения в области менеджмента в практике управления здравоохранением во многом остаются невостребованными.

В настоящее время только начинается использование методов стратегического и проектного управления, организационного проектирования, статистических методов контроля качества, инновационного менеджмента и др.

9. Сосредоточение основных усилий на приоритетных направлениях развития здравоохранения.

Ограниченность финансовых и материальных ресурсов здравоохранения и необходимость получения максимальной отдачи от вложенных средств не позволяют распылять усилия по РЗ. В настоящее время приоритетным является совершенствование финансово-экономических отношений в отрасли, направленное на повышение эффективности использования ресурсов, структурную реорганизацию, повышение качества и культуры оказания медицинской помощи, усиление профилактики.

В настоящее время основным и все более возрастающим направлением стало лечебно-диагностическое, а не профилактическое, декларированное еще на заре советского здравоохранения среди 5 его принципов Н.А.Семашко и З.П.Соловьевым (государственное, бесплатное, плановое, преимущественное внимание к охране здоровья рабочих и служащих). По данным мировой статистики 1 рубль вложения в профилактику взрослого экономит 10 руб., а 1 руб., вложенный в предупреждение заболеваний ребенка -14 руб.

Наиболее актуальными представляются следующие основные направления развития здравоохранения:

- разработка и внедрение оптимальной структуры собственности и оптимального государственного, общественного и частного секторов в здравоохранение;

- развитие и совершенствование медицинского страхования, особенно добровольного;

- дальнейшее укрепление и развитие первичного звена системы здравоохранения, в том числе ВОП;

- укрепление служб охраны здоровья матери и ребенка и работающего населения (развитие промышленного здравоохранения);

- создание в здравоохранении единой системы законов прямого действия, соответствующей принципам международного законодательства;

- дальнейшее совершенствование технической базы здравоохранения;

- разработка и внедрение единых общероссийских стандартов, приближенных к международным;

- развитие стратегического управления менеджмента и планирования на всех уровнях;

- широкая информированность населения по санитарно-гигиеническим и медицинским вопросам.

10. Расширение прав общественных организаций.

Развитие демократии повышает роль и значение общественной поддержки РЗ. Практика показывает, что успешные преобразования возможны только на основе объединения целенаправленных усилий органов исполнительной и законодательной власти, ЛПУ и общественных медицинских организаций. Указанный принцип управления здравоохранением и процессами его реформирования получил официальное признание на IV (XX) Всероссийском Пироговском съезде врачей и совместном заседании Коллегии МЗ РФ и Президиума правления РМА (28.08.01).

Было отмечено, что наиболее эффективной формой реализации самоуправления медицинских работников могут быть корпоративные объединения. Их участие в процессе РЗ наиболее целесообразно в области совершенствования отраслевой нормативно-правовой базы, проведения лицензирования ЛПУ в условиях структурной перестройки, осуществления общественной поддержки реформ, мотивации трудовой деятельности медицинских работников и лоббирования их интересов в законодательных и исполнительных органах власти.

11. Выводы:

Таким образом, в ходе РЗ необходимо учитывать не только специфику отечественного здравоохранения, но и использовать принципы, методы и технологии современного менеджмента. Целью преобразований является повышение экономической, социальной и медицинской эффективности системы здравоохранения па основе совершенствования экономических отношений, организационной структуры, мотивационного механизма, внедрения стратегического планирования, развития современных информационных технологий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.