Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания А.А.Тахо-Годи






[ 1 ] Ср. " Гиппий больший", 290 b-d, где утверждается, что " каждую вещь делает прекрасной то, что для каждой вещи подходит".

[ 2 ] Речь идет об игре в шахматы, при которой " город" как бы разделен на две враждующие стороны.

[ 3 ] Древнее изречение, быть может пифагорейское. Ср. " Государство", V 449с, и " Законы", V 739с, где проводится идея общности жен, детей и всего имущества.

[ 4 ] Гомер. Од. I 351 сл.

[ 5 ] В " Законах" Платон тоже говорит об огромном воспитательном значении игры (VII 797b).

[ 6 ] У Ксенофонта Сократ говорит своему другу Херекрату: " Да разве не принято, чтобы младший при встрече уступал старшему дорогу? Если он сидит, чтобы вставал, чтобы в знак уважения отдавал ему лучшую постель, чтобы при разговоре предоставлял ему первое слово? " (Mem. II 3, 16). У Аристотеля также читаем: " Вообще говоря, мы обязаны выказывать почтение каждому старшему лицу, вставая перед ним, уступая ему почетное место" (Eth. Nic. IX, 2, 1165а 27 сл.).

[ 7 ] Здесь – сравнение с лернейской гидрой, у которой вместо отсеченной Гераклом головы вырастало десять новых. Имеется в виду вред, приносимый законодателями, заботящимися не об общественной пользе, а только о личной выгоде и тщеславии, когда внесение одного, якобы полезного, закона порождало множество бедствий.

[ 8 ] Аполлон считался покровителем упорядоченного государства (см., например, Эсхил, " Эвмениды") и общественной гармонии. В " Законах" прямо говорится, что " надлежит заимствовать законы из Дельф и ими пользоваться, назначив для них истолкователей" (VI 759с).

[ 9 ] Отечественный наставник – это бог Аполлон, отец Иона, родившегося от соблазненной богом афинской царевны Креусы. История Иона, родоначальника афинян, названных по его имени ионийцами (Herod. VIII 44), послужила сюжетом для драмы Еврипида " Ион".

[ 10 ] В Дельфах, у святилища Аполлона, находился так называемый " Омфал", " пуп Земли" – тот самый камень, который, согласно мифу, некогда Рея дала проглотить Кроносу вместо младенца Зевса. Когда Кронос изверг его обратно, камень " поместили в Дельфы под самым Парнасом" как святыню, обозначавшую центр Земли (Hesiod. Theog. 497-500). Омфал (из глыбы белого мрамора) умащали возлияниями, облачая его в разные одежды. Сведения об Омфале находим у Павсания (X 16, 3), Страбона (IX 3, 6), Эсхила (Eum. 39-41), Пиндара (Paean. VI 15-17 Sn.).

[ 11 ] О добродетели и ее видах см. также т. 1, " Менон" 70а-81b.

[ 12 ] Халестрийский поташ – щелочный натр. Назван но имени города Халестра, или Халастра, в Мигдопии.

[ 13 ] Здесь – характерное употребление музыкальной терминологии – созвучие (symphonia) и гармония – для нравственной характеристики человека, который этими качествами объединяется с порядком, т.e. космосом, основанным на мировой гармонии и созвучии сфер (ср. " Тимей", прим. 32, а также " Государство", Х 616с-617с).

[ 14 ] Рассудительность, по Платону, создает гармоничное звучание всех " струн" города, т.e. гармоничную жизнь его сословий.

[ 15 ] Платон часто приводит эту пословицу. См. т. 1, " Гиппий больший", 304е и прим. 37.

[ 16 ] Для Платона человек-" микрокосм" соответствует не только обществу, но также Вселенной-" макрокосму"; поэтому для человека и общества, хоть и в разной степени, характерен принцип автаркии (ср. " Тимей", прим. 42). Как видно из дальнейших строк (441с-d), у Платона элементы души и соответствующие им нравственные качества отдельного человека типичны для целых государств и народов.

[ 17 ] Фракия – крайний север Греции, на границе с Македонией. Скифия – причерноморские и приазовские земли, бывшие для греков далекими северными пределами. О Скифии см. Геродот, IV.

[ 18 ] В этом месте устанавливается логический закон противоречия, звучащий формально по сравнению с диалектическим законом единства противоположностей. У Платона можно найти и другие тексты, подтверждающие закон противоречия: " Ничего другого не остается по отношению к каждой вещи, кроме как либо знать, либо не знать" (" Теэтет", 188 а-b): " Большое никогда не согласится быть одновременно и большим и малым", и " вообще ни одна из противоположностей, оставаясь тем, что она есть, не хочет ни превращаться в другую противоположность, ни быть ею, но либо удаляется, либо при этом изменении гибнет" (" Федон", 102е-103е).

[ 19 ] Платоновское учение о душе наиболее кратко излагает Диоген Лаэртский (III, 67), отмечая самодвижностъ (aytocineton) и трехчастность души, причем ее разумная часть (logisticon meros) находится, по Диогену, в голове, яростная (thymoeides) – в сердце, вожделеющая (epithymeticon) – в области пупка и печени.

[ 20 ] Намек на эту историю есть во фрагментах аттических комедиографов (см. Kock, I, р. 739, Theopompi fr. 24).

[ 21 ] Гомер. Од. XX 17.

[ 22 ] Здесь у Платона Гиппократова теория происхождения болезни. По Гиппократу, здоровье основано на " равномерном соотношении крови, слизи, желчи (желтой и черной) при их смешении друг с другом", а болезнь происходит, если " что-либо из них находится в меньшем или большем количестве, чем это установлено в теле" (De nat. horn. VI 40 с 4). Ср. в " Тимее" (82 а-b): избыток и недостаток в теле четырех элементов (земля, огонь, вода и воздух) и перемещение их из своего места в другое приводят к болезням и нарушениям порядка человеческого тела.

[ 23 ] Для Сократа главное в жизни государства – мудрость, а не факт управления его одним или многими людьми. В " Политике" Платон пишет, что важно не наличие " немногих или многих, свободных или несвободных, не бедность или богатство, а некое знание" (292с). Платон, видимо, предпочитает власть одного человека, ибо единственно правильного правления можно искать " между немногими – в малом, в одном". Все же остальные виды правления он считает " подражаниями" (" Политик", 297с).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.