Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и признаки государства.






Признаки

1) Территория, т.е. пространственная организация государства. Государство существует и функционирует в рамках определённой территории. Власть государства распространяется на всю его территорию.

2) Национальное самосознание - население - сообщество людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющееся его власти.

3) Публичная власть - государственная власть, т.е. наличие особой системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти, которую принято называть аппаратом государства.

4) Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, определяющее её независимость и неделимость как внутри территории страны, так и за её пределами.

Различают два аспекта государственного суверенитета:

- внутренний суверенитет, означающий наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся общеобязательными для выполнения каждым членом общества.

- внешний суверенитет, выражающийся в том, что государство как субъект международного права выступает равноправным участником международного общения, заключает договоры, обменивается дипломатическими, консульскими и торговыми представительствами

5)Монополия на насилие

6)Монополия на сбор налогов

Каждое государство может иметь также свои государственные символы (флаг, герб, гимн, иногда - девиз), собственную денежную единицу, государственный язык и пр.

Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях. Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функции государства по сферам деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относят:

- охранительную (защита конституционного строя, законности и правопорядка),

- гуманистическую (обеспечение и охрана прав и свобод человека),

- экономическую (регулирование экономики, поддержка экономической стабильности),

- социальную (выполнение социальных программ, социальная защита населения, здравоохранение),

- экологическую (охрана природной среды),

- культурную (государственная поддержка и развитие культуры, образования, воспитания).

Среди внешних функций государства выделяют:

- функцию обороны государства,

- функцию по поддержанию мирового порядка,

- функцию сотрудничества с другими государствами

 

22. Формы правления.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию высшей государственной власти и систему её взаимоотношений с населением.

Современные формы правления включают монархию и республику.

Основными признаками монархической формы правления являются бессрочность, наследуемость власти, её независимость от населения.

В зависимости от полномочий монарха, различают такие виды монархической формы правления, как абсолютная (характеризующаяся тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти) и ограниченная (конституционная) монархия (при которой наряду с монархом существуют другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства).

Республика - это форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства и органов государственной власти.

Признаками республики являются выборность власти, её срочность и зависимость от избирателей.

Современная республика тоже имеет свои разновидности. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на: президентские, парламентские и смешанные.


23. Формы государственного устройства.

Государственное устройство характеризует внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, принципы взаимоотношений между государством в целом и его частями.

Выделяют следующие формы государственного устройства:

1. Унитарное государство. К признакам унитарного государства относят: единую систему высших органов власти; единую конституцию; единое гражданство; единую систему законодательства; единую судебную систему. Иногда в унитарных государствах со сложным характером национальных и социально-экономических отношений допускается автономия её отдельных частей. Такие государства называют усложнённо унитарными.

2. Федерация - это такое государство, которое имеет в своём составе государственные образования (республики, штаты, земли), обладающие определённой самостоятельностью. Федеративное государственное устройство предполагает наличие высших органов власти на уровне субъектов федерации; наличие гражданства отдельных субъектов федерации; наличие у субъектов федерации собственной конституции и собственного законодательства, собственной системы судопроизводства.

3.Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

§ межгосударственные союзы;

§ содружества;

§ сообщества государств.

§

24. Сущность и функции политических партий.

Сообщество единомышленников, имеющих схожие представления о правильном полит. устройстве и о методах его достижения.

Признаки:

1.Идеологический

Партия всегда создается на основании какой-то идеи (цели): какое общество она будет строить в случае прихода к власти или, по крайней мере, какое направление развития общества она предлагает, какой придерживается идеологии и т. д. Эта идея записывается в каком-либо документе, чаще в Программе партии. Вообще, цели и задачи партии можно узнать, в первую очередь, в ее Программе, и меньше всего в названии. Название партии зачастую служит лишь приманкой, прикрытием истинных задач партии, которые фиксируются в Программе ее деятельности.

2. О рганизационный.

Организация — это всегда структура, где есть определенное распределение ролей, своя иерархия

Таким образом, современные политические партии выполняют в обще­стве определенные функции, важнейшими из которых являются:

1. Агрегация социальных интересов — выявление сходных частных интересов граждан, социальных групп с целью объе­динения в совокупный политический интерес.

2. Артикуляция социальных интересов — выражение ин­тересов граждан, социальных слоев, которые представля­ют социальную базу партии. Артикуляция Интересов - процесс, в ходе которого индивиды и группы формулируют свои требования, соответствующие их реальным или мнимым интересам, и переносят эти требования в центр политической борьбы или в сферу политических решений.

3. Политическая организация граждан — включение ин­дивида в политическую жизнь через систему политического просвещения, приобщение к политическим ценностям и идеалам, формирование политического сознания, культуры по­литического поведения.

4. Властная функция — практическое участие партии в борьбе за распределение власти и ее осуществление. В демократических политических системах эта фун­кция партии проявляется наиболее реально через избира­тельный процесс. В результате его партии в лице своих пред­ставителей получают возможность участвовать в формировании органов государственной власти, приобретают легитимное право на участие в принятии политических решений и контроле за их исполнением.

Выборы — самая активная фаза деятельности партии. Но и после выборов они стремятся увеличить поддержку населением своего курса.

25. Типология политических партий и партийных систем.

В первую очередь, необходимо внимательно ознакомиться с программными документами партии.

Весь политический спектр делится на «правых», «левых», «центр» (состоящий из «левоцентристов» и «правоцентристов»), а также «крайних» на обоих флангах.

1 К «правым» относятся сторонники господства в экономике частного капитала и незыблемости прав и свобод предпринимательства (которые подаются как права и свободы асбстрактного " человека").

2 «Левые» - за восстановления на новой и высшей (по отношению к " первобытному коммунизму") общественной собственности на средства производства и, на этой основе, ликвидации длившейся сравнительно недолго (3 -4 тысячелетия) эксплуатации чужого труда, порабощения человека человеком.

3 «Правоцентристы» не отрицают административного воздействия на экономические процессы, но никогда не пойдут на ограничение свободы личности.

4 «Левоцентристы» допускают в условиях господства госэкономики существование политических свобод.

5 «Крайне правые» — предпочитают всеобщий контроль государства и «национальную чистоту» общества.

6 «Крайне левые» готовы отдать жизнь за диктатуру основных производителей на всем земном шаре, за коммунизм или анархию.

 

Типология партийных систем проводится по числу существующих в стране партий:

1 однопартийная система. В стране существует одна правящая партия авангардного типа. В однопартийной системе нет различия между партийными и государственными должностями. Такая партийная система характерна для тоталитарного режима. В обществе наряду с авангардной партией могут существовать и другие политические организации, но они всегда находятся под эгидой правящей партии, а не составляют ей оппозиции. Такая система существует в Китае, на Кубе и во многих других странах;

2 под двухпартийной системой подразумевается система с двумя крупными партиями парламентского типа, каждая из которых стремится завоевать большинство в законодательном собрании. При такой системе в обществе присутствуют и другие партии, но они играют очень незначительную роль и не влияют на расстановку сил в парламенте. Классические примеры такой системы — США и Италия;

3 система двух с половиной партий. В стране действуют две основные парламентские партии, которые набирают 75-80% мест в парламенте, и одна функциональная партия, которая заметно влияет на принятие в законодательном собрании того или иного решения. Такая система действует в ФРГ и Великобритании;

4 многопартийная система. Из названия видно, что такая система включает множество небольших по численности партий. Во время выборов формируется парламент из очень разнородных политических сил. Правительство чаще всего коалиционное, довольно неустойчивое. Но при развитой демократии и высокой политической культуре многопартийная система полнее всего учитывает интересы всех слоев населения.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.