Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Санитарно-эпидемиологические требования к территории объектов






Общие положения

1. Настоящие санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» (далее – Санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, вводу в эксплуатацию, водоснабжению, канализации, отоплению, освещению, вентиляции, микроклимату, содержанию и эксплуатации, условиям обучения, проживания, производственной практике, организации питания, медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников.
Настоящие Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми физическими лицами, юридическими и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, эксплуатацией организаций (объектов) воспитания и образования детей и подростков.
Юридические и физические лица, деятельность которых связана с образованием и воспитанием детей и подростков, перед началом деятельности (оказание образовательных услуг, в том числе обучение, проживание, питание, медицинское обслуживание, физическое воспитание) получают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям настоящих Санитарных правил.
2. Настоящие Санитарные правила распространяются на объекты образования детей и подростков, осуществляющих следующую деятельность:
1) реализацию образовательных программ начального, основного среднего и общего среднего образования - школы, гимназии, лицеи;
учебных программ технического и профессионального, послесреднего образования - профессиональные лицеи, училища, колледжи, высшие технические школы (далее - ТиПО);
учебных программ высшего профессионального образования студентов (далее - ВУЗ) - университеты, академии, институты и приравненные к ним (консерватории, высшие школы, высшие училища);
а также специальных и коррекционных;
2) воспитание и организацию мест проживания детей и подростков (организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации образования для детей с девиантным поведением, центры адаптации несовершеннолетних, интернатные организации всех видов и типов, дома юношества, пансионаты, медресе, приюты и другие);
3) организацию досуга, физическое воспитание и развитие творческих способностей детей и подростков (учреждения дополнительного образования) – центры творчества детей и молодежи, музыкальные, спортивные и художественные школы, детско-юношеские центры, дворовые клубы, станции юных натуралистов, учебно-производственные комбинаты, учебные курсы и другие внешкольные организации);
4) организацию питания обучающихся вне зависимости от форм собственности объекта питания.
3. Контроль выполнения настоящих Санитарных правил осуществляет ведомство государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. При проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах воспитания и образования детей и подростков проводятся лабораторно-инструментальные исследования в соответствии с приложением 1 к настоящим Санитарным правилам.
5. В настоящих Санитарных правилах использованы следующие понятия:
1) специальные организации образования - это организации образования, обеспечивающие с созданием специальных условий, технических средств, а также медицинских, социальных услуг, специальных программ и методов обучения и воспитания, диагностику и консультирование детей с ограниченными возможностям. К видам специальных организаций относятся:
специальная школа для детей с нарушениями зрения;
специальная школа для детей с нарушениями слуха;
специальная школа для детей с нарушениями речи;
специальная школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
специальная школа для детей с нарушением интеллекта;
специальная школа для детей с задержкой психического развития;
специальный комплекс «школа-детский сад»;
психолого-медико-педагогическая консультация, реабилитационный центр;
кабинет психолого-педагогической коррекции.
Основными задачами специальных организаций являются безопасность жизни и здоровья детей; обеспечение условий для комплексного лечения, коррекционной и социальной адаптации, воспитания и обучения с учетом особенностей психофизического развития детей, комплексное коррекционное сопровождение индивидуального развития детей с ограниченными возможностями; коррекция физического, психического развития детей, формирование компенсаторных способов деятельности, способствующих социальной адаптации и интеграции;
2) специальная одежда – комплект защитной одежды персонала, предназначенной для защиты сырья, вспомогательных материалов и готового продукта от загрязнения механическими частицами, микроорганизмами и других загрязнений;
3) учреждения дополнительного образования детей – внешкольные учреждения, предназначенные для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга;
4) бракераж – оценка качества продуктов питания и готовых блюд по органолептическим показателям;
5) организации образования – организации, создаваемые физическими и юридическими лицами (учредителями) в соответствии с законодательством Республики Казахстан, реализующие одну или несколько образовательных учебных программ и (или) обеспечивающие воспитание, содержание, проживание, питание, медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников;
6) гимназия – учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и по гуманитарным профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;
7) заготовочная – помещение, где производится подготовка продовольственного сырья и выработка полуфабрикатов;
8) доготовочная – помещение, в котором осуществляется приготовление готовой пищевой продукции из полуфабрикатов;
9) организация образования для детей с девиантным поведением - является учебно-воспитательным (лечебно-воспитательным) учреждением и создается для обеспечения воспитания, обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, систематически совершающих правонарушения, влекущие меры административного воздействия, злостно совершающих самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, совершающих иные антиобщественные действия;
10) физическое воспитание – сфера деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека;
11) общеобразовательная школа – среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, состоящие из трех ступеней: начальной, основной и старшей, каждая из которых может функционировать самостоятельно;
12) срок годности – период, до истечения которого пищевая продукция считается безопасной для использования по назначению при соблюдении условий процессов (стадий) производства (изготовления), оборота пищевой продукции;
13) полуфабрикаты – сырые продукты питания, предварительно подготовленные к тепловой обработке;
14) организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – организация, в которой создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением места проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
15) суммарная учебная нагрузка – сумма учебных часов с часами, выделяемыми на проведение факультативных и секционных занятий, кружков;
16) инсоляция – нормируемый показатель солнечной радиации для гигиенической оценки помещения;
17) интернатные организации – организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания;
18) центры адаптации несовершеннолетних (далее – ЦАН) - организации, находящиеся в ведении органов образования, обеспечивающие прием и временное содержание безнадзорных и беспризорных детей в возрасте от 3-х до 18-ти лет для установления родителей или других законных представителей, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного их них) или от других лиц, на попечении которых они находятся, детей, направляемых в специальные организации образования, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации;
19) климатическая зона – территория, выделяемая по климатическим признакам (температура, влажность);
20) режим дня – установленный порядок дня в организациях воспитания и образования для детей и подростков;
21) утомление – состояние временного снижения функциональных возможностей организма, снижение работоспособности;
22) рядная расстановка – расстановка мебели и оборудования рядами в центре помещения, друг за другом;
23) общественное питание – деятельность, связанная с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания;
24) лицей – среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соответствии с их склонностями и способностями;
25) магнитная школа – малокомплектная школа, закрепленная за опорной школой (ресурсным центром) приказом районного (городского) отдела образования;
26) специализированная организация образования – реализует специализированные общеобразовательные учебные программы, обеспечивающие элитарное образование, направленное на углубленное освоение учащимися основ наук, культуры, искусства, спорта, а также военного дела с углубленной допризывной подготовкой в специализированных школах Министерства обороны Республики Казахстан. Основными видами специализированных организаций образования являются: гимназия, лицей, школа, школа-интернат для одаренных детей;
27) предшкольные классы – классы для детей пяти, шести лет в общеобразовательных школах, в которых проводится одногодичная обязательная бесплатная предшкольная подготовка;
28) учебная нагрузка – суммарная нормируемая занятость учащихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе для каждой возрастной группы, которая измеряется в учебных часах;
29) учебный час – продолжительность урока (занятий) или лекции от начала до перемены (перерыва);
30) учебная нагрузка, режим занятий обучающихся и воспитанников определяется утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, санитарно-эпидемиологических правил и норм, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования;
31) оптимальные микроклиматические условия – сочетание количественных показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на детей обеспечивают сохранение нормального теплового состояния организма без напряжения механизмов терморегуляции;
32) центральная расстановка – расстановка мебели и оборудования в центре помещения группами;
33) периметральная расстановка – расстановка мебели, оборудования вдоль стен (по периметру);
34) рекреация – помещение для отдыха и восстановления сил учащихся во время перемены и в свободное от занятий время;
35) духовные (религиозные) организации образования – учебные заведения, реализующие профессиональные образовательные программы подготовки священнослужителей;
36) срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативных документах;
37) санитарно-дворовые установки (далее - СДУ) – не канализованный туалет, расположенный на территории объекта, на расстоянии не менее 25 метров (далее – м) от зданий, имеющий надземную часть и выгребную яму. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков). Выгреб выполнен из водонепроницаемого материала. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не более 3 м;
38) септик – сооружение для очистки небольших количеств бытовых сточных вод, представляющий собой подземный отстойник горизонтального типа, состоящий из одного или нескольких камер, через которые протекает сточная жидкость;
39) спортивные объекты – организации, деятельность которых связана с организацией и осуществлением лечебно-оздоровительных, физкультурно-оздоровительных, учебно-воспитательных работ и культурного досуга детей и подростков;
40) наполняемость классов – это количество учащихся в классе относительно к площади помещения учебного класса;
41) коэффициент естественного освещения (далее – КЕО) – нормируемый показатель естественного освещения помещения;
42) утренний фильтр – профилактическое мероприятие, направленное на предупреждение заноса инфекционного заболевания;
43) товарное соседство – условия, исключающие совместное хранение и реализацию сырых и готовых продуктов, предотвращающие их загрязнение и проникновение посторонних запахов, отражающихся на качестве товара;
44) скоропортящиеся пищевые продукты – пищевые продукты, требующие специальных условий транспортировки, хранения и реализации в строго регламентируемые сроки;
45) технологическое оборудование – совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для работы производства;
46) загрузочная – место приема продовольственного сырья и пищевых продуктов;
47) опорная школа (ресурсный центр) – организация общего среднего образования, на базе которой консолидируются образовательные ресурсы близлежащих малокомплектных школ для проведения краткосрочных сессионных занятий и промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в целях обеспечения доступа к качественному образованию учащихся малокомплектных школ;
48) рациональное питание – сбалансированное питание, с учетом физиологических и возрастных норм питания;
49) маломобильные группы населения – инвалиды, с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на креслах-колясках и/или с помощью других вспомогательных средств, а также слабовидящие и/или лишенные зрения граждане, передвигающиеся с помощью сопровождающих;
50) малокомплектная школа – общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся (от 3-10 человек), совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;

Санитарно-эпидемиологические требования к территории объектов

6. Проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию объектов образования для обучающихся и воспитанников (далее – объекты) допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
7. Площади земельных участков нормируются требованиями Строительных норм и правил Республики Казахстан № 3.02-25-2004 «Общеобразовательные учреждения», № 3.02-31-2005 «Дома и интернаты для детей-инвалидов».
8. Внешкольные организации, размещаемые в многоквартирных жилых домах, в частных домовладениях, во встроено–пристроенных помещениях могут не иметь отдельного земельного участка.
9. Территория участка объектов с целью предупреждения проникновения бродячих животных ограждается.
10. На территории не допускается посадка деревьев и кустарников, дающих при цветении опушенные семена.
11. Въезды и входы на участок объекта, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, к санитарно-дворовым установкам покрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием, доступным для очистки.
12. Мусоросборники оборудуются плотно закрывающимися крышками, устанавливаются на площадке с твердым покрытием, доступным для очистки и дезинфекции, огражденной с трех сторон, в хозяйственной зоне, на расстоянии не менее 25 м от зданий. Для сбора мусора объектов, размещаемых на первых этажах многоквартирного жилого дома, во встроено-пристроенных помещениях допускается по согласованию с территориальным подразделением ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения сокращение расстояния от мусоросборников до здания до 15 м и (или) использование общих мусоросборников.
13. Территория объекта и территория за ее ограждением в радиусе 5 м содержится в чистоте.
14. На территории объектов выделяются зоны размещения основного здания (-ий), физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается предусматривать дополнительное зонирование территории в зависимости от профиля объекта.
15. На физкультурно-спортивной зоне общеобразовательных и интернатных организаций, ТиПО, ВУЗ предусматривается зона для подвижных игр (футбольное поле, баскетбольная и (или) волейбольная площадки) с оборудованием и спортивными снарядами, беговая дорожка, яма для прыжков.
Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть причиной повреждений и травм.
16. Ямы для прыжков заполняют чистым песком (без камней, веток, листьев) с примесью опилок, перед прыжками содержимое взрыхляется и выравнивается. Деревянные борты ям должны находиться на одном уровне с землей. Во внешкольных спортивных организациях борты ям обшивают брезентом или резиной. Беговая дорожка должна быть с твердым, хорошо дренирующим покрытием, с плотным, непылящим, стойким к атмосферным осадкам верхним слоем.
17. В хозяйственной зоне размещают котельную, склад топлива, другие хозяйственные постройки. На территории организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ЦАН, интернатных организациях допускается выращивание овощей. Для хранения запасов овощей и фруктов в хозяйственной зоне оборудуют овощехранилище.
18. Хозяйственная зона должна иметь твердое покрытие, допускающее очистку и дезинфекцию.
19. Наружное осветительное оборудование здания объекта должно обеспечивать равномерный рассеянный свет территории. В вечернее время на территории участка, в том числе в санитарно-дворовых установках, предусматривают искусственное освещение.
20. Оборудование на игровых и спортивных площадках должно устанавливаться соответственно росту и возрасту детей. Поверхность оборудования должна иметь водостойкое покрытие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.