Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык и речь. Речевая деятельность.






Овладение языком начинается с детства. Этот процесс носит не вполне осознанный характер и протекает в основном интуитивно. Слушая речь окружающих, ребёнок начинает связывать с повторяющимися элементами определённые смыслы, начинает понимать слова и выделять для себя эти элементы, запоминает, а позже начинает воспроизводить их в определённых ситуациях. Постепенно он усваивает и практически применяет правила комбинирования этих элементов и так овладевает системой родного языка. Определённую роль играет целенаправленное сообщение взрослыми ребёнку элементов инвентаря. На более поздних этапах – посвящение правил грамматики. В основном, знания родного языка добываются индивидом из собственного речевого опыта, который постепенно обобщается, складывается в систему, а затем превращается в организованный речевой опыт. И в сознании человека вырабатывается почти автоматический механизм владения родным языком, и контролёр этого механизма – языковая компетенция.

Язык существует как абстрактная сущность. Язык существует, поскольку он функционирует в речи, и речь мы можем зафиксировать. Наследуется только способность к языку.

Язык – система социально закреплённых знаков, соотносящих понятивное содержание и типовое звучание, а также правила их употребления.

Знак – инвентарь единиц + правила их употребления.

Речь – форма существования языка, это звуковой отрезок во времени и пространстве, выражающий конкретное говорение, под речью понимают письменную форму говорения. Речевая деятельность – механизм порождения речи. Речевая деятельность находит своё проявление в речевых актах. Речевой акт представляет собой двухсторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. В речевом акте создаётся текст. В нём случаются сбои, утечка информации. У больных, страдающих расстройствами речи, проявляются речевые нарушения: оговорки, слова забываются. Аффазии – нарушения речи.

Различия между языком и речью:

1. язык абстрактен, речь конкретна.

2. язык лишен пространственно-временных отношений, речь существует только во времени и пространстве.

3. язык конечен, речь бесконечна.

4. язык строится на противопоставлении дифференциальных и интегральных признаков.

5. речь линейна, язык иерархичен.

6. язык пассивен и статичен, речь активна и динамична.

7. язык сохраняет расчленённость элементов, речь стремится к слитности.

8. язык существует отдельно от обстановки общения, речь только в ситуации общения.

9. язык объективен, речь субъективна.

10. язык является результатом коллективного опыта, речь – индивидуального.

11. речь может быть оценена с точки зрения истинности и ложности, язык вне этих рамок.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.