Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спортивная подготовка и ее структура. Основы методики построения тренировки в микро-, мезо- и макроциклах

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школьников (формы, задачи, средства, методика организации).

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероп­риятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уров­
ня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоро­вья и совершенствование культуры движений; содействие улучше­нию физического развития и двигательной подготовленности уча­щихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям отно­
сят несколько разновидностей (форм) занятий.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель — способство­вать организованному началу учебного дня, улучшению самочув­ствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий — это комплексы из 7—9 физических упражнений динамического характера, воз­действующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6—7 мин (в младших классах — не более 5—6 мин).

Физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Их цель — снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физи­ческой работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультми­нутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга.

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являют­ся хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебно­го дня.

Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час)

Важной задачейфизкультурно - оздоровительной работы врежимеучебногодня является ее восстановительная функция

Средства Бег, ходьба, игры, физические упражнения.

 

Спортивная подготовка и ее структура. Основы методики построения тренировки в микро-, мезо- и макроциклах

Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации мож­но условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: пост­роение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определен

ной структуры, которая представляет собой относительно устой­чивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

Структура тренировки характеризуется, в частности:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактичес­кой и технической подготовки и т.д.);

2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объе­ма и интенсивности);

3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, эта­пов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии дан­ного процесса, во время которых тренировочный процесс пре­терпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микрострук­туру — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недель­ного); б) мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включа­ющих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру. — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с не­дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:

— наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых).

В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммар­ной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсме­на к напряженной тренировочной работе.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются боль­шим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуля­ция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специ­альной психической подготовки'.

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специ­ально подготовительные и модельные.

Специально подготовительные микроциклы, характеризующи­еся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой сорев­новательной или околосоревновательной интенсивностью, на­правлены на достижение необходимого уровня специальной ра­ботоспособности в соревнованиях

Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и сорев­новательного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спорт­смена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе.

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию на­пряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов

Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответ­ствующий программе соревнований. Структура и продолжитель­ность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта

В практике спорта широко применяются микроциклы, получив­шие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных пере­строек.

Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжитель­ностью от 2 до 6 недель, включающий относительно закончен­ный ряд микроциклов.

Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное вос­произведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще череду­ются; 2) смена одной направленности микроциклов другими харак­теризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восста­новительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

Втягивающие мезоциклы. Их основная задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфи­ческой тренировочной работы.

Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по по­вышению функциональных возможностей основных систем орга­низма, совершенствованию физической, технической, тактиче­ской и психической подготовленности.

Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особен­ностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является ши­рокое применение соревновательных и специально подготовитель­ных упражнений, максимально приближенных к соревнователь­ным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой ин­тенсивностью тренировочной нагрузки

Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет уст­ранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей.

Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется специ­фикой вида спорта, особенностями спортивного календаря, ква­лификацией и уровнем подготовленности спортсмена.

Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований.

Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полуго-ичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолет-его (например, четырехгодичного), связанный с развитием, ста­билизацией и временной утратой спортивной формы и включаю­щий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе выс­ших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлет­ние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм, а для молодежи — к спартакиадам народов России, проводящимся один раз в 4 года.

Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высоко­квалифицированных спортсменов встречается построение годич­ной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое) (рис. 39). В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период направлен на становление спортив­ной формы — создание прочного фундамента (общего и специаль­ного) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, со­вершенствования различных сторон подготовленности. В соревнова­тельном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготов­ленности

. Переходный период (период временной утраты спортив­ной формы) направлен на восстановление физического и психиче­ского потенциала после высоких тренировочных и соревнователь­ных нагрузок

Подготовительный период (период фундаментальной подготов­ки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовитель­ный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повы­шение уровня физической подготовленности спортсменов, совер­шенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение но­вых сложных соревновательных программ.

Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягива­ющий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тре­нировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недель­ных микроциклов) — базовый — направлен на решение главных задач этапа.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизи­руются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленние на совершенствование физической подготовленности, и повыша­ется интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достиг­нутого уровня специальной подготовленности и достижение вы­соких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи реша­ются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4—6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортив­ной формы и совершенствования новых технико-тактических навы

ков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:

— восстановление работоспособности после главных отбороч­ных соревнований и чемпионатов страны;

— дальнейшее совершенствование физической подготовленно­сти и технико-тактических навыков;

— создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

 

— моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;

— обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, тех­нической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.

Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6—8 не­дель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов.

Переходный период. Основными задачами этого периода являют­ся обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очеред­ного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на пол­ноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, со­став применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем ра­боты сокращается примерно в 3 раза

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Документация, инвентаризация, техника и формы бухгалтерского учета




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.