Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие методов постройки судов

Построечные места взаимообусловлены с применяемой на за­водах принципиальной технологией постройки судов. Поэтому для правильного понимания условий возникновения и развития мо­дульных принципов в судостроении необходимо остановиться на важнейших тенденциях совершенствования такой технологии. Это тем более важно потому, что модульные принципы возникли на базе существующих методов постройки судов, как логическое их развитие на современном этапе научно-технического прогресса в отрасли.

Поэтому достижения науки и практики в области методов по­стройки судов должны безусловно учитываться при освоении модульных принципов в отечественном судостроении.

Все это обусловило необходимость краткого ретроспектив­ного анализа методов постройки судов и путей их совершенство­вания.

Принципиальная технология и организация постройки судна определяются методом постройки судна, способом формирования его корпуса и методом организации постройки судна (рис. 2.10). Выбор варианта технологии и организации постройки произво­дится с учетом особенностей конструкции и серийности судна, производственных возможностей завода-строителя, а также рас­чета экономической эффективности методов постройки.

Метод постройки судна характеризуется конструктивно-тех­нологическими элементами судна, из которых последнее соби­рается на построечном месте. В настоящее время в судостроении

Принципиальная технологая и организация
постройки судна


Методы постройки судна


Способы формирова­ния корпуса судна


Методы организации постройки судна



•(Подетальный


Непре­рывный


Остров­ной



Секци он ны й


J Пирамидальный]-


[Поточно-бригадный|< -



Секционно-блоч-ный


'Поточно-нозинион-ный



ч:


Блочный



I Модульно-блочный

 

 


Раздельный


Конивеерный!

 


Рис. Классификация методов постройки судов, организации их постройки и способов формирования корпусов.

Таким образом, производство по укрупнению секций является частью или разновидностью «предстапельного производства». В общем случае такое производство должно включать укрупне­ние секций, насыщение секций механизмами, системами, обору­дованием; изготовление блоков и модулей; изготовление функци­ональных и зональных агрегатов и монтажных блоков.

Примером укрупнения секций промыслового судна, когда из плоскостных бортовых секций, палубных сек­ций и секций поперечных переборок формируются укрупненные объемные секции. Их формирование осуществляется в переверну­том положении (на палубе). При этом большая часть сборочно-сварочных работ осуществляется в нижнем положении. В перс­пективе в этих укрупненных секциях можно выполнять ряд работ по монтажу систем, судового оборудования, изоляции и пр. Укрупненные секции кантуются, устанавливаются на днищевые секции, образуя блоки.

Второе направление совершенствования секционного метода — насыщение секций, превращение секции из элемента корпуса & элемент судна. Это направление связано с целесообразностью переноса работ по монтажу механизмов, оборудования, отделке и оборудованию судов на возможно более ранние этапы пост­ройки судна. В связи с этим не только блоки насыщаются обо­рудованием и механизмами, но и секции.


В качестве примера изготовления насыщенных секций может служить полный монтаж закрытий грузовых люков на секциях палубы вне судна.

Блочный метод является наиболее характерным для серийной постройки малых и средних судов. В последние годы он находит применение и для постройки крупнотоннажных судов. Совершен­ствование этого метода в настоящее время осуществляется по следующим основным направлениям:

увеличение размеров, массы и степени насыщения блоков;

изготовление надстроек блоками;

развитие модульно-агрегатного метода монтажа судовых мег ханизмов и оборудования;

переход к модульно-блочным методам постройки судов.

В надстройках концентрируется большой объем корпусных и монтажных работ, по отделке и оборудованию судовых помеще­ний. Подробно технология блочного метода и использование мо­дульных методов изготовления и монтажа надстроек изложены в гл. 5.

В настоящее время основу совершенствования механомонтажных работ составляет переход к модульно-агрегатному ме­тоду (МАМ) монтажа судового оборудования. Под этим методом понимается компоновка и формирование насыщенных судовых помещений, главным образом машинно-котельных отделений, из сборочных единиц всех уровней — агрегатов, зональных блоков и модулей.

Агрегатом называют сборочную единицу, скомпонованную из оборудования, выполняющего определенную функцию. Сборочная единица, компонуемая по территориальному принципу, т. е. рас­положенная в определенной зоне машинно-котельного отделения или другого насыщенного помещения, называется зональным блоком. Зональные блоки состоят из различного оборудования как объединенного выполнением единой функции, так и выпол­няющего различные функции. Несущей конструкцией зонального блока может быть специальная рама, чаще всего каркасного типа, и штатная корпусная конструкция.

Несомненное преимущество такого рода сборочных единиц — возможность их стандартизации или унификации, что исключает необходимость в разработке документации на стандартные или унифицированные агрегаты при проектировании новых судов.

Совершенствование модульно-агрегатного метода предусмат­ривает создание крупных зональных блоков, в которые компо­нуется все оборудование, расположенное в данном районе (зоне), как объединенное функциональной общностью, так и не связан­ное единой функцией, а также все трубопроводы (транзитные) и местное электрооборудование. В состав зональных блоков мо­гут входить один или несколько агрегатов и корпусные конструк­ции (цистерны, участки палубы, платформы и т. п.).

Применение зональных блоков позволяет удвоить по сравне­нию с функциональным агрегатированием объем монтажных работ, производимых в цехах, а следовательно, способствует даль­нейшему сокращению продолжительности монтажных работ, вы­полняемых на судне, и снижению общей трудоемкости монтажа. Как указывалось выше, одним из наиболее перспективных пу­тей развития блочного метода является переход к модульным принципам. /Сущность модульного метода постройки судов со­стоит в том», что корпус судна формируется на построечном месте из модулей, т. е. из однотипных (стандартных) блоков, имеющих полное или почти полное насыщение из унифицированных секций и узлов.

■ ' Модульные принципы могут быть применены не только при

постройке корпусов судов целиком, но и при изготовлении от­дельных корпусных конструкций, надстроек, жилых, служебных „я., бытовых помещений и т. п. ^Модульные принципы дают наи­больший эффект при постройке судов большими сериями. В оте­чественном судостроении они впервые были реализованы при строительстве комбинированных судов типа «Борис Бутома» дед­вейтом 100 тыс. т.

Таким образом, весь ход развития судостроения убедительно свидетельствует о постепенном росте размеров и массы секций и блоков, увеличении степени их насыщения механизмами, устрой­ствами, системами и, что особенно важно, — о повышении уровня унификации этих сборочных единиц. Все это создает объектив­ные условия для перехода к модульному судостроению.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Повторення | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.