Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинские работники в обществе






Психология личности медицинского работника

 

  1. Профессионально значимые качества личности медицинского работника. Индивидуальная медицинская культура медработника.
  2. Этико-деонтологические требования к личности и профессиональной деятельности медработника.
  3. Этические кодексы медицинских работников.
  4. Этико-психологические аспекты взаимоотношений с коллегами.
  5. Имидж медицинского работника.
  6. Профессиональный рост и самосовершенствование медработника.

 

 

Медицинские работники в обществе

Требования к особенностям личности и деятельности медицинских работников определяются значением их деятельности по сохранению жизни и здоровья людей для общества.

Проблема сохранения здоровья человека является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Потребность решения проблемы сохранения и улучшения качества здоровья граждан РФ в настоящее время общепризнанна. Общество гарантирует своим гражданам право на охрану здоровья, право на получение своевременной и квалифицированной медицинской помощи, но каждый человек пользуется этими правами в соответствии со своим субъективным представлением о здоровье и индивидуальной медицинской культурой. В этом проявляется ответственность общества и структур системы здравоохранения и социальной защиты населения страны перед человеком, который, в свою очередь, получая различные блага от общества, обязан прилагать усилия для сохранения своего здоровья – в этом состоит его гражданский долг.

Профессиональная медицинская деятельность предъявляет к личности специалиста ряд особых психологических требований. Несмотря на возрастающий техницизм, информатизацию и специализацию медицины, ее интеграцию с другими науками основой профессиональной деятельности медика является его взаимодействие с другими людьми-пациентами, их близкими и родственниками, коллегами.

В ходе своей профессиональной деятельности медицинские работники решают многообразные проблемы, требующие от них компетентности не только в области общепрофессиональных и специальных дисциплин, но и мировоззренческой зрелости, включающей в качестве составляющей ряд сформированных морально-психологических качеств личности. Традиционно профессионально значимыми качествами личности медработника признаются такие, как ответственность, сострадание и милосердие, стремление к сотрудничеству и заботе о других людях. Эти требования основаны на гуманном отношении к человеку, уважении прав и достоинства личности.

Профессиональная компетентность включает в себя не только знания и умения в области медико-биологических и клинических дисциплин, но и психологическую, в том числе и коммуникативную компетентность. Общемировоззренческая компетентность определяет систему ценностных ориентаций и направленность личности.

Психологическая компетентность включает в себя…

Коммуникативная компетентность является элементом психологической компетентности. Она представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в частности в условиях лечебного взаимодействия.

Профессиональная квалификация, медицинских сестер, фельдшеров, медлаборантов и других медицинских и фармацевтических работников являются основой профессиональной деятельности, но ее эффективность и качество зависят от того, какими психологическими качествами личности, прежде всего нравственными, обладает специалист. Профессиональная квалификация медицинского работника является только инструментом, эффективность применения которого зависит от других качеств личности специалиста.

В обществе существуют стереотипные представления о медицинской деятельности, видах медицинской помощи и медицинских работниках и активное тиражирование этих представлений в обществе с использованием всех средств массовой коммуникации. Эти представления сочетают в себе знания о том, каким должен быть медицинский работник (идеальный образ) и знания о том, какими качествами обладают реальные люди, работающие врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами, медлаборантами и т.д. От этих представлений о личностных особенностях медицинских работников часто зависит обращение за медицинской помощью или отказ от нее, выполнение медицинских рекомендаций или пренебрежение ими и другие действия людей по восстановлению и сохранению своего здоровья.

Стереотипный образ медицинского работника (фельдшера, медсестры, акушерки, медлаборанта и т.д.), включает в себя профессиональные, нравственные и психологические особенности человека, который исполняет данную социальную роль. Каждый человек, являясь представителем большой социальной группы медицинских работников, должен соответствовать тем требованиям, которые в данном случае предъявляет к нему общество: иметь соответствующие его социальной роли знания, умения и определенные качества личности, позволяющие должным образом исполнять эту роль. Общество налагает на медицинских работников ряд обязанностей, предъявляет к ним высокие требования, обусловленные главной целью их профессиональной деятельности - сохранение жизни человека.

Многоукладность системы российского здравоохранения с тенденцией к преобладанию комплекса медицинских услуг, оказываемых на хозрасчетной основе, предопределяет не только специфику процесса взаимодействия медицинских работников и пациентов в ходе лечебно-профилактических мероприятий, но и формирование новых стереотипов общественного сознания, видоизменение представлений пациентов об эталонах качественной медицинской помощи и т.д.

Гуманитарная компетентность означает понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; наличие представления о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознание себя и своего места в современном обществе, широкий кругозор; способность к осмыслению жизненных явлений, готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу, устойчивое стремление к самосовершенствованию.

Главные требования к личности медицинского работника формировались на протяжении многих веков истории медицины и составляют эталонный (идеальный) образ медицинского работника.

Медицинские работники обладают своей профессиональной культурой, которая развивается и видоизменяется в соответствии с изменением социально-исторических условий. Каждый медицинский работник является носителем медицинской культуры, созданной предшествующими поколениями медицинского сообщества, и творцом новых элементов этой культуры. Медицинская культура – это целостная сложноорганизованная биосоциальная система, включающая в себя ряд подсистем и структурных элементов, среди которых совокупность научно-теоретических знаний, традиций, технологий и практик, специфической языковой системы, выработанных человечеством с целью сохранения здоровья и жизни человека, борьбы с различными его заболеваниями. Главными элементами этой системы являются люди, создающие медицинскую культуру и использующие в своей жизнедеятельности ее достижения.

Основу медицинской культуры составляет совокупность этических знаний о медицинской деятельности человека, которые выполняют целеполагающую и регулирующую деятельность человека функции. В истории медицины последовательно развивались медицинская этика, медицинская деонтология и биоэтика. В этих этических науках определяются моральные принципы и нормы медицинской деятельности, требования к личности медицинского работника. Медицинская этика – это наука, изучающая профессиональную специфику морали медицинской деятельности и медицинских работников. Медицинская деонтология – раздел медицинской этики, в котором исследуются проблемы профессионального долга и должного поведения медицинских работников. Биоэтика – междисциплинарная наука, в которой исследуются моральные проблемы, порожденные новейшими достижениями биомедицинской науки и практики.

Для медицинских работников, имеющих квалификацию «фельдшер», «медицинский лабораторный техник», «акушерка/акушер», «зубной техник» и других отдельных этических кодексов не создано. Все этические кодексы содержат общие для все видов медицинской деятельности общие моральные принципы, правила и нормы, главные из которых были определены на первых этапах исторического развития медицины в Клятве Гиппократа.

Профессионально-значимые качества личности медицинского работника выделяются во всех подструктурах личности человека: индивидуально-психологических, социально-психологических, мировоззренческих. Они формируются в процессе развития личности. Человек может вырабатывать в себе многие профессионально значимые качества, формировать их, целенаправленно работая над собой, занимаясь самовоспитанием.

В то же время, в процессе профессиональной деятельности под влиянием различных факторов личность медика-профессионала изменяется – одни качества становятся более выраженными, другие исчезают и взамен из формируются новые.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.