Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие либерализма; соотношение политической и индивидуальной свобод в учении Б.Констана






 

Б. Констан является родоначальником либерализма, он констатирует понятие индивидуальной свободы, как более важное, нежели чем политическая.

 

Политическая свобода – это средство для достижения цели, а личная свобода - есть сама цель.

 

Либерализм – это политико-правовая идеология индивидуальной свободы, как высшей ценности.

 

Политическая свобода – совокупность прав, образующая возможность управления обществом.

 

Индивидуальная свобода – совокупность прав, источником которых являются личные способности и особенности. К этим способностям не относится то, что является общечеловеческим по природе и общественным.

 

Следствием приоритета становится отрицание естественных прав. Это происходит потому, что естественные права обосновывают политическую свободу, а не личную.

 

Анри-Бенжамен Констан де Ребек родился в Лозанне (Швейцария), куда семьи его будущих родителей эмигрировали из Франции по религиозным причинам.

 

Констан получил прекрасное образование в Брюсселе, Оксфорде и Эдинбурге. В 1795 г. он принял французское гражданство и сразу же стал активно участвовать в политической жизни своей новой родины. Констан был противником якобинцев и выступил в поддержку переворота 18 брюмера (9 ноября) 1799 г., в результате чего был назначен в Трибунат — один из высших органов наполеоновской Франции. Однако увидев абсолютистские устремления Бонапарта, Констан перешел в оппозицию и вынужден был оставить свой пост и переселиться сначала в Швейцарию, а затем в Германию (впрочем, и эти страны также находились под контролем Наполеона).

 

С 1814 г. он снова оказывается во Франции, где выступает в защиту легитимной монархии Людовика XVIII, даровавшего Хартию. Когда же на " сто" дней вернулся Наполеон, Констан содействовал ему в издании Дополнительного акта (1815), установившего конституционные основы нового государства. В эпоху Реставрации Констан был одним из лидеров либеральной оппозиции в парламенте. В ходе революции 1830 г. он содействовал приходу к власти Луи-Филиппа. Умер Б. Констан в том же 1830 г.

 

Обладая литературными способностями, Констан выступил автором не только теоретических и публицистических работ, но и романа " Адольф". В работах " Об узурпации" и " О свободе древних сравнительно со свободой новых народов", написанных в начале XIX в., Б. Констан вырабатывает новое понятие свободы, которое соответствует запросам современного ему индустриального общества XIX в. До Констана многие публицисты, пишущие на тему свободы, ориентировались на опыт античности. Констан же не идеализирует античную свободу, которая сводилась к политической свободе, выражавшейся в том, что граждане греко-римских полисов были причастны к принятию важных государственных решений. В то же время полисы (за исключением Афин) жестко регламентировали семейную и религиозную жизнь своих граждан.

 

Ядром гражданской свободы у Констана выступают права человека. К ним он относит неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, печати и собраний, свободу выбора профессии и места жительства, неприкосновенность частной собственности и невмешательство государства в экономику. Эти права присущи человеку от рождения и не имеют никакого отношения к государству. Как только публичная власть вступает в противоречие с одним из этих прав, любой ее закон утрачивает свой нравственный авторитет и юридическую силу. При этом для Констана не имели никакого значения ни причина, ни повод, по которым могли быть нарушены перечисленные права. Подобные нарушения не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах.

 

Особое внимание Б. Констан уделил учению о государстве, изложив свою точку зрения в " Курсе конституционной политики", который был написан в 1816—1820 гг. В этом труде он сделал попытку развить теорию разделения властей Монтескье. Прежде всего он выделил власть главы государства — короля. Законодательную власть должен был осуществлять двухпалатный парламент. Верхняя палата — наследственная палата пэров — наделялась правом отлагательного вето по отношению к нижней палате и могла привлекать к ответственности членов правительства. Нижняя палата — палата выборных представителей должна была осуществлять законодательный процесс. Исполнительная власть вручалась правительству, которое было ответственно перед королем. Полномочия самого монарха были обширны, но связаны правилом контрасигнатуры: любой королевский указ должен скрепляться подписью соответствующего министра, который и несет за него всю полноту ответственности. Судебную власть осуществляли судьи, назначаемые королем и несменяемые. Наконец, в качестве пятой власти выступала муниципальная власть на местах.

 

Таким образом, Констан дифференцировал не столько ветви власти, сколько ее носителей. В конечном счете речь шла., как и у Монтескье, о дуалистической монархии. Что же касается муниципальной власти, то эта идея не была очевидной для современников автора. Многим тогда казалось, что идея децентрализации посягает на самые основы государственной власти. И пройдут многие десятилетия, прежде чем она буде! реализована на практике. Поэтому вариант разделения властей Констана и не получил такого широкого резонанса в общественном мнении, как классический вариант Монтескье.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.