Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Ценности, вызовы и риски в современном обществе. Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества. Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
Глобализация – определяющая тенденция современного общества, проявляющаяся во взаимозависимости стран мира на уровне всех сфер общественной жизни (политической, экономической, экологической, культурной и т. п.); масштаб этой взаимозависимости носит планетарный характер. Глобализация набирает силу и охватывает все стороны современной жизни (экономическую, политическую, социальную и т.д.). Многие исследователи феномена глобализации отмечают, что сама глобализация не может считаться принципиально новым явлением международной жизни. По их мнению, и тысячелетия назад локальные культуры и цивилизации возникали и развивались, между ними возникали и крепли многочисленные нити торгово-экономических, культурных связей, мир глобализируется всегда. Поэтому они выделяют отдельные ее «волны», сравнивая количественные параметры их проявления, выделяя в них общее и специфическое (А.Б. Вебер, А.А. Галкин, В.Л. Иноземцев, К.М. Кантор, И.Б.Левин, А.С. Панарин и др.). Нынешнюю волну глобализации большинство вышеназванных авторов называют «американизацией», обосновывая такое название рядом убедительных аргументов. Как отмечено в литературе по проблемам современной глобализации, ее возникновение есть следствие тех глобализационных процессов, которые набирают силу и охватывают весь мир. В течение последних десятилетий выявился ряд существенных источников глобализации. Отметим некоторые из них: – ускоренный технологический прогресс западных обществ, объективно вызывающий к жизни их возрастающую самодостаточность и, как следствие этого, их способность и возможность повсеместно распространять западные ценности и формировать общемировое сообщество; – технологический прогресс западных обществ приводит к резкому сокращению транспортных и коммуникационных издержек, значительному снижению затрат на обработку, хранение и использование информации. Произошла информационная революция, которая позволила связать воедино отдельные регионы планеты и, по мнению многих, Интернет сегодня правит миром; – значительное расширение сферы деятельности организаций. Происходит интеграция национальных хозяйств в общемировую систему посредством внешней торговли, перемещения капиталов, трудовых ресурсов, а также международного обмена технологиями, международного разделения труда, расширения и углубления емкости товарных рынков и т.д. Как результат всего этого, формируются транснациональные мировые корпорации (ТНК), подчиняющие своему влиянию жизненные пространства национальных государств. Новую глобальную роль стали играть даже такие международные организации, как ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО; – существенная причина глобализации кроется и в особенностях культурного развития. Речь идет о тенденциях формирования глобализованных, «однородных» средств массовой информации, искусства, поп-культуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения. Чтобы разобраться в сущности современной глобализации, необходимо считаться с тем, что она имеет сложную, многоуровневую структуру, она состоит из двух уровней: естественной, неуправляемой глобализации и глобализации искусственной, организуемой, управляемой. Естественная глобализация – эволюционный процесс восприятия различными народами достижений других народов, их культур и традиций. Это восприятие происходит преимущественно добровольно и зависит от уровня развития этих народов, а главное, их желания усвоить и на практике применять те или иные достижения других социокультурных традиций. Искусственная глобализация – это попытка навязать силой или другими методами – обманом, убеждением, подкупом и т.д. – те или иные представления о мире: экономические, политические, духовные, ценностно-мировоззренческие и др. Приблизительно более или менее адекватно отражающим феномен современной глобализации явилось учение американского социолога И. Валлерстайна. Он выдвинул теорию «мировой системы», в соответствии с которой над национальными государствами все большую власть приобретают наднациональные факторы. При этом глобальная система, делая национальные государства своими элементами, определяет их существование и развитие. Так как процессы глобализации возникли вначале в экономике, то И. Валлерстайн говорил о глобализации в экономическом аспекте, и под мировой системой он понимал приоритетно мировую экономическую систему. По мнению И. Валлерстайна, эта система охватывает весь мир, но экономическое положение отдельных стран в этой системе неравноценно. По этой причине И. Валлерстайн предложил выделить в этой системе ядро, полупериферию и периферию. К ядру И. Валлерстайн отнес развитые экономические страны (США, Канаду, страны Западной Европы и Японию). Это самые богатые страны, обладающие наиболее развитыми технологиями, характеризующиеся наиболее высоким уровнем жизни, в которых концентрируется разработка «высоких технологий», международная банковская коммерческая деятельность. Это процветающие страны так называемого Севера или «золотого миллиарда». К периферии – самые бедные страны Африки и Латинской Америки, характеризующиеся неразвитой перерабатывающей промышленностью, фактически представляющие собой «сырьевые придатки» стран ядра. Страны полупериферии. С одной стороны, они не столь богаты и могущественны, как страны ядра, по отношению к ним они чаще являются «сырьевыми придатками». Но они более развиты, чем страны периферии, и по отношению к странам периферии они выполняют ту же роль, что и к ним страны ядра (Китай, Бразилия и др.). Таким образом, мы можем сделать вывод, что глобализация представляет собой тенденцию к сближению, взаимопроникновению различных культур и цивилизаций, формированию новой человеческой общности в планетарном масштабе с ее особыми законами, движущими силами и механизмами регулирования. Нужно отметить, что в рамках большинства существующих теорий выделяются следующие ключевые тенденции, возникающие в эпоху современной глобализации: – всеохватность и комплексность изменений, трансформация всех параметров социальных структур. Социальное пространство раскрывается, оно делается открытым, так как быть замкнутым на себя, отчужденным от внешнего мира сегодня – означает перечеркнуть свое будущее; – доминирование глобальных ценностей и ориентиров над локальными. При этом глобальные реалии кардинально модифицируют даже наиболее консервативные и устойчивые структуры социального сознания и поведения. Процесс «отказа» от «старого» идет быстро, решительно, причем всякое новое считается лучшим, поскольку оно «глобальное». «Глобальное» приобретает статус высшей нормативной ценности; – гибридизация культуры. В новых условиях глобализация культуры в большей степени проявляется как американизация, так как усиливающая свое господство массовая, коммерческая, медийная культура преимущественно является американской. Американизация культуры приводит к появлению разнообразных глобальных и локальных «социокультурных гибридов», часто состоящих из несовместимых частей; – формирование единого информационного пространства. Ярким подтверждением этого служит появление Интернета. Интернет сегодня – одна из наиболее перспективных возможностей обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество. В связи с этим Окинавская хартия глобального информационного общества провозгласила преодоление раскола в получении информации между различными слоями населения основной своей задачей; – ослабление национально-государственного фактора. Глобализационные тенденции подрывают значение национализма во всех его проявлениях, будь то нации-государства, национальные социокультурные традиции или соответствующие типы сознания. Национально-государственный фактор несомненно сохраняется (в том числе и в виде отдельных государств, правительств и т.д.), но перестает быть определяющим; Обозначенные выше общие тенденции глобализирующегося мира (в них можно выделить и более частные) вызывают со стороны общественных организаций и субъектов неоднозначные оценки. Но, как бы ни относились к глобализации ее противники и сторонники, нужно признать, что она уже явно изменила мировую систему, порождая новые проблемы, но и открывая новые возможности. Очевидно, что отмеченные выше тенденции мирового развития активизируют глобализационный процесс, который в будущем, видимо, ускорится. Чтобы оценить последствия проявления современной глобализации, необходимо считаться с тем, что, это пока еще открытая, противоречивая реальность, находящаяся на этапе формирования, и конечные последствия ее влияния пока сложно прогнозировать. Но, отметим, что современная глобализация – явление объективное, этого никто не отрицает. Более того, как отмечают ее защитники, она принесла с собой немало положительного в разные сферы жизни человека и общества: – экономическая глобализация, заявляют они, способствуя углублению международного разделения труда, обеспечила его более высокую производительность и явилась причиной снижения себестоимости производимой продукции. Также она способствует повышению уровня жизни у той части населения, которая оказалась включенной в сферу функционирования транснациональных монополий, и очевиднее всего это выражается в преодолении нищеты на «бедном Юге». По подсчетам ООН, количество людей, живущих в «абсолютной бедности», сократилось за последние 20 лет с 1, 5 до 1, 1 миллиарда человек исключительно за счет экономических успехов восточно-азиатских стран, которые, в свою очередь, есть следствие открытости их экономик; – особенно оптимистичны защитники глобализации в отношении решения глобальных экологических проблем в развивающихся странах, в которых, как известно, ее проявления приобретают сегодня наиболее острые формы. Они утверждают, что филиалы в развивающихся странах открывают крупные компании, использующие в своей деятельности новейшие технические разработки, в силу чего загрязнение окружающей среды будет ниже, чем при экспансии местных компаний; – также убедительно защитники современной глобализации обосновывают ее позитивные последствия в политической сфере. По их мнению, следствием хозяйственного прогресса и экономической открытости стран оказывается развитие у них демократических процессов и упрочение законности. Глобализация объективно ограничивает волюнтаристские действия национальных правительств, так как эти правительства вынуждены проявлять благоразумие и осмотрительность при принятии решений в ситуации, когда действия одного государства имеют последствия для других стран и вызывают их ответную реакцию; – культурная глобализация. Защитники современной глобализации исходят из того, что культурная глобализация есть объективно необходимое и позитивное в своей основе явление (Ж. Молино, М.де Серто и др.). Они считают, что существующее в современном мире беспокойство относительно американской направленности глобализации мира, в том числе и в культуре, не имеет серьезных оснований. Более того, она создает единый мир, объединяя государства, нации, культуры, дает им возможность ассимилироваться, обогащать друг друга и тем самым дает человеку реальные шансы свободного выбора в культурном самовыражении. Положительные оценки проявления глобализации в разных сферах общественной жизни можно продолжать. Но, как справедливо отмечают многие исследователи, эйфория, порожденная глобализацией, мало-помалу сходит на нет. Ее место занимает более взвешенное, реалистическое понимание того, что глобализация как всякий глубинный процесс, происходящий в общественном организме, чревата не только позитивными, но и негативными результатами. Мало того, при определенных обстоятельствах отрицательные последствия изменений могут оказаться более заметными, чем положительные. Приведем некоторые тезисы сторонников более взвешенного и реалистического понимания происходящих в современном мире процессов глобализации: – глобализация порождает не только удачливых игроков, но и их жертвы. Причем доля последних, как правило, на порядок выше. В проигрыше оказываются и недавно процветавшие отрасли производства, и некогда благополучные регионы, и целые страны; – дестабилизация, конфликты, социально-экономическая поляризация – такие же последствия глобализации, как и единые финансовые рынки, транснациональные потоки капитала и информации, конвергенция ценностей и стилей жизни; – глобализация не только «сжимает» наш мир, но и «раскалывает», причем во многих отношениях – экономическом, социальном, технологическом, культурно-цивилизационном и т.д.; – человечество, вступившее в нынешний этап глобализирующегося мира, столкнулось с рядом проблем, от того или иного решения которых зависит его будущее. Республика Беларусь неизбежно вовлечена в процессы современной глобализации, она неизбежно испытывает как положительные, так и негативные последствия этой вовлеченности. Следовательно, перед ней встает проблема поиска адекватных ответов на вызовы нынешнего этапа глобализации. Поставим более конкретно вопрос: как быть Беларуси с учетом современного мирового контекста, связанного с глобализацией. Согласимся с теми авторами, которые заявляют следующее. Во-первых, «в ситуации современной глобализации по-американски вопрос о будущем Беларуси, а также многих других народов, в первую очередь народов бывшего СССР, стоит однозначно: или они превратятся в «винтики» политики транснациональных корпораций, или они могут быть самодостаточными» [Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения ХХI века /А.А. Галкин // Политические исследования. 2005. № 4, с. 85]. Во-вторых, «стремление распространить закономерности, характерные для развития западно-европейской и американской цивилизаций на весь остальной мир – трудно излечимая болезнь. И новые ответы на вызовы современной глобализации надо ожидать не только от них, а и от иных регионов и цивилизаций мира, к которым принадлежит и Беларусь. В-третьих, «что касается стран СНГ, то они, в отличие от бывшего Советского Союза, включая и Беларусь, сами по себе в принципе не могут быть самодостаточными. Поэтому, если страны СНГ не смогут достичь тесного экономического, политического и военного союза, т.е. стать самодостаточным центром развития, то их ждут жалкое полуколониальное существование, деградация и духовное угасание. Нас попросту каждого по отдельности раздавит направляемый современной мировой финансовой олигархией каток глобализации. Но такого поворота событий восточнославянские народы не должны допустить ни при каких обстоятельствах» [Галкин А.А., с.85]. Отметим, что современную глобализацию, которая отличается пока неопределенностью перспектив, нельзя отменить, но ее можно корректировать, изменяя соответствующим образом политику тех государств, которые стоят в авангарде глобализации и предлагают варианты ее развития. Если же нынешняя глобализация будет и дальше проводиться тем же образом, каким она велась ранее, она не только не сможет способствовать развитию мировой истории в ее человеческом измерении, но будет и впредь порождать свои проблемы и сама окончательно превратится в глобальную проблему человечества. Мировая история традиционно рассматривается через призму взаимоотношений двух типов цивилизационного развития – западного и восточного. Взаимодействие восточной и западной цивилизаций имеет «маятникообразный» характер: каждая из них поочередно доминировала в истории. Переходный характер современной истории подчеркивается во многих концепциях и моделях социодинамики, в частности в теории цивилизационного поворота к постиндустриальному (информационному) обществу. Основные приоритеты этой теории – стабильный мир, улучшение качества жизни, самоопределение личности – нашли конкретную проработку в качестве социальной стратегии XXI в., ориентированной на достижение устойчивого развития. Устойчивое развитие (англ. sustainable development – правильное, сбалансированное, поддерживаемое развитие) – концепция развития человечества, принцип которой – «удовлетворение потребностей настоящего без создания угрозы удовлетворению потребностей будущих поколений» был определен в отчете " Наше общее будущее" (1987 г.) Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. В качестве основы для согласованных действий мирового сообщества эта концепция принята на проведенной в рамках ООН международной конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.). В ней утверждается, что в условиях глобального многоаспектного кризиса человечество должно жить в гармонии и равновесном взаимодействии с природой. Внутри сообщества людей, в соответствии с принципами гуманизма и демократии, необходимо обеспечить равное удовлетворение потребностей в развитии и качестве жизни, включая качество окружающей среды, уровень жизни, культуры и образования, возможности для будущих поколений. Концепция устойчивого развития провозгласила программу эволюционного перехода мирового сообщества к стабильному развитию с учетом решения как экономических, так и социальных проблем. Идея перехода к новой цивилизационной стратегии через состояние системного социоприродного кризиса (хаоса) к последующему усложнению и самоорганизации, становлению глобального общества связывается с установкой международного сообщества на устойчивое социоэкономическое развитие. Импульс перехода к гуманистическому, единому и одновременно разнообразному обществу может дать личность, наделенная новой нравственностью. О поиске высоких духовных ориентиров свидетельствуют активные поиски новой этики: ненасилия, биоэтики, «живой этики», этики «благоговения перед жизнью», экологической этики. В основе такого поиска лежит идея синтеза ценностей западной цивилизации и духовных ценностей Востока. На подобный нравственно-гуманистический ракурс развития социума и сторонники особого варианта общечеловеческого будущего – духовно-экологической цивилизации. Духовно-экологическая цивилизация – концепция (и сценарий будущего), согласно которой научно-технический прогресс, производство товаров и услуг, политическое и экономическое развитие должны стать не целью, а лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего тво-рческого развития и нравственного совершенствования. Это осуществимо в случае перехода от техногенно-потребительской к ноосферной цивилизации, в которой будут разрешены глобальные противоречия современности, а также обеспечено соборно-общинное единение лю-дей и агиократическая (на основе святынь, базовых ценностей человеческого существования) гармонизация их интересов. Концепция базируется на недостаточно критическом синтезе ранее разработанных идей и концептов: ноосферы, благоговения перед жизннью, коэволю-ции, евразийства, пределов роста, устойчивого развития. В заключение отметим, что современную глобализацию, которая отличается пока неопределенностью перспектив, нельзя отменить, но ее можно корректировать, изменяя соответствующим образом политику тех государств, которые стоят в авангарде глобализации и предлагают варианты ее развития. Если же нынешняя глобализация будет и дальше проводиться тем же образом, каким она велась ранее, она не только не сможет способствовать развитию мировой истории в ее человеческом измерении, но будет и впредь порождать свои проблемы и сама окончательно превратится в глобальную проблему человечества.
|