Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Герман Гессе






(1877-1962). Связь с традицией 19 в, его оценивали как эксперим-ра, превзошел улисса. Начин путь как традиционный писатель. 3 этапа творчва: 1) 15л 1904-1919. Аверинцев: идиллич консервати-м. Гессе - эпигон рел романа и натур-ма. " Демиан" - 1 я книга под псевдонимом. Была прината за исповедь молод. гения, книга поним-ся молод людьмии не поним старшими. После 1 войны невозможна идиллия и консерват-м, это эпоха кризиса. Тво развив под знаком духовного кризиса. Драматич скалыв личная жизнь - 1918 год - сошла с ума жена Гессе (мария) - душевная изоляция. гессе потом обращ к психоанализу, ученку Юнга. в 21 г станов пациентом Юнга. Тень Юнга лежит на творче. Путь к предолению дух кризиса - путь подсказан практикой психоанал. Он пыт-ся изменить стиль своей жизни, ибо старая зашла в тупик. 20е гг открывает мир джазза. Зима 26года берет уроки танцев.В литре Гессе классич взгляды и меняется его окружение - в это время общается с представтелями дадаизма (Баль).

Семейн жизнь - тоже пытается добиться перелома, брак к певицей. Ощущение заброшенности, мелькает мысль о самоубийстве. Жизнь б. кончена, надо было подвести итог. Степной волк - 27 г - граница, порогов произведение, подвод итоги и загляд в будущ. 3 период - моцартианский. Произведение родил-сь в эпоху кризиса, но настаив на своей оптимистичности. Предисловие к издалю записок Гарри Галлера. Записки - попытка преодолеть болезнь эпохи = изобразить. Комментарии не снимают всех вопросов (самого Гессе и изд-ля). Сам-то он мб и исцелился, а других заразил. Утешения предоставлено в рне? Ромн рассчитан на шоковое воздействие. Двоящийся смысл образов и символов. Магич театр что это? Свобода? Ст. волку следовало б устроить очную ставку с самим собой. Психоанализ восходит к Фрейду " О сновидении". Подчеркив сатанизм. Образ хаоса становится определяющим. не только в прямых декларациях, но и в формально (композиция). Состоит из: Предисл изд-лю, Записки внутри о степном волки (полифония ТЗ). Невозможно провести границы му сном и явью. Герои мт претерп разные метаморфозы. Гл герой превращ мальчика германа в гермину. Гессе воплощ в своем романе юнгианскую концепцию личности, ницшеанскую (по ту сторону добра и зла). Наше тело - собрание многих душ, тело каждого челка цельно, душа - нет. Ницше предвосхищ вопрос: подходить ли к вну стр-ре члка как к состоящей из.... или замкнут, тождественной самой себе монаде. Хар-р: персы классич рна сохран свой харр на протяж рна Эволюция: члк сохран равенство себе, отгранич от других,. Все ост культура жила иной концеп члка (кроме 19 в). Древ индия: источник этой идеи открыт-й личности: нет понятия я, лица - герои - скопища лиц. В нашем мире под множвом лиц попытка изобраз многоаспектть души.У гете: фауст, вагнер, мефи - намек на некот-ю сущность души (некое единство). Лекция в магич театре обо всем этом. Образ ГГ: невозмно говорить о харре, лице. Он сост не из 2х, а из сотен тысяч. Жизнь верт-ся между тыс-ми душ. В маг театре ГГ оказывается ок зеркала. Прцсс расщепления станет зримым. Распался, отделилась 1, 2... фигура.. Кусками гарри разбегались". бесчисленные гарри. Броуновское движение - беспорядоч движение молекул. Важно изобразить преодоление хаоса. Путь ГГ - не беспоряд, это точно путь: есть цель и тп. Это путь к самому себе. Бнг: индивидуация - прцсс становления индивида, путь к самости. Психодрама на границах вечности и мгновения. Участники: Тень, Анима, Маска, Самость. Тень - по Ю - анти-я, дьявол псих-и микрокосма, черты, воспринят -е из глуб., негатив-е. достиг мира предков, звериное, агрессивное. Тень слив с образом СВ, ГГ чувств свое раздвоение. Четко проясн выдел челов начала и волчьего. Чел - мир мыслей, чувств, культ, тонкой природы. волк - мир инстинктов, груб природы. Анима -образ женщ: ф-ма инфант представ-я о матери. Женские черты из бессознательного. у женщин - анимус. Юнг исходит из андрогинной прир члка. Опир-ся на древнейш представления. гессе ориент и на мифы и на лит трад. Все мифологии имеют таких сущв: на востоке - инь (женское, темное) - ян - положительное. Искомая гармония - совокупность этих начал. Платоноская концепция любви " Пир". Андрогины. Половинки. Любовь - жажда целостности. Анима в СВ - Гермина, анима самого Гессе. Гермина - героиня с двойн природой. Угадать ее имя - мальчик. угадать имя - неправдоподобно. Гермина не отд члк, личность харр, а ипостась души галлера. и автора. гарри - интеллект, а Гермина - вряд ли 2х книг прочла, но ведут разговор на равных. Все это были не ее мысли, а мои. Маска (персона) - пустое бессодерж средоточие соц-го, это то, что не-есть, а то, за что др люди приним этого челка. Всякий социум - угроза личности (соц роли). В социуме всегда в маске, не стать собой. Как можно говорить о маске, если ГГ - асоциален, члк без опред занятий, один, без семьи? есть конфт с моралью общва - космополитю В нем много от нем бюргера (жилье по запаху - волчье), притягивает рай чистоты... Маска сбрасывается, но не окончат. Самость - Ю - ощущ-ый лич-ю императив целостности. вбольшей степени Я, чем само я. Вектор движения: сначала осознать тень, встреча с анимой, сьрасыв маски, движение к себе. На 1м этапе - тень - шизофренич расколотость. Осозн 2го начала - ведут непрерывную борьбу, борьба заверш не в пользу челка. Св постеп все больше завоевыв. сигнал оконч победы волка: профессор университета. Скандал. Прошу прощения, скажите вашей жене, что я шизофреник. - это почти диагноз. Это катастрофа для ГГ - почти самоубийствою Прощание с мещанским миром, прощание без чувства превосходства - автодеструктивная сила. Мечется по городу, и встречает гермину (она поджидает!! неслучайно) - отсылает к гермесу (вестник, проводник душ умерших) - усыпляет и пробуждает людей. Гермина тож может управлять снамивстреча в ресторане черный орел. Приказ заснуть, он спал покорно материнскому приказу. Отсюда начинается смесь сна и яви. Странствие по лабиринтам бессозн. Гермина бт выполнять роль проводника - Ариадна (путеводная нить), Беатриче (по раю и чистилищу), Вергилий (ведет). Грмина - абс противоположть, но она для него кб зеркало. Во мне есть что-то такое, что отвечает тебе и тебя понимает. Гермина - полухудк, полубеспутник - телесность, музыка, чувств-ть. У Гарри - разум. Связь с герминой - обретение целостности. не любовь в трад смысле: ты нужен мне, как я тебе. Чтоб ты науч жить и ты убьешь меня. Эрос и танатос соединяются. Хотеть любви = хотеть смерти. Юнг категория мб воспринята как категор: оно (инстинкты, удовлетворение немедленнное желаний) - гермина и ее окружение, пабло и тп. Гарри дн пройти чз школу чувств. имморализма, чтоб расстаться с маской. Он строит из себя члка свободомысл. Но при этом он испыт шок при упомин об оргии. Опиум. Эта новая жизнь позволяет взглянуть на старую по-новому. СВ дн двиг новому я, сорвать маску (переплав в огне обновления самооценку). Гарри смотрит на себя иначе. критички. Сущво асоциал - прцсс сбрасыв маски - она служит скрепом личности. Как только маска сброшена, гарри теряет единство личности. Заново собрать себя - в новой целостности, которая будет сцепляена внутренне, а не внешне. мист театр сродни сеансу театра терапии (излеч от невроза). Реал театр или нет? Множво комнат, в каждой нечто, таблички. Все девушки твои - с детства под более счастливой звездой. Приглаш на веселую охоту - крупная дичь - автомобилии. Война всех против всех.Сладострастие убийства и разорения, агрессия. Изживает агрессию. пребывание в театре заканч убийством на границе яви и сна. символич убийство. убийство - победа темной стороны-окончат торжво деструкции, уничтож жен ипостаси своей души, чтоб стать собой. Когда нить научусь играть лучше - на пороге новой жизни. путь индивидуации не пройден до конца, пройти его до конца нельзя. Путь ГГ - нисхожд в ад, восхожден к чертогам вечности. От предшественников: ницше, гете, данте. Рн нашпигован реминис гете - мир бессмертных. Подчерк принадлежность к миру бессмерт - вольфганг - вольф-волк. ГГ - фауст 20 века.ю обращ к дьявол началу. Гермина - мы дети дьявола, выпали из природы. Снегом холодным....к дьяволу бедную душу свою тащу. Гете под ницшевским соусом - бог, который танцует, мы любим шутку. Фигура ницше -двойник ГГЮ параллелизм судеб. Места о самоубийстве. Поколение между 2мя эпохами, укладами жизни. Шекспир линия - Гамлет - му 2мя эпохами тож. Ницше выстрадал беду заранее. ГГ - высокая болезнь (сверчлка). Болезнь духа - преодоление слишком человеческого, путь к миру бессмерт - сверхчлку. Финал открыт, болезнь непреодолена, путь намечен.

 

Сартр

Экзистенциализм - комплекс философских направлений. Относится к " философии жизни". Нме философия пытается объяснить устройство мира. " Философия жизни" переносит акцент с онтологич проблематики на пребывание члка в мире. Экзистенциализм: 1) религиозный (Бердяев, марсель, Ясерс и.т.д) 2) Атеистический (Сартр, Камю, Гайдегер) 3 георграфич центра: 1) зародился в Росси 2) после ПМВ центр экз-ма - в Германии 3) ВМВ: ФРанция. Речь пойдет об атеистич экз-ме с центром во Франции. Исходная точка: Бог умер - исходная точка от ницше.это в культуре сознания члка 21 века. Умер Бог раньше. Все это время человеч-во поклонялось мертвому Богу. Христианство по Ницше - это религия смерти. Смерть Бога в сознании члка- обнаруж лакуна в области смысла. раньше Бог все наделял смыслом. Но если идею Бога изъть, то мир исходя из самого себя объяснен быть не может, на многое нельзя дать ответ. Мир преставляется абсурдным. Единств стоящий вопрос в философии: " вопрос о самоубийстве" (камю).Пессимистич картина. Ситуация тотального абсурда. все ранво будет ли члк жить, или будет умирать. экзистенциалисты последовательными не были. Пытаются вопреки выведнному абсурду найти причины, по которым члк может остаться в этом мире. Предлагают спасение члку. решение кроется в эстетической области. ЭкзистенцИЯ - ЭТО " СУЩЕСТВОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ В НИЧТО" (сАРТР). нУЖНО ПРЕДАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЮ качественно иной статус. Бытие - существование, наполненное смыслом. Концепция Сартра: переход от экзистенции к бытию, это временный выход. Через осознание свободы(!). Члк - абсолютно свободное существо и он может поступать как угодно. Свобода приобрет смысл, когда суще-т выбор. Если члк сделал выбор, свободы нет уже. За выбор члк несет ответственность. Это наделяет жизнь смыслом. Нужно лишить существование автоматизма. Задача члка: перевести свое механизированное существование в бытие. Экз-м чатсо назыв филососфией абсурда. пафос коллективизма (негативнео явление), совбода - это штучный товар. демократич режим (свлобода для всех) тоже лишает члка свбоды. Экзм: свобода для отд члка.

ЖАН_ПОЛЬ САРТРА

ключевой предст-ль экз-ма.в плане личности - сомнительная персона.Постегивал массовую популярность, пожимал ее плоды. Он больше философ, чем писатель. Сартр негативно относится к морали, все его герои - аморальны. Его худ вещи немного формульны. Худ язык перводит в философский. 43 год - " Бытие в ничто", 45 год - лекция " Экзистенц-м - это гуманизм". Литра у Сартра как бы служит филососфии. Есть проявление обще тенденции: интеллектулаьного ро мнм. Литра у Сартра принимает знания, она и- форма знания. 1938 год - р-н " Тошнота", простой сюжет. главный герой - Антуан рокантен, испытыв дух кризис, котоырй называет тошнотой. И худ мир, и герой - очень условный. Проблема героя как бы располагает к психологической трактовке, плюс ко всему роман- от первого лица, в виде дневника.Но это обман, ничего психологического здесь нет. Здесь сугубо философские посылки: анализ форм жизни члка в пределах абсурдного мира. Некий эксперимент: помещение героя в мир. ради чистоты эксперимента берется замкнутое сознание, изолированное. Взаимодействие героя с др людьми носит условный хар-р., не затрагивает его сознания. Повествование зациклено на Антуане, но это не психология, а чистой воды философская идея, принявшая облик члка. есть общие черты для худ мира Сартра, общие конструктивные элементы: - СИ персонажей: герой - соц бунтарль, всегда есть женщина, с которой его связ дух близость (это больше сестра, чме возлюбл). Есит группы персонажей, которые можно рассм в кач-ве отцов(опека, власть, авторитет), отец - соц респондент. Плюс персонажи, связ с идеей материнства (природа)

Антуан Рокантен - экзистенц бунтарь. Чотбы достигнуть бытия по Сартру, нужно преодолеть неск этапов: Бытие для другого - бытие для себя - БЫТИЕ В СЕБЕ, Бытие для др члка: члк не мыслит себя без коллектива, члк прячестся в соц отношениях, нет ответа на?: что есть я. У Сартра герой застрял на середине: он уже ушел от бытия для другого, но еще не пришел к бытию в себе. Герой всегда один. Внутр ощущение: я один. Срван члка с крабом, насекомым. парни за соседним столиком мыслят себя как коллектив. А рокантен осознает себя отдельным существом.в этом корень его одиночества. Внутр неопред-ть подчеркив-ся внешней: сцена, где он рассматрива с еебя в зеркало и грит, что лица др людей наполнены смыслом, а мое - нет. ТО, что лишено формы не мб красивым.

Мухи напис в 1943 году. Гл герой - Орест, тоже в пограничн ситуации. И рокантен, и Орест - путешественники, не обременены сооц связями, облад внешн свободой. Но нет поступка, к-рый бы выявил эту свободу. Рокантне переживает, что он не сделал ничего, поэтому пытается напис книгу об авантюристе 18 века - Маркизе де Рольбоне.Герой пытается осмыслить существование маркиза и тем самым пытается придать смысл жизни себе. Но это тупик: смысл собств жизни не мб перенесен на смысл жизни давно умершего члка. приблизить к пути в себе это не может. Обяз присутсв героиня-сестра. Близость не телесная, а духовная. подлинная близость - с Анни, она его бывшая. меджу ними всегда была преградаа. к-рая бы их разделяла. их свидания - поиски совершенных мгновений. Это бытие в себе, они единомышленники. (В мухах - электра). Потом Анни устала и опустилась, оставила рокантена на его пути, это усугубл одиноч-во. В мухах то же самое.Сартр не оч любит женщин. Кризис героя связ с переходом от бытия для себе к бытию в себе. Есть у Сартра сфера смыслов, связ с отцовск и материнской сверой. В мухах - Эгисф. Юпитер. по Фрейду мать -прир-биологич начало, она связ с ребенком. Отец- связ с социумом. Эту фрейдовскую мысль Сартр преобразовывает, он толкует обе сферы негативно, ибо они ограничив свободу члка. В романе " Тошнота" сфера отцов связана с отцами города (картинная галерея) реакция Рокантена: он подличает фальш парадных портретов. Фальш всего музея. Слово " подонки" звучит в конце.Подонки пытаются убедить окружающих, что их существование для окружающих необходимо.(это определение власти). В Мухах убийство отца - центр событие.даже не отца. а поддельного. В Тошноте статуя перед библиотекой Густава Эмпетраза(?).Сфера культуры у Сартра связ со сферой власти. Важная фигура самоучки. Это пародия на всю мировую культуру. Читате книги в бибке по алфавиту. считалось, что культура 19 века - свет. Самоучка - наследние к-ры 19 века. во ВМВ оказ в отлпе пленных, исптыыв потрясение, к нему снизошла любовь к людям. Он чувст правоту своей позиции, может противостоять циннику-Рокантену. Интертекстуальность в жпизоде с самоучкой Тлстой рассуждает о рое. Но самоучка оказался не гуманистом, а гомосеком. У классич кульутруы нет шанса по Сартру. Сфера материа в Тошнотесвяз с материей. мать - матреия в чистом виде. в основе Сартровской модели - ницшеанство. Он противопост духовную и материальн сферу. По ницше начало в жизни - дионисийское (хаос). оно сопротивляется рацион точке зрения. Рациональное начало - аполоническое, происходит систематизация данных внеш мира. По ницше мир оформлен по дионсийски. У нас етьс аполонич иллюзия, защитная реакция от знания подлинного мира. Ибов хаосе нельзя существовать. Члк набрасывает аполонич одеяло на дионисийск хаос.У Сартра мир предствлен как материальный хаос. Материя не имеет никаких форм. Когда нам кажется, что мир оформлен, это уже работа ншего логоса(ГГ).ЧЛк одухотворяет логосом, разумом этот мир. Форма обуславливается представлением о фции. На самом деле материя не имеет фции, формы и т.д. Ощущение тошноты - герой начинает прозревтаь и видит бесформен материальную суть. Рокантен не может взять в руки бумагу, не может кинуть камень, не может притронуться к ручке двери, не м. пожать руку самоучке, боится посм в реаторане на пивную кружку. перед нами героя, соозгнающий, что его представления о твоердости внешн атрибутов данного предмета - иллюзия. Наичн прозреват подлинную суть материи мира. Фантазии Рокантена связ с тем, что материя живет помимо нашей воли. Сартр усугубляет то, что было уже сказано в философии. Но у Рокантена есть споосбность спасения. Джазовая мелодия, к-рую слушате Рокантеню Она холодная, твердая, стальная. как точка отсчета. Мелодия отягощена смыслом. к-рый сама создает. в ней есть подлинность, правота. В енй спасение. рокантен фантазирует как создавалась мелождия. Сочиняя эту меложию, он преодолевает бессмысленность своего существования.

Камю

Камю родился в Алжире. Отец был французом, погиб рано на войне. мать - малограмотная испанка. Он в " дыре". но вырвался оттуда.Тревога по поводу соц несправедливости обсуловлена его ибографией. В Алжире Средиземноморская красивая природа. Она стала мировоззренческим источником. говорят даже о Средиземноморском мифе в тв-ве Камю. С 1 ст. убожество, несправдл-ть соц жизни. с др ст - красивая природа, дает счастье бытия. 3ий фактор - Камю жизнелюб, прилекательн внешнею Но у нгео рано обнаруж-ся туберкулез. Это смертный пригоовр, отсроченный во времени. Кммю каждый день дил как послений раз. Но ноп огиб в автокатастрофе. То ли жизнь его переиграла. то ли он ее. Это все фомирует феномен творчества Камю. " Посторонний" - повесть (сам Камю назыв романом). напис в 1944г. сразу популярна. Посторонний преелетается с эссе 40-х гг - " Миф о Сизифе". Посторнний: тема претспудения и наказания отсыл к Достоевсокму. Ситуация порцесса от кафки. Дионисийск личность - Ницше (хз че к чему это). Роман четко делится на 2 части, более мене равные по объхему.они связаны двуплановостью, раскрыв-ся в соц аспекте. 1 ч- гл герой получ известие о смерти матери.внутрнне не испты горе, делает все автоматически. 2ч - после убийства араба. Прокручивеатся жизнь в зеркале суда.Негативн оценка социума перевод на поведение мерсо до убийства. Ыигура следователя. его судят больше за равнлдушие во время похорон. Обществ важно, чтоб он демонстрировальгоре.(не важно, что внутри). Мерсо отказ-ся жить по законм притвосртва. Это все соц план. История о чехе. Она созвучна с историей мерсо.Мерсо умирает, т.к. он притворился. Не важно, что члк делат, конец один - смерть. Социум может лишь ускорить приговор. Слциум важен для Камю. Но он отдает себе отчет, что это все приходящее.Камю непоследователен. еще 1 важн лит претекст - Вальтер " Простодушный" (индеец видит фальш общ-ва). У камю мерсо - естеств члк, отделен дистанцией от общва. Мерсо - странный герой. Он философска идея абсурда, принявш форму члка, отсут-е смысла. Полая личность. Стиль уравновешен с героем. " Нулевая степень писаьма" Повеств-е ведется от 1 лица. Но это не показ лучше героя. Речь ничего не грит о своем носителе.нет индивид-ти Мерсо. Доля неравнодушия - море. Привязанность к морю.Он - дионисийская личность. ключевое собтиые происх на пляже, убийство. Рацион подоплеки убийства нет. Мерсо грит о солнечном наваждении. Абсурдность чле бытия свзя со смертью. Жизнь члка - конечна. жизнь природы - бесконечна. Животное не знает концепции смерттю Бунт мерсо - против социума, по сдр стороны - бунт против природы. убийство - самоубийство мерсо. Облекает себя на смретную казнь. Бунт п/в солнесного наваждения. Мерсо соотнос с фигурой Христа. Жертва, сметрная казнь. но с др стороны. отличия: Христос говорит, а а Мерсо - молчит. он Христос =Антихрит. Чума - 47 год написана. Эволюция взгялдов. Роман переклик-ся с Бунтующим члком. Формула: все ранво, лечить приходан или топить печи крематория. Исслед повденние людей во время чумы. Оран - действие в городе, к морю повернут спиной.Члк ищет спасение в себе подобных. Заимст проблема постороннего. Рамбер -п отосрон. Судьба Франции вол ВМВ. проекция на фашизм - " коричневая чума". но чума шире фашизма. Герои ничгео не могут поделать с чумой. их усилий напрснгыв, они об этом згнают. Чума отступает. Герои не согли справиться с Чумой. Нои чума не сомгла справиться с героями. герои остояли свою внутр свободу. Камю пытается выйти на гуманистич позиции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.