Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее собрание






Итак, мы с вами находимся – так начал бы передачу диктор на радио – в однокомплектной сельской школе, где учатся около тридцати мальчиков и девочек в возрасте от шести до четырнадцати лет.

Мы начинаем наш рассказ с субботнего вечера, с последнего часа занятий, посвященного еженедельному общему собранию школьного кооператива.

Председатель садится за учительский стол (подмостки упразднены, на них установлен столик с наборным станком). Рядом с ним секретарь. Ученики рассаживаются, где им нравится: классная комната превратилась в зал собраний.

Учитель скромно усаживается в глубине класса, кто-нибудь из малышей жмется к его коленям, как бы ища дружеской поддержки и защиты.

Секретарь читает протокол предыдущего собрания, затем рассматривается финансовое положение кооператива.

Класс переходит к обсуждению вопросов, стоящих на повестке дня.

Надо ли купить крольчиху?

Закупать ли больше фильмов?

Многие ученики просят заказать такие-то пластинки, нужны ли они нам?

Казначей объявляет, сколько наличных денег в кассе – это как бы барометр всех планов. Учитель высказывает свою точку зрения на необходимость тех или иных покупок. Затем все вместе читают стенную газету, которая дает возможность глубоко проанализировать жизнь школьного коллектива за прошедшую неделю.

В течение недели ученики записывают там свои претензии, отмеченные ими ошибки и недочеты в работе школы, свои предложения и пожелания, касающиеся жизни всего класса. Каждая запись должна быть подписана. Такая газета обобщает реакцию детей на несовершенство работы школьного механизма.

Секретарь зачитывает записи, которые тут же обсуждаются. Иногда под удар попадает и сам учитель. «Я бы хотел, чтобы уделялось больше времени научным опытам», «Историю так не преподают!» Все это тоже обсуждается. Учитель охотно соглашается с критикой, признает отдельные ошибки, недостатки учебных программ, собственные слабости. Каждый может ошибаться…

Постараемся исправиться…

После того как все записи прочитаны, председатель спрашивает: кто еще хотел бы что-нибудь сказать? В такой почти семейной обстановке, располагающей к самокритике, даже самые робкие решаются высказаться. Им предлагают написать свои замечания и предложения в следующем выпуске газеты.

Ничто так не полезно с нравственной точки зрения, как этот коллективный анализ жизни класса, одновременно критический и конструктивный. Сама обстановка коллективного обсуждения исключает злословие, клевету, мелочные склоки. Всякое проявление недоброжелательности будет сразу же разоблачено и высмеяно. После нескольких выпусков газеты (нужно время, чтобы класс освободился от привычки к пассивности, к неукоснительному повиновению, от превратно понятого чувства товарищества, от всего, что прежде было законом школьной жизни) ученики проявят редкую лояльность и, главное, удивительную смелость. При этом дружба почти не страдает: можно критиковать друг друга и оставаться хорошими друзьями, если все искренни и доброжелательны.

Для особо серьезных проступков предусматриваются наказания. Бюро кооператива недавно предложило учредить строгий кодекс, определяющий соответствующее наказание за каждое нарушение.

Но это оказалось практически ненужным.

В школьной работе так же, как и в семейной жизни, не следует слишком рассчитывать на всевозможные наказания, которые будто бы помогут решению каких бы то ни было проблем. Коллективная критика, признание своих ошибок, чувство локтя и желание исправиться, как правило, достаточно эффективны. Единственный действенный метод наказания – обязать провинившегося загладить проступок или возместить нанесенный классу ущерб: пусть починит то, что сломал, вымоет то, что испачкал, или просто поможет в каком-нибудь полезном деле. За некоторые нарушения предусматривается небольшой штраф, который поступает в кассу кооператива. Вот вам и двойная выгода!

Итак, критические замечания выслушаны, постараемся, учитывая их, отладить работу школьного механизма. Вот Шарль, ответственный за чистоту в классе, хотел бы заниматься чем-нибудь другим. Ему возражают, что он был назначен на месяц и должен потерпеть еще неделю. Действительно, ребенок должен с малых лет приучаться сдерживать перепады своих настроений, подчиняться правилам и выполнять порученное ему дело.

– Кто будет рисовать стенную газету?

– Мы собираемся всей школой пойти на мельницу. Кто договорится с мельником и возьмет на себя организацию экскурсии?

– Давайте составим список докладов, намеченных на ближайшие две недели. Мы вывесим его на классном стенде. У кого уже готовы доклады?

Бывает так, что звонок, возвещающий о конце занятий, давным-давно прозвенел, а мы все еще сидим, с увлечением разрабатывая план работы класса, которая таким образом становится личным делом каждого ребенка. Школа становится его школой.

И это наша первая важная победа!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.