Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическое взаимодействие






Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Взаимодействие – категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке педагогическое взаимодействие выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип.

Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности: в познании, игре, труде, общении; его влияние проникает в «ядро» личностных отношений участников; оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В. А. Сухомлинского, «воспитуемым». Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых – дидактическое, воспитательное и социально-педагогическое взаимодействия.

В педагогическом взаимодействии – в условиях различных видов жизнедеятельности детей на конкретных этапах их возрастного развития – выявляются закономерности воспитательного процесса на индивидуальном и других уровнях. Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

В современном обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значительной степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые. Поэтому педагогическое взаимодействие нуждается в специальной организации.

Педагогическое взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении: в отношениях деловых, партнёрских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т. п.

Педагогическое взаимодействие рассматривается как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник. Для взрослого участие в педагогическом взаимодействии связано с моральными трудностями, т. к. в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться своим возрастным или профессиональным преимуществом и свести общение с ребёнком к авторитарному воздействию.

Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т. к. в ней заложены опека, наставничество, стремление передать свой опыт; в ней очень нечётка грань, за которой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью. У детей наступает ответная реакция – ребёнок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное. Опытные педагоги обладают особым педагогическим чутьём и тактом и предвидят возможные осложнения в педагогическом взаимодействии. Технологическим приёмам педагогического взаимодействия следует учиться. Педагогическое взаимодействие развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников. Результат педагогического взаимодействия соответствует цели воспитания – развитию личности[95].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ /






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.