Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Голова номер 4 – Советский декаданс.






 

  Декаданс (декадентство) (от фр. Decadence - упадок, разложение; от лат. Decadentia – в переводе: падение) – часто встречаемое понятие в философии, истории, культуре. В общем смысле – упадничество. Декаданс – это не понятие, не стиль, а настроение. «Отчаяние, когда уже ничего не надо, бессилие и разочарованность, как в мире, так и в себе».

 

То, что произошло в сознании советских людей, в их отношении к жизни, стране, окружающим, на протяжении нескольких десятилетий, начиная с начала 50-х годов и продолжающееся по настоящее время, есть явление, практически еще не изученное и непонятое современниками. А это очень важное и существенное явление, повлиявшее на все без исключения аспекты жизни.

Осуществить подробный и серьезный анализ данного явления автору не под силу: слишком грандиозная это задача. Я могу лишь в виде тезисов набросать различные проявления его и раскрыть некоторые наиболее существенные черты, попытаться проследить влияние разных факторов на сознание советских людей.

Переломные события начала двадцатого века, включавшие в себя Первую Мировую войну, две революции (Февральская и Октябрьская) и Гражданскую войну, серьезнейшим образом изменили картину мира (в первую очередь – Россию), разбросали по разным странам сотни тысяч, если не миллионы, людей. Катастрофа того периода проявилась в сломанных судьбах, расколотых семьях, гибели огромного числа людей, потере жизненных ориентиров массой жителей страны. Можно сколько угодно говорить о правильности или неправильности того, что тогда произошло, но историю вспять не воротишь – «что отрезано, то уже не вырастет». Это было, и с этим следует считаться. Однако, при всех недостатках и потерях того периода, в людях сохранялась жизнерадостность, позитив, надежда на лучшее (может быть, потому, что для массы народа к тому времени[89] жизнь превратилась в существование, в борьбу за кусок хлеба?), желание изменяться самим и изменять окружающий мир, сохранилась любовь к своей стране, Родине, сохранилось чувство отождествления себя со своим отечеством.

Первая волна эмигрантов из России, происшедшая после событий 17-го года, сохранила бесконечную тягу и любовь к России, их дети выросли с любовью к прежней Родине, сохранили знание языка и традиций. В новых местах своего вынужденного проживания они сохраняли и бережно культивировали маленький кусочек России, по крупице сохраняя традиции и устои. По большому счету, многие из них мечтали вернуться на Родину, чтобы умереть на родной земле. Многие так и поступили, даже зная, что дома их ждет нелегкая судьба, возможно даже репрессии и расстрелы. В этих людях сохранился стержень любви к своему отечеству, к своей стране, они по праву могли считаться патриотами. Вне зависимости от взглядов на мироустройство и на справедливость или несправедливость нового строя, многие из тех, кто вернулся, сумели «вписаться» в молодую советскую республику, начали служить и работать на благо своей страны. Все ли были таковыми? Нет, конечно, нет! Но, большая часть была именно таковой.

И именно этот настрой, именно эта вера в свою страну и ее будущее позволила нам победить в той страшной войне сорок первого года. Жертвы были ужасны, но ведь и противник был силен и коварен. Многие, очень многие, по малодушию или еще по какой-либо причине, переходили на сторону врага, сдавали своих, многие радовались приходу врага, надеясь на смену строя. Но все же это была очень незначительная часть людей. В основном, народ встал единым фронтом на защиту своего отечества. Среди тех, кто грудью встал на защиту Родины, были люди различных национальностей и народностей, они не делили себя на своих и чужих. И именно это – дух веры в себя и свою страну – позволил выстоять и одержать победу. Даже те красные командиры, которые в царской России служили предыдущей власти, сражались на Великой Отечественной не на жизнь, а на смерть, отдавали все свои силы на разгром оккупантов и освобождению Родины.

И после войны народ сплотился в деле восстановления разрушенного народного хозяйства. Почти без сна и отдыха наши отцы и деды восстанавливали разрушенные мосты и дороги, заново отстраивали промышленные предприятия, возводили дома, сооружали научные и исследовательские институты, пахали, сеяли и собирали урожай. Над всем народом витал дух радости, стремления к быстрому восстановлению, дух веры в будущее и перспективы. И это был небеспочвенный дух. Наша страна в кратчайшие сроки возродилась как Феникс из пепла, воссоздала мощную промышленность, запустила корабли в космос, создала величайшую социалистическую[90] культуру, обеспечила всех прекрасным образованием и бесплатной медициной. Наша страна стала самой читающей в мире.

Но, по прошествии определенного времени, что-то сломалось в людях. Конечно, не во всех, но в большей части народа произошли изменения. С чем это было связано? Какие такие глубинные причины смогли надломить дух людей? Почему мы вдруг стали воспринимать страну как чужеродный организм? Какой такой вирус завелся в прежде здоровом теле?

Причин тому немало. Многие из них находятся на грани иррационального, малодоступного для понимания. Какие же основные, бросающиеся в глаза, особенности (проявления) этого мы можем увидеть в поздних советских людях (и, даже более того, в нынешних поколениях)? Перечислю те, которые сумел уловить и проанализировать.

 

Наплевательское отношение к своему труду.

В позднем СССР стало проявляться нежелание людей работать хорошо или вообще работать. Можно, конечно, утверждать, что нежелание работать свойственно вообще всем людям, что это исконное свойство любого человека, наряду с ленью, может быть, даже, одно из проявлений лени. Но, позвольте, а как же тогда относиться к «трудоголикам», к фермерам, вообще к дачникам и огородникам? Они-то зачем столько работают? А как относиться к надрывному труду советских людей во время войны, когда «у станков не спали дети, и бабы в гиблых деревнях не задыхались на полях, ложась плечом на стылый ветер [91]»? А как воспринимать героический труд во время индустриализации? Как оценивать освоение целины и строительство БАМа? Можно, конечно, говорить, что все это было только потому, что людьми управляли страхом, что за невыполнение работы можно было сесть в тюрьму или лишиться «головы». Было и такое, однако, это не может объяснить всё. Неужели же у кого-то есть мнение, что весь труд в СССР держался на животном страхе быть наказанным? Наверняка, есть и такие. Вот только вывод этот глубоко порочен и неверен. Безусловно, были и такие, кто работал только из чувства страха, но ведь подавляющее большинство людей работало по зову сердца, по велению души, работали на будущее себя и своих детей, строили общество лучшей судьбы.

Более того, в отличие от советского общества, именно в капиталистическом обществе труд как раз и держится на страхе: на страхе потерять работу и влиться в класс безработных, на страхе лишиться дохода и потерять квартиру (дом), не выплатить взятые кредиты, не суметь дать образование своим детям. Ведь в капиталистическом обществе отнюдь не каждый имеет достаточное количество денег, чтобы позволить себе быть беззаботным, не думать о своей дальнейшей судьбе. Подавляющее число людей в таком обществе находится в постоянном психологическом и трудовом напряжении[92], чтобы удержаться на достигнутом уровне, чтобы не потерять то, что уже получено, чего уже добился. Описание того, как устроено капиталистическое общество дано не только в советских книгах и фильмах, оно ярко представлено в художественных произведениях самого капиталистического мира, правда не настолько гротескно, как это было сделано в СССР, в эпоху социалистического реализма.

Так в чем же суть вопроса? Почему люди, одержимые коммунистической идеей, стремящиеся к установлению царства справедливости, вдруг потеряли свои ориентиры, перестали стремиться к светлому будущему, строить свою страну, почему скатились вниз по наклонной кривой деградации? Почему у них пропало желание выкладываться на все сто процентов?

Это непростой момент. Все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Сама благая идея сформировать (воспитать) человека коммунистического труда была испоганена, оболгана и извращена. Советская система создала к концу своей жизни превосходные условия для работы. Никакой тебе особой «обязаловки», никаких тебе репрессий и посадок за опоздание на работу, как это было ранее. Само увольнение не служило уже тем пугающим фактором, который заставлял людей работать на совесть. Люди привыкли к этому. Работа была всегда, потерять ее не боялись. Люди знали, что везде требуются рабочие руки, что даже рядом с домом можно найти необременительную работу, дающую тот минимальный объем денежных средств, позволяющий жить более-менее сносно. Сыграло ли это свою отрицательную роль? Безусловно, да! Было ли это изначально плохо и неверно? Безусловно, нет!

Известно, что человек, работающий на себя, работает многократно лучше, чем тот, кто «вкалывает на дядю». Но в СССР все богатства страны формально принадлежали народу, то есть, каждому из нас. И, тем не менее, вера в это постепенно сходила на «нет». Люди уже не считали, что они полновластные хозяева этой страны. Настроения эти возникали отнюдь не у каждого, но заражали своим пессимизмом всех, пока не охватили критическую массу людей. Свою роль тут сыграли как раз номенклатура, безумные расходы на поддержание чужих нашей стране режимов, старение «элиты», ее несменяемость и постепенная деградация. Люди видели, что богатство страны распределяется совсем не так, как им хотелось бы.

Многочисленные потуги определенных государственных социологических структур, призванных воспитывать человека коммунистического труда, потерпели крах. Их навязчивая, бесконечная, набивавшая оскомину политологическая пропаганда сыграла скорее не положительную, а отрицательную роль. Идеология коммунистического воспитания шла вразрез с реальной картиной, видимой каждым членом общества. И, если еще в детстве закладывались верные поведенческие правила (разнообразные кружки, спортивные секции и общества), то во взрослой жизни идеалистические представления разбивались об айсберг реальности. Население перестало верить в перспективы.

В начале восьмидесятых годов старшие товарищи говорили своим молодым коллегам:

- Ты винтик в огромном механизме, ты исправно выполняешь свою функцию, а механизм не работает! Потому что устроен неверно!

И люди, потерявшие веру в свою страну, фактически самоисключились из процесса развития государства. Вместо упорного труда люди стали отбывать трудовую повинность просиживанием штанов в многочисленных НИИ и неторопливой отработкой «барщины» за станком. Задерживаться на рабочем месте после заветного звонка об окончании рабочего дня стало ненормальным и «немодным». Все бежали домой. Да и во время рабочего дня народ всеми правдами и неправдами занимался своими личными делами, но только не производительным трудом. А те, кто не мог, по тем или иным причинам, манкировать своими обязанностями, создавали видимость упорного труда, симулировали трудовой процесс.

Говорят, что в СССР не могли уволить человека, даже если он плохо работал. Ну, во-первых, увольнение человека по факту его плохой работы есть субъективный признак, так как оценка качества работы всегда оценка субъективная. Зато, во-вторых, теперь могут уволить любого и по любой причине – может потому, что внешний вид не понравился или руки влажные, а для женщин еще и при отказе в сексуальных услугах.

Уволить могли и в СССР, правда там сделать это было довольно трудно. На страже интересов трудящихся находился весь могучий законодательный аппарат страны. Именно советский трудовой кодекс был максимально ориентирован на рабочего человека.

Известен случай советского периода, когда слесарь в пьяном состоянии ввалился в кабинет директора предприятия, и тот его уволил по статье «появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии». Слесарь подал в суд и выиграл процесс, потому как кабинет директора не являлся рабочим местом данного слесаря. Вот такие «пироги с котятами».

Потеря стимулов в честном и высококачественном труде происходила не в одночасье. Это был длительный процесс, тесно переплетавшийся с остальными положительными и отрицательными сторонами жизни в СССР. К сожалению, отрицательные стороны перевесили. И если еще в середине шестидесятых годов народ, в большей своей части, трудился не за страх, а на совесть, то к середине семидесятых отношение к труду серьезно испортилось, и дальше только ухудшалось. Следует сказать откровенно, что и сейчас отношение к труду не изменилось в лучшую сторону: при любой возможности работник постарается уйти от выполнения своих непосредственных обязанностей или же переведет «стрелки» на других.

 

Продажность за «фантики и бусы».

Не хочу никого обидеть, но факт остается фактом. В позднем советском обществе товары в красивой упаковке или с яркой этикеткой стали цениться больше, чем то, что было повсеместно представлено в отечественных магазинах – невзрачные товары, завернутые в обычную бумагу, серые коробки из картона или кривые пластиковые контейнеры для игрушек или парфюмерии. При этом вне понимания и рассмотрения оставался тот факт, что при всей убогости советской упаковки и товаров, качество используемых материалов соответствовало всем гигиеническим требованиям[93], продукты были сделаны из натуральных веществ, без каких-либо присадок и консервантов, придающих неповторимый вкус, но, при этом, оказывающих вредное воздействие на организм. Не было игрушек, раскрашенных ядовитыми, но очень яркими красками[94]. Чрезвычайно сильное воздействие на советских людей оказывали отдельные товары, привезенные из за кордона, они резко контрастировали с отечественной продукцией, как своим внешним видом, так и функциональностью.

В СССР было все самое необходимое, что требуется человеку для жизни, а вот внимания мелочам не уделялось в достаточном количестве. А так как времена уже изменились, война осталась позади, то и потребности советских людей стали возрастать. А хотелось людям многое. Это и хорошая косметика, и жевательная резинка, и различные виды алкоголя, и французская парфюмерия, и современная бытовая техника, и удобная и красивая обувь и одежда. А этого-то как раз и не хватало. Огромные средства уходили на осуществление военного противостояния с США, на развитие ВПК. То, что выпускалось отечественным производством, воспринималось населением страны Советов, как откровенное издевательство над народом, в отличие от иностранного. С тех времен у нашего покупателя сложилось четкое представление о том, что иностранные торговые марки могут служить мировым эталоном качества. При этом купить товары этих брендов могли далеко не все.

Там, где на стройках работали иностранные рабочие, местные мальчишки попрошайничали у них жевательную резинку и пустые банки из-под пива. За доступ к магазинам «Березка» многие готовы были платить большие деньги. Сформировался культ преклонения перед западными товарами. Постепенно люди перестали ценить свое советское, стали смотреть на Запад, дышать его духом. Не просто так существовала поговорка «Запад загнивает, а запах от него такой, что хочется попробовать». Отношение к своей стране стало меняться. Ради куска колбасы (не всегда хорошего качества) и 2 кг джинсов люди стали готовы бросить свою Родину и уехать «к черту на куличики». Люди перестали ассоциировать себя со своей страной.

Нельзя, конечно, говорить так обо всех. Немалая доля людей искренне любила и любит свою страну и желает ей благополучия. Но немало и таких, которые при первой возможности упакуют чемоданы и сядут в серебристый самолет. Когда это началось, спросите Вы? Еще при развитом социализме, тогда, когда во главу угла был поставлен западный фетиш, сиявший красивыми надписями, вкусно пахнущий и вызывавший чувство зависти. Иностранные надписи на товарах вызывали «щенячий» восторг. Даже товары стран социалистического лагеря относились к категории дефицитных. Время от времени на прилавки «выбрасывали» гэдээровские женские сапоги, югославские бадлоны, чешские сабо, венгерские сумочки и т.п. А уж товары, произведенные в странах самого «дикого» Запада, если им, по какой-то нелепой случайности, «посчастливилось» попасть к нашему потребителю, вызывали просто шекспировские страсти. Не тогда ли зародилось это пренебрежительное отношение ко всему советскому?

Мы привыкли к термину «советское – значит отличное», однако не всегда это было правдой. Ну что поделать, если наши определения не совпадали с реальным качеством товаров? Вот только бороться за это качество мы не хотели, нам легче было обгадить все советское в угоду западному, нежели самим взяться за ум, и начать нормально трудиться[95]. Откуда эта тяга к самобичеванию?

Под закат Советского Союза это отрицательное отношение ко всему отечественному превратилось в навязчивую идею, утвердилось преклонение перед всем импортным. Человек, не носящий импортной одежды, воспринимался, как неудачник. На спинах курток и джемперов красовались огромные заплатки с названиями известных (а порой и неизвестных) западных фирм[96], что выглядело весьма убого. Появился даже такой термин «фирмá», причем с ударением именно на последний слог. Ради иностранной «мульки» советский, да и нынешний, уже постсоветский, потребитель готов был солидно переплачивать, рассчитывая на повышенное качество товара.

Спешу разочаровать нынешних любителей повышенного качества товаров, красующихся заморскими надписями. Большинство, так называемых всемирно-известных брендов, произведены вовсе не в тех странах, коим мы отдаем предпочтение. «Европейское качество по доступным ценам», – вот лозунг, преподносимый нашему немудреному обывателю, с целью стрясти с него наличествующие денежные знаки. В большинстве случаев товар производится (или производился) в Китае, Польше или самой России, но народу до этого нет особого дела, он ведется на маркетинговую уловку[97].

Вот информация о некоторых брендах, активно продвигаемых в России.

Vitek Компания «Golder Electronics» была создана Андреем Деревянченко, который на старте своей карьеры совмещал торговлю техникой и работу охранником. Он зарегистрировал в Австрии торговую марку «Vitek». Вопреки распространенному мнению никакого Витька в бизнесе одноименной компании нет. Техника господина Деревянченко изначально позиционировалась как качественный товар по цене на 10-15 % дешевле, чем аналогичный, но известных марок. Этой компании также принадлежат бренды «Rö ndell», «Maxwell», «Coolfort».
Vigor Вместе с Деревянченко начинал и Евгений Назаров, основатель менее известной марки бытовой техники «Vigor» (образовано от английского vigorous – мужественный, сильный), она зарегистрирована в Венгрии. Александр Назаров не скрывает, что вся бытовая техника их компании покупается в странах Юго-Восточной Азии, собирается на одних и тех же заводах и часто не просто похожа внешне, а одинакова.
Scarlett Торговая марка «Scarlett» (совместное детище китайцев и русских), производитель самых покупаемых в России чайников, зарегистрирована в Англии в 1996 году и названа в честь Скарлетт О'Хара Гамильтон Кеннеди Батлер. Потому что целевая аудитория виделась родоначальникам марки преимущественно женской, хозяйственной, но не чуждой классики литературы и романтики.
Rolsen «Rolsen» – марка, придуманная в 1995 году выпускником МФТИ Сергеем Белоусовым, – используется для телевизоров, домашних кинотеатров, мониторов, мобильных телефонов и стиральных машин. Начиналась компания со сборки телевизоров LG, а теперь выпускает и собственные на заводе во Фрязино.
Kaiser Торговая марка «Kaiser», работающая на рынке как немецкая компания с середины 90-х годов, придумана Павлом Логиновым. Эта торговая марка успешно насыщает рынок крупногабаритной кухонной техникой.
Techno, Trony, Elenberg Марки «Techno», «Trony» и «Elenberg» тоже совсем не западные. Они принадлежат крупным розничным сетям «Техносила», «Мир» и «Эльдорадо», соответственно. Они и присутствуют только в магазинах этих сетей. Никакого «Эленберга», скажем, в «Техносиле» найти нельзя.
Milagro Компания «Milagro» (по-испански – чудо) работает на рынке с 1998 года и специализируется на растворимом кофе. Как рассказывает директор компании по маркетингу Никита Морев, когда они только начинали работать, доверия к западным производителям бодрящего напитка у нашего покупателя было больше, поэтому и пришлось прибегнуть к иностранному имени. Делают «Milagro» в России.
Faberlic Известная марка «Faberlic» начиналась в 1997 году и называлась «Русская линия». До этого ее основатели, выпускники МГУ, Алексей Нечаев и Александр Даванков торговали на рынке ценных бумаг. Потом пробовали производить биодобавки и бытовую химию, но в итоге решили заняться косметикой. Поначалу компания даже хотела сыграть на том, что она российская. Но исследования показали парадоксальные вещи. С одной стороны, наши женщины ценят русскую косметику за натуральность. С другой – хотят видеть у себя на туалетном столике стильную упаковку с космополитическим названием. И для иностранного, и для русского уха слово новое, и оно по задумке производителя должно вызывать у покупателя ассоциации с известным всему миру Фаберже.
Sela Сеть магазинов одежды «Sela», являясь российским брендом, принципиально не переводит на русский язык свой слоган «Feel The Same[98]».
Carlo Pazolini Никакого обувного мастера Carlo Pazolini не существует и никогда не существовало. Звучит, конечно, прекрасно. Ласкает слух всякой женщины, которая живет с твердым и справедливым убеждением, что лучшая в мире обувь – итальянская. «Carlo Pazolini Group» – это название российской компании, у которой есть собственные обувные фабрики в России и Китае и сеть фирменных магазинов.
TJ Collection, Chester, Carnaby «TJ Collection», которая, как пишут в пресс-релизах, «была создана в Великобритании в 1992 году», выпускает обувь под тремя торговыми марками: «TJ Collection», «Chester» и «Carnaby». Производятся они все, судя по пресс-релизам, на «семейных обувных производствах Италии и Испании с использованием ручного труда». Продумано было все до мелочей. У каждой марки – своя целевая аудитория. «TJ Collection» покупают следящие за модой представительницы среднего класса; «Chester» – любители добротной классической обуви; «Carnaby» – молодежь. Удивляло покупателей только одно: когда они, отправившись по делам или в отпуск в Англию, пытались найти магазин любимой марки, ничего не выходило. Обувь всех этих марок, по определенным сведениям, производится под Липецком. Заказы размещаются на разных фабриках, бывает, в России шьют, бывает – в Китае. В Италии потом фирменные стельки во всю партию вложат, в коробки запакуют – и все, можно писать «Made in Italy».
Gloria Jeans, Gee Jey Ростовский бизнесмен Владимир Мельников шьет джинсы, джинсовую одежду, детский и взрослый трикотаж в Ростове и больше нигде. Очень гордится успехом своего предприятия и, вообще, выступает за отечественного производителя. Но, тем не менее, две его марки называются «Gloria Jeans» и «Gee Jey».
Oggi Петербургская фирма «Август Плюс» производит и продает женскую одежду под торговой маркой «Oggi» – очень сдержанную, но модную и изящную. Поэтому ее любят покупать преподаватели, финансисты и другие строгие женщины, которые не могут очень уж экспериментировать со стилем. Слово «oggi» – итальянское (в переводе – сегодня), так что покупательницы считают марку итальянской.
Ralf Ringer Обувь «Ralf Ringer» традиционно считают то ли немецкой, то ли австрийской. Но, на самом деле она производится на фабриках в Москве, Владимире и Зарайске.
Tervolina Обувная сеть «Tervolina» тоже не скрывает места производства: обувь они шьют в Тольятти, на фабрике «Лидер».
Camelot «Camelot», бренд ультрасовременной молодежной обуви, тоже отечественный. Обувь этой торговой марки производится в Польше и Китае под контролем российской компании.

Я уже не говорю о том, что большинство действительно всемирно известных торговых марок, изначально зарегистрированных в европейских странах, производятся совсем не там, где мы предполагаем, а в Китае, Сингапуре или на Тайване. Отдельные слова можно было бы выделить в адрес той продукции, которая собирается подпольно в подвальных цехах, организованных преступными группировками, и где трудятся бесправные таджики и узбеки.

Тем не менее, отношение ко всему отечественному становилось отрицательным. Так, например, в начале перестройки стало модным изучать иностранные языки[99]. Когда появились первые перестроечные кооперативы, одним из основных пунктов при приеме на работу было знание иностранного языка, в основном – английского. При этом совершенно неважно было то, что в самой фирме никаких переговоров с иностранными партнерами не велось. Это была дань моде тех лет. В адрес же всего отечественного сыпались только отрицательные эпитеты, типа «рашн-колобашн». Это абсолютное неуважение к своей стране, к своим «корням» проявляется и поныне, так, например, чего стоит название передачи «Наша Раша»!

Результатом такого отношения к своему языку и культуре стала сильнейшая деградация общества в целом: бездарная и безвкусная реклама с массой «перлов», выданных горе-маркетологами, рекламными работниками и неграмотными журналистами. Если в советское время в каждую книгу вкладывался листок с обнаруженными ошибками и опечатками, то в настоящее время книги пестрят орфографическими ошибками, про грамотное использование падежей и говорить не приходится.

Особые слова необходимо сказать про советский спорт и его достижения. Сколько раз было говорено, что в СССР спортсмены не были заинтересованы в результатах выступлений, потому что не было адекватной финансовой оценки. Тем не менее, наши спортсмены во многих видах спорта завоевывали высшие награды планеты. Страна по совокупности наград выигрывала олимпийские игры, опережая всех! Сейчас мы ничего не выигрываем, а только проигрываем. Это унизительно! Тогда спортсмены «сражались» за страну, а не за зеленые бумажки. Прошли годы, финансовая «подпитка» нынешних спортсменов превышает все мыслимые и немыслимые нормы, а результаты оставляют желать лучшего. Видимо, дело вовсе не в денежном вознаграждении.

Можно с определенной долей уверенности, говорить о том, что мы продались за деньги, за бессмысленное и ничем не ограниченное потребление. Мы продались за шмотки, за кусок колбасы, потеряли свой путь развития (не всегда гладкий и правильный, но свой), фактически мы потеряли свое будущее и именно поэтому мы потеряли свою страну. За двадцать пять послесоветских лет мы ничего толкового не создали, только «проедали» то, что было достигнуто в СССР.

Падение престижа Советской Армии.

Из-за определенных процессов, происходивших во всех, без исключения, сферах и, в особую очередь, в армии, у людей стало складываться определенное отрицательное отношение к службе в рядах вооруженных сил. Резко, пышным цветом, расцвела «дедовщина».

Если, еще сразу после Великой Отечественной, служба в армии была почетным делом, молодые ребята, вступающие во взрослую жизнь, мечтали о военных подвигах, активно развивалось военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, в том числе на основе опыта ветеранов, прошедших через горнило войны, то к началу семидесятых годов отношение к службе у многих изменилось на прямо противоположное. Причин тому много, но одну стоит отметить особенно. Это явление под названием «дедовщина», наибольшее развитие получившее именно в Советском Союзе, хотя и существовавшее в том или ином виде в других странах.

По мнению некоторых экспертов, возникновение этого явления напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем. В довоенной Красной Армии (а до этого – в армии дореволюционной России) «дедовщины» не было, и она ведёт своё начало с конца шестидесятых годов 20-го века. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключенных, которые и внесли часть своей тюремной субкультуры в Советскую Армию.

Это были те, кто в военное и послевоенное время всеми правдами и неправдами уходил от службы в армии, сколачивал банды и грабил мирное население. Это были отбросы общества. Наглядным примером может служить замечательный фильм С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», в котором рассказывается про борьбу московского уголовного розыска с бандой «Черная кошка». И вот эти уголовные элементы, попав в лоно советской армии, стали насаждать там свои порядки.

С определенной точки зрения, рождение «дедовщины» в армии было обусловлено сокращением срока службы в 1967 году с трех лет до двух. По времени это совпало с первой волной дефицита призывников. Было установлено, что пятимиллионная Советская Армия может недобрать по численности целую треть – сказались демографические последствия Великой Отечественной войны. Вопрос обсудили на заседании Политбюро ЦК КПСС, и решение было найдено. Решено было увеличить призыв в армию людей с уголовным прошлым, что ранее было совершенно исключено. Идеологически это выглядело как исправление оступившихся сограждан. Однако, на деле, всё происходило иначе: внутренняя жизнь армии начала изменяться в худшую сторону. Вместе с уголовным элементом в казармы пришли уголовные порядки, в солдатскую речь проник воровской жаргон. Копируя тюремные порядки бывшие уголовники вводили ритуальные унижения и издевательства.

Существует также мнение, что в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше.

По еще одной версии, в конце 60-х годов некоторые командиры частей начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Неуставная хозяйственная деятельность воинских частей потребовала организации системы неуставных взаимоотношений, при которой старослужащие выполняли роль надсмотрщиков над выполнявшими работы солдатами первого года службы. Подобные отношения требовали беспрекословного подчинения молодых солдат любым указаниям старослужащего; чтобы сломать и превратить в рабов, призывников подвергали прессингу и насилию. Таким образом, по данной версии, «дедовщина» возникла как метод управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей. Со временем в ряде воинских частей офицеры стали использовать «дедовщину» как метод управления, поскольку сами заниматься обучением молодых, а также воспитательной работой не хотели.

Также необходимо отметить, что к концу 60-х годов в Вооруженных Силах уже не осталось того количества командиров-фронтовиков, которыми были полны Вооружённые Силы по окончании Великой Отечественной войны и которые из личного опыта знали, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении – залог их собственной жизни.

Окончательно «дедовщина» как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х годов.

Во многом «дедовщина» являлась вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка перекладывал на лидеров неформальной иерархии, взамен предлагая им некие блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к проступкам, уменьшение физической нагрузки и другие).

Неуставные отношения в Советской Армии заключались в принуждении новобранцев полностью обслуживать «дедов» (например, стирать их бельё), отбирании денег, вещей и продуктов питания. «Старослужащие» подвергали «молодых» систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивали, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. Срочная служба в вооруженных силах зачастую стала не сильно отличаться от условий «зоны». «Дедовщина» являлась, да и является до сих пор, основной причиной регулярных побегов солдат срочной службы из частей и самоубийств среди них.

Еще одним мощным фактором, сыгравшим свою роль в уменьшении престижа Советской Армии, являлась Афганская война. Ввод СССР ограниченного контингента советских войск в Афганистан в конце 1979 года привел к гибели огромного числа молодых ребят, что вызвало бурный протест среди родителей. Они категорически не хотели отдавать своих детей служить в армии, совершенно справедливо полагая, что их принудительно могут послать в любую точку земного шара исполнять свой воинский долг, где они могут погибнуть от пули чужого снайпера или подорваться на противопехотной мине. Ужасы того, что произошло с русскими парнями, попавшими в афганскую мясорубку, до сих пор стоят в глазах многих несчастных матерей и отцов.

Вот так, к концу существования Советского Союза, четко сформировалось отрицательное отношение к советской армии. Люди понимали, что их дети обречены на унижения со стороны своих сослуживцев и даже офицеров военных частей, многие из них будут отправлены защищать не свою страну, а чужие. А какой смысл отдавать свои жизни ради победы непонятно кого? Армия была глубоко больна. Но бороться с этой болезнью никто во власти не хотел. Все принимаемые меры были половинчатыми, во многом противоречивыми, зачастую сводимыми на «нет» иными решениями.

А что было после распада СССР все и так прекрасно знают. Воины-афганцы, исполнившие свой воинский долг, и вернувшиеся домой (многие – искалеченные), оказались не у дел. Государству было не до них. Многие из них подались в криминальные группировки. Многие покончили жизнь самоубийством, многие спились и умерли, забытые и больные.

 

Поиск принцев за границей.

Очень сильные перемены наступили к началу перестройки (да чего уж там, и гораздо раньше) в сознании прекрасной половины страны.

У многих девушек возникало желание выйти замуж за иностранца, уехать туда, где тепло и сытно. Это особенно ярко проявилось тогда, когда были сняты ограничения по перемещению в мире (при Горбачеве, во время перестройки). Сколько наших девчонок в поисках красивой жизни поддавались на «сладкие» призывы выйти замуж за иностранца. И не важно, что этот иностранец старше в два, а то и три раза, главное – это иностранец. А сколько было создано брачных агентств и бюро знакомств, сколотивших себе целые состояния за счет желавших связать свои судьбы с гражданами других стран.

В эпоху дефицита и «железного занавеса» у советских девушек и женщин нередко идеалом мужчины и кумиром спутника счастливой семейной жизни были герои зарубежных приключенческих фильмов – смуглые, решительные, красоты необыкновенной парни. И это неудивительно. Несмотря на то, что говорят о тогдашнем «железном занавесе», все же, пожалуй, лучшие иностранные мужчины, в первую очередь известные личности, – артисты, певцы, – были известны в СССР. И именно по ним в первую очередь складывалось впечатление об иностранцах у советских женщин.

В 70-е – 80-е годы в СССР полным ходом шло строительство развитого социализма. Советский Союз хотел показать всему миру, что он самый лучший, и обладает всеми для этого возможностями. В СССР приезжало огромное количество различных иностранных делегаций. Практически за каждым иностранцем было установлено наблюдение. Собиралась информация о человеке: откуда приехал, зачем, почему, с кем встречается, о чём беседует в столице нашей советской родины. Особенный интерес вызывали гости из так называемых капиталистических стран, которые по умолчанию были врагами советского народа, так как представляли собой кардинально противоположный лагерь с иными устоями развития общества, которые шли вразрез с советским социалистическим обществом и его моральными нормами.

Советское правительство активно боролось с различными проявлениями «тлетворного» влияния Запада на советских людей. Помимо информационной блокады, советская власть запрещала вступать в любой контакт с иностранцами советским женщинам и мужчинам. Выйти замуж за иностранца было почти невозможно! Так, указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 года были запрещены браки советских людей с иностранцами. Считается, что этим актом было положено начало кампании по борьбе с «низкопоклонством» перед Западом. Любая попытка пресекалась. Могли быть неприятности на работе, вплоть до увольнения, насмешки, неуважительное отношение. Особенно такое отношения проявлялось в откровенных намёках со стороны работников отделов виз и регистраций, а также всяческим саботажем и безусловной женской завистью, ведь кто у нас работал в этих отделах?!

Советские люди были ограничены даже в таком, казалось бы, естественном природном выборе на личное счастье. Ведь никогда не знаешь, где встретишь свою судьбу и вторую половину. Другое дело в том, что многие женщины искали в иностранцах не настоящего друга на всю жизнь, а всего лишь способ преодолеть барьер, отделявший страны Запада от СССР и, порой, искали весьма успешно. Как правило, такие браки продолжались до момента получения женщиной вида на жительство в развитой стране, после чего брак расторгался.

«Отношения между людьми в браке личные и сугубо индивидуальны. Вместе с тем они имеют и общественное значение. В этих отношениях, – говорил В. И. Ленин, – участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес».

Многие видят в таком браке естественное желание женщины к обеспеченной и комфортной жизни для себя и своих детей. Вот некоторые высказывания людей по данному вопросу:

«Желание русских женщин выйти замуж за иностранца – это не только стремление получить другого мужа, но и, в перспективе, другую страну. Может быть, так власти быстрее задумаются, почему наши женщины голосуют за правительства других стран».

«Это нормальное желание. Женщины хотят, чтобы их дети росли в нормальной стране, а не в болоте».

«От российской многовековой безысходности многие женщины готовы выйти замуж и за папуаса, и я их в этом полностью поддерживаю».

Но, массовое стремление советских (а ныне – русских) женщин выехать из страны и связать свою судьбу с иностранцем, не всегда имело счастливое продолжение. Сколько загубленных судеб связаны с этим исходом! Кто-то, в поисках счастливой жизни, попадал, вместо удобного места «под крылом» иностранного мужа, в бордели, где их сажали на иглу, и где они кончали свою жизнь в подворотне от передозировки наркотиков. Сколько девушек и женщин были реально проданы в рабство различным африканским и арабским князькам!

Выходит, в какой-то степени, правы были те, кто запрещал свободное перемещение отсюда туда, где совершенно чуждая атмосфера, где наши девушки (женщины) не могут в большинстве своем легко адаптироваться к новому обществу, к новому языку, к чужой культуре?

Границы с дальними государствами давно открыты, и современные девушки России видят привлекательных иностранцев, надежных в материальном плане, не только в кино и на эстраде. Для многих мечтательниц и практичных дам, они – женихи номер один. Сколько неопытных невест обожглось, выскочив замуж за инородцев по Интернету, объявлениям в газете, по «наводке» брачных контор. И просчитались, пролив немало горьких слез на чужбине среди чужих людей, нравов и обычаев.

Прошли годы, давно изменился мир, и настроения и чаяния женщин также изменились. В настоящее время только 7% жительниц России настроены видеть в качестве супруга именно иностранца. Если раньше о «заграничном принце» мечтали почти все русские женщины, то сейчас большинство демонстрирует доселе позабытый патриотизм: 51% наших женщин не хочет видеть в качестве мужа гражданина чужой страны, – уточнили социологи, – На умы многих из них повлияли истории о неудачных браках, разных менталитетах, языковых барьерах и несчастных неподеленных детях.

«У них другой менталитет», «Зачастую невозможно договориться на одном языке, с одной культурой, а с разными, наверное, вообще проблематично», «Лучше выйти замуж за своего, чем за заморского принца. Со своим не так страшно жить, потому что живете вы оба по одинаковым законам, а вот брак с иностранцем может вызвать столько проблем, особенно если есть общие дети», – комментируют женщины.

Русским мужчинам польстили бы такие заявления, тем более что сами они против того, чтобы наши женщины выходили замуж за иностранцев. 59 % мужчин отрицательно относятся к желанию многих русских женщин выйти замуж за иностранца. Судя по комментариям, многих мужчин не на шутку задевает эта проблема: «Предательницы!», «Что, русских мужиков не хватает?», «Никого нет лучше славянских мужчин!», «В России много красивых, интересных и достаточно обеспеченных мужчин! В чужой стране своей не станешь!», «Иностранцы ничем особенным не отличаются. У них есть свои недостатки, у наших мужчин тоже. Идеальных людей не бывает. Мне непонятно стремление к принципиальному замужеству с иностранцем».

Интересно также рассмотреть, что же привлекает иностранных мужчин в русских женщинах. В отличие от чрезвычайно феминизированного Запада, русские женщины, в большинстве своем, не стали настолько независимыми, сохранили в себе тягу к созданию полноценной семьи, готовы делить со своей половинкой радости и горести. Они трудолюбивы, являются истинными хранительницами домашнего «очага», красивы, не испорчены благами цивилизации. Да и у нас до сих пор в ходу поговорка про то, что «жену надо брать славянской природы, но воспитанную на Востоке». В этом есть своя древняя правда.

Хочется еще добавить для тех, кто считает, что здесь всё плохо, а «там» хорошо. Известна фраза, что «та женщина, которая не хочет кормить своего защитника отечества, будет кормить чужого защитника и чужого отечества». Стоит все же призадуматься над этим.

 

Космополитизм.

Корни этого явления сложны. В какой-то момент времени люди в СССР (России) перестали ассоциировать себя со своей страной. Они стали воспринимать мир, как единую родину, где неважно, в какой стране ты родился, неважно, какой стране ты давал воинскую присягу, неважно какой национальности выкормила тебя мать. Для тебя родиной стала та страна, где теплее и сытнее.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям.

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм, как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству, как будто, теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей».

Космополитизм – это очень древний термин, впервые провозглашенный древнегреческим философом Диогеном. Лозунг космополитов: «Где хорошо, там и отечество». Космополитизм отрицает государственный и национальный суверенитет. Космополитизм представляет собой систему взглядов, основанную на отказе от признания приоритетности национальных традиций и культуры перед традициями и культурой других стран и народов, относящую различные проявления патриотизма к примитивным формам человеческого сознания, и т.д.

Отсюда становится понятным, кто такой космополит – человек, лишенный подлинной Родины и даже самого чувства патриотизма, оторванный от интересов своего народа, чуждый своему народу, не считающий себя принадлежащим ни к какой национальности.

Уже из одного этого каждому обычному человеку должно стать ясным, что космополитизм естественным, нормальным, обычным чувством и этическим представлением (состоянием) быть не может. Это какая-то аномалия, явно нетипичная и неестественная, а потому и негативная.

В буржуазном обществе космополитизм отражает природу капитала, стремящегося туда, где для него созданы лучшие условия, и есть возможность получить наибольшую прибыль, и те люди, которые считают, что в их личных интересах защищать идеи космополитизма, объективно содействуют планам глобалистов и противодействуют борьбе народов за свою самостоятельность и свободу.

Интернационализм не отрицает наций с их разными культурами, он только утверждает их равноправие, независимо как раз от национальной и расовой принадлежности. Космополитизм же противоречит и патриотизму, и интернационализму. Космополитизм в той форме, в которой он проповедуется идеологами глобализации, выражает стремление империализма к мировому господству. Пропаганда космополитизма включает в себя также и идею всемирного правительства и ослабляет борьбу народов за национальную независимость, за государственный суверенитет.

«А что тут плохого? – скажет кто-то, например, проповедник оголтелого либерализма – Пусть человек не будет привязан к какой-то конкретной стране, а будет принадлежать всему миру!»

В принципе, ничего плохого, вот только, если когда-нибудь прилетят к нам инопланетяне и начнут насаждать свою «межгалактическую демократию», то эти вот «товарищи», в первую очередь, встанут на позиции космополитизма в межгалактических объемах. И плевать они будут хотеть на людей планеты Земля, потому как перебежчики они. Вот также плюнули они и на свою Родину!

Конечно, для большинства людей Родина была и остается Родиной, они преданы ей, готовы защищать ее. Но, настораживает тенденция, когда все больше и больше народа не считают себя кровно связанными со своей страной, когда, при малейшей возможности, меняют место своего жительства и считают это совершенно нормальным. Большая часть нынешних поколений напоминают крыс, бегущих с тонущего корабля. Я, ни в коем случае, не хочу рисовать картину в черных тонах, но и избегать данной проблемы не стоит.

 

Полная потеря ориентиров.

Страна в далекие восьмидесятые упустила шанс скорректировать идеологию для тех, еще советских поколений, и не дала никакой идеологии нынешнему поколению[100]. В погоне за демократией мы разломали самое главное – основную идеологическую направленность развития страны. У большинства активных участников этой идеологической работы ее антисоветский смысл не был осознанным – они считали, что действуют ради улучшения системы, следуя лозунгу «Больше демократии, больше социализма!» Хотя были и такие, кто сознательно и целеустремленно стремился к искоренению всего советского.

Коммунизм же должен был наступить через двадцать лет после знаменитого выступления Хрущева, десять из которых требовалось на «создание материально-технической базы коммунизма» и еще столько же на вступление в коммунизм. Однако сама жизнь и партийно-государственная практика показали недееспособность этого положения партийной программы. Образ коммунизма тогда, в начале 60-х гг., в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами, обещавшими:

1. решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив население высококачественными продуктами питания;

2. полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления;

3. решить жилищный вопрос, предоставив каждой семье отдельную благоустроенную квартиру;

4. ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.

На включении этих социальных программ в партийную программу настоял лично Н.С. Хрущев. Многим в то время эти социальные программы не казались нереальными. Они вызвали энтузиазм народа, пережившего эйфорию «оттепели» и породили надежду на то, что «хотя бы дети наши будут жить по-человечески». Сделало же их невыполнимыми втягивание СССР в новый виток невиданной прежде гонки вооружений.

Неудовлетворенность достигнутыми результатами, увязание в «трясине» рутины советских однообразных будней, усугубление ситуации со снабжением товарами первой необходимости, в особенности в глубинке, привело к тому, что часть народа стала искать уход от проблем в алкоголе. Деревни спивались.

Расхождение ожиданий с суровой реальностью приводило к разочарованию народа в правильности поставленных целей. Особенно ярко это проявилось тогда, когда с высоких трибун зазвучали критические голоса про ситуацию в стране, когда открылись границы и, как оттуда к нам, так и от нас туда, толпой повалил народ. Но, если оттуда к нам ехали посмотреть на диковинное чудо, именуемое «тоталитарный и страшный» Советский Союз, то к ним ехали удостовериться, все ли у них так плохо, как нам вещали средства массовой информации. Определенная часть наших людей видела для себя единственный путь – путь эмиграции в другие страны, причем обязательно развитые, такие как Германия, Англия или США.

Резкий контраст между увиденным там и видимым здесь, еще больше упрочил советских людей в мысли, что мы шли неверным путем, что социализм, а тем более, коммунизм, невозможны, что это тупиковый путь развития. Еще больше выросли упаднические настроения. Опять же, повторюсь, никто не хотел искать глубинные причины, гораздо проще было найти «крайнего» или же просто уйти от проблем, заливая себя алкоголем или сменив страну проживания.

 

Итак, подытожим отрицательное влияние этих внутренних факторов.

Советский Союз подошел к роковой черте не потому, что он был неэффективен в своей плановой экономике, а потому, что:

1. Выпестовал внутри себя класс номенклатуры, перераспределявшей народные богатства себе в угоду, за счет обирания своих подданных[101];

2. Тратил колоссальные денежные средства на поддержание коммунистических режимов (порой весьма сомнительных) во всем мире в ущерб жителям своей страны;

3. Расходовал огромные средства на безудержную гонку вооружений и принимал участие в нелепых войнах, только испортивших его имидж в мире и стоивших стране жизней многих тысяч молодых ребят;

4. Вырастил поколения разуверившихся в будущем своей страны[102], готовым продаться за красивую упаковку, или бросить все и уехать туда, где сытно и тепло.

И, вот эти «головы Лернейской Гидры» и сыграли свою роковую роль. К середине восьмидесятых это стало понятным (точнее, не сами эти факты, а их проявления, заключавшиеся в отставании от мировых ведущих стран в ряде ключевых направлений) не только среди обычных людей, но и в верхних эшелонах. Поэтому милая «говорильня» нашего Генерального Секретаря Горбачева М.С. была, первоначально, воспринята населением, как шаг навстречу народным массам, как шаг к реальным изменениям[103]. Его действия по сокращению военного арсенала рассматривались, как шаг к сокращению расходов на огромную военную машину. Либерализация управления страной была оценена позитивно.

Но при этом совершенно был упущен один аспект всего этого действа. Это сдача позиций СССР на мировой арене в угоду собственным амбициям Горбачева. Существенную роль в деле распада страны сыграла неумная и недальновидная политика преобразований. Собственно, именно она и привела к тем горестным результатам, которые изменили облик планеты и стерли с лица Земли первое и уникальное социалистическое государство – Советский Союз. Как знать, были бы поумнее и почестнее руководители нашей страны, весьма вероятно, не Китай был бы сейчас самым активным и интенсивно растущим государством, а именно СССР. И именно поэтому на том периоде стоит остановиться подробнее, чтобы не повторять впредь тех ошибок, которые стоили советскому народу слишком высокой цены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.