Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Булгакова О.С.






Уважаемые господа, сегодня психофизиологические встречи проходят совместно с заседанием секции психологии Дома ученых РАН. Разрешите начать доклад.

Психофизиология – субъективизм и объективизм исследования

 

Презентация и текст доклада выложены на сайте

https://vk.com/club57778787

 

Аудиозапись психофизиологических встреч выложена на сайте https://vk.com/audios218219404? performer=1& q=Булгакова%20О.С.

Предложить эту тему к рассмотрению меня подвигло мое выступление на заседании физиологического общества, когда я говорила об исследованиях на всех уровнях организации личности. Я тогда поразилась непониманию между науками и методиками. Например, когда я говорила о психологическом тестировании доктор биологических наук, фактически наскакивая на меня и артистически жестикулируя (я не знаю его имени – там мне не представился никто) говорил буквально следующее: «Вы что спрашиваете в тестах: как настроение? А если «хорошее», то это как?» – и весело смеялся. Мой ответ об оцифровке ощущений его не удовлетворил.

Я тогда впервые подумала о чудовищном разрыве между дисциплинами, дисциплинами, которые изучают человека, а не противостояние «физиков и лириков», о неприятии методов, и об уважении ученых друг друга в том числе. Именно с этим связан девиз Психофизиологических встреч «Вежливость, уважение, знание». Все вопросы и высказывания должны быть корректными.

Цель моего доклада показать, что надо продолжать изучать здорового человека, адекватную личность, изучать ее всесторонне и грамотно. А для этого мы должны уметь говорить на одном языке. Поэтому мы постарались, что бы сегодня в Доме ученых присутствовали и психологи, и врачи, и социологи, и педагоги, и физиологи, и философы и культурологи. И студенты – они интеллектуальное будущее России, им менять мир.

Не изучение здорового человека привело нас к глобальным экономическим, социальным и экологическим катастрофам. Мы это сейчас наблюдаем повсеместно.

Нельзя рассматривать человека разобрано: как предмет лечения у психотерапевта, предмет обследования у врача, биологическую систему у физиолога, общественную сущность у социолога, ведомого незнайку у педагога, разумного существа, познающего мир, у философа и преобразователя мира у культуролога. Человек устроен достаточно сложно.

Человеческие уровни организации такие:

1 физиологический (системный, тканевой, клеточный, внутриклеточный),

2 психофизиологический (кора и некоторые подкорковые структуры головного мозга)

3 психологический

4 поведенческий

5 социальный

6 творческий

Мы именно так рассматриваем личность человеческую, адаптация которой зависит от работы каждого уровня организации.

Сбой в деятельности любого несет за собой сбой в работе всех.

Это коррелирует с шириной референтного интервала здоровой нормы, который увеличивается от 1ого уровня к 6ому, представляя собой воронку.

В задачи исследования входило подобрать методики, отражающие все уровни организации личности:

физиологические

психофизиологические

психологические

поведенческие

социальные

креативности.

И показать системность работы всех уровней организации личности.

А материалом исследования служили люди, обратившиеся в научно-практический центр «Психосоматической нормализации», которые попали в трудные жизненные обстоятельства и испытали на себе негативное стрессорное воздействие.

После предложенных коррекционных процедур (числом от 15-и до 35-и) их функциональное состояние оптимизировалось.

Было обследовано 223 человека, от 23 до 62 лет, 92 мужчины, 131 женщина.

На момент фонового обследования обострения хронических и острых вирусных заболеваний не наблюдалось.

Во время процедур коррекции острых стрессов не было, режим жизни не менялся, все рекомендации соблюдались.

Итак, вероятно, что любые стрессорные воздействия изменяют личность на всех уровнях ее организации. Здесь мы имеем дело с индивидуальной стрессоустойчивостью, которую схематично можно показать таким образом: При воздействии острого стресса воронка референтного интервала имеет обратную форму – довольно резко могут изменяться физиологические показатели, а о творчестве или креативности, скорее всего, вообще не может идти речь, а при воздействии хронического стресса – форма воронки как при норме, включаются адаптационные механизмы защиты и личность пытается нормально функционировать в сложившихся неблагоприятных условиях.

Таким образом, можно предположить, что возможен уход в творчество при тяжелых и длительных стрессах. Причем надо отметить, что уход возможен не только в свое творчество, но и в чужое (например, чтение любовных романов и мелодраматических сериалов; просмотр сериальных боевиков и т.д.)

При стрессе отклонение от среднего арифметического референтных интервалов, которое являет собой состояние равновесия или баланса, захватывает все уровни реагирования.

Стремление к крайним показателям референтных интервалов и еще не выход за их пределы, то есть в патологию, характеризуется «защитами», которые изменяют (искажают) сложившуюся реальность и облегчают существование личности. Наиболее известны психологические защиты. В ОСНОВЕ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕЖИТ РАБОТА АДАПТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. Таким образом, мало того, что адаптация происходит на всех уровнях организации личности, она еще может нести и необъективную информацию. Здесь важным является определение защит, как информации. Сначала личность считывает объективную информацию, но подстраивает (искажает) ее под свое субъективное видение событий окружающей среды. А потом проецирует ответ в окружающую среду.

О защитах на всех уровнях организации личности :

1. физиологический уровень (системный, тканевой, клеточный, внутриклеточный) – например, тактильные (не чувствуем часы и одежду) или «уход в болезнь» - не серьезную, но помогающую не нести полную ответственность за свою жизнь;

2. психофизиологический уровень (кора и некоторые подкорковые структуры головного мозга) - формирование альтернативной доминанты.

Например, На снимках, которые прислал немецкий исследователь Андреас Бартель, видно, что зоны, обычно активные в мозге невлюбленного человека, у влюбленных спят. Это зоны негативных эмоций и рациональных решений. https://bg.ru/society/roman_s_kokainom-7313/;

3. психологический - общеизвестны: регресс, отрицание, сублимация и т.д.

4. поведенческий уровень – например, повышенное агрессивный ответ, в основе которого лежит неадекватная переработка поступающей информации,

выученная беспомощность; или «уход в игру» (например, когда пожилая начальница на новогоднем корпоративе фактически заставляет подыгрывать ей молодых подчиненных под песню Алегровой «Императрица», где она императрица, а они молодые военные и во время песни разыгрывается сценка - движения, объятия, поцелуи рук и даже губ). Все это происходит один раз в год, в иное время такое поведение не приемлимо и не приемлимо даже упоминание об этом. Или же гадание на картах, раскладывание пасьянса, что бы получить ответ на вопрос. Пасьянс сложился – легче жить. Не сложился – подтвердим это разложением другого пасьянса и так до бесконечности, пока не удовлетворимся или не устанем.

5. социальный уровень - как пример, удивительный феномен кредитных миллионеров - дорогие машины, дорогая одежда или аксессуары (например, очки за 10000 рублей), драгоценности, которые носят все 24 часа в сутки (даже ложатся спать)

6. творческийуровень – например, через стихи или картины

Анна Андреевна Ахматова:

Я с тобой не стану пить вино.
Оттого что ты мальчишка озорной.
Знаю я — у вас заведено
С кем попало целоваться под луной....
А у нас — тишь да гладь,
Божья благодать.
А у нас — светлых глаз
Нет приказу поднимать.

Это одно из ее первых стихотворений. Поражает своей искренностью. Она не может высказаться напрямую, но и не может промолчать, она так облегчает свое состояние, надеясь, что ее услышит тот, кому посвящены стихи.

А самое древнее средство самовыражения себя и отражение видения окружающего мира – это рисунок. Еще затруднены вербальные коммуникации, а сложные наскальные рисунки имеют право на существование.

Это, вероятно связано с тем, что рисунок – самое древнее средство, которое можно сделать посланием и к сегодняшнему дню и к будущим поколениям.

А сейчас будут показаны рисунки современной здоровой, взрослой женщины, которая в цветах увидела что-то свое. Вглядитесь в изменения, которые ею внесены.

Не понятны еще механизмы формирования приоритетных защит у каждой отдельной личности, например, почему одни выбирают уход в болезнь, другие в «уход в игру», третьи в творчество.

Таким образом, необходимо понимать, что диагностика стрессорных нарушений (а любое воздействие на человека – это стресс) может проводиться на всех уровнях организации личности.

Понятно, что методы в физиологии и медицине считаются объективными. ЧСС, АД, ЧД, вес, возраст, рост, объем груди, талии и бедер, скорость протекания биохимических процессов, особенности ферментации, рентгеновское обследование, ЭКГ, ЭЭГ, томография, морфологический состав тканей и др. Это фактические измерения, уже оцифрованные, не подлежащие двоякому суждению, тем более, что известны референтные интервалы здоровой нормы.

А вот социологические, психологические методы исследования и исследования поведения и творческой деятельности являются субъективными, не принятыми физиологами и врачами, для которых существует только или норма или не норма.

Но.. постстрессорные нарушения, которыми страдают до 87% населения не всегда находятся за границами нормальных референтных интервалов, и, хотя, у врачей и физиологов считаются показателями здоровья, на самом деле они - есть параметры сложившегося гомеостазиса нездоровья, и условиями формирования защит разного уровня организации личности. И вот именно субъективные методы и могут определить - благополучна человеческая личность или нет.

Если же говорить о цифрах в референтных интервалах, то, повторюсь, необходимо оценивать отклонение от среднего арифметического значения суммы показателей границ интервалов. Эта цифра, в абсолютном большинстве случаев, будет характеризовать вегетативный баланс.

На таблице выведены усредненные значения исследуемых параметров по всей выборке в фоне, промежуточный (на 8 сеанс), вследствие коррекции и через 6 месяцев после проведения сеансов коррекции.

Показаны изменения на социальном поведенческом, психологическом, психофизиологическом, физиологическом уровнях.

На этом графике показана взаимосвязь исследуемых параметров в течение всего обследования по всей выборке.

На следующем графике показана разбивка по времени проведения 15 исследований – фон, промежуточное, после коррекции, через 6 месяцев.

На следующем графике показано изменение параметров по уровням организации личности.

Видно, что все уровни организации личности изменяются при воздействии стресса и все же нормализуются при оптимизации состояния.

Корреляционный анализ показал высокую степень корреляции между показателями и не выявил явных приоритетов.

Факторный анализ подтвердил это.

1. Динамика показателей структур личности на примерах пациентов «Кабинета психофизиологической коррекции и реабилитации» НПЦ ПСН.

Итак, каждая наука рассматривает человека и изучает его под своим углом зрения, использует (так исторически сложилось) свои методы исследования, диагностики и лечения и мало кто производит диагностику всех уровней организации личности.

Давайте посмотрим, что может получиться, если это сделать.

Первая пациентка наблюдалась с 1996 года после сильнейшего стресса в 1995 году (слайды).

Вторая пациентка, которая сейчас проходит постстрессорную реабилитацию в центре (слайды)

При преобладании тонуса парасимпатического отдела наблюдается уплощение зубца Р, удлинение интервала PQ, интервал QRS расширяется, но не более, чем на 0, 66 секунды, интервал Q-Т незначительно удлинен.

Обсудим клинический анализ крови.

Что показывает уровень гемоглобина? – увеличение.

Во время стресса организму нужно больше кислорода и увеличение количества гемоглобина дает возможность для менее травмирующей адаптации. Это дыхательный белок крови.

Основная функция его – перенос кислорода от легких к тканям и доставка углекислоты от тканей в легкие. Выраженность и характер влияния стресса на состояние эритроцитарной популяции зависят от интенсивности предъявляемой организму функциональной нагрузки.

При истощении симпатического отдела НС преобладает тормозной процесс и наблюдается уменьшение количества лейкоцитов.

Его возникновение связано с угнетением продукции созревания и выхода лейкоцитов из костного мозга, а также с их перераспределением в кровяном русле.

Это свидетельствует о пониженной иммунной сопротивляемости организма.

Если говорить об увеличении сегментоядерных нейтрофилов, то оно опосредовано ускорением их созревания. Это связано с увеличением их поступления в циркуляцию из костномозгового депо.

Лимфоцитопения, по данным современных ученых, наблюдается в результате имеющегося нейтрофилеза.

Таким образом, клинический анализ крови демонстрирует нам неблагополучие организма, но… цифры показателей не выходят за границы референтных интервалов.

Третья пациентка, которая с улучшением была отпущена домой под ее добровольное дальнейшее сопровождение показывает следующие результаты фоновых измерений и коррекции.

Таким образом, это служит еще одним доказательством и изменения личности на всех уровнях ее организации и приемлимости методик – и объективных и субъективных.

Опять повторюсь, а именно субъективные методики могут показать неблагополучие и дезадаптацию, хотя параметры метрических – физиологических и психофизиологических методик еще не будут выходить за границы референтного интервала нормы.

Доказательств этому много. Например, Пабло Пикассо - после того как стал иметь проблемы со своими женщинами, вот таким образом увидел мир.

А сейчас речь пойдет о финской художнице Хелене Шерфбек, которая родилась в 1862 г. в Хельсинки. Она была очень одиноким человеком. Показательна серия автопортретов, которые были написаны на протяжении многих лет.

По ним можно понять и физическое и психическое и социальное состояние этой женщины.

Человек – существо, которое устроено сложнее, чем животное, никто с этим не поспорит. Мы можем то, что ни одно животное сделать не может – качественно менять мир под себя. Но в этом и опасность. Мы уже вмешиваемся в законы природы, что не может сделать ни одно животное.

Изучение здорового человека, его реакцию на окружающий мир в зависимости от внутреннего состояния и любви и уважения ближайшего окружения – мне кажется очень важной на сегодняшний день задачей.

И ее решение невозможно без приятия учеными разного направления друг друга.

Понимания методологии друг друга и уважения к исследованиям.

Нет неправильных методов исследования, есть незнание и нежелание знать.

Спасибо за внимание.

 

По правилам психологических встреч сейчас можно приступить к обсуждению доклада и вопросам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.