Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их появления. В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойников






В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойников. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. Обрежь лишние нитки ножницей. Врач Носкова принимает больных только по записям. Часовой всю ночь простоял на посте. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. Врачи говорят правду только родным, поэтому нужно, чтобы пришел кто-то родной.

 

Вариант № 28

1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию:

благодарность.

Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения.

Бабий - бабский, жабий - жабный, зубы - зубья, чернеть - чернить, вдох - вздох, аспирант - аспират, безделица - бездельница, варкий - варочный, гагарий - гагаровый, диктант - диктат, единственный - единый, желтеть - желтить.

Поставьте ударение в следующих словах.

Каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнёр, крапива, красивее, кремень, лыжня, магазин, медикаменты, молодежь, монолог, намерение, недоимка, некролог, ненависть.

Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова. Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставьте ударение. Составьте словосочетания.

Образец: верный - вернее.

Длинный, красивый, удобный, веселый, сладкий, твердый.

5. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж., ср. роде; форму мн. числа), поставьте ударение.

Дожить, донять, задать, замерять.

ОБРАЗЕЦ: вить - вила, вил, вило, вили

Просклоняйте слова и словосочетания.

Ботинки, будни, стремя, зимний лес, расписание.

Перепишите, ставя глаголы в нужной форме настоящего времени.

(Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Мороз слегка (щипать) за щёки. Всё (дремать), но (дремать) напряжённо - чутко. Терек волнами точит дикий берег, (клокотать) вокруг огромных скал. Опять сомненья душу (глодать).

Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

Покупатель попросил дать ему примерить (правый туфель - правую туфлю). У мальчика появились и (худшие - более худшие) привычки. Выступавшие в прениях (сосредотачивали - сосредоточивали) внимание на основных положениях доклада и не касались мелких вопросов. Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделала - сделали) для организации летнего отдыха детей.

9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.

Перед Пушкиным была очень разнообразная языковая действительность — наречия сословные, профессиональные, областные. Соотнести все это, выделить ценное, слить в единое целое — поистине титанический труд, требовавший огромных знаний и гениальной интуиции.

Как и в других областях, здесь проявляется соединение пушкинского ума и чутья с точным знанием явлений. Он хорошо знает, как говорят различные слои населения Москвы и Петербурга, псковской и нижегородской провинций, южных областей России, Приуралья — всех мест, где довелось ему побывать в многочисленных путешествиях по России.

В пестрой языковой стихии он находит несколько ориентиров: употребляемость слов и выражений, их необходимость, их свойственность рус­скому языку, их образность и емкость. Все более как основу ценит он народную речь, которая объединяется для него с языком народных песен, былин и сказок: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка». Результат этого чтения виден в сказках самого поэта.

Сохраняя все, что накопила литературная традиция к его времени, он видит перспективу развития литературного языка в его соединении с простонародностью. Бытовая речь с середины 20-х годов XIX века большим слоем входит в его поэзию, а в 30-х широко используется в его прозе.

«Истинный вкус, — говорил он, — состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Этим «вкусом», языковым чутьем, поэт обладал в высшей степени.

(Д. Самойлов.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.