Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии разграничения






КОНТЕКСТУАЛЬНО НЕЗАВИСИМЫХ

И КОНТЕКСТУАЛЬНО ЗАВИСИМЫХ

ВАРИАНТОВ

§ 2148. Для разграничения контекстуально независимых и контекстуально зависимых вариантов предложения может быть применена система вопросов, включающая четыре их вида: вопрос полный диктальный, частичный диктальный, полный модальный и частичный модальный. Диктальные вопросы имеют целью получить сведения, относящиеся к содержанию предложения, модальные вопросы направлены на установление соответствия содержания предложения действительности. Полные вопросы относятся ко всему содержанию предложения, частичные — к его части. Полный диктальный вопрос — «что произошло?», «что имеет место?», «что случилось?», «в чем дело?» направлен ко всему содержанию предложения; соответственно ответом является все это содержание: — Что случилось? — Молнией свалило дерево; Ударил мороз; Приехали дети. Частичный диктальный вопрос предполагает получение сведений о части заключенной в предложении информации; другая часть известна. Например, вопрос «кто вышел?» предполагает, что известно, что кто­то вышел, но необходимо выяснить, кто именно; вопросительное слово адресуется к неизвестной части информации; эта часть отвечает на вопросительное слово и является ремой: Вышел Павел. Полный модальный вопрос относится ко всему предложению в целом и содержит в своем составе всю заключенную в нем информацию. Ответ лишь подтверждает или отрицает то, что содержится в вопросе. Например, на вопрос «состоялся ли концерт?» возможны ответы: Да; Нет; Концерт состоялся; Концерт не состоялся. Частичный модальный вопрос выражает сомнение в реальности части информации, например: «в школу ли пошел Павел?»; ответ: Павел пошел в школу или Павел пошел не в школу.

Контекстуально независимые коммуникативно нерасчлененные предложения отвечают на полный диктальный вопрос: «что происходит?»: Началась весна; Сделалось сыро; Стоит первозданная тишина. Расчлененные контекстуально независимые предложения (Погода // испортилась) могут отвечать или на полный диктальный вопрос или на частичный диктальный вопрос к субстантивному компоненту, занимающему позицию темы: «что можно сказать о данном лице или предмете?», «что происходит с данным лицом или предметом?» (Иван // пошел в театр; Петра // охватила ярость; Эта книга // представляет большой научный интерес).

Контекстуально зависимые предложения отвечают на частичный диктальный, полный модальный и частичный модальный вопросы. На частичный диктальный вопрос отвечает подавляющее большинство предложений, в которых актуальное членение расходится с синтаксическим. Например, предложение Сэкономить время инженеру помогает // созданная у нас в стране единая государственная система научно ­ технической информации (газ.) (возможен иной порядок компонентов темы: Помогает инженеру сэкономить время // созданная у нас в стране единая государственная система научно ­ технической информации) отвечает на частичный диктальный вопрос: «что помогает инженеру сэкономить время?» (ср. с нейтральным словопорядком: Созданная у нас в стране единая государственная система научно ­ технической информации помогает инженеру сэкономить время). Предложение Живут они // в высоких домах отвечает на частичный диктальный вопрос: «где они живут?» (ср. с нейтральным словопорядком: Они живут в высоких домах); предложение Смеется он // весело отвечает на вопрос: «как он смеется?» (ср. с нейтральным словопорядком: Он весело смеется).

Предложение, дающее утвердительный ответ на полный модальный вопрос, обычно включает в свой состав данное, т. е. подтверждает известный факт. Предложение, дающее отрицательный ответ на полный модальный вопрос, может содержать известный факт, но может заключать в себе и новую информацию. Например, в предложениях Пройти эта любовь // не может; Даром предвидения он // не обладал, отвечающих на вопросы: «может ли пройти эта любовь?», «обладал ли он даром предвидения?» первый компонент темы обозначает новое. При нейтральном порядке компонентов (Эта любовь // не может пройти; Он // не обладал даром предвидения) предложения могут отвечать на полный модальный вопрос или на частичный диктальный вопрос, в котором сформулирована тема: «что можно сказать об этой любви?», «чем характеризуется эта любовь?». Рема в них выражает новое. Возможность постановки в подобных случаях полного модального вопроса объясняется тем, что отрицание, стоящее перед сказуемым, является общим, в то время как отрицание, стоящее перед другим членом предложения, является частным и выделяет его в качестве ремы (ср.: Даром предвидения обладал // не он).

Предложения, отвечающие на частичный диктальный и частичный модальный вопрос, порядком слов не различаются. Предложение с одним и тем же актуальным членением может отвечать и на частичный диктальный и на частичный модальный вопрос. Например, предложение Смеется он // весело может отвечать на вопрос: «как он смеется?» и «весело ли он смеется?»

ЭКСПРЕССИВНЫЕ ВАРИАНТЫ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.