Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературные направления и группы. Советская сатира 1920-х гг.






РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА.

 

В настоящее время общепризнанно, что в литературу «XX век» пришел в начале 90-х годов XIX столетия. А.П. Чехов – фигура переходная, в отличие от Л.Н. Толстого он не только биографически, но и творчески принадлежит как XIX, так и XX веку. Именно благодаря Чехову эпические жанры – роман, повесть; и рассказ – стали разграничиваться в современном понимании, как большой, средний и малый жанры. До того они разграничивались фактически независимо от объема по степени «литературности»: повесть считалась менее «литературной», чем роман, рассказ был в этом смысле еще свободнее, а на грани с нехудожественной словесностью был очерк, т.е. «набросок». Чехов стал классиком малого жанра и тем поставил его в один иерархический ряд с романом (отчего основным разграничительным признаком и стал объем). Отнюдь не прошел бесследно его опыт повествователя. Он также явился реформатором драматургии и театра. Однако последняя его пьеса «Вишневый сад» (1903), написанная позже, чем «На дне» Горького (1902), кажется в сравнении с горьковской завершением традиций XIX века, а не вступлением в новый век.

Символисты и последующие модернистские направления. Горький, Андреев, Бунин - это уже бесспорный XX век, хотя некоторые из них начинали в календарном XIX-м.

Тем не менее в советское время «серебряный век» определялся чисто хронологически как литература конца XIX - начала XX века, а принципиально новой на основании идеологического принципа считалась советская литература, якобы возникшая сразу после революции 1917 г. Независимо мыслящие люди понимали, что «старое» кончилось уже с мировой войны, что рубежным был 1914 г. - А. Ахматова в «Поэме без героя», где основное действие происходит в 1913 г., писала: «А по набережной легендарной / Приближался не календарный - / Настоящий Двадцатый Век». Однако официальная советская наука не только историю русской литературы, но и гражданскую историю всего мира делила по одному рубежу - 1917 г.

Литература 20-х годов.

Историческое и культурное развитие страны после 1917 г.

Литературные направления и группы. Советская сатира 1920-х гг.

Развитие общества и культуры после переворота 1917 и захвата власти большевиками создало особый пласт литературы. Новый период истории, очень неоднородный и трагический, послужил фоном для литературного процесса: гражданская война, эпоха нэпа, год Великого перелома, создание командно-административной системы, внутренний террор и репрессии. И для литературы 20-е годы оказались периодом литературой демократии (взлет сатиры) и творческого эксперимента (модернизм 20-х годов).

 

Творчество Горького после 1917 г. «Васса Железнова», «Егор Булычов и другие», проблема «слабого» человека в эпопее «Жизнь Клима Самгина».

Обращение Горького к социально-бытовым темам дореволюционной России. Трансформация образа сильной личности (ницшеанского сверхчеловека) романтического периода в образы «человекозверя» (Васса Железнова и Егор Булычов). Разрушение человека сильного и самодостаточного, проявление в нем человеколюбия, которое тем не менее не спасает героя от смерти.

Драма, пережитая Горьким в 1917 году (после публикаций данных о тайных агентах царской жандармерии), разуверение в революционном движении («Несвоевременные мысли»), ссора с Лениным, эмиграция. Оборотная сторона горьковского «сильного» человека – это предательство, оборотничество – «слабый человек»; отказ от борьбы (ни с той, ни с другой стороны баррикад), выглядящий как предательство – в образе Клима Самгина.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.