Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Переход к теме урока.






Учитель. Герои Толстого всегда идут неизведанными путями, но смысл толстовского психологического анализа заключается в выборе единственных решений из множества вариантов. Единственно возможный путь оказывается и наиболее характерным.

— Какие пути, какие возможности изменить жизнь видел для себя Левин?

(У Левина есть свои искушения. Он готов круто изменить жизнь. И тут он задумывается о различных возможностях: «Иметь жену? Иметь работу и необходимость работы? Оставить Покровское? Купить землю? Приписаться в общество? Жениться на крестьянке? Как же я сделаю это? — опять спрашивал он себя и не находил ответа».)

Учитель. В. своей «Исповеди» Толстой сказал «Я жил дурно». Он имел в виду, что, живя “как все”, не думая об “общем благе”, заботился об «улучшении своей жизни», был погружен в привычный мир помещичьего усадебного быта. И вдруг ему открылась историческая и нравственная несправедливость этой жизни. Несправедливость “избытка” по сравнению с “бедностью народа”.

И тогда у него возникло желание избавиться от жизни «в исключительных условиях эпикурейства», «удовлетворения похоти и страстей”. «Я всеми силами стремился прочь от жизни, — пишет Толстой в “Исповеди”. — Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как приходили мысли об улучшении жизни».

— Как эти переживания Толстого отражены в романе «Анна Каренина»?

(Похожее беспокойство испытывает и герой Толстого, Левин: «И счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться». Эта фраза кажется парадоксальной. Счастливая семейная жизнь — все-таки жизнь, а не исключительное состояние счастья. Свадьбой, о которой мечтал Левин, не заканчивается линия этого героя, она получает новое, более сложное развитие.)

— Какое место в романе занимает описание женитьбы Левина?

(Описывая сватовство, приготовления Левина к свадьбе, Толстой показывает как раз то самое исключительное состояние счастья. Герой находится «в состоянии сумасшествия, в котором ему казалось, что он и его счастье составляют главную и единственную цель всего существующего». Левин не имеет планов и целей для будущей жизни, он предоставляет решение этого другим, «зная, что все будет прекрасно» (часть пятая, глава I).

Вспомним, что состояние Каренина в несчастье было примерно таким же — он «не мог ничего сам решить, не знал сам, чего он хотел теперь, и, отдавшись в руки тех, которые с таким удовольствием занимались его делами, на все отвечал согласием». Конечно, состояния Левина и Каренина полярны: счастье-несчастье, — но сходство в той «несамостоятельности», которая присуща человеку в исключительных положениях.

Толстой высказывает в сцене говения Левина (часть пятая, гл. I) свои сомнения по отношению к Богу: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всем сомневаюсь и большей частью нахожусь в сомнении». Здесь же высказывается ключевая мысль о выборе пути, столь важная для Левина. Священник говорит: «Вы вступаете в пору жизни, когда надо избрать путь и держаться его».

В следующей, второй главе взгляды на брак и семью высказывают приятели Левина, убежденные холостяки. Крайние мысли по этому поводу принадлежат Катавасову: «Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные — содействовать их просвещению и счастью».

Во время венчания Левина поражают слова священника о Божьей помощи. «Как они догадались, что помощи, именно помощи? — думает Левин. — Что я знаю? Что я могу в этом страшном деле… без помощи? Именно помощи мне нужно теперь».

Чувство безоблачного счастья покидает Левина, он думает, что «все это было ребячество и что это что-то такое, чего он не понимал до сих пор и теперь еще менее понимает».

Гости, собравшиеся в церкви, вспоминают свои молодые годы, полные надежд на счастье, и каждый думает о своих разочарованиях и крушении надежд.

Первые пять глав пятой части противопоставлены следующему за ними описанию начала совместной жизни Анны Карениной и Вронского.)

— Как и под воздействием чего меняются взгляды Левина в конце романа?

(Левину иногда кажется, что «от него зависит переменить ту столь тягостную праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Левин был уверен, что перемена зависит от него. Но жизнь распорядилась иначе.

В последней части романа Толстой рассказывает о встрече Левина с простым крестьянином Федором во время уборки урожая. «Было самое спешное рабочее время, когда во всем народе проявляется такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде, какое не появляется ни в каких других условиях жизни и которое высоко ценимо бы было, если бы люди, проявляющие эти качества, сами ценили бы их, если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты».

«Необыкновенное напряжение самопожертвования», которое Левин увидел и почувствовал в народе, совершенно изменило образ его мыслей)

Учитель. Примерно то же пишет о себе Толстой в “Исповеди”: «Простой трудовой народ вокруг меня был русский народ, и я обратился к нему и к тому смыслу, который он придает жизни».

Мечта Левина об опрощении сливается с идеалом «трудовой и прелестной жизни». «Левин часто любовался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти к людям, живущим этою жизнью».

— Каким видел Ленин будущее народа?

(Левин пришел к мысли о необходимости изменений, и в этом увидел смысл жизни: «Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего, — думал Левин, — и работать и трудиться есть из-за чего. Это дело не мое личное, а тут вопрос об общем благе. Все хозяйство, главное — положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности — общее богатство, довольство; вместо вражды — согласие и связь интересов. Одним словом, революция, бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна».)

— Какая метафора используется Толстым для выражения по исков правды?

(«Теперь он точно против воли, все глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды», — пишет Толстой о Левине.

Сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы является глубоким определением главной идеи романа. Эта метафора — ядро социального, нравственного и художественного смысла «Анны Карениной».)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.