Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Карточка № 2






    «Что выше — счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием — только идеями или идеями и тоже насилием? — в этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского. Таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это Гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времен». (Д. С. Мережковский)

    1. Как Достоевский пытался решить эти вопросы в «Преступлении и наказании»?

    2. Удалось ли разрубить этот гордиев узел в ХХI веке?

     

    Материалы к сочинению «Изображение жизни униженных и

    оскорбленных в романе «Преступление и наказание»

    План.

    1. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.

    2. Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей»:

    а) описание петербургских трущоб;

    — будничные кошмары;

    — описание «дворов-колодцев», домов, комнат-«гробов».

    б) «Униженные» и «оскорбленные» в романе:

    — Соня Мармеладова и ее семья;

    — сестра и мать Раскольникова.

    в) Мир насилия и грабителей в романе — мир Свидригайловых, Лужиных и пр.

    г) Характер социального протеста в романе.

    3. Боль за человека — основа авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание».

     

    Пояснение:

    Писатель выносит приговор обществу, основанному на власти денег. Достоевский сочувствует «маленьким людям», видит в них высокую человечность, выражает свою боль за поруганное человеческое достоинство. Герои Достоевского несут свой тяжкий крест смиренно, исключая Раскольникова и его бунт. Сам же писатель, отвечая на вопрос, что же делать несчастным, забитыми обстоятельствами жизни людям, призывает измученное человечество к самосовершенствованию и религиозному смирению.

     

    Урок 30 (98). Итоговый урок

    Цель урока: проверка знания материала и усвоения романа, развитие речи.

     

    Ход урока

    I. Тест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Тест приводится в конце пособия в виде разрезных карточек.

     

    II. Итоговые вопросы на усвоение (устно или письменно).

    — Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?

    — В чем состоит «наполеонство» Раскольникова?

    — Почему в сцене чтения Евангелия Раскольниковым и Соней редакция журнала, в котором впервые печатался роман Достоевского, увидела «следы нигилизма» и потребовала ее изъятия?

    — Что заставляет Раскольникова пойти на «явку с повинною»?

    — В чем состоит наказание Раскольникова?

    — Прав ли Достоевский в своем суждении о герое времени?

    — В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления?

    — Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовым в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?

    — С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова перед преступлением?

    — Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства?

    — Почему Раскольников не вынес убийство нравственно

    — Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?

    — Что общего и различного у героя с Лужиным?

    — Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства?

    — Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Чего он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою?

    — За что Раскольникова не любили на каторге? Чем объясняется его заболевание?

    — Как вы думаете, почему Достоевский категорически отрицал, что он психолог, называя себя реалистом?

    — Какое место в изображении героев занимает их внутренний монолог?

    — Как вы докажете, что Достоевский непревзойденный мастер диалога?

    — Что нового внес Достоевский как художник в русскую литературу?

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.