Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карточка № 2






«Что выше — счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием — только идеями или идеями и тоже насилием? — в этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского. Таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это Гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времен». (Д. С. Мережковский)

1. Как Достоевский пытался решить эти вопросы в «Преступлении и наказании»?

2. Удалось ли разрубить этот гордиев узел в ХХI веке?

 

Материалы к сочинению «Изображение жизни униженных и

оскорбленных в романе «Преступление и наказание»

План.

1. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.

2. Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей»:

а) описание петербургских трущоб;

— будничные кошмары;

— описание «дворов-колодцев», домов, комнат-«гробов».

б) «Униженные» и «оскорбленные» в романе:

— Соня Мармеладова и ее семья;

— сестра и мать Раскольникова.

в) Мир насилия и грабителей в романе — мир Свидригайловых, Лужиных и пр.

г) Характер социального протеста в романе.

3. Боль за человека — основа авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание».

 

Пояснение:

Писатель выносит приговор обществу, основанному на власти денег. Достоевский сочувствует «маленьким людям», видит в них высокую человечность, выражает свою боль за поруганное человеческое достоинство. Герои Достоевского несут свой тяжкий крест смиренно, исключая Раскольникова и его бунт. Сам же писатель, отвечая на вопрос, что же делать несчастным, забитыми обстоятельствами жизни людям, призывает измученное человечество к самосовершенствованию и религиозному смирению.

 

Урок 30 (98). Итоговый урок

Цель урока: проверка знания материала и усвоения романа, развитие речи.

 

Ход урока

I. Тест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тест приводится в конце пособия в виде разрезных карточек.

 

II. Итоговые вопросы на усвоение (устно или письменно).

— Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?

— В чем состоит «наполеонство» Раскольникова?

— Почему в сцене чтения Евангелия Раскольниковым и Соней редакция журнала, в котором впервые печатался роман Достоевского, увидела «следы нигилизма» и потребовала ее изъятия?

— Что заставляет Раскольникова пойти на «явку с повинною»?

— В чем состоит наказание Раскольникова?

— Прав ли Достоевский в своем суждении о герое времени?

— В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления?

— Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовым в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?

— С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова перед преступлением?

— Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства?

— Почему Раскольников не вынес убийство нравственно

— Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?

— Что общего и различного у героя с Лужиным?

— Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства?

— Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Чего он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою?

— За что Раскольникова не любили на каторге? Чем объясняется его заболевание?

— Как вы думаете, почему Достоевский категорически отрицал, что он психолог, называя себя реалистом?

— Какое место в изображении героев занимает их внутренний монолог?

— Как вы докажете, что Достоевский непревзойденный мастер диалога?

— Что нового внес Достоевский как художник в русскую литературу?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.