Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 46. Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова






Цели урока: подведение итогов; учет и контроль знаний; развитие аналитических способностей учащихся.

Методика проведения: письменная работа по готовым карточкам с творческими заданиями.

 

Вариант I

1. Д. И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» может быть рассказано в двух-трех строчках.

— Кратко передайте сюжет романа.

— Какие главные события лежат в основе каждой из четырех частей романа?

— Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов — Ольга, Штольц — Ольга. Другие говорили о едином сюжете — превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?

 

2. Вспомните начало романа «Обломов».

— В чем необычность этого начала?

— Чем обусловлен выбор места действия?

— Почему героем писатель сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста — лет тридцати двух-трех от роду?

— Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?

 

3. Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает.

— Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями (гостями) во II— IV главах первой части романа?

— Чем Обломов выше своих гостей?

— Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?

 

4. Критик Ю. Елагин писал в 1892 г.: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера».

— Какие черты Обломова подчеркивает автор в первую очередь?

— О каких «лучших, благороднейших» чертах пишет критик?

 

5. Критик А. В. Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить».

— Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»?

— Каково отношение Захара к своему барину?

— Правда ли, что автор делит героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»?

— Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?

 

6. Покажите условность картин главы IХ первой части романа: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни, четкие картины, лишенные неопределенности и фантастических связей реального сна, и т. д.

 

Вариант II

1. Автор, рисуя детство Обломова лирически любуется жизнью героя, а с другой стороны, резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа.

— Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по от ношению к Обломовке?

 

2. Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы V— VI первой части).

— Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве?

— Почему Обломов порвал со службой и с обществом?

— О каких мечтах и «внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца» говорит писатель? Как они связываются у Обломова с жизнью?

 

3. Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (в виде таблицы). Покажите, что иногда он не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.

 

4. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (глава VIII первой части), другое— к Ольге (глава Х второй части).

— Почему во втором письме — свободная речь, образность, мысль, чувство?

— Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвертой части)? Можно ли согласиться их оценками?

 

5. «У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. Желание отвоевать достойное место в жизни, пользоваться уважением, получить доступ в высший социальный слой — достаточный импульс, чтобы пробудить его к действию. Вместе с тем существование без труда и борьбы кажется ему неинтересным» (Ю. М. Лотман).

— Действительно ли «существование без труда и борьбы» кажется Штольцу неинтересным?

— Какие побудительные мотивы героя к действию остались не перечислены критиком?

 

6. Проанализируйте два-три эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение и нежелание, трудиться, надежды на «авось», «может быть», атрофия воли, инертность, барская спесь и т. д.

— Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизмом?

— Каков его идеал любви, семейной жизни, человеческой жизни вообще?

— Сказалось ли на Ольге общение с Обломовым? Как?

 

Вариант III

1. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Прочел Обломова и, по правде сказать, обломал об него все свои умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только день первый и что таким образом можно проспать 365 дней... Что за избитость форм и приемов!».

— Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова. Похожи ли они на те, о которых пишет писатель?

— Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя? Оправдано ли оно?

— В чем увидел Салтыков-Щедрин «избитость форм и приемов»? Можете ли вы ему возразить?

 

2. «... Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» (А. В. Дружинин).

— Как показывает Гончаров «прелесть», «слабость» и «грустный комизм» Обломова?

— Как все эти и другие черты характера героя раскрываются «именно через любовь к женщине»?

— В чем трагедия жизни героя романа?

 

3. Обломов окружен обломовцами большими, чем он сам. «Да я ли один? — говорит он Штольцу.— Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов... не пересчитаешь: наше имя легион!».

— Подтвердите фактами эти слова Обломова, указан черты обломовщины в его знакомых, в частности в Тарантьеве.

— Можно ли рассмотреть Обломова как национальный и больше — как общечеловеческий тип?

 

4. Представьте черты реально существующего социального типа, верно схваченные писателем и положенные в основу образа Штольца.

— Типичен ли образ Штольца?

— Есть ли в Штольце черты обломовщины. Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки?

— Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?

 

5. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? В чем сходство? В чем различие? Чем вы объясните это различие?

(Имя Ольга восходит к варяжскому имени Хельга, что значит «светлая, сияющая, святая».)

 

6. «Между Обломовым и Ольгою развертывается роман бурный и предельно духовный. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для первой части романа, совершается «одухотворение» быта, в своих обычных приметах он исчезает на время любви...» (Е. Л. Краснощекова).

— Почему роман Ольгой и Обломова — «бурный и предельно духовный»?

— Что означает «обытовление» главного героя? Как этот процесс обрисован писателем?

— Происходит ли «на время любви» «одухотворение» быта?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.