Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кнуров в доме Огудаловых.






Вслушайтесь в первую его фразу, обращенную к Харите Игнатьевне: «Как вы думаете о своей дочери, что она такое?»

— Случайно ли здесь местоимение что? О каком искушении это говорит?

(При всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения.)

— Какой мотив дополняет мотив искушения? (Мотив блеска.)

— Деньги, блеск, драгоценности — ими искушают Ларису. А она соблазняется этим?

— Чем же соблазняется героиня? Почему?

— Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему так удается роль искусителя?

— Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого? (Печорин у Лермонтова).

— Их сходство значительно?

(Нет, оно лишь внешнее. Паратов — мелкое подобие Печорина).

— Но почему Лариса так идеализирует Паратова?

 

Кульминация драмы — Лариса поет романс на слова Боратынского.

— Случаен ли у Островского это романс?

— Паратов — идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстает перед нею?

— Что означает цитата из Лермонтова в устах Ларисы: «В глазах— как на небе светло...»?

— Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова?

— Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении?

(Христос в пустыне искушается дьяволом.)

— Говорят ли герои драмы Островского о Боге?

— А как православие определяет искушение?

(Это испытание веры.)

— Обретает ли душа Ларисы утерянную веру?

 

III. Выводы

Таким образом, лейтмотив драмы Островского несет сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.

 

 

РАЗДЕЛ VI. Творчество И. А. Гончарова

Урок 41. Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова (1812-1891 гг.)

Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества.

Оборудование: портрет И. А. Гончарова

 

Ход урока

I. Запись эпиграфов и плана урока

Эпиграфы:

 

В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.

В. Г. Белинский

 

Мне житье и писанье — не то, что Тургеневу, Островскому, людям свободным и обеспеченным.... Какое беспредельное и глубокое море — литература.

...Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!

И. А. Гончаров

План.

1. Биографическая и творческая справка.

2. Общая характеристика романа «Обломов».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.