Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Программа учебной дисциплины






Доктор философских наук, доцент

 

ОРГАНИЗАЦИОНННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Практикум

(Программа курса и проблемно-тематический курс)

Москва–2006


А. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Целевая установка и задачи курса

 

Подготовка кадров, способных эффективно решать сложнейшие проблемы в экономической, политической, социальной и духовной сферах функционирования общества, предполагает овладение знаниями, навыками и умениями в области организационного поведения.

Организационное поведение (ОП) – это наука о поведении индивидов и групп в организациях, формировании поведенческих моделей и инструментах управления указанными предметными областями[1]. Она имеет выраженную практическую направленность и ориентирована на повышение эффективности деятельности каждого сотрудника и трудового коллектива в целом. Организационное поведение является мультипликативной областью знания, интегрирующей в «снятом» виде ряд наук и учебных дисциплин (общий менеджмент, стратегический и коммуникативный менеджмент, теорию организации, социальную психологию, социологию организаций, этику и психологию управления, теорию принятия управленческих решений, социальную и культурную антропологию, гендерологию, кратологию и др.). В свою очередь ОП является важнейшим звеном в изучении комплекса управленческих дисциплин.

Актуальность изучения курса «Организационное поведение» возрастает в силу ряда обстоятельств и факторов. Ключевыми из них являются:

· стремительное развитие теории организации и управления в контексте процесса глобализации, усложнения и обострения проблем, решаемых мировым сообществом в XXI веке (мегауровень);

· необходимость переосмысления стратегии и тактики социально-экономического развития Российской Федерации в современных условиях, поиска и реализации такой концепции общественного развития, которая бы отвечала интересам большинства россиян (макроуровень);

· очевидность усиления конкуренции между предприятиями и организациями как в области информации и технологий, товаров и услуг, так и в области внутрифирменного управления и организационной культуры (микроуровень);

· нацеленность большинства отечественных предпринимателей и бизнесменов на достижение сиюминутных практических результатов, прежде всего финансовых, недооценка, а зачастую и откровенное игнорирование «теории», ориентация на «российскую действительность» в противовес «западным учебникам»;

· отсутствие программ и инструментов развития «цивилизованного» менеджмента и самоменеджмента (с одной стороны, налицо количественный рост образованных, инициативных, перспективно мыслящих менеджеров и управленческих команд, способных эффективно применять современные технологии управления, однако далеко не всегда востребованных у себя на родине; с другой – «парадоксальные» отечественные реалии, экономическая стагнация и превращение национальной экономики в экспортно-сырьевой придаток высокоразвитых стран мира, стабильно низкое качество готовой отечественной промышленной и сельскохозяйственной продукции, мизерные для «великой державы» доходы значительной части россиян трудоспособного возраста, целенаправленное привлечение дешевой рабочей силы из сопредельных с Россией государств и усиление миграции, вызывающие конкуренцию на рынке труда и межэтнические конфликты, разрастающийся «теневой бизнес», коррупция и многие другие проблемы на фоне в целом оптимистичных заявлений и оценок происходящего представителями властных структур).

Цель курса – формирование междисциплинарных научных представлений о закономерностях поведения индивидов и групп в организациях, а также первичных умений и навыков оптимизации внутрифирменных процессов и явлений в современных условиях.

Целевая установка реализуется посредством решения относительно самостоятельных задач, включая определение и раскрытие:

· сущности, содержания и системы факторов организационного
поведения субъекта;

· эволюции научных идей, концепций, школ и теорий, а также взаимосвязи ОП с другими «поведенческими» науками;

· современных моделей формирования личности и персонального развития сотрудников в организации;

· закономерностей формирования и развития групп, управления
поведением организации;

· сущности, функций и основных механизмов лидерства и руководства в организации;

· перспективных направлений развития организации и методологических основ управления изменениями и инновациями;

· особенностей организационной культуры современных мультинациональных компаний, а также основных правил и процедур международного бизнеса.

Программа курса и проблемно-тематический курс составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В результате изучения курса «Организационное поведение» студент должен:

знать сущность, структуру и тезаурус (специальную терминологию) учебной дисциплины, основные этапы формирования и развития личности и группы в процессе их организационного взаимодействия, особенности стимулирования и мотивации персонала организации, способы реализации лидерского потенциала на индивидном, групповом и институциональном уровнях, особенности управления поведением организации на различных этапах ее жизненного цикла;

иметь навыки проведения специальных исследований состояния и эффективности личностно-групповых взаимодействий в организации, оценки поведения сотрудников организации с клиентами, обучения и воспитания персонала в соответствии с принятой в организации корпоративной стратегией;

уметь выявлять иобъяснять противоречия между «теорией» и «практикой», осуществлять поиск и выбор оптимальных (в том числе эвристических) решений в стандартных и нестандартных ситуациях с учетом отечественного и зарубежного опыта в сфере бизнеса и управления, применять методы научной организации труда и организационного проектирования для эффективного управления кадровыми, финансовыми, материальными и информационными ресурсами предприятия (организации).

 

2. Методические рекомендации по изучению курса

 

Основными формами и методами изучения дисциплины являются:

· лекционный курс;

· практикум (поисковые и практические задания, кейсы, деловые игры);

· промежуточный контроль (тестирование);

· экзамен по курсу.

Особенностью дисциплины является «параллельное» овладение теоретическими и прикладными компонентами профессиональной подготовки менеджеров. С этой целью каждая учебная тема помимо лекции включает и одноименный проблемно-тематический блок, где сконцентрирован наиболее значимый, наукоемкий программный материал, предназначенный для изучения в активных формах на групповых занятиях. Таким образом, групповые занятия имеют выраженную поисково-образовательную направленность и призваны стимулировать инициативу, творчество, способствовать гармоничному персональному развитию студентов.

При подготовке к групповому (семинарскому) занятию необходимо изучить основную и дополнительную литературу, указанную после соответствующей темы. По каждой проблеме, выносимой на обсуждение, целесообразно иметь собственное мнение, подкрепленное теоретическими и эмпирическими знаниями. Знания, полученные в результате аудиторного (лекционного, семинарского) и самостоятельного изучения курса, студент должен уметь отстоять (защитить) в процессе индивидуального собеседования, предшествующего итоговой аттестации.

Минимальный объем необходимых теоретических знаний и навыков определен программой курса. Существенная и наиболее значимая часть учебного материала содержится в рекомендованной литературе. Однако, учитывая масштабность и динамизм происходящих в сфере теории и практики менеджмента изменений, студент должен стремиться к расширению собственной «базы данных» путем критического усвоения текущей общекультурной и специализированной информации из различных источников. Ознакомление с дополнительной литературой, публикациями в периодических и монографических изданиях в совокупности с практическим опытом является важной предпосылкой упрочения знаний, полученных по другим наукам (гуманитарным, социально-экономическим, естественным, техническим) и учебным дисциплинам, и формирования высокой организационно-управленческой культуры личности.

 

3. Содержание учебной дисциплины

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.