Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Действительно ли крещеные грешники выйдут из геенны?






 

Действительно ли крещеные грешники выйдут из геенны? (§ 1)

 

1. Итак, твой первый вопрос звучит как: «Выйдут ли когда-либо из геенны те, кто согрешали после крещения?» Ты гово­ришь, что по этому вопросу существуют различные мнения, ведь некоторые отвечают, что как для праведных будет беско­нечна награда, так для грешных — мучения. И действитель­но, они желают утверждать, что будет вечным как наказание, так и награда. Но им противоречат следующие евангельские слова: «Не выйдешь оттуда, пока не отдашь послед­него кодранта» (Ср.Мф.5: 26). Итак, получается, что тот, кто вернет долг, сможет выйти. Мы полагаем, что об этом говорит и апостол: «Сам же спасется, но так, как бы из огня» (1Кор 3: 15). Но ты говоришь: «Поскольку мы в другом месте читаем: «не знал Ее до тех пор, пока Она не родила» (Мф.1: 25), что мы не можем понимать так же, [как и в предыдущем случае]; по этой причине мы хотим достичь большей ясности в этом вопросе». Таков твой [пер­вый] вопрос.

 

Одной веры без дел недостаточно для спасения (§ 2)

 

2. На этот вопрос я привожу ответ из моей книги, называ­ющейся «О вере и делах», где по этому поводу я сказал следу­ющее: «Сколь угрожающе звучат слова апостола Иакова для тех, кто полагает, что вера без дел способна привести к спасе­нию, ибо он уподобляет таких людей бесам, говоря: «Ты веру­ешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепе­щут» (Иак.2: 19). Это можно было сказать еще короче, точнее и вырази­тельнее, поскольку и в Евангелии мы читаем, что так говори­ли бесы, когда они исповедали Христа Сыном Божиим и были Им порицаемы (См. Мк.1: 24, 25), а Петр за такое же исповедание удостоился от Господа похвалы (См. Мф.16: 16-17). «Что пользы, братия мои, — восклицает апостол Иаков, — если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» Он также говорит: «Ибо вера без дел мертва» (Иак.2: 14, 20). Итак, до каких пор будут обманываться те, кто на основании мерт­вой веры сулят себе вечную жизнь?

 

Сложные для понимания слова апостола Павла (§ 3)

 

3. По этой причине необходимо тщательно исследовать то, каким образом следует понимать слова апостола Павла, до­вольно сложные для понимания, когда он говорит: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом осно­вании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, по­тому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждо­го, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3: 11-15). Некото­рые полагают, что [эти слова] следует понимать так, что стро­ящие на этом основании из золота, серебра или драгоценных камней — это те, кто к вере во Христа добавляют добрые дела; а строящие из дерева, сена или соломы — это те, кто, имея ту же веру, совершают дурные дела. Поэтому считается, что они могут очиститься некими огненными наказаниями, чтобы достичь спасения благодаря этому основанию.

 

Опровержение мнения тех, кто полагает, что вера без дел приводит к спасению (§ 4-6)

 

4. Если дело обстоит так, мы признаем, что те, [кто так счи­тает], движимые похвальной любовью, стремятся [к тому], чтобы все без различия допускались ко крещению, не только прелюбодеи и прелюбодеицы, которые вопреки слову Господа прикрываются ложным браком, но даже и публичные блуд­ницы, упорствующие в постыднейшей профессии, которых Церковь, никого не оставляющая без попечения, обычно до­пускает [ко крещению] только в том случае, если они прежде прекратят заниматься проституцией. Но на этом основании я совершенно не понимаю, почему они не допус­каются в любом случае. Ибо кто же не предпочтет, чтобы они, построив на положенном осно­вании пусть даже из дерева, сена или соломы, подвергались очищению огнем хотя бы и довольно длительное время, а не погибли бы навечно? Но в таком случае окажутся ложью те слова, в которых нет ни неясности, ни двойственности: «Если я имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я — ничто» (1Кор.13: 2), и: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак.2: 14). Ложью будут и эти слова: «Не обманы­вайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1Кор.6: 9-10); ложными и эти: «Дела плоти известны: они суть прелюбоде­яние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, вол­шебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божия не наследуют» (Гал.5: 19-21). Ложью бу­дут эти слова, если они только веруют и принимают крещение и хотя и упорствуют в подобных грехах, но все равно спасут­ся через огонь. Однако в таком случае крещеные во Христа, даже если они совершают подобные грехи, также унаследуют Царство Божие. Но тогда напрасно говорится: «И такими были некоторые из вас; но омылись» (1Кор.6: 11), когда и омытые продолжают оставаться таковыми. Тщетным также окажется сказанное Петром: «Так и вас спасает подобное сему образу крещение; не плотской нечистоты омытие, но обещание доброй совести» (Ср. 1Пет.3: 21), если крещение все-таки спасает имеющих нечистую совесть, полную всяческих мерзостей и злодеяний и не избавленную покаянием от этих зол; ведь в таком случае благодаря основа­нию, положенному в этом крещении, они будут спасены, хотя и через огонь.

Я также не понимаю, почему Господь сказал: «Если хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Мф.19: 17), и перечислил то, что относится к добрым нравам, если человек, даже не сохра­нив эти [заповеди], может войти в [вечную] жизнь одной лишь верой, которая без дел мертва. Далее, как будет истинным то, что Он скажет поставленным Им по левую сторону: «Идите от Меня в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25: 41). Ведь Он укорит их не в том, что они в Него не верили, а в том, что они не творили добрых дел. В самом деле, чтобы кто-ни­будь не надеялся на вечную жизнь, имея веру, которая без дел мертва, Он сказал, что разделит все народы, которые сообща пользовались одними и теми же пастбищами, на две части, чтобы обнаружились те, кто скажет Ему: «Господи, когда виде­ли Тебя страждущим, и не послужили Тебе?» (Мф.25: 44), те, кто верили в Него, но не заботились о том, чтобы творить добро, как буд­то возможно с помощью такой мертвой веры достичь вечной жизни. Неужели в вечный огонь пойдут те, кто не сотворил дел милосердия, но не пойдут те, кто присваивал чужое, или, растлив в себе храм Божий, были немилосердны к самим себе? Как будто дела милосердия могут принести какую-ни­будь пользу без любви, о чем сказал апостол: «Если я раздам все имение мое... а любви не имею, то нет мне в этом никакой пользы!» (1Кор.13: 3) Или как будто кто-нибудь мог возлюбить ближнего своего, как самого себя, если он не любит самого себя! Ибо «любящий неправду ненавидит свою душу» (Пс.10: 5). Относительно это­го вопроса нельзя сказать то, чем многие вводят в заблужде­ние самих себя, утверждая, что здесь сказано о вечном огне, а не о вечном наказании. Ведь они считают, что через огонь, ко­торый будет вечным, суждено пройти тем, кому по причине мертвой веры они сулят спасение через огонь. То есть огонь, конечно, вечен, но горение, то есть действие огня, не будет в отношении их вечным. Однако Господь, предвидя это как Гос­подь, заключил Свою речь так: «И пойдут сии в горение вечное, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25: 46). Итак, горение будет такое же вечное, как и огонь; и сама Истина сказала, что в него пойдут те, о которых Она объявила, что у них отсутствует не вера, а добрые дела.

5. Итак, если все эти и прочие недвусмысленные свиде­тельства, бесчисленное множество которых можно найти во всех Писаниях, будут ложными, только тогда может быть истинным то толкование слов о дереве, сене и соломе, что те будут спасены через огонь, которые, сохраняя только веру во Христа, пренебрегали добрыми делами. Но если эти свиде­тельства и истинны, и ясны, то, без сомнения, в изречении апостола следует искать другой смысл, и это изречение сле­дует соотносить с теми словами, о которых Петр говорит, что они в его писаниях трудны для понимания, и это изречение люди не должны «обращать к собственной гибели» (2 Пет 3: 16), чтобы вопреки очевиднейшим свидетельствам Писаний не сделать порочнейших людей беспечными в достижении спасения, ибо они крепко привязаны к своей порочности и неспособны к исправлению или покаянию.

6. Может быть, кто-нибудь спросит у меня, что я думаю об этих словах апостола Павла, и каким именно образом, на мой взгляд, следует их понимать. Признаюсь, я предпочел бы в этом случае послушать более сведущих и ученых [мужей], которые так истолковали бы эти слова, чтобы осталось ис­тинным и неколебимым все, что я упомянул выше, и многое иное, чего я еще не упомянул и чем очевиднейшим образом свидетельствует Писание, что никакая вера не принесет поль­зы, кроме той, которую определил апостол, то есть той, кото­рая «действует любовью» (Гал.5: 6). А без дел спастись невозможно ни помимо огня, ни через огонь, поскольку если вера [без дел] спасает через огонь, значит, она спасает в любых обстоятель­ствах. Ведь совершенно ясно сказано: «Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак.2: 14). Однако я скажу, насколь­ко это возможно, короче, что я сам думаю об этих трудных для понимания словах апостола Павла; что же касается моего признания, то по большей части сохраняется то, что я сказал об этом: я предпочел бы послушать лучших.

Итак, в постройке мудрого строителя основанием являет­ся Христос. Это не нуждается в объяснении, ведь ясно сказа­но: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор 3: 11). Если же Христос, то, без сомнения, вера Христова, поскольку, как говорит апостол, верою обитает Христос в сердцах на­ших (Ср. Еф.3: 17). Затем, если вера Христова, то она может быть только той, которую апостол определил как «действующую любовью». Ибо вера бесов (поскольку и они веруют и трепещут и испо­ведуют Иисуса Сыном Божиим) не может быть принята за основание. Почему? Не потому ли, что она не есть вера, дейс­твующая любовью, но вера, вынуждаемая страхом? Таким образом, вера Христова, вера христианской милости, есть та вера, которая действует любовью и, положенная в основание, никому не позволит погибнуть. Однако если я попытаюсь бо­лее основательно поразмыслить о том, что значит строить на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней и из дерева, сена и соломы, то опасаюсь, что мое объяснение бу­дет трудно для понимания. Впрочем, я постараюсь, насколько поможет Господь, вкратце и, насколько смогу, понятно изло­жить то, что я думаю.

Итак, человек, спросивший у Благого Учителя, что он дол­жен делать доброго, чтобы иметь жизнь вечную, услышал в ответ, что если он хочет достичь [вечной] жизни, он должен соблюдать заповеди; и когда он спросил, какие это заповеди, ему было сказано: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и мать твою; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19: 16-20). Тот, кто исполняет эти заповеди, пребывая в вере Христовой, без сомнения, име­ет веру, действующую любовью. И он не возлюбил бы ближ­него, как самого себя, если бы не воспринял любовь Божию, без которой он не смог бы любить и себя самого. Итак, если он будет делать то, о чем далее сказал Господь: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай ни­щим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и сле­дуй за Мною» (Мф.19: 21), то будет строить на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней, ибо он ни о чем другом не бу­дет помышлять, как только угодить Богу, и эти помышления, как я полагаю, суть золото, серебро и драго­ценные камни. Далее, если он удерживается неким плотским пристрастием около своего богатства, — даже если он творит благодаря ему щедрые милостыни и не предпринимает для умножения этого богатства никакого обмана или грабежа и не стремится, опасаясь уменьшения или лишения своего бо­гатства, совершить какое-либо преступление или бесчестный поступок (в противном случае он таким образом уже лишил бы себя этого прочного основания), — тем не менее, по при­чине плотского к этому богатству пристрастия, о котором я уже говорил и из-за которого он не может без скорби ли­шиться столь великих благ, он строит на этом основании из дерева, сена и соломы. Особенно это происходит, если он так обладает женой, что из-за нее помышляет о мирском — о том, как угодить жене. Таким образом, поскольку такие люди не без скорби лишаются этих любимых плотским пристрастием [вещей], по этой причине те, кто этими вещами обладает так, что в основании [этого] лежит вера, действующая любовью, и кто не предпочитает вере эти вещи по какому-нибудь сооб­ражению или пристрастию, терпя урон от их лишения, достигают спасения через некий огонь скорби. И настолько более безмятежным будет кто-либо в этой скорби или от этого урона, насколько менее он любил это богатство или обладал им, как бы не обладая. А кто для обладания этими сокровищами или для их приобретения совершит убийство, прелюбодеяние, блуд, идолослужение и тому подобное, тот не спасется через огонь благодаря основа­нию, но, лишившись его, будет мучиться в вечном огне.

 

Другие слова апостола, напрасно приводимые теми, кто полагает, что вера спасительна без дел (§ 7-8)

 

7. Поэтому некоторые, словно бы желая подтвердить, на­сколько сильна одна вера [без дел], указывают на то место у апостола, где он говорит: «Если же неверующий хочет развес­тись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны» (1Кор 7: 15), то есть чтобы ради веры Христовой даже жена, состоящая в законном союзе [с мужем], без всякой вины оставлялась бы [мужем], если она не хочет оставаться с му­жем-христианином по той причине, что он христианин. Но они не принимают во внимание то, что она только в том слу­чае по справедливости может развестись, если скажет своему мужу: «Я не буду твоей женой, если ты не будешь добывать мне богатство разбоем или, хотя ты и христианин, не будешь заниматься обычным сводничеством, благодаря которому ты проник в нашу семью». Или если [она будет заставлять его делать] что-то иное дурное или преступное, что она знала [ра­нее] за своим мужем и благодаря чему предавалась удоволь­ствиям и удовлетворяла свои прихоти, или вела легкий образ жизни, или же совершала пышные выезды. Ведь в таком слу­чае, если тот муж, которому жена говорит [подобные речи], сотворил истинное покаяние, [отрекшись] от дел смерти, когда приступил ко крещению, и имеет в основании веру, дей­ствующую любовью, то он, без сомнения, будет более охвачен любовью Божественной благодати, чем плотской любовью к жене, и мужественно отсечет член, который его соблазняет. И какую бы сердечную скорбь ему ни пришлось выдерживать при этом разделении из-за плотского пристрастия к супруге, это тот урон, который он будет претерпевать, это тот огонь, который сожжет сено, но которым сам он спасется. Если же он уже так имеет жену, как не имеющий, — не из-за похоти, но по милосердию, стремясь спасти также и ее и скорее возда­вая супружеский долг, чем требуя его, — то, скорее всего, он не будет скорбеть плотски, когда лишится такого брака, ибо в этом он заботился «о Господнем, как угодить Гос­поду» (1Кор.7: 29; 34). И поэтому, чем больше он благодаря этим заботам строил из золота, серебра или драгоценных камней, тем меньший он потерпит урон и тем меньше будет [возможность] того, что его строение, которое не было сдела­но из сена, сгорит в пожаре.

8. Таким образом, или только в этой жизни люди потерпят такое, или даже после нее исполняется над ними подобный приговор, в любом случае то толкование, которое я предла­гаю по этому поводу, как мне кажется, не противоречит ис­тине. Однако даже если какое-то другое толкование, которое мне не известно, должно быть скорее предпочтено, то, пока мы придерживаемся вышеизложенного толкования, [нич­то] не вынуждает нас говорить «беззаконным и непокорным... развратным и оскверненным, оскорбителям отца и матери, человекоубийцам, блудникам, мужеложникам, человекохищникам, лжецам, клятвопреступникам, и всему, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога» (1Тим 1: 9-11): «Если вы только поверите во Христа и примете таинство Его крещения, даже если не измените свою негодную жизнь, спа­сетесь».

 

Какая вера хананеянки вызвала похвалу Господа? (§ 9)

 

9. Поэтому не должна нас смущать и женщина хананеянка из-за того, что Господь дал ей то, что она просила. Ведь пото­му Он прежде сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», что, будучи Сердцеведцем, увидел, что она изменилась, когда похвалил ее. И поэтому Он не сказал: «О собака! Велика вера твоя», но: «О, женщина! Велика вера твоя» (Мф.15: 26, 28). Он изменил обращение к ней, поскольку увидел, что ее душевное состоя­ние изменилось, и понял, что этот Его укор уже принес плод. Было бы удивительно, если бы Он похвалил в ней веру без дел, то есть не ту, которая способна действовать любовью, а мертвую веру, которую апостол Иаков, нисколько не сомне­ваясь, назвал верой не христиан, но бесов. Наконец, если они не хотят понять, что эта хананеянка изменила свои гибельные нравы, когда Христос изобличил ее презрением и порицани­ем кого бы они ни нашли из тех, кто только верят, а свою порочнейшую жизнь не только не скрывают, но откровенно признаются в ней и не хотят исправить ее, — то пусть они, если смогут, исцелят их детей, как была исцелена дочь жен­щины хананеянки, но пусть не делают их членами Христовы­ми, поскольку сами не перестали быть членами блудницы» (Ср. 1 Кор.6: 15).

 

Мнение некоторых о том, что верующие и крещеные христиане, даже если будут продолжать жить во грехах, спасутся через огонь (§ 10)

 

10. Также и в еще одной моей книге под названием «О вере, надежде и любви», которую я написал для моего [духовно­го] сына и твоего брата Лаврентия, я написал относительно этого вопроса следующее: «Некоторые люди полагают, что те, кто не оставляют имени Христова и, будучи крещены в Церкви Его крещением, не отсекаются от нее каким-либо расколом или ересью, в каких бы пороках они ни жили, ко­торые не смывают покаянием и не искупают милостыней, но весьма упорно пребывают в них до самого последнего дня это жизни, спасутся через огонь. [Таким образом], несмотря на то, что они будут наказываться сообразно с величиной их нечестия и пороков продолжительным огнем, этот огонь все же не будет вечным. Однако мне кажется, что те, кто так полагают и при этом остаются православными, обманыва­ются какой-то человеческой благожелательностью, посколь­ку Священное Писание, если обратиться к нему, дает другой ответ. По этому вопросу я написал книгу под названием «О вере и делах», где в согласии со Священ­ным Писанием, насколько мог, с Божией помощью показал, что спасает та вера, которую с достаточной ясностью выра­зил апостол Павел, говоря: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5: 6). Если же вера действует плохо, а не хорошо, то, несомненно, по слову апостола Иакова, «она мертва сама по себе» (Иак.2: 17). Он же говорит: «Что пользы, братия мои, если кто го­ворит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак.2: 14) Далее, если порочный человек спасется через огонь благодаря одной только вере, и именно так сле­дует понимать то, что говорит блаженный Павел: «Впрочем, сам спасется, но так, как бы через огонь» (1Кор 3: 15), то, следовательно, вера может спасать и без дел, и ложным будет то, что сказал его собрат по апостольству Иаков. Ложным будет и то, что сказал сам же Павел: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни зло­речивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1Кор 6: 9-10) Ведь если даже пребывающие в таких пороках спасутся благодаря вере во Христа, то почему они не будут в Царстве Божием?

 

Какой огонь испытывает дело каждого в этой жизни? (§ 11-12)

 

11. Но поскольку эти очевидные и ясные свидетельства апостолов не могут быть ложными, то сказанное прикровенно о строящих на основании, которое есть Христос, не из зо­лота, серебра или драгоценных камней, но из дерева, сена и соломы (ведь про них сказано, что они спасутся через огонь, потому что не погибнут благодаря основанию), следует пони­мать так, чтобы не было противоречия с теми ясными [сви­детельствами]. Итак, дерево, сено и солому не без основания можно понимать как такие пристрастия к мирским вещам, хотя и дозволенным, что без душевной скорби расстаться с ними невозможно. И хотя эта скорбь будет жечь, если Хрис­тос занимает в сердце место основания (то есть Ему ничто другое не предпочитается, но человек, сжигаемый такой скор­бью, скорее согласится лишиться вещей, которые он так лю­бит, чем Христа), то такой человек спасется через огонь. Если же во время искушений он предпочтет обладать временным и мирским более, чем Христом, то он не имеет Христа в осно­вании, поскольку на первое место он поставил мирские вещи, тогда как в здании не может быть ничего прежде основания. Ибо огонь, о котором в этом месте говорит апостол Павел, следует понимать так, что через него пройдут и строящий на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней, и строящий из дерева, сена и соломы. Ведь когда апостол это сказал, он добавил: «И огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор 3: 13). Следовательно, огонь испытает дело не одного из них, но обоих.

12. Некоторым огнем является и искушение напастей, о чем ясно написано в другом месте: «И сосуды горшечника испыты­вает печь, а людей праведных — искушение напастей» (Сир.27: 5). Этот огонь уже в этой жизни совершает то, о чем говорит апостол, если охватит двух верующих: одного, который «заботится о Господнем, как угодить Господу» (1Кор 7: 32), то есть строящего на Хрис­товом основании из золота, серебра, драгоценных камней, и другого, который «заботится о мирском, как угодить» жене (1Кор.7: 34), то есть строящего на том же основании из дерева, сена и со­ломы. Ведь дело первого не сгорит, поскольку он любил не то, лишившись чего он стал бы страдать, а сгорит дело второго, ибо невозможно без скорби расстаться с тем, что приобрете­но с любовью. Но поскольку, рассмотрев оба случая [следует признать], что [даже второй] скорее предпочтет лишиться этого, чем Христа, и не оставит Его из-за страха потерять по­добные блага (хотя он и будет скорбеть, когда лишится их), он спасется, но так, как бы из огня, ибо его будет жечь скорбь от потери любимых им вещей, но она не ниспровергнет и не уничтожит его, поскольку он будет защищен прочностью и неповрежденностью основания.

 

Очистительный огонь после этой жизни (§ 13-14)

 

13. Весьма вероятно, что нечто подобное может быть и после этой жизни; и можно [попытаться] исследовать, так ли это, и [может ли] быть найдено, или неизвестно, спасутся ли некоторые верующие через некий очистительный огонь настолько медленнее или быст­рее, насколько больше или меньше они возлюбили преходя­щие блага. Однако [это будут] не те, о которых сказано, что они Царства Божия не наследуют (Ср. 1 Кор.6: 9-10), если только не отпустятся им грехи после подобающего покаяния. Я сказал «подоба­ющего», имея в виду, что они не должны быть бесплодны в отношении милостыни, которой Божественное Писание по­тому придает столь важное значение, что, как возвестил Гос­подь, лишь ее плод будет поставлен в заслугу тем, кто стоит по правую сторону, а тем, кто стоит по левую сторону, будет зачтено лишь ее бесплодие, когда Он скажет первым: «Прииите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство», а вторым: «Идите в огонь вечный» (Мф.25: 34, 41). Итак, я полагаю, что этих [цитат] из двух моих произведений достаточно для ответа на твой вопрос.

14. Что же касается слов Господа: «Ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь последнего кодранта» (Мф.5: 26), то мне не было необхо­димости отвечать, поскольку ты сам решил этот вопрос, при­ведя подобные слова из Евангелия, где написано: «Не знал Ее, пока Она не родила» (Мф.1: 25). Действительно, чтобы не скрыть от тебя моих соображений по этому вопросу, я хотел бы, если бы было возможно, — а скорее хочу, если возможно, — в этом вопросе быть побежденным истиной. Ведь то, что говорят иногда, что даже по прошествии многого вре­мени те, кто умирают в общении с кафолической [Церковью], несмотря на то, что они до самого конца этой жизни жили весьма дурно и порочно, избегнут отмстительных наказаний, будит во мне знакомое чувство, которое бывает у нас по отно­шению к тем, кто вместе с нами причащается Таинств Тела и Крови Христовых. Хотя мы и ненавидим развращенный образ жизни тех, кого мы не можем с помощью церковной дисцип­лины исправить или отлучить от Трапезы Господней, все же я желаю быть побежденным той истиной, которая не проти­воречит очевидным [свидетельствам] Священного Писания. Ибо истину, которая противоречит [им], никоим образом не следует высказывать или обдумывать. Но пока мы не услы­шим или не прочитаем что-либо подобное, мы будем внимать тому, кто говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители» и тому подобные «Царства Божия не наследуют». Поскольку даже если есть нечто такое, что говорится вопре­ки [этому], но не может придать другой смысл этим очевид­нейшим словам апостола, то тот же самый апостол вооружил нас против этого и хотел, чтобы мы были готовы, говоря: «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога; никто да не обольщает вас пустыми словами» (Еф.5: 5-6). Таким образом, когда мы услышим, что какие-ни­будь блудники, нечистые или любостяжатели спасаются че­рез огонь, чтобы иметь наследие в Царстве Христа и Бога, мы не будем глухими к тому, кто против этого восклицает и гово­рит: «Никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель... не имеет наследия в Царстве Христа и Бога», и, чтобы мы не соглашались с теми словами, тут же добавляет: «Никто да не обольщает вас пустыми словами».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.