Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 1

Вариант № 1

Вопросы для самоподготовки:

1) Понятие опасностей и их признаки. Источники и классификация опасностей. Потенциальная и реальная опасность.

2) Понятия безопасности и риска. Приемлемый риск.

3) Основные правила оказания первой помощи пострадавшим. Приемы проведения реанимационных мероприятий.

Выполнить задания:

1.1 Дать определение понятию «опасность». Объяснить, чем отличается реальная опасность от потенциальной.

Найти и вписать в схему одну или несколько причин превращения потенциальной опасности в реальную:

Наличие электрооборудования под напряжением
Электротравма
 

 


 

Опасность Причины Нежелательное последствие

Использование в технологическом процессе химически опасных веществ
Отравление работающих
 

 

 


 

 

Опасность Причины Нежелательное последствие

 

1.2 Выделить источники формирования опасностей, привести примеры (заполнить таблицу)

Источники формирования опасностей Примеры
1.      
2.      
3. Явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды    

 

 

1.3 Ответить на вопросы тестов (правильные варианты ответов подчеркнуть)

1. Опасное природное явление – это:

а) процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека;

б) стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и окружающей среды;

в) научная дисциплина, изучающая опасности и методы защиты от них;

г) катастрофическое природное явление значительного масштаба, в результате которого возникает угроза жизни или здоровью людей.

 

2. Состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено нанесение ущерба жизни, здоровью человека, либо его имуществу принято называть:

а) опасностью

б) безопасностью

в) риском

г) болезнью

 

3. Количественную оценку опасности, определяемую как частоту или вероятность возникновения опасностей от нежелательного события называют:

а) ущерб здоровью

б) причина опасности

в) риск

г) потенциальная опасность

 

4. Одно из условий реализации негативных последствий опасности:

а) плохая погода

б) нахождение человека в опасной зоне

в) кровотечение

г) утрата инструкции по безопасности

 

5. Минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям, т.е. представляет собой некоторый компромисс между необходимым уровнем безопасности и возможностями его достижения, называется:

а) безопасность

б) приемлемый риск

в) неприемлемый риск

г) опасность

 

6. Признаки отсутствия кровотока по сердечно-сосудистой системе (признаки клинической смерти человека):

а) нет сознания, нет дыхания, максимально расширены зрачки, нет пульса на сонной артерии;

б) нет сознания, бледный цвет лица;

в) диаметр зрачка уменьшен, не прослушивается биение сердца;

г) нет сознания, нет дыхания, максимально сужены зрачки, нет пульса на сонной артерии.

 

7. В какой последовательности следует оказывать помощь пострадавшему, находящемуся в бессознательном состоянии, если у него прекратилось дыхание и сердечная деятельность?

а) Непрямой массаж сердца, освобождение проходимости дыхательных путей, искусственная вентиляция легких;

б) Искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца, освобождение проходимости дыхательных путей;

в) Освобождение проходимости дыхательных путей, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца.

8. Чему равна продолжительность клинической смерти, т.е. сколько времени может продержаться без кислорода головной мозг?

а) 1-2 минуты;

б) 3-5 минут;

в) 7-9 минут;

г) 10-13 минут;

9. При реанимационной помощи пострадавшему необходимо:

а) положить пострадавшего на спину на мягкую поверхность, немного запрокинуть его голову назад, приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких;

б) положить пострадавшего на спину на ровную и твердую поверхность, немного приподнять ему голову, приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких;

в) положить пострадавшего на спину на ровную и твердую поверхность, немного запрокинуть его голову назад, приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких.

 

10. После восстановления жизнедеятельности в результате проведенных реанимационных мероприятий:

а) необходимо дать пострадавшему 2-3 глотка коньяка для стимуляции сердечной деятельности;

б) пострадавшего надо перевернуть на правый бок, так как иначе может наступить самоудушение из-за западания языка;

в) необходимо обеспечить пострадавшему большое количество питья (2-3 стакана чистой воды);

г) пострадавший должен лежать на спине, причем ноги должны быть приподняты выше головы для усиления притока крови к головному мозгу.

 

Вариант № 2

Вопросы для самоподготовки:

1) Безопасность жизнедеятельности, как научная дисциплина. Аксиомы, принципы, методы и средства обеспечения безопасности.

2) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Задачи, структура управления и подсистемы, уровни, режимы функционирования РСЧС.

3) Основные правила оказания первой помощи пострадавшим. Приемы проведения реанимационных мероприятий.

Выполнить задания:

2.1 Дать определение понятию «безопасность жизнедеятельности». Сформулировать основную аксиому БЖД, объяснить её.

2.2 Заполнить таблицу «Режимы функционирования РСЧС».

Режимы функционирования РСЧС   Мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС в данном режиме
Название режима Условия функционирования или введения данного режима
1.        
2.        
3.        

 

2.3 Ответить на вопросы тестов (правильные варианты ответов подчеркнуть)

1. Что представляет собой безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина?

 

а) область практических знаний, охватывающих теорию и практику повседневной жизни современного человека;

б) область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания;

в) область теоретических знаний о сохранении здоровья человека;

г) область научных знаний о деятельности службы безопасности и охранных предприятий.

2. Основной целью БЖД является:

а) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих;

б) защитить человека от опасностей на рабочем месте и за его пределами;

в) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь;

г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС.

 

3. Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации ЧС.

а) Единая система сил и средств для ликвидации последствий ЧС;

б) Система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

в) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС;

г) Единая государственная система проведения аварийно-спасательных работ.

 

 

4. РСЧС создана с целью:

 

а) прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС;

в) первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС на территории Российской Федерации.

 

5. РСЧС состоит из:

 

а) хорошо законспирированных сотрудников, работающих в тылу противника

б) вооруженных отрядов, состоящих на службе в МЧС

в) функциональных подсистем и имеет четыре уровня: трансграничный, международный, региональный и территориальный

г) территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый

 

6. Порядок действий при определении признаков клинической смерти следующий:

а) убедиться в отсутствии сознания, реакции зрачка на свет, дыхания и пульса на сонной артерии;

б) определить наличие отечности нижних и верхних конечностей, реагирование зрачков глаз на свет, отсутствие речи у пострадавшего;

в) убедиться в полной дыхательной активности, в наличии у пострадавшего слуха, а также ушибов, травм головы или позвоночника.

 

7. Ваши действия при непрямом массаже сердца:

а) положить пострадавшего на ровную твердую поверхность, встать на колени с левой стороны от пострадавшего, на область сердца положить сразу две ладони, при этом пальцы рук должны быть разжаты, поочередно надавливать на грудину сначала правой, потом левой ладонью;

б) положить пострадавшего на кровать или на диван и встать от него с левой стороны, в точку проекции сердца на грудине положить ладони, давить на грудину руками с полусогнутыми пальцами поочередно и ритмично через каждые 2-3 с;

в) положить пострадавшего на ровную твердую поверхность, встать на колени с левой стороны от пострадавшего; в точку проекции сердца на грудине положить ладони, давить на грудь только прямыми руками, используя массу тела, ладони не отрывать от грудины пострадавшего, каждое следующее движение производить после того, как грудная клетка вернется в исходное положение.

8. При выполнении искусственного дыхания необходимо:

а) приподнять голову пострадавшего;

б) оставить голову пострадавшего в естественном положении;

в) запрокинуть голову пострадавшего назад;

г) повернуть голову пострадавшего набок.

9. При проведении реанимации одним спасателем:

а) на 2 вдувания должно приходиться 2 массажных толчка;

б) на 2 вдувания должно приходиться 5 массажных толчков;

в) на 2 вдувания должно приходиться 10 массажных толчков;

г) на 2 вдувания должно приходиться 15 массажных толчков.

10. При проведении реанимации двумя спасателями:

а) на 1 или 2 вдувания должно приходиться 2 массажных толчка;

б) на 1 или 2 вдувания должно приходиться 5 массажных толчков;

в) на 2 вдувания должно приходиться 10 массажных толчков;

г) на 2 вдувания должно приходиться 15 массажных толчков.

 

Вариант № 3

Вопросы для самоподготовки:

1) Чрезвычайные ситуации: определение, классификация.

2) Средства коллективной и индивидуальной защиты населения в ЧС.

3) Виды кровотечений. Основные правила и приемы оказания первой помощи пострадавшим при кровотечении.

Выполнить задания:

3.1 Заполнить схему классификации ЧС:

Виды ЧС
По природе возникновения
По скорости распространения
По степени внезапности
1)
2)  
3)  
4)  
5)  
6)  
1)
2)  
3)  
4)  
1)
2)  

 

 


3.2 Ответить на вопросы тестов (правильные варианты ответов подчеркнуть)

1. Охарактеризуйте понятие «чрезвычайная ситуация» (ЧС).

а) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате сильного стихийного бедствия, которая повлекла за собой значительные человеческие жертвы и разрушения зданий и сооружений;

б) это ситуация, при которой происходит нечто экстраординарное — событие, запоминающееся на долгие годы;

в) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате гармоничного взаимодействия природной среды и человека;

г) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного стихийного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

2. Охарактеризуйте термин «зона чрезвычайной ситуации».

а) территория, на которой сконцентрированы защитные сооружения на случай возникновения чрезвычайной ситуации;

б) территория, огороженная тремя рядами колючей проволоки;

в) территория, огороженная двумя рядами колючей проволоки под высоким напряжением;

г) территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

 

3. К коллективным средствам защиты в ЧС относятся:

а) убежища и противорадиационные укрытия, эвакуация в безопасные зоны;

б) фильтрующие и изолирующие противогазы;

в) средства защиты кожи и респираторы на всех работников предприятия;

4. К индивидуальным средствам защиты в ЧС относятся:

а) убежища и противорадиационные укрытия;

б) фильтрующие и изолирующие противогазы; средства защиты кожи

в) эвакуация в безопасные зоны

5. Что представляют собой самоспасатели?

а) спасатели, обучающие людей правилам выживания во время ЧС;

б) средства коллективной защиты для ограничения доступа людей в опасную зону;

в) средства индивидуальной защиты долговременного многоразового использования, применяющиеся экстренно для выхода людей из опасной зоны;

г) средства индивидуальной защиты кратковременного одноразового использования, применяющиеся экстренно для выхода людей из опасной зоны;

6. Охарактеризуйте понятие «эвакуация».

а) понимается кочевой образ жизни населения многих регионов страны;

б) понимается вывод рабочих и служащих с объектов, деятельность которых переносится в загородную зону или прекращается на время чрезвычайной ситуации;

в) понимается вывоз рабочих и служащих с объектов, деятельность которых переносится в загородную зону или прекращается на время чрезвычайной ситуации;

г) понимается организованный вывод и вывоз населения из зон чрезвычайных ситуаций и размещение их в безопасных районах.

7. Какому виду кровотечения соответствует данное описание: «кровь алая, яркая, фонтанирует сильной пульсирующей струей»?

а) артериальное;

б) венозное;

в) капиллярное.

8. Кровотечение из раны, находящейся на волосистой части головы, можно остановить:

а) пальцевым прижатием артерии

б) наложением давящей повязки

в) наложением жгута

г) максимальным сгибанием конечности

9. Какому виду кровотечения соответствует данное описание: «кровь выглядит как насыщенно-красная жидкость, вытекает в небольшом объёме, медленно, кровотечение поверхностное»?

а) артериальное;

б) венозное;

в) капиллярное.

10. При носовом кровотечении у пострадавшего необходимо:

а) придать ему положение полусидя, запрокинуть голову назад, обеспечить охлаждение переносицы;

б) придать ему положение полусидя, голову наклонить вперед, обеспечить охлаждение переносицы;

в) уложить пострадавшего на спину, сделать холодный компресс на лоб.

 

3.3 Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика различных способов временной остановки кровотечения»:

 

Способ остановки кровотечения   Механизм действия   Достоинства Недостатки Возможные осложнения (если есть)
Пальцевое прижатие артерии          
Максимальное сгибание конечности        
Тугая тампонада раны          
Наложение давящей повязки          
Наложение жгута (закрутки)          
Приподнятое положение конечностей        
Иммобилизация            
Охлаждение            

 

Вариант № 4

Вопросы для самоподготовки:

1) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2) Чрезвычайные ситуации: определение, классификация. Предупреждение и ликвидация ЧС. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС.

3) Виды кровотечений. Основные правила и приемы оказания первой помощи пострадавшим при кровотечении.

 

Выполнить задания:

4.1 Указать номер и дату принятия Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Перечислить цели данного закона (статья 3).

 

4.2 Заполнить таблицу «Классификация ЧС по масштабу и тяжести последствий» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304

«О классификации ЧС природного и техногенного характера».

 

Определение ЧС Количество пострадавших (чел.) Размер материального ущерба (руб.) Зона ЧС
1.       не выходит за пределы территории объекта
2.     Не более 5 млн.  
3.        
4.        
5. Межрегионального характера      
6.   Свыше 500    

 

 

4.3 Ответить на вопросы тестов (правильные варианты ответов подчеркнуть)

1. Что представляет собой ликвидация чрезвычайных ситуаций?

а) это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на снижение материальных потерь;

б) это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении экстремальных ситуаций и направленные на улучшение окружающей природной среды;

в) это аварийно-спасательные и другие неотложные работ, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на снижение размеров ущерба окружающей природной среде;

г) это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей.

2. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС техногенного характера;

г) стихийным бедствиям;

д) ЧС социального характера.

3. Какие из перечисленных чрезвычайных ситуаций не являются техногенными?

а) лесные и торфяные пожары;

б) аварии на химически опасных объектах;

в) аварии на радиационно-опасных объектах;

г) аварии в коммунально-энергетических сетях;

д) аварии на транспорте.

4. В чем заключается устойчивость функционирования объекта экономики?

а) в способности бесперебойно выпускать установленные виды и объемы промышленной продукции в условиях чрезвычайной ситуации;

б) в способности бесперебойно выполнять распорядок дня;

в) в приспособленности объекта экономики к проведению массовых торжественных праздников и чествованию победителей и юбиляров;

г) в приспособленности объекта экономики к восстановлению в случае повреждения.

5. Что понимают под устойчивостью объекта экономики?

а) понимают, насколько «крепко» объект экономики «врос» в землю;

б) понимают способность всего инженерно-технического комплекса противостоять отрицательным воздействиям окружающей природной среды;

в) понимают способность всего инженерно-технического комплекса противостоять разрушающему действию поражающих факторов в условиях чрезвычайной ситуации;

г) понимают способность всего инженерно-технического персонала участвовать в переподготовке и повышении уровня своей компетентности.

6. Какому виду кровотечения соответствует данное описание: «кровь имеет темную окраску, льется медленно, непрерывно и равномерно»?

а) артериальное;

б) венозное;

в) капиллярное.

 

7. При наружном артериальном кровотечении на конечности кровоостанавливающий жгут необходимо наложить:

а) выше раны, подложив под жгут мягкую ткань;

б) ниже раны, подложив под жгут мягкую ткань;

в) выше раны непосредственно на тело;

г) ниже раны непосредственно на тело.

8. Время непрерывного нахождения жгута на конечности для остановки кровотечения в зимнее время не должно превышать:

а) 30 минут;

б) 1 часа;

в) 2 часов;

г) 3 часов.

 

9. Время непрерывного нахождения жгута на конечности для остановки кровотечения в летнее время не должно превышать:

а) 30 минут;

б) 1 часа;

в) 2 часов;

г) 3 часов.

10. Пальцевое прижатие артерии для временной остановки наружного артериального кровотечения:

а) эффективно, но использование в течении длительного времени (более 15 минут) затруднительно из-за того, что руки спасателя утомляются;

б) неэффективно, так как удержать фонтанирующую кровь этим методом даже на короткое время невозможно;

в) эффективно и позволяет останавливать кровотечение на 2-3 часа.

 

Вариант № 5

Вопросы для самоподготовки:

1) ЧС техногенного характера.

2) Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Действия населения в случае аварии с выбросом АХОВ.

3) Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их воздействие на организм человека.

Выполнить задания:

5.1 Перечислить ЧС техногенного характера. Привести примеры техногенных аварий,

происшедших в мире за последние 5 лет.

 

 

5.2 Дать определение понятию «химически опасный объект (ХОО)».

Заполнить таблицу «Классификация промышленных объектов по степени химической опасности»:

 

Степень химической опасности Численность населения, попадающего в зону возможного химического заражения при аварии на ХОО
I  
II  
III  
IV    

 

5.3 Ответить на вопросы тестов (правильные варианты ответов подчеркнуть)

1. Техногенные чрезвычайные ситуации связаны:

а) с проявлением стихийных сил природы

б) с техническими объектами

в) с аномальными изменениями биосферы и природной среды

г) с общественными событиями

 

2. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действия волны прорыва;

б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных АХОВ;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.

 

3. Охарактеризуйте понятие «очаг аварии» (в случае аварии на ХОО).

а) площадь химического заражения воздуха за пределами района аварии, создаваемая в результате распространения облака АХОВ по направлению ветра;

б) площадь, в пределах которой проявляется поражающее действие АХОВ;

в) территория, включающая само место аварии и прилегающую к нему площадь растекания (разбрасывания) АХОВ;

г) территория, в пределах которой облако АХОВ обладает наибольшими поражающими возможностями.

 

4. Охарактеризуйте понятие «вторичное облако» при аварии на ХОО.

а) облако газа (пара, аэрозоля) токсичного вещества с поражающими концентрациями, образовавшееся в результате мгновенного перехода в атмосферу отравляющих веществ при вскрытии (разрушении) какой-либо емкости (резервуара);

б) облако газа (пара, аэрозоля) токсичного вещества с поражающими концентрациями, образовавшееся в результате испарения жидкой (газообразной) фазы отравляющих веществ с площади его разлива (испарения);

в) облако, образовавшееся в результате испарения воды с поверхности земли в жаркую и сухую погоду.

5. Охарактеризуйте понятие «район аварии» (в случае аварии на ХОО).

а) площадь химического заражения воздуха за пределами района аварии, создаваемая в результате распространения облака АХОВ по направлению ветра;

б) площадь, в пределах которой проявляется поражающее действие АХОВ;

в) территория, включающая само место аварии и прилегающую к нему площадь растекания (разбрасывания) АХОВ;

г) территория, в пределах которой облако АХОВ обладает наибольшими поражающими возможностями.

 

6. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий будет следующей:

а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;

б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;

в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.

7. АХОВ, представляющее собой бесцветный газ с резким запахом

нашатырного спирта, легче воздуха:

а) хлор

б) аммиак

в) угарный газ

г) бензол

 

8. АХОВ, представляющее собой зеленовато-желтый газ с резким раздражающим запахом, тяжелее воздуха:

а) хлор

б) аммиак

в) угарный газ

г) бензол

 

9. Сладковатый неприятный привкус во рту, першение и жжение в носоглотке, тошнота, рвота, боль в груди, кашель, затрудненное дыхание, сердцебиение – это признаки отравления:

а) фосгеном

б) угарным газом

в) сероводородом

г) хлором

 

10. По признакам отравления определите название АХОВ: кашель, першение и боль в горле, металлический вкус во рту, слюнотечение, тошнота, рвота, головокружение, слабость, обмороки, дрожание конечностей, шаткая походка, спутанность сознания, нарушение речи

а) Ртуть

б) Хлор

в) Аммиак

Вариант № 6

Вопросы для самоподготовки:

1) ЧС природного характера.

2) Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Действия населения в случае аварии с выбросом АХОВ.

3) Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их воздействие на организм человека. Оказание первой помощи при отравлении спиртами.

Выполнить задания:

6.1 Перечислить ЧС природного характера. Привести примеры стихийных бедствий,

происшедших в мире за последние 5 лет.

 

6.2 Дать определение понятию «аварийно химически опасное вещество (АХОВ)».

Ответить на вопросы тестов (правильные варианты ответов подчеркнуть).

 

1. Природные чрезвычайные ситуации связаны:

а) с проявлением стихийных сил природы

б) с техническими объектами

в) с аномальными изменениями биосферы и природной среды

г) с общественными событиями

 

2. Какие объекты называют химически опасными?

а) все предприятия сельского хозяйства;

б) предприятие или иной объект народного хозяйства, которые не снабжены экологически безопасными технологиями;

в) предприятия или иной объект народного хозяйства, которые снабжены экологически безопасными и безотходными технологиями;

г) предприятие или иной объект народного хозяйства, при авариях и разрушениях которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений химически опасными веществами.

 

3. Охарактеризуйте понятие «первичное облако» при аварии на ХОО.

а) облако газа (пара, аэрозоля) токсичного вещества с поражающими концентрациями, образовавшееся в результате мгновенного перехода в атмосферу отравляющих веществ при вскрытии (разрушении) какой-либо емкости (резервуара);

б) облако газа (пара, аэрозоля) токсичного вещества с поражающими концентрациями, образовавшееся в результате испарения жидкой (газообразной) фазы отравляющих веществ с площади его разлива (испарения);

в) облако, образовавшееся в результате испарения воды с поверхности земли в жаркую и сухую погоду.

 

4. Охарактеризуйте понятие «зона очага химического заражения» (в случае аварии на ХОО).

а) площадь химического заражения воздуха за пределами района аварии, создаваемая в результате распространения облака АХОВ по направлению ветра;

б) площадь, в пределах которой проявляется поражающее действие АХОВ;

в) территория, включающая само место аварии и прилегающую к нему площадь растекания (разбрасывания) АХОВ;

г) территория, в пределах которой облако АХОВ обладает наибольшими поражающими возможностями.

 

5. Охарактеризуйте понятие «зона распространения» (в случае аварии на ХОО).

а) площадь химического заражения воздуха за пределами района аварии, создаваемая в результате распространения облака АХОВ по направлению ветра;

б) площадь, в пределах которой проявляется поражающее действие АХОВ;

в) территория, включающая само место аварии и прилегающую к нему площадь растекания (разбрасывания) АХОВ;

г) территория, в пределах которой облако АХОВ обладает наибольшими поражающими возможностями.

 

6. Каковы будут ваши действия при аварии на химическом предприятии, если отсутствуют индивидуальные средства защиты, возможность укрытия в убежище и выхода из зоны аварии:

а) выключить радио, отойти от окон и дверей и загерметизировать жилище;

б) включить радио и прослушать информацию, закрыть окна и двери, входные двери завесить плотной тканью и загерметизировать жилище;

в) включить радио, перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату и подавать сигналы о помощи.

 

7. Выходить из зоны химического заражения следует:

а) перпендикулярно направлению ветра;

б) по направлению ветра;

в) навстречу потоку ветра.

 

8. По признакам отравления определите название АХОВ: резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, резь в глазах, слезотечение.

а) Ртуть

б) Хлор

в) Аммиак

 

9. По признакам отравления определите название АХОВ: насморк, кашель, удушье, слезотечение, учащенное сердцебиение.

а) Ртуть

б) Хлор

в) Аммиак

 

10. АХОВ, представляющее собой бесцветный газ с запахом прелого сена,

гнилых фруктов, тяжелее воздуха:

а) фосген

б) угарный газ

в) сероводород

г) хлор

 

6.3 Определить различия в признаках отравления метиловым и этиловым спиртом, изучить правила оказания первой помощи в данных ситуациях, заполнить таблицу:

 

  Метиловый спирт Этиловый спирт
  Признаки отравления      
  Смертельная доза      
  Первая помощь        

Вариант № 7

Вопросы для самоподготовки:

1) Аварии на радиационно-опасных объектах (РОО). Поражающие факторы радиации. Виды излучения, их проникающая и поражающая способность.

2) ЧС природного характера. Лесные и торфяные пожары.

3) Оказание первой помощи при травмах в дорожно-транспортных происшествиях.

Выполнить задания:

7.1 Дать определение понятию «радиационно-опасный объект (РОО)».

Сравнить проникающую и поражающую способность различных видов излучений, изучить способы защиты, заполнить таблицу:

 

Вид излучения Проникающая способность Поражающая способность Способ защиты
  α        
  β        
  γ        

 

7.2 Ответить на вопросы тестов (правильные варианты ответов подчеркнуть).

 

1. Для предупреждения и ослабления воздействия на организм человека

радиоактивных веществ в зоне радиационного заражения необходимо:

(отметить 3 верных варианта)

а) максимально ограничить пребывание на открытой территории, при выходе из помещений необходимо использовать средства индивидуальной защиты (респиратор, повязку, плащ, резиновые сапоги);

б) перед входом в помещение вымыть обувь, верхнюю одежду вытряхнуть и почистить влажной щёткой, строго соблюдать правила личной гигиены;

в) минимально ограничить пребывание на открытой территории, при выходе из помещений по желанию можно использовать средства индивидуальной защиты;

г) принимать пищу только в закрытых помещениях

 

2. При внутреннем облучении радиоактивные вещества проникают в организм человека в результате:

а) радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;

б) потребления загрязненных продуктов питания и воды, вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;

в) прохождения ионизирующего облучения через одежду и кожные покровы.

3. Значение йодной профилактики:

а) дезинфекция внутренних органов человека

б) повышение температуры тела, запуск иммунных процессов

в) насыщение печени стабильным йодом, исключение накопления в печени радиоактивного йода

г) насыщение щитовидной железы стабильным йодом, исключение накопления в щитовидной железе радиоактивного йода

4. Единицей измерения радиоактивности (активности радионуклида в источнике излучения) в системе СИявляется:

а) Беккерель

б) Ампер

в) Рентген

г) Кюри

 

5. Назовите особенности лесных низовых пожаров

а) Горят кроны деревьев и стволы, преимущественно хвойных пород

б) Горит лесная подстилка (надпочвенный покров)

в) Горят корни деревьев и подземные залежи торфа

 

6. Назовите особенности лесных верховых пожаров

а) Горят кроны деревьев и стволы, преимущественно хвойных пород

б) Горит лесная подстилка (надпочвенный покров)

в) Горят корни деревьев и подземные залежи торфа

 

7. Назовите основную опасность торфяных пожаров

а) Быстрое перемещение огня по кронам деревьев, образование новых очагов пожара

б) Невозможность восстановления зоны пожара

в) Образование подземных пустот, сильное задымление местности

 

8. В случае угрозы для жизни населения от массовых пожаров в населенных пунктах организуется:

а) Эвакуация в безопасные места

б) Укрытие в соседнем (негорящем) лесном массиве

в) Укрытие в подвалах и погребах

 

9. Для чего применяется шина Крамера?

а) для страховой компенсации;

б) для сердечно-легочной реанимации;

в) для автоматической дефибрилляции;

г) для транспортной иммобилизации;

д) для военной мобилизации;

е) для безопасной эвакуации.

 

10. Что такое иммобилизация?

а) создание неподвижности поврежденной или больной части тела, обычно конечности или позвоночника;

б) обеспечение полного покоя пострадавшему при кровотечении;

в) сбор военнослужащих при угрозе военных действий;

г) вывод или вывоз населения из опасных зон.

 

7.3 Изучить предложенную ситуацию и ответить на вопрос.

Ситуация:

В результате ДТП пострадали три человека. У одного из них в области лба ушибленная рана размером 3 на 0, 5 см., из раны – кровотечение. Пострадавший в сознании, адекватно отвечает на вопросы, ориентируется в месте и времени. У второго пострадавшего отмечается ушиб в области лба. Он жалуется на головную боль, головокружение, мелькание «мушек» перед глазами, один раз была рвота. О случившемся плохо помнит, пульс 62 удара в минуту. У третьего пострадавшего в средней трети левого плеча отмечается болезненность при пальпации, отек, небольшое кровоизлияние.

Вопрос:

В какой очередности следует оказывать помощь пострадавшим и какую?

Вариант № 8

Вопросы для самоподготовки:

1) Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО). Категории помещений складского и производственного назначения по взрывопожарной и пожарной опасности.

2) ЧС экологического и биологического характера.

3) Термические ожоги, оказание первой помощи.

Выполнить задания:

8.1 Дать определение понятию «пожаровзрывоопасные объекты (ПВОО)».

Заполнить таблицу «Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности»:

 

Категория помещения Характеристика веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении Примеры производств, размещенных в помещениях
Категория А (повышенная взрыво-пожароопасность)    
     
     
Категория Г (умеренная пожароопасность)   литейные, плавильные, кузнечные и сварочные цехи; цехи горячей прокатки металлов; котельные; главные корпуса электростанций; цехи горячей штамповки, обжига кирпичных, цементных и известково-обжигательных заводов.
  Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии  

 

8.2 Ответить на вопросы тестов (правильные варианты ответов подчеркнуть).

1. Как называется состояние объекта, при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей?

а) пожарная профилактика;

б) система предотвращения пожара;

в) пожарная безопасность объекта;

г) правила пожарной безопасности.

 

2. Нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, склады нефтепродуктов по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории:

а) А

б) Б

в) В

г) Г

д) Д

 

3. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, называется:

а) воспламенением

б) возгоранием

в) пожаром

г) пламенем

 

4. Основной причиной гибели людей в пожаре является:

а) воздействие токсичных продуктов горения

б) непосредственное воздействие огня

в) дистанционное воздействие высоких температур

г) взрывы

 

5. Экологические чрезвычайные ситуации связаны:

а) с проявлением стихийных сил природы

б) с техническими объектами

в) с аномальными изменениями биосферы и природной среды

г) с общественными событиями

д) с распространением инфекционных заболеваний людей, животных и поражением сельскохозяйственных растений

 

6. Биологические чрезвычайные ситуации связаны:

а) с проявлением стихийных сил природы

б) с техническими объектами

в) с аномальными изменениями биосферы и природной среды

г) с общественными событиями

д) с распространением инфекционных заболеваний людей, животных и поражением сельскохозяйственных растений

 

7. Массовое, прогрессирующее во времени и пространстве инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений и резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности называется:

а) Эпидемия

б) Эпизоотия

в) Эпифитотия

г) Эрозия

8. Одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, называется:

а) Эпидемия

б) Эпизоотия

в) Эпифитотия

г) Эрозия

9. Массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, называется:

а) Эпидемия

б) Эпизоотия

в) Эпифитотия

г) Эрозия

10. Разрушение горных пород и почв поверхностными водными потоками и ветром называется:

а) Эпидемия

б) Эпизоотия

в) Эпифитотия

г) Эрозия

8.3 Изучить правила оказания первой помощи при термических ожогах, заполнить таблицу:

 

Степень ожога Признаки Оказание первой помощи
       
       
       
       

 

Вариант № 9

Вопросы для самоподготовки:

1) Пожары. Классификация пожаров по виду горючего материала. Средства пожаротушения и типы огнетушащих веществ.

2) Пожарно-техническая характеристика зданий, сооружений, строений. Огнестойкость строительных конструкций. Пожарная опасность строительных материалов.

3) Правила поведения людей при пожаре

 

Выполнить задания:

9.1 Дать определение понятию «пожар». Изучить средства пожаротушения и типы огнетушащих веществ для различных классов пожаров (заполнить таблицу).

 

Классы пожаров Рекомендуемые средства пожаротушения и типы огнетушащих веществ.   Нерекомендуемые средства пожаротушения и типы огнетушащих веществ.  
Класс А - пожары твердых горючих веществ и материалов      
Класс В –        
Класс С –        
Класс D –        
Класс E - Газовые и порошковые автоматические установки пожаротушения (АУП), порошковые и углекислотные огнетушители (ОП и ОУ) Нельзя тушить водой и химической пеной
Класс F –        

 

9.2 Ответить на вопросы тестов (правильные варианты ответов подчеркнуть).

1. Вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и/или

способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-

восстановительной экзотермической реакции, называются:

а) окисляющие

б) горючие

в) взрывчатые

г) воспламеняющиеся

 

2. Жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от

источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления,

называются:

а) горючие вещества

б) взрывчатые вещества

в) окисляющие вещества

г) воспламеняющиеся вещества

 

3. Сложный физико-химический процесс превращения горючих веществ и

материалов в продукты сгорания, сопровождаемый интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением, называется:

а) пожаром

б) воспламенением

в) пламенем

г) горением

 

4. Какой опасный фактор пожара приводит к быстрому обрушению конструкций, человек может быть также поражен ударной волной, разлетающимися осколками и элементами конструкций?

а) открытое пламя и искры;

б) дым и токсичные продукты горения;

в) повышенная температура окружающей среды;

г) взрыв;

д) разрушение несущих конструкций здания.

5. Сколько существует степеней огнестойкости зданий, сооружений, строений?

а) 3

б) 4

в) 5

г) 6

 

6. По каким показателям оценивается пожарная опасность строительных материалов? (отметить 5 правильных вариантов)

а) Горючесть

б) Воспламеняемость

в) Теплопроводность

г) Дымообразующая способность

д) Прочность

е) Распространение пламени

ж) Токсичность

 

7. Предел огнестойкости строительных конструкций – это:

а) температура, при которой происходит воспламенение строительной конструкции

б) время в минутах от начала теплового воздействия на конструкцию до наступления одного или нескольких предельных состояний конструкции

в) толщина строительной конструкции в сантиметрах

г) время в минутах, в течение которого строительная конструкция будет гореть после ее воспламенения

8. Расшифруйте следующее обозначение: Е45

а) предел огнестойкости строительной конструкции 45 минут по потере несущей способности

б) предел огнестойкости строительной конструкции 45 минут по потере теплоизолирущей способности

в) предел огнестойкости строительной конструкции 45 минут по потере целостности

 

9. Расшифруйте следующее обозначение: R90

а) предел огнестойкости строительной конструкции 90 минут по потере несущей способности

б) предел огнестойкости строительной конструкции 90 минут по потере теплоизолирущей способности

в) предел огнестойкости строительной конструкции 90 минут по потере целостности

 

10. Расшифруйте следующее обозначение: I60

а) предел огнестойкости строительной конструкции 60 минут по потере несущей способности

б) предел огнестойкости строительной конструкции 60 минут по потере теплоизолирущей способности

в) предел огнестойкости строительной конструкции 60 минут по потере целостности

9.2 Определить и записать порядок действий в следующих ситуациях:

Ситуация 1. Во время приготовления еды на кухне загорелась сковорода с раскаленным жиром.

Ситуация 2. В квартире загорелся утюг, телевизор или другой электроприбор.

Ситуация 3. В соседней квартире на 5 этаже жилого дома произошло возгорание, в вашей квартире огня нет, лестницы и лестничные клетки заполнены дымом.

Вариант № 10

Вопросы для самоподготовки:

1) МЧС РФ. История создания. Основные задачи.

2) Классификация зданий и помещений по функциональной пожарной опасности. Требования к эвакуационным путям и выходам.

3) Оказание первой помощи при закрытых повреждениях.

Выполнить задания:

10.1 Написать полное название МЧС РФ, указать дату создания, перечислить основные задачи.

10.2 Ответить на вопросы тестов (правильные варианты ответов подчеркнуть).

1. От чего зависит классификация зданий и помещений по функциональной пожарной опасности?

а) от вида, количества и пожаровзрывоопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов, а также от особенностей технологических процессов размещенных в них производств

б) от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой с учетом их количества, возраста, физического состояния, сна или бодрствования.

в) от объемно-планировочных решений, а также от огнестойкости строительных конструкций и пожарной опасности строительных материалов.

 

2. Какой класс является наиболее ответственным с точки зрения функциональной пожарной опасности?

а) Ф 1.1

б) Ф 2.1

в) Ф 1.2

г) Ф 2.2

 

3. Может ли эвакуационный путь включать в себя лифты и эскалаторы?

а) может

б) не может

в) зависит от протяженности и конфигурации эвакуационного пути

 

4. Какое минимальное количество эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

 

5. Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее:

а) 1, 5 м.

б) 1, 7 м.

в) 1, 9 м.

г) 2, 0 м.

 

6. Ширина эвакуационных выходов в свету из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек, из помещений и зданий других классов, за исключением класса Ф1.3, – более 50 человек, должна быть не менее:

а) 0, 8 м.

б) 1, 0 м.

в) 1, 2 м.

г) 1, 4 м.

 

7. Ширина эвакуационных выходов в свету во всех остальных случаях, не указанных в тесте № 6, должна быть не менее:

а) 0, 8 м.

б) 1, 0 м.

в) 1, 2 м.

г) 1, 4 м.

 

8. Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться:

а) свободно, по направлению выхода из здания

б) свободно, по направлению входа в здание

в) ключом, находящимся у ответственного лица

г) не регламентируется

 

9. Допускается ли в коридорах на путях эвакуации размещать газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями?

а) Допускается на высоте менее 2 метров.

б) Допускается на высоте более 2 метров.

в) Допускается, если они не создают препятствия при эвакуации.

г) Не допускается.

 

10. Допускается ли в коридорах на путях эвакуации размещать оборудование, выступающее из плоскости стен?

а) Допускается на высоте менее 2 метров.

б) Допускается на высоте более 2 метров.

в) Допускается, если они не создают препятствия при эвакуации.

г) Не допускается.

 

10.3 Изучить признаки и правила оказания первой помощи при закрытых повреждениях, заполнить таблицу:

Название повреждения Ушиб Растяжение связок Разрыв мышц Вывих Перелом закрытый
  Определение              
    Признаки              
  Оказание первой помощи              

 

Приложение 1

Титульный лист

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра техносферной безопасности

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Раздел № 1 «Защита в ЧС»

 

Выполнил:

студент группы __________

ФИО_________________________

шифр зачетной книжки _________

Проверил:

_____________________________

 

 

Тюмень, 20___

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Мастрюков Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий: учебное пособие/ Б. С. Мастрюков. - М.: Академия, 2011. - 368 с.

2. Алексеев, А.А. Защита промышленных объектов от чрезвычайных ситуаций: учебное пособие / А.А. Алексеев. –М.: МИТХТ, 2012. – 156 с

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник /В.А.Трефилов, И.М.Башлыков, О.В.Бердышев под ред.В.А. Трефилова.- М.: Академия, 2011.- 304 с. (Высшее профессиональное образование)

4. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник / С. В. Белов. - 4-е изд., перераб. доп. – М.: Юрайт, 2013. – 688с.

5. Юртушкин В. И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий: учеб. пособие умо / В. И. Юртушкин. - М.: КНОРУС, 2008. - 368 с.

6. Федоров, В. С. Противопожарная защита зданий. Конструктивные и планировочные решения: учебное пособие /В. С. Федоров, В. И. Колчунов, В. Е. Левитский.- М.: АСВ, 2012.- 176 с.: ил.

7. Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов/ Р.И. Айзман, Н.С. Шуленина, В.М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 368 с.

8. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для студ. вузов/ авт.-сост. Р.И. Айзман [и др.]. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 224 с.

9. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (№ 123-ФЗ). – М.: Ось-89, 2009. – 176 с.

10. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Электронное учебное пособие [Электронный ресурс] // МЧС России: сайт – URL: https://www.obzh.ru/pre/1-3.html

11. ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»/ Справочная правовая система ГАРАНТ (интернет-версия) / сайт – URL: https://www.garant.ru

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Санкт-Петербург




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.