Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура КИМ по биологии




Часть работы Кол-во и перечень заданий Максимальный первичный балл (МПБ) Тип заданий Уровень сложности % МПБ за задания раздела от МПБ за всю работу
(1-25) Задания с выбором одного ответа Базовый:1,2, 5-7,9-16, 18, 19, 22-24; Повышенный: 3,4,8,17,20,21,25 41 %
(26-28) Задания с множественным выбором Повышенный 9,8 %
(29-32) Задания на определение соответствия Повышенный 13,1%
(33) Задания на установление последовательности Повышенный 3,3%
(34-40) Задания с развернутым ответом Высокий 32,8%
Итого     100 %

· Уменьшилось количество заданий с выбором одного ответа (с 36 до 25)

· Количество заданий, требующих развернутого ответа, увеличилось с 6 до 7

В результате:

• Общее количество заданий в экзаменационной работе уменьшилось с 50 до 40 при сохранении продолжительности экзамена;

• Увеличилось количество заданий высокого уровня сложности (на 2 задания)

• На 8% возросла доля первичных баллов, которые участник экзамена может получить за выполнение заданий с развернутым ответом (32,8% в 2015 г. и 24,6% в 2014 г.)

• Соответственно, на 11% возросла доля первичных баллов за выполнение заданий высокого уровня сложности, тем более что задание № 34 отнесено к высокому (а не к повышенному, как в прошлые годы) уровню сложности.

Анализ результатов экзамена выявил некоторое снижение среднего балла в этом году, что объясняется повышением сложности заданий и изменением формата экзаменационных бланков.

Экзамен по биологии сдают не все выпускники ОУ, но результаты значительного количества учащихся, сдающих экзамен в формате ЕГЭ, в сочетании с анализом деятельности аттестующихся и обучающихся на курсах педагогов, позволяет увидеть успехи и проблемы школьного биологического образования, в целом, и в подготовке к ЕГЭ, в частности.

 

Наибольшие затруднения у учащихся вызывают следующие задания:

• Имеющие повышенный и высокий уровень сложности.

• Направленные не на проверку умения воспроизводить заученную информацию или использование стандартных алгоритмов, а на понимание сущности явлений, затрагивающие функционирование живых систем.

• Касающиеся разделов, изучаемых в основной школе (6-8 класс), требующих серьезного повторения и переосмысления в свете общебиологического знания.

• Затрагивающие темы, сложные для понимания, а также разделы, на изучение которых отводится мало учебного времени или же недостаточно освященные в учебной литературе.

• Содержащие биологические задачи.



Задания с непривычной для учащихся формулировкой.

 

Изменения структуры КИМ 2015 года оказались неожиданными для многих учащихся и педагогов, несмотря на указания ФИПИ структур.

Печатные сборники заданий и пособия по подготовке к ЕГЭ, учитывающие изменения КИМ, появились довольно поздно. Причем этому предшествовало появление изданий, основанных на старой структуре, что дезориентировало учащихся и педагогов.

Усложнение в некоторых линиях заданий базового и повышенного уровня по сравнению с прошлыми годами. В некоторых случаях задания содержат более сложную информацию, имеют менее привычные формулировки и, что важнее, в большей степени направлены на проверку понимания материала, чем на простое воспроизведение фактов.

Проявление тенденции к ужесточению критериев оценивания ответов: в ряде линий для получения 1 балла необходимо правильно указать не один, а два элемента.

Процент правильных ответов устойчиво низокпри выполнении заданий следующего содержания:

• Царство Растения. Основные отделы растений. Особенности строения и жизнедеятельности.

• Покрытосеменные растения, жизнедеятельность и размножение. Классы покрытосеменных.

Заметно хуже, по сравнению с прошлыми годами, участники справились с заданиями следующей тематики:

• Клеточная теория. Многообразие клеток. Клетка: химический состав, строение, функции.

• Хордовые животные. Основные классы, их характеристика.

• Царство Животные. Одноклеточные (Простейшие) и многоклеточные животные. Основные типы и классы беспозвоночных, их характеристика.

• Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ. Витамины. Эндокринная система человека.



• Гигиена человека. Факторы здоровья и риска.

Наиболее сложными вопросами из группы заданий с выбором одного ответа оказались следующие:

Какой клеточный органоид содержит выросты внутренней мембраны – кристы?

1) ядро 2) аппарат Гольджи 3) митохондрия 4) хлоропласт

 

Перемещение растворенных органических веществ от листьев к стеблю и корню растения осуществляется по

1) сосудам 2) ситовидным трубкам 3) клеткам древесины 4) лубяным волокнам

Клетки человеческого организма выводят углекислый газ, образовавшийся в ходе обмена веществ, непосредственно в

1) полость легких 2)плазму крови 3) лимфу 4) тканевую жидкость

Каким образом питается большинство двустворчатых моллюсков?

1) отфильтровывают жабрами взвешенные в воде частицы

2) хватают добычу щупальцами

3) соскабливают пищу при помощи терки

4) откусывают створками раковины кусочки водных растений

 

Какой признак имеет наибольшее значение для классификации плацентарных млекопитающих?

1) размеры тела 2) строение зубной системы

3) среда обитания 4) особенности волосяного покрова

 

Нарушение вентиляции полости среднего уха у человека может происходить вследствие прекращения поступления туда воздуха через

1) пищевод 2) трахею и бронхи 3) слуховую трубу 4) овальное окно

 

Определите количество хромосом в диплоидных клетках растения, полученного методом отдаленной гибридизации, если в соматических клетках одного предкового растения содержалось 16 хромосом, а второго – 32 хромосомы. Полученный гибрид способен к самостоятельному половому размножению.

1) 16 2) 32 3) 24 4) 48

 

С каким набором генетического материала клетка вступает во второе мейотическое деление?

1) n2c 2) nc 3) 2n4c 4) 2n2c

 

Среди заданий с множественным выбором ответов сложным для экзаменующихся стало такое:

Какие признаки характеризуют молочно-белую планарию как представителя Плоских червей?

1) Наличие вторичной полости тела

2) Особенности строения выделительной системы

3) Обитание в пресноводных водоемах

4) Уплощенное листовидное тело

5) Пространство между внутренними органами заполнено соединительной тканью – паренхимой

6) Имеются производные мезодермы

 

Затруднения испытывают учащиеся и при выполнении заданий на установление соответствия.

Пример:

- Установите соответствие между признаком ткани растительного организма и ее типом

- Установите соответствие между компонентом экосистемы и типом вещества, к которому его относят.

 

Вызывают затруднения учащихся и задания на установление последовательности расположения структур, процессов, событий.

Пример:

- Установите последовательность процессов при географическом видообразовании.

 

Нельзя пока назвать успешной работу учащихся с информацией, представленной в графическом виде, при анализе рисунка. Наблюдается не узнавание объекта, ошибки в характеристике обозначенных структур и их функций.

Выполняя ниже представленное задание, ориентированное на работу с текстом, учащиеся, по невнимательности, находят две или четыре ошибки, иногда называют только номера предложений, не исправляя при этом ошибки.

 

-Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. В жизненном цикле папоротников происходит закономерное чередование поколений спорофита и гаметофита. 2. В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит. 3. Растение папоротника, имеющее листья, – это спорофит, то есть поколение, размножающееся половым способом. 4. Гаметофитом у них является заросток, который развивается из прорастающей зиготы. 5. В клетках спорофита содержится гаплоидный набор хромосом.

 

Вопросы второй части контрольных измерительных материалов ЕГЭ по биологии предполагают проверку не только знаний, но и умений объяснять, конкретизировать, обобщать, анализировать, сравнивать, аргументировать точку зрения.

Эти задания постоянно вызывают затруднения учащихся.

Пример:

- Редька и капуста обладают одинаковым количеством хромосом (2n=18). При их гибридизации получаются жизнеспособные растения, однако совершенно бесплодные вследствие нарушения у них мейоза. Каким способом можно преодолеть стерильность отдаленных гибридов у растений? Объясните, почему у бесплодного редечно-капустного гибрида нарушен мейоз.

- Объясните, какие общие черты организации птиц и млекопитающих способствовали успешному освоению ими наземно-воздушной среды обитания. Приведите не менее трёх признаков.

- В соматических клетках мухи дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при оогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах?

- Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет последовательность нуклеотидов ГАЦЦТАЦГЦТГЦЦАГ. Определите нуклеотидную последовательность участка тРНК, синтезируемого на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить данная тРНК, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения используйте таблицу генетического кода.

 

Часть 2 экзаменационной работы включает в этом году 7 заданий высокого уровня сложности (№№ 34-40), требующих развернутого ответа.

В линии заданий 34 проверяется умение применять имеющиеся знания на практике. Около трети экзаменующихся выполнили задание полностью.

Задания серии 35 проверяют умение экзаменуемых работать с биологическими рисунками. Чуть более 50% учащихся справились с их выполнением, получив 1-3 балла, но полностью выполнить задание сумели лишь 15,5 % участников.

Задания линии 36 направлены на проверку умений работать с текстом, использовать умение критического его прочтения с целью выявления ошибок. Более половины участников экзамена (52%) справились с заданием, получив 1-3 балла, однако полностью выполнили его лишь около 9%.

Задания группы 37, как и в прошлые годы, включали вопросы разнообразной тематики, объединенные экологической и эволюционной направленностью. С ними справились, получив 1-3 балла, 73% участников экзамена, что существенно больше, чем в прошлом году. Ключ предполагает название трех, часто четырех и более предложенных элементов ответа. Небольшое количество учащихся смогли наиболее полно ответить на эти вопросы.

Задания линии 38 включали вопросы эволюционной направленности, связанные с механизмами возникновения приспособленности организмов.

Эти задания остаются сложными для учащихся и ответы на эти вопросы часто даются с позиций экологии.

Задания линии 39 представляют собой задачи по молекулярной биологии. В текущем году, как и в прошлом, предлагались задачи двух типов: во-первых, проверяющие понимание матричных процессов (синтез белков, реализация наследственной информации) и, во-вторых, требующие знания процессов, происходящих на различных этапах гаметогенеза и клеточного цикла в ходе онтогенеза или жизненного цикла животных и растений (поведение хромосом и молекул ДНК). Успешно выполнили задания, получив 1-3 балла, всего 33% учащихся. Обращает на себя внимание и заметное сокращение доли лиц, набравших 2 балла, что связано с наличием существенных ошибок в решении.

Как и в прошлые годы, задания на матричные процессы выполняются заметно успешнее, чем посвященные процессам гаметогенеза или деления клетки.

Задания линии 40, традиционно содержали задачи по генетике. Во многих случаях требовалось указать, какой закон проявляется в данной ситуации. Отметку от 1 до 3 баллов получили около 52% выпускников, в то время как полностью решили задачу 29% экзаменуемых – несколько больше, чем в прошлые годы.

Генетические задачи учащиеся стали решать увереннее, но выполняя эти задания ими допускаются неточности, недосказанности, небрежность в оформлении, что значительно снижает качество выполнения заданий такого типа, а, значит, – не высокую их оценку.

Причины неуспеха учащихся можно объединить в две группы:

1) Некоторые недоработки в системе технологии и организации школьного биологического образования, неполное использование имеющихся возможностей.

· Недостаточная сформированность общеучебных умений учащихся (внимательное прочтение заданий, его понимание, умение дать четкий ответ, аккуратное оформление ответов в соответствии требований ЕГЭ, работа с текстовой и графической информацией)

· Недостаточный уровень развития ряда метапредметных умений учащихся

(особенно - сравнивать, интерпретировать, аргументировать, моделировать, объяснять, делать выводы)

· Недостаточное внимание к развитию регулятивных универсальных учебных действий (осознанный выбор направления дальнейшего обучения, своевременный выбор экзаменационного предмета, выбор наиболее эффективной подготовки к экзамену, выбор материалов для тренинга)

· Нехватка времени для системного повторения изученного ранее материала.

2) Наличие объективно трудного материала, изучение которого требует особого внимания со стороны методистов и педагогов. Существует ряд заданий, которые из года в год вызывают затруднения учащихся.

· многообразие организмов (бактерии, грибы, растения, животные; в особенности - биология размножения, развитие и жизненные циклы);

· биохимия и обмен веществ (метаболизм клетки, энергетический обмен, фотосинтез, реакции матричного синтеза);

· цитология (деление клетки, поведение хромосом на различных этапах клеточного цикла);

· селекция и биотехнология;

· теория эволюции (соотношение механизмов и результатов эволюции, механизмы видообразования);

· генетика (типы изменчивости, решение задач, конкретизация генетических законов);

· биология человека (особенно – гигиенические вопросы, нервно-гуморальная регуляция, эндокринная система).

 

Улучшение результатов ЕГЭ по биологии во многом определяется технологией и оптимальной организацией подготовки учащихся к их итоговой аттестации. В разных образовательных учреждениях используются различные технологии подготовки к ЕГЭ, осуществляется поиск наиболее продуктивных приемов. Можно отметить положительную результативность педагогического поиска в этом направлении. За все годы проведения ЕГЭ по биологии результаты, в основном, стабильны с тенденцией к улучшению. И это на фоне усложнения контрольных измерительных материалов.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал