Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семестр обучения
Методические рекомендации по практике
В качестве педагога-психолога
Для студентов 5 курса
специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология»
семестр обучения
Целью педагогической практики в качестве педагога-психолога является воспитание профессиональных качеств личности, профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики практического психолога дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.
Задачи:
1. Уточнение, закрепление и расширение психологических знаний у студентов о контингенте специальных дошкольных учреждениях.
2. Обогащение опыта студентов по изучению и анализу психологической документации.
3. Формирование у студентов навыков психологического изучения детей, а также фиксация и обобщение данных, полученных в ходе обследования.
4. Ознакомление студентов с организацией психодиагностической и психокоррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.
5. Обучение студентов наблюдению за психолого-педагогическим процессом, учению анализировать полученные данные, осмыслению психологических фактов и явлений.
6. Ознакомление с координацией работы практического психолога с педагогическим коллективом с целью эффективного комплексного воздействия на ребенка.
7. Ознакомление студентов с формами работы персонала дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
8. Формирование у студентов умений и навыков разработки индивидуальных психокоррекционных программ и проведения занятий с детьми изучаемых категорий.
9. Изучение и обобщение передового психолого-педагогического опыта, овладение на базе полученных знаний основами психологического мастерства.
Для осуществления своей профессиональной деятельности детский практический психолог должен знать:
-Закон ПМР об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка;
-нормативную документацию по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты;
-основы фундаментальных наук о человеке, включающие философские, культурологические, морально-этические, правовые и анатома - физиологические знания;
-детскую (с основами общей) и специальную психологию;
-основы нейро- и патопсихологии с основными принципами восстановительного обучения;
-основы невропатологии, детской психиатрии и психосоматики;
-современные подходы и методы психологической диагностики отклонений в психосоциальном развитии ребенка;
-приемы психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работы, основы психотерапии;
-современные достижения в области отечественной и зарубежной науки в области теории и практики оказания психологической поддержки.
Профессиональные знания и умения, которыми должен владеть детский практический психолог, группируются вокруг главной задачи - гуманизации всей системы воспитания и образования, переходу от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития.
Детский практический психолог должен обладать необходимыми навыками для обеспечения полноценного психосоциального развития детей, их подготовки к школьному обучению при максимальном использовании потенциала, как самого ребенка, так и микросоциума.
В связи с этим детский практический психолог должен уметь:
-в контексте проблем детского возраста выделять психологический аспект, грамотно переформулировать практический запрос в психологическую задачу и подбирать средства для ее решения;
-проводить психологическое изучение детей с различными видами дизонтогенеза для решения психодиагностических и дифференциально-диагностических задач, включая навыки интерпретирования полученных результатов, написание психологического заключения;
-использовать данные психологической диагностики для определения типа учреждения и направленности коррекционно-воспитательного процесса в каждом конкретном случае проблемного развития;
-адекватно, относительно возраста ребенка, имеющейся психологической проблемы и вида дизонтогенеза, подбирать и использовать методы психологической коррекции;
-владеть навыками психопрофилактической работы с детьми, их родителями и специалистами дошкольных учреждений, включая владение методами активного обучения, методику творческого ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций;
-развивать в себе личностные качества, необходимые для работы с проблемными детьми, такими как эмпатия, отсутствие страха и брезгливости по отношению к детям с физическими и умственными недостатками; владеть навыками эффективной коммуникации, основанной на безусловном принятии человека и сотрудничестве;
-проводить организационную и методическую работу по пропаганде психологических знаний. В связи с этим детский практический психолог должен уметь квалифицированно принимать участие в работе ПМПК, организовывать преемственность в работе воспитателя, специального педагога и семьи, проводить пропаганду психологических знаний среди населения микросоциума.
В период педагогической практики в качестве педагога-психолога студенты знакомятся со специальной (коррекционной) организацией образования, изучают функциональные обязанности педагога-психолога, особенности организации и осуществления психологического процесса.
Педагогическую практику студенты специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» проходят в течение двух недель в десятом семестре в соответствие с графиком учебного процесса.
Подгруппа студентов-практикантов (от 4 до 8 человек) под руководством методиста кафедры находится в специальной (коррекционной) организации образования каждого вида по 2 дня, ежедневно по шесть часов. Студенты-практиканты в установленные сроки проходят медицинский осмотр и получают допуск к работе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. В первый день практики студенты участвуют в установочной конференции по практике. Во время практики выполняют весь объём работ, предусмотренный программой практики, тщательно готовятся к выполнению заданий практики, к проведению разнообразных форм психологической, диагностической, коррекционной работы с детьми и педагогами. Во время педагогической практики в качестве педагога-психолога студенты проводят не менее 4 психологических обследований детей и 4 развернутых психологических характеристик детей с рекомендациями по организации их психолого-педагогического сопровождения, которые оцениваются педагогом-психологом и руководителем-методистом педагогической практики.
Правильно и аккуратно ведут и всегда имеют при себе необходимую документацию студента-практиканта. По окончании практики на основе анализа проделанной работы студенты-практиканты оформляют отчёт по практике (титульный лист Приложение № 3) и участвуют в итоговой конференции по практике. В конце 2 дня практики в каждом учреждении педагог-психолог, заместитель директора по ОД и заведующая (директор) С(к)ОО оценивают практику студента (отлично, хорошо, удовлетворительно). Оформляют характеристику о работе студента в период педагогической практики в качестве педагога-психолога. В характеристике развёрнуто характеризуют все стороны деятельности студента: умения проводить психологическое изучение детей с различными видами дизонтогенеза для решения психодиагностических и дифференциально-диагностических задач, включая навыки интерпретирования полученных результатов, написание психологического заключения, а так же умения использовать данные психологической диагностики для определения типа учреждения и направленности коррекционно-воспитательного процесса в каждом конкретном случае проблемного развития. В конце характеристики должна быть выставлена оценка.
Все документы, которые затем студент будет сдавать на проверку в университет, должны быть подписаны педагогом-психологом, курирующим деятельность практиканта, а также заведующей (директором) С(к)ОО и заверены печатью соответствующей С(к)ОО.
Характеристика оформляется на бланке установленной формы. Бланк характеристики входит в пакет документов, выдаваемых студентам на установочной конференции. После прохождения практики студенты сдают документы по педагогической практике в качестве педагога-психолога на проверку руководителю-методисту педагогической практики. Перечень документов отражён в Пункте № 4 «Отчётная документация».
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
№
тем
| № занятий
| СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
| Кол-во часов
|
|
| Подготовительный этап
|
|
|
| Тема: «Установочная конференция».
|
|
|
| 1.В соответствии с графиком учебного процесса, студенты и групповые руководители-методисты по практике принимают участие в установочной конференции, которую организует и проводит курсовой руководитель практики. Студенты знакомятся с приказом и содержанием педагогической практики, формой организации работы, образцами отчётной документации, особенностями специальных (коррекционных) организаций образования, где будет проходить практика (учредитель, вид, руководитель, контингент детей).
|
|
|
| 2.Студенты консультируются с групповыми руководителями-методистами по педагогической практике. Согласовывают и уточняют регламент и содержание работы в специальных (коррекционных) организациях образования в соответствии с приказом распределения на практику.
Методические рекомендации:
Студент ежедневно готовится к педагогической практике:
- заполняет дневник практики, в котором фиксирует наблюдаемые формы работы педагога-психолога, отображаются все этапы практики;
- определяет основные методы деятельности. Например, для диагностического обследования ребёнка определяет его цель, вид и приёмы, продумывает обстановку, особенности речи и определяет способы регистрации ответов.
- уточняет свой индивидуальный план работы на следующий день.
|
|
|
| Подготовительный этап (1 день педагогической практики в учреждении).
|
|
|
| Тема: « Работа практического психолога в специальных дошкольных образовательных учреждениях ».
|
|
|
| 1. Структура психологической службы специального образования, функции каждого из звеньев. Должностные права и обязанности детского практического психолога. Взаимодействие практического психолога с другими специалистами - педагогами, медицинскими и социальными работниками. Специфика работы детского практического психолога в зависимости от типа (вида) специального дошкольного учреждения.
|
|
|
| 2.Знакомство с педагогом-психологом коррекционного учреждения, психологическим кабинетом, правилами внутреннего распорядка, особенностями организации психологического процесса, инструкцией по охране жизни и здоровья детей, особенностями работы медико-психолого-педагогической комиссии.
Методические рекомендации:
Студенты-практиканты беседуют с педагогом-психологом учреждения и записывают основные данные:
- Ф.И.О. педагога-психолога, возраст, стаж работы;
- общие сведения о коллективе;
- контингент детей, особенности родительского коллектива;
- режим работы учреждения;
-нормативно-правовые документы, обеспечивающие деятельность педагога-психолога;
-особенности планирования и проведения диагностической, психоконсультационной работы. На основании полученных сведений составляют списки:
- нормативно-правовые документы;
- программно-методические документы;
- документы, регламентирующие работу МППК.
В ходе беседы с педагогом-психологом студенты-практиканты анализируют:
- роль психолога в практической реализации научных достижений психологии и дефектологии в воспитательно-образовательном процессе;
- взаимодополняемость позиций психолога и педагога в работе по развитию способностей, личностных качеств ребенка, а также при коррекции отклонений в развитии детей;
-педагогический консилиум и психологическое консультирование как основные виды помощи психолога педагогу в профессиональном росте;
- работу психолога, направленную на помощь педагогу в нахождении оптимального индивидуального стиля общения с детьми и коллегами, в предупреждении межличностных конфликтов в коллективе;
- проблемы административного и профессионального подчинения детского практического психолога, его статус в педагогическом коллективе.
|
|
|
| 3. По согласованию с руководителем учреждения студенты-практиканты распределяются по коррекционным группам.
|
|
|
| Тема: «Коррекционная группа как одно из звеньев, составляющих специальную (коррекционную) организацию образования».
|
|
|
| 1.Студенты знакомятся с воспитателем коррекционной группы. Записывают данные о нём (Ф.И.О., образование, стаж работы). Изучают его функциональные обязанности, отмечают специфику работы. Знакомятся с режимом работы группы, с контингентом детей.
2.Студенты наблюдают и анализируют деятельность педагога-психолога в коррекционной группе.
Методические рекомендации:
Студенты организовывают беседу с воспитателем коррекционной группы о его должностных обязанностях. Изучают документацию воспитателя: годовой план работы, перспективный и календарный план, сетку занятий и т.п. Определяют, как в плане воспитателя отражено взаимодействие с педагогом-психологом. Затем проводят наблюдение и анализируют деятельность педагога-психолога в коррекционной группе. По результатам наблюдения студентам-практикантам необходимо определить, какими видами деятельности занимается педагог-психолог в коррекционной группе. Сравнить в последствие индивидуальные планы работы воспитателя коррекционной группы и педагога-психолога, сделать вывод об общих и отличительных особенностях профессиональной деятельности каждого.
|
|
|
| 3.Знакомство с воспитанниками коррекционной группы (наполняемость группы, данные о детях: возраст, из полных или неполных семей, из многодетных семей, когда поступили в С(к)ОО).
Методические рекомендации:
Далее студенты-практиканты выбирают ребёнка для дальнейшего диагностического обследования и выявляют:
- психологические новообразования возраста, типичные виды деятельности, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы как показатели уровня психического развития наблюдаемого ребенка;
-психологические трудности ребенка без явлений дизонтогенеза, проявляющиеся в отдельных нарушениях аффективной и личностной сферы.
Проводят с помощью педагога-психолога учреждения всесторонний анализ социальной ситуации развития с целью выявления зоны и содержания конфликта. Определяют диагностическую методику (после консультации с психологом) для дальнейшего психолого-педагогического изучения ребёнка с тем или иным нарушением в психофизическом развитии.
|
|
|
| По результатам наблюдений студенты в дневнике делают аналитические выводы.
|
|
|
| Консультация с групповыми руководителями практики.
|
|
|
| 1.Заполнение дневника практики, соответственно содержания работы.
|
|
|
| 2.Обсуждение и утверждение с групповыми руководителями индивидуального календарного плана прохождения практики.
|
|
|
| Самостоятельная работа студента-практиканта в качестве педагога-психолога коррекционного учреждения по разработанному индивидуальному плану педагогической практики (2 день педагогической практики в учреждении).
|
|
|
| Тема: «Цели, задачи и принципы психодиагностики детей со специальными образовательными потребностями. Тактика психологического обследования. Особенности проведения обследования детей разного возраста».
|
|
|
| 1. Студенты-практиканты самостоятельно проводят диагностическое обследование выбранного заранее ими ребёнка, используя системный подход к исследованию психосоциального и личностного развития ребенка. Студенты-практиканты придерживаются правил проведения тестового диагностического обследования. Определяют преимущества и недостатки применения стандартизированных методик в практике детского консультирования.
Методические рекомендации:
Студент-практикант определяет методы изучения психики ребенка (наблюдение, беседа, эксперимент, анкетирование, метод тестов, применение методик). Выбирает методику и проводит изучение памяти, внимания, восприятия, мышления, речи ребёнка; изучение конструктивной, игровой, изобразительной деятельности. Заранее готовит оборудование для психолого-педагогического обследования. Намечает алгоритм консультирования. Разрабатывает либо использует, имеющийся у педагога-психолога учреждения протокол обследования (это может быть либо протокол обследования ребенка среднего дошкольного возраста описанием методик, либо протокол обследования старшего дошкольника с описанием методик).
Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка студент-практикант может проводить с использованием методики Пьерона-Рузера; корректурных проб; счету по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте); методики В.М. Когана.
Для исследования познавательной сферы и дифференциальной диагностики речевых нарушений могут быть использованы методики позапоминанию двух групп слов; по запоминанию 10 слов (по А.Р. Лурия); по запоминанию двух фраз. Исследование представлений о величине (на предметном уровне). Доски Сегена. Прогрессивные матрицы Равена. Предметная классификация. Методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет). Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву). Исследование опосредованного запоминания (пиктограммы). Разрезные картинки. Кубики Кооса. Исключение предметов (4-ый лишний). Исключение понятий. Установление последовательности событий.
Для изучения эмоционально-личностной сферы могут быть использованы: методика изучения половозрастной идентификации (Н.Л. Белопольской); тест Руки; контурный С.А.Т.Н. Метаморфозы. Исследование субъективной оценки межличностных отношений (СОМОР). Цветовой тест отношений (ЦТО). Графические тесты («Автопортрет», «Моя семья», «Портрет друга», «Кактус», «Несуществующее животное»).
По результатам самостоятельно проделанной работы студент-практикант составляет психолого-педагогическую характеристику и заключение на исследуемого ребенка с нарушением развития (см. Приложение № 4).
Готовит материал к медико-психолого-педагогической характеристике на конкретного ребенка с нарушением развития.
|
|
|
| 2. Оформление отчётной документации по практике.
Методические рекомендации:
В течение недели после окончания педагогической практики студенты сдают документацию по практике руководителю-методисту, к которому прикреплены студенты для проверки и оценки. (Оформление дневника педагогической практики, 4 протокола психологического обследования; 4 развернутые психологические характеристики детей с рекомендациями по организации психолого-педагогического сопровождения). Проверенную (и выставленной оценкой) документацию педагогом-психологом каждого коррекционного дошкольного учреждения. Документация по педагогической практике должна быть правильно оформлена в папке с описью (Приложение № 3)
|
|
|
| Заключительный этап педагогической практики
Тема: «Итоговая конференция по практике»
Методические рекомендации:
На итоговой конференции проводится отчёт студентов (Приложение № 5), а руководители-методисты практики делают сообщения об итогах педагогической практики.
Проводится самоанализ студентов. Обмен впечатлениями и мнениями по итогам практики. Анализ прохождения практики (выступления студентов). Заключающее выступление по итогам практики руководителя группы. Прием отчетной документации. Оформление индивидуальных оценок за практику студентов в ведомость.
Выясняются недочёты в организации и проведении практики, высказываются пожелания по совершенствованию проведения педагогической практики.
Оценка за практику выставляется руководителем-методистом после проверки всей документации на основании следующих данных:
-уровень теоретических знаний и практических умений студентов;
-качество и результативность занятий, степень самостоятельности при подготовке к ним;
-умение обследовать детей, оформлять результаты обследования;
-умение планировать индивидуальную работу;
-правильность оформления документации;
-дисциплинированность и активность студента;
-творческий подход к выполнению работы.
|
| ИТОГО:
| 60 ч.
| 2. ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
|