Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семестр обучения






Методические рекомендации по практике

В качестве педагога-психолога

Для студентов 5 курса

специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология»

семестр обучения

Целью педагогической практики в качестве педагога-психолога является воспитание профессиональных качеств личности, профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики практического психолога дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.

 

Задачи:

1. Уточнение, закрепление и расширение психологических знаний у студентов о контингенте специальных дошкольных учреждениях.

2. Обогащение опыта студентов по изучению и анализу психологической документации.

3. Формирование у студентов навыков психологического изучения детей, а также фиксация и обобщение данных, полученных в ходе обследования.

4. Ознакомление студентов с организацией психодиагностической и психокоррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.

5. Обучение студентов наблюдению за психолого-педагогическим процессом, учению анализировать полученные данные, осмыслению психологических фактов и явлений.

6. Ознакомление с координацией работы практического психолога с педагогическим коллективом с целью эффективного комплексного воздействия на ребенка.

7. Ознакомление студентов с формами работы персонала дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

8. Формирование у студентов умений и навыков разработки индивидуальных психокоррекционных программ и проведения занятий с детьми изучаемых категорий.

9. Изучение и обобщение передового психолого-педагогического опыта, овладение на базе полученных знаний основами психологического мастерства.

Для осуществления своей профессиональной деятельности детский практический психолог должен знать:

-Закон ПМР об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка;

-нормативную документацию по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты;

-основы фундаментальных наук о человеке, включающие философские, культурологические, морально-этические, правовые и анатома - физиологические знания;

-детскую (с основами общей) и специальную психологию;

-основы нейро- и патопсихологии с основными принципами восстановительного обучения;

-основы невропатологии, детской психиатрии и психосоматики;

-современные подходы и методы психологической диагностики отклонений в психосоциальном развитии ребенка;

-приемы психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работы, основы психотерапии;

-современные достижения в области отечественной и зарубежной науки в области теории и практики оказания психологической поддержки.

Профессиональные знания и умения, которыми должен владеть детский практический психолог, группируются вокруг главной задачи - гуманизации всей системы воспитания и образования, переходу от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития.

Детский практический психолог должен обладать необходимыми навыками для обеспечения полноценного психосоциального развития детей, их подготовки к школьному обучению при максимальном использовании потенциала, как самого ребенка, так и микросоциума.

В связи с этим детский практический психолог должен уметь:

-в контексте проблем детского возраста выделять психологический аспект, грамотно переформулировать практический запрос в психологическую задачу и подбирать средства для ее решения;

-проводить психологическое изучение детей с различными видами дизонтогенеза для решения психодиагностических и дифференциально-диагностических задач, включая навыки интерпретирования полученных результатов, написание психологического заключения;

-использовать данные психологической диагностики для определения типа учреждения и направленности коррекционно-воспитательного процесса в каждом конкретном случае проблемного развития;

-адекватно, относительно возраста ребенка, имеющейся психологической проблемы и вида дизонтогенеза, подбирать и использовать методы психологической коррекции;

-владеть навыками психопрофилактической работы с детьми, их родителями и специалистами дошкольных учреждений, включая владение методами активного обучения, методику творческого ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций;

-развивать в себе личностные качества, необходимые для работы с проблемными детьми, такими как эмпатия, отсутствие страха и брезгливости по отношению к детям с физическими и умственными недостатками; владеть навыками эффективной коммуникации, основанной на безусловном принятии человека и сотрудничестве;

-проводить организационную и методическую работу по пропаганде психологических знаний. В связи с этим детский практический психолог должен уметь квалифицированно принимать участие в работе ПМПК, организовывать преемственность в работе воспитателя, специального педагога и семьи, проводить пропаганду психологических знаний среди населения микросоциума.

В период педагогической практики в качестве педагога-психолога студенты знакомятся со специальной (коррекционной) организацией образования, изучают функциональные обязанности педагога-психолога, особенности организации и осуществления психологического процесса.

Педагогическую практику студенты специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» проходят в течение двух недель в десятом семестре в соответствие с графиком учебного процесса.

Подгруппа студентов-практикантов (от 4 до 8 человек) под руководством методиста кафедры находится в специальной (коррекционной) организации образования каждого вида по 2 дня, ежедневно по шесть часов. Студенты-практиканты в установленные сроки проходят медицинский осмотр и получают допуск к работе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. В первый день практики студенты участвуют в установочной конференции по практике. Во время практики выполняют весь объём работ, предусмотренный программой практики, тщательно готовятся к выполнению заданий практики, к проведению разнообразных форм психологической, диагностической, коррекционной работы с детьми и педагогами. Во время педагогической практики в качестве педагога-психолога студенты проводят не менее 4 психологических обследований детей и 4 развернутых психологических характеристик детей с рекомендациями по организации их психолого-педагогического сопровождения, которые оцениваются педагогом-психологом и руководителем-методистом педагогической практики.

Правильно и аккуратно ведут и всегда имеют при себе необходимую документацию студента-практиканта. По окончании практики на основе анализа проделанной работы студенты-практиканты оформляют отчёт по практике (титульный лист Приложение № 3) и участвуют в итоговой конференции по практике. В конце 2 дня практики в каждом учреждении педагог-психолог, заместитель директора по ОД и заведующая (директор) С(к)ОО оценивают практику студента (отлично, хорошо, удовлетворительно). Оформляют характеристику о работе студента в период педагогической практики в качестве педагога-психолога. В характеристике развёрнуто характеризуют все стороны деятельности студента: умения проводить психологическое изучение детей с различными видами дизонтогенеза для решения психодиагностических и дифференциально-диагностических задач, включая навыки интерпретирования полученных результатов, написание психологического заключения, а так же умения использовать данные психологической диагностики для определения типа учреждения и направленности коррекционно-воспитательного процесса в каждом конкретном случае проблемного развития. В конце характеристики должна быть выставлена оценка.

Все документы, которые затем студент будет сдавать на проверку в университет, должны быть подписаны педагогом-психологом, курирующим деятельность практиканта, а также заведующей (директором) С(к)ОО и заверены печатью соответствующей С(к)ОО.

Характеристика оформляется на бланке установленной формы. Бланк характеристики входит в пакет документов, выдаваемых студентам на установочной конференции. После прохождения практики студенты сдают документы по педагогической практике в качестве педагога-психолога на проверку руководителю-методисту педагогической практики. Перечень документов отражён в Пункте № 4 «Отчётная документация».


СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

№ тем № занятий СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Кол-во часов
    Подготовительный этап  
    Тема: «Установочная конференция».  
    1.В соответствии с графиком учебного процесса, студенты и групповые руководители-методисты по практике принимают участие в установочной конференции, которую организует и проводит курсовой руководитель практики. Студенты знакомятся с приказом и содержанием педагогической практики, формой организации работы, образцами отчётной документации, особенностями специальных (коррекционных) организаций образования, где будет проходить практика (учредитель, вид, руководитель, контингент детей).  
    2.Студенты консультируются с групповыми руководителями-методистами по педагогической практике. Согласовывают и уточняют регламент и содержание работы в специальных (коррекционных) организациях образования в соответствии с приказом распределения на практику.   Методические рекомендации: Студент ежедневно готовится к педагогической практике: - заполняет дневник практики, в котором фиксирует наблюдаемые формы работы педагога-психолога, отображаются все этапы практики; - определяет основные методы деятельности. Например, для диагностического обследования ребёнка определяет его цель, вид и приёмы, продумывает обстановку, особенности речи и определяет способы регистрации ответов. - уточняет свой индивидуальный план работы на следующий день.  
    Подготовительный этап (1 день педагогической практики в учреждении).  
    Тема: « Работа практического психолога в специальных дошкольных образовательных учреждениях ».  
    1. Структура психологической службы специального образования, функции каждого из звеньев. Должностные права и обязанности детского практического психолога. Взаимодействие практического психолога с другими специалистами - педагогами, медицинскими и социальными работниками. Специфика работы детского практического психолога в зависимости от типа (вида) специального дошкольного учреждения.  
    2.Знакомство с педагогом-психологом коррекционного учреждения, психологическим кабинетом, правилами внутреннего распорядка, особенностями организации психологического процесса, инструкцией по охране жизни и здоровья детей, особенностями работы медико-психолого-педагогической комиссии.   Методические рекомендации: Студенты-практиканты беседуют с педагогом-психологом учреждения и записывают основные данные: - Ф.И.О. педагога-психолога, возраст, стаж работы; - общие сведения о коллективе; - контингент детей, особенности родительского коллектива; - режим работы учреждения; -нормативно-правовые документы, обеспечивающие деятельность педагога-психолога; -особенности планирования и проведения диагностической, психоконсультационной работы. На основании полученных сведений составляют списки: - нормативно-правовые документы; - программно-методические документы; - документы, регламентирующие работу МППК. В ходе беседы с педагогом-психологом студенты-практиканты анализируют: - роль психолога в практической реализации научных достижений психологии и дефектологии в воспитательно-образовательном процессе; - взаимодополняемость позиций психолога и педагога в работе по развитию способностей, личностных качеств ребенка, а также при коррекции отклонений в развитии детей; -педагогический консилиум и психологическое консультирование как основные виды помощи психолога педагогу в профессиональном росте; - работу психолога, направленную на помощь педагогу в нахождении оптимального индивидуального стиля общения с детьми и коллегами, в предупреждении межличностных конфликтов в коллективе; - проблемы административного и профессионального подчинения детского практического психолога, его статус в педагогическом коллективе.  
    3. По согласованию с руководителем учреждения студенты-практиканты распределяются по коррекционным группам.  
    Тема: «Коррекционная группа как одно из звеньев, составляющих специальную (коррекционную) организацию образования».  
    1.Студенты знакомятся с воспитателем коррекционной группы. Записывают данные о нём (Ф.И.О., образование, стаж работы). Изучают его функциональные обязанности, отмечают специфику работы. Знакомятся с режимом работы группы, с контингентом детей. 2.Студенты наблюдают и анализируют деятельность педагога-психолога в коррекционной группе.   Методические рекомендации: Студенты организовывают беседу с воспитателем коррекционной группы о его должностных обязанностях. Изучают документацию воспитателя: годовой план работы, перспективный и календарный план, сетку занятий и т.п. Определяют, как в плане воспитателя отражено взаимодействие с педагогом-психологом. Затем проводят наблюдение и анализируют деятельность педагога-психолога в коррекционной группе. По результатам наблюдения студентам-практикантам необходимо определить, какими видами деятельности занимается педагог-психолог в коррекционной группе. Сравнить в последствие индивидуальные планы работы воспитателя коррекционной группы и педагога-психолога, сделать вывод об общих и отличительных особенностях профессиональной деятельности каждого.  
    3.Знакомство с воспитанниками коррекционной группы (наполняемость группы, данные о детях: возраст, из полных или неполных семей, из многодетных семей, когда поступили в С(к)ОО).   Методические рекомендации: Далее студенты-практиканты выбирают ребёнка для дальнейшего диагностического обследования и выявляют: - психологические новообразования возраста, типичные виды деятельности, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы как показатели уровня психического развития наблюдаемого ребенка; -психологические трудности ребенка без явлений дизонтогенеза, проявляющиеся в отдельных нарушениях аффективной и личностной сферы. Проводят с помощью педагога-психолога учреждения всесторонний анализ социальной ситуации развития с целью выявления зоны и содержания конфликта. Определяют диагностическую методику (после консультации с психологом) для дальнейшего психолого-педагогического изучения ребёнка с тем или иным нарушением в психофизическом развитии.  
    По результатам наблюдений студенты в дневнике делают аналитические выводы.  
    Консультация с групповыми руководителями практики.  
    1.Заполнение дневника практики, соответственно содержания работы.  
    2.Обсуждение и утверждение с групповыми руководителями индивидуального календарного плана прохождения практики.  
    Самостоятельная работа студента-практиканта в качестве педагога-психолога коррекционного учреждения по разработанному индивидуальному плану педагогической практики (2 день педагогической практики в учреждении).  
    Тема: «Цели, задачи и принципы психодиагностики детей со специальными образовательными потребностями. Тактика психологического обследования. Особенности проведения обследования детей разного возраста».  
    1. Студенты-практиканты самостоятельно проводят диагностическое обследование выбранного заранее ими ребёнка, используя системный подход к исследованию психосоциального и личностного развития ребенка. Студенты-практиканты придерживаются правил проведения тестового диагностического обследования. Определяют преимущества и недостатки применения стандартизированных методик в практике детского консультирования.   Методические рекомендации: Студент-практикант определяет методы изучения психики ребенка (наблюдение, беседа, эксперимент, анкетирование, метод тестов, применение методик). Выбирает методику и проводит изучение памяти, внимания, восприятия, мышления, речи ребёнка; изучение конструктивной, игровой, изобразительной деятельности. Заранее готовит оборудование для психолого-педагогического обследования. Намечает алгоритм консультирования. Разрабатывает либо использует, имеющийся у педагога-психолога учреждения протокол обследования (это может быть либо протокол обследования ребенка среднего дошкольного возраста описанием методик, либо протокол обследования старшего дошкольника с описанием методик). Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка студент-практикант может проводить с использованием методики Пьерона-Рузера; корректурных проб; счету по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте); методики В.М. Когана. Для исследования познавательной сферы и дифференциальной диагностики речевых нарушений могут быть использованы методики позапоминанию двух групп слов; по запоминанию 10 слов (по А.Р. Лурия); по запоминанию двух фраз. Исследование представлений о величине (на предметном уровне). Доски Сегена. Прогрессивные матрицы Равена. Предметная классификация. Методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет). Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву). Исследование опосредованного запоминания (пиктограммы). Разрезные картинки. Кубики Кооса. Исключение предметов (4-ый лишний). Исключение понятий. Установление последовательности событий. Для изучения эмоционально-личностной сферы могут быть использованы: методика изучения половозрастной идентификации (Н.Л. Белопольской); тест Руки; контурный С.А.Т.Н. Метаморфозы. Исследование субъективной оценки межличностных отношений (СОМОР). Цветовой тест отношений (ЦТО). Графические тесты («Автопортрет», «Моя семья», «Портрет друга», «Кактус», «Несуществующее животное»). По результатам самостоятельно проделанной работы студент-практикант составляет психолого-педагогическую характеристику и заключение на исследуемого ребенка с нарушением развития (см. Приложение № 4). Готовит материал к медико-психолого-педагогической характеристике на конкретного ребенка с нарушением развития.  
    2. Оформление отчётной документации по практике.   Методические рекомендации: В течение недели после окончания педагогической практики студенты сдают документацию по практике руководителю-методисту, к которому прикреплены студенты для проверки и оценки. (Оформление дневника педагогической практики, 4 протокола психологического обследования; 4 развернутые психологические характеристики детей с рекомендациями по организации психолого-педагогического сопровождения). Проверенную (и выставленной оценкой) документацию педагогом-психологом каждого коррекционного дошкольного учреждения. Документация по педагогической практике должна быть правильно оформлена в папке с описью (Приложение № 3)  
      Заключительный этап педагогической практики Тема: «Итоговая конференция по практике» Методические рекомендации: На итоговой конференции проводится отчёт студентов (Приложение № 5), а руководители-методисты практики делают сообщения об итогах педагогической практики. Проводится самоанализ студентов. Обмен впечатлениями и мнениями по итогам практики. Анализ прохождения практики (выступления студентов). Заключающее выступление по итогам практики руководителя группы. Прием отчетной документации. Оформление индивидуальных оценок за практику студентов в ведомость. Выясняются недочёты в организации и проведении практики, высказываются пожелания по совершенствованию проведения педагогической практики. Оценка за практику выставляется руководителем-методистом после проверки всей документации на основании следующих данных: -уровень теоретических знаний и практических умений студентов; -качество и результативность занятий, степень самостоятельности при подготовке к ним; -умение обследовать детей, оформлять результаты обследования; -умение планировать индивидуальную работу; -правильность оформления документации; -дисциплинированность и активность студента; -творческий подход к выполнению работы.  
ИТОГО: 60 ч.

2. ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.