Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология (вопрос 27)






АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА.

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда».

 

Понятие " адаптация" используется учеными в разных контекстах: - адаптация может выступать как естественное свойство организма, это собственно процесс приспособления, - результат этого приспособления, - цель, к которой стремится организм.

 

Наиболее точное использование слова " адаптация" - обозначение собственно процесса приспособления, а не его результата. Для обозначения результата адаптации лучше использовать термин " адаптированность". В первом случае лучше использовать " способность к адаптации".

Адаптация организма позволяет сгладить многие неприятные последствия резкого изменения физических и физиологических параметров существования. Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе " человек—среда".

Бернар первый сформулировал, что постоянство внутренней среды - условие любой жизни. В дальнейшем американский физиолог У. Кэннон развил эту теорию, он назвал идеальное состояние гомеостазом.

Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Идее гомеостаза способствовали технические достижения. Постепенно люди научились делать машины, деятельность которых саморегулировалась. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая устойчивая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние.

Выделяется поэтому в современной науке три уровня адаптации:

- физиологический,

- психический,

- социальный.

Психическая адаптация - это приспособление, в первую очередь, психических процессов: приспособление восприятия под окружающую действительность, приспособление памяти, речи, мышления... Биологически современный человек мало отличается от предков, которые жили несколько тысячелетий назад, но благодаря адаптации психических процессов к сложно структурированной современной действительности, мы способны, например, на восприятие огромного количества знаковой информации, способны на строго формализованные, абстрактные рассуждения.

Социальная адаптация - это приспособление к окружающим людям, особенностям межличностных отношений, групповой динамике, это умение управлять своим имиджем и т.п.
Функциональное состояние Н.Д.Левитов говорил о том, что всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Отражает особенности течения не всех, а отдельных психических процессов..

Функциональные состояния можно разделить между собой по разным основаниям:

1. Состояния личностные и ситуативные. Как мы знаем, люди работают не только с машинами и вообще техникой, но и между собой. Поэтому могут быть личностные функциональные состояния, например аффективные состояния у преподавателя, вызванные теми или иными педагогическими ситуациями, характером отношений с обучающимися. Ситуативные - те, которые не сводятся к личностным состояниям.

2. Состояния глубокие и поверхностные. Зависит от силы и влияния состояния на переживания и поведение человека. Может быть состояние легкого внимания, а может - глубокой концентрации, в которой происходит как бы отключение от окружающего мира.

3. Положительные и отрицательные состояния. Имеется в виду положительное или отрицательное влияние на труд работника. Апатия, например, отрицательное функциональное состояние, вдохновение - положительное.

4. Продолжительные и кратковременные состояния. Некоторые состояния могут длиться несколько минут, некоторые - несколько дней. Пример кратковременного состояния - удивление. Продолжительного - переутомление.

5. Состояния более или менее осознанные. Рассеянность как функциональное состояние обычно мало осознается, слабо рефлексируется. Состояние решительности, наоборот, всегда сознательно.

6. Установившиеся состояния и переходные. Пример установившегося состояния - переутомление, переходного - удивление. Как правило установившиеся состояния более продолжительны, нежели переходные.

7. Степень динамичности. Некоторые состояния весьма динамично меняются. Некоторые - нет. К первым можно отнести разного рода аффективные состояния. Ко вторым - состояния апатии, переутомления и т.п.

8. Психофизиологические и психические состояния. В возникновении первых большую роль играют психофизиологические механизмы (например утомления). Вторых - психические (например состояние решительности). Психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая — в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, потому что всегда сопутствуют друг другу.

Особенности функционального состояния у отдельного человека зависят от ряда факторов:
- свойств нервной системы,

- типа темперамента,

- общей эмоциональной направленности (излюбленных и нежелательных переживаний),

- способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов,

- степени развития тех или иных волевых качеств,

- владения техниками управления собственным психическим состоянием,

- интеллектуального развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.