Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достижения концентрации и самадхи






Глава 1 утверждает, что самадхи (Космического Сознания) могут достичь те, чья субстанция разума чиста и сконцентрирована. Глава 2 описывает средства достижения сконцентрированного состояния субстанции разума тех, чей ум беспокоен и рассеян.

1. тапа-свадхьяйешвара-пранидханани крийя-йога

тапас – тренировка чувств для самодисциплины и очищения

свадхья – изучение физики и метафизики с точки зрения самоанализа

ишвара-пранидхана – преданность " я" Высшему " Я", отождествление с Высшим Сознанием

крийя-йога – (суть) практические средства достижения концентрированного состояния субстанции разума

Аскеза, самообучение и преданность Богу составляют крийя-йогу.

Союз и отождествление с Космическим Сознанием не могут быть обретены тем, чей ум не очищен и не само дисциплинирован.

Душа в ходе бесчисленных рождений оказалась наполненной множеством загрязнений. Эту нечистоту нельзя устранить без тапаса – самодисциплины и очищения. Однако тренировка или самодисциплина должна быть ограничена дисциплиной " Я". Здесь под " свадхьяей" понимается, в частности, рецитация очистительных слов (таких, как Ом), изучение физики и метафизики, ведущее к анализу " я", и постоянное исследование разумной силы, которая действует в человеческом сознании как сила поощрения и наказания. Должна иметь место всецелая преданность индивидуального сознания Космическому Сознанию. Читта состоит из трех основных частей:

1.ум – манас;

2." я", эго – аханкара;

3.сверхсознание – буддхи.

Эти три части действуют гармонично и совместно называются читтой. Субстанция разума называется читтой, так как является центром проявления Чити, Высшего Сознания, Брахмана, Пуруши, " Я". Высшее Сознание проявляется во всех частях читты, но в буддхи оно проявляется в первую очередь и непосредственно. Из буддхи сознание нисходит в аханкару, а из аханкары в манас.

Развитие личности в количественном и качественном отношении зависит от степени проявления в читте Высшего Сознания. Космическое Сознание, которое отражается как принцип, вознаграждающий или наказывающий согласно добрым или дурным поступкам, называется Высшим Сознанием. Знает человек об этом или нет, но его развитие есть не что иное, как проявление и раскрытие этого Сознания. Благодаря академической учебе в школе и университете, посредством молитвы и поклонения в церкви и синагоге и в конечном счете путем концентрации, созерцания и медитации в самадхи человек раскрывает подсознательную читту и познает Высшее Сознание, которое имманентно и трансцендентно скрыто в существах в качестве центрального основания.

Согласно проявлениям сознания можно провести градации существования. В минеральном царстве сознание находится в спящем состоянии. В растительном мире оно проявляется как жизненная сила. В царстве животных сознание выступает как сила инстинкта. Наконец, в человеческих существах оно проявляется как сила мышления, рассуждения и постижения. Все части Природы управляются этим могущественным Принципом Сознания.

Свет и эфир не занимают пространства; у них нет веса, размера или формы. Следовательно, они не являются материей. Они суть проявления в материи, которая занимает пространство и имеет размеры и форму. Например, в электрической плите мы видим проявление света в форме тепла, наполняющего и пронизывающего объект, в котором оно проявляется. Аналогично, Высшее Сознание – вне времени, пространства, причины и следствия. Тем не менее оно проявляется в читте и пронизывает ее имманентно и трансцендентно. Эта энергия, которая вечно действует в читте как руководящая сила, называется Абсолютным Учителем. Раскрытие и исследование этого Высшего Сознания в психике должно быть главной движущей силой каждого человека. Преданность этой Высшей Психической Силе не означает, что человек должен ради нее прыгать из окна; это значит, что он должен избавиться от предвзятости и поддерживать открытость ума, чтобы это Сознание смогло действовать. Отождествление с Высшим Сознанием – другое название преданности. Преданность Высшей Силе, Абсолютному Учителю, прислушивание к Ишваре, спокойное слушание его голоса, отказ от всех индивидуальных предвзятостей и отождествление с этим Высшим Учителем называется " Ишвара-пранидхана".

* * *

В чем назначение крийя-йоги?

2. самадхи-бхаванартха клеша-тану-каранартхаш ча

бхавана – (для) осуществления

самадхи – союза и отождествления с Космическим Сознанием

артхах – с целью

клеша – помех, психических и физических расстройств и аффектов

тану – ослабления

каранартха – ради

ча – и

Крийя-йога предназначена для осуществления союза и отождествления индивидуального сознания с Космическим Сознанием и ради ослабления аффектов.

Крийя-йога вызывает положительные перемены в личности. Воспитание и тренировка субстанции разума подобна воспитанию и тренировке Детей. Крийя-йогу следует постоянно практиковать для того, чтобы устранить клеши (всё неблагоприятное) и обрести единение с Космическим Сознанием. Аффекты, ослабленные крийя-йогой, теряют свою силу, и ум больше никогда не затрагивается ими. Когда аффекты и препятствия ослаблены до крайней степени, они остаются в форме семени. Позже, посредством огня интуитивного знания Пуруши и пракрити, эти семена сжигаются, и ученик полностью освобождается от них. Когда субстанция разума полностью освобождается от аффектов, она отражает Абсолютный Свет Пуруши. Так человек приходит к раскрытию тождества с Высшим Сознанием.

* * *

Что такое клеша?

3. авидьяасмита-рага-двешабхинивеша паньча клеша

авидья – неведение, незнание, нереальное познание

асмита – эгоизм, индивидуализм

рага – привязанность, (материальная) любовь

двеша – отвращение, ненависть

абхинивеша – инстинкт жизни в противовес инстинкту смерти

паньча клеша – (суть) пять препятствий, аффектов

Неведение, эгоизм, влечение, отвращение, инстинкт жизни суть пять аффектов.

Все клеши (аффекты) – помехи, несущие страдания; они являются формами авидьи – ложного знания, не соответствующего реальности. Они есть результат неправильного восприятия; все они иллюзорны и вызваны ошибочной интерпретацией. Клеши ведут личность по направлению к низшей природе, которая приносит новые напасти. Так движется их порочный круг.

* * *

Ложное знание (авидья) – главная причина всякого страдания.

4. авидья кшетрам уттарешам прасупта-тану-виччхиннодаранам

авидья – неведение, ложное знание

кшетрам – (есть) поле

уттарешам – других (эгоизма, привязанности, отвращения, инстинкта смерти)

прасупта – (будь они) спящими

тану – ослабленными

виччхинна – преодоленными, замещенными

ударанам – расширившимися, действующими в полную силу

Неведение является плодородной почвой для других четырех, будь они спящими, ослабленными, преодоленными или расширившимися и действующими в полную силу.

Что такое " спящие аффекты"? Это существование карм как потенциальной способности в форме семян, способных прорасти в подсознательной форме субстанции разума. Семя кармы прорастает и дает побег в подходящее время года, на пригодной почве и при наличии влаги – т.е. в благоприятных условиях, соответственно времени, месту, причине, следствию и личности. У человека, обладающего знанием различия между Пурушей и пракрити, ростки аффектов сжигаются. Поэтому, несмотря на наличие подходящей среды и ситуации, они не вступают в деятельность. О мудром человеке, чьи клеши сожжены, говорят, что он родился в Пуруше, Брахмане. Это – психологическое рождение. Хотя сила семян разрушена и они не пробуждаются даже тогда, когда перед ними предстает какой-нибудь объект, такое состояние входит в число клеш. Подобная спячка есть потенциальная форма семян кармы и подразделяется на два класса:

1.семена, ожидающие благоприятной ситуации, чтобы пустить побеги;

2.сожженные семена, которые не могут пустить побеги даже в благоприятных условиях.

Аффекты, препятствия, помехи и страдания ослабляются. Они преодолеваются путем взращивания противоположных впечатлений, тенденций и привычек. Они прячутся, когда замещаются или преодолеваются другими аффектами, и появляются вновь и вновь согласно ситуации. Например, во время прилива любви деятельность гнева не наблюдается. Другими словами, гнев не возникает, если пришла в действие любовь.

Таким образом, гнев и любовь могут находиться в любом состоянии – спящем, ослабленном, замещенном или деятельном. Полностью деятельное и активное состояние (удара) – такое, в котором психические силы вместе с физиологическими силами нашли полное проявление в каком-либо объекте.

Так как они приводят к страданиям, то и становятся напастями, хотя и различными по своему характеру. В соответствии с благоприятными или неблагоприятными ситуациями всякое страдание может быть спящим, ослабленным, замещенным чем-то или – полностью деятельным и активным.

Все аффекты суть модификации и видоизменения авидьи (неведения). Авидья пропитывает все клеши, которые проявляются согласно количественному и качественному проявлению авидьи. Они существуют параллельно авидье (ложному знанию) и исчезают, когда исчезает авидья.

* * *

Что такое авидья?

5. анитьяшучи-дукханатмасу нитья-шучи-сукхатма-кхьятир авидья

анитья – (видеть в) невечном

ашучи – нечистом

дукха – приносящем боль

анатмасу – в не-" Я"

нитья – вечное

шучи – чистое

сукха – приносящее наслаждение

атма-кхьяти – самопознание

авидья – (есть) неведение

Неведение есть принятие невечного за вечное, нечистого за чистое, приносящего боль за приносящее наслаждение и " не-Я" за " Я".

Первой фазой авидьи (неведения) является принятие невечного за вечное; например, когда человек считает, что земля вечна, что твердь небесная с Луной, планетами, Солнцем и звездами неизменна, что боги бессмертны.

Вторая фаза – это когда человек считает чистыми нечистые вещи, например, тела противоположного пола, лживость, воровство. Сюда включается ощущение чистоты в теле, которое нечисто по своему положению, происхождению, процессу поддержания и разрушения. Необходимость в постоянной его очистке подтверждает, что оно находится в нечистом состоянии.

Высказывания типа " Ты величественна, как Луна; твои члены – мед и нектар; твои глаза сверкают как молнии, они большие и восхитительные, как лепестки голубого лотоса; ты кажешься рожденной Луной" – это просто поэтические описания, и они хорошо демонстрируют, как нереальное познание нетренированного ума видит чистое в нечистом.

Третья фаза – когда болезненные вещи считают доставляющими наслаждение; потворство чувствам.

Четвертая фаза – принятие недуховного за духовное. К этому же классу относится видение " Я" в том, что не есть " Я". Внешние аксессуары, будь они чувствующие или нет, тело, являющееся инструментом наслаждения, и ум, выступающий как инструмент " Я", Пуруши, суть проявления " не-Я". Мнение, что что-нибудь из этого или все это есть " Я", называется авидьей. Те, кто верят, что ум и тело – объективные сути – являются " Я", и радуются их росту, считая, что это влечет за собой процветание " Я", – приобретают страх смерти. Они начинают тревожиться, когда состояние тела ухудшается и умственные способности уменьшаются, считая это несчастием для " Я".

Эти четыре вида випарьяйи (ложных мнений) именуются авидьей.

Авидье прямо противоположна видья, знание вещей такими, какие они есть, в то время как авидья (незнание) состоит в том, что человек знает вещи не такими, какие они есть. Незнание питает инстинкт смерти.

* * *

Приводится описание эгоизма.

6. дриг-даршана-шактйор экатматевасмита

дриг – субъективная энергия сознания, Зрящий

даршана – объективная инструментальная способность видения

шактйа – энергия

экатмата ива – словно едина

асмита – (это есть) эгоизм, индивидуализм

Эгоизм – это кажущееся тождество субъективного Зрящего с объективными инструментами зрения.

Пуруша суть субъективная энергия Сознания, а читта (субстанция разума) есть объективная инструментальная способность видения. Поверхностное впечатление, будто эти две энергии тождественны, называется асмитой (эгоизмом).

* * *

Приводится описание раги.

7. сукханушайи рага

сукханушайи – то, что влечет к наслаждению

рага – (есть) любовь и привязанность

Рага – то, что сопутствует наслаждению.

Стремление обладать объектами, погоня за наслаждениями и средствами их достижения, охваченность воспоминаниями о наслаждении – называется любовью и привязанностью.

* * *

Описание двеши (ненависти, отвращения).

8. дукханушая двеша

дукханушая – то, что вызывает отталкивание вследствие боли

двеша – (есть) ненависть и отторжение.

То, что сопутствует боли, называется ненавистью и отторжением.

Сопротивление страданиям и тому, что его вызывает, есть ненависти, отторжение.

* * *

Приводится описание инстинкта жизни (абхинивеша), противоположного инстинкту смерти.

9. сва-раса-вахи видушо'пи татха рудхо'бхинивеша

сва-раса-вахи – проистекающий из себя

апи – даже

видуша – мудрец

татха рудха – так укоренен

абхинивеша – инстинкт жизни, противоположный инстинкту смерти

Инстинктивный страх смерти присущ всем, даже мудрому.

Всем живым существам свойствен инстинкт жизни, противостоящий инстинкту смерти. Инстинкт жизни не может существовать в том, кто не испытал природу смерти. Посредством этого инстинкта проявляется опыт прошлых жизней. Такова клеша инстинкта жизни, который поддерживается сам собой.

У каждого живого существа есть инстинкт любви к жизни и инстинкт страха смерти. Возникновение этих любви и страха нельзя объяснить на основе знаний, полученных в данной жизни посредством органов чувств или на основе услышанной или умозрительной информации. Наличие такого опыта приводит к мысли, что страдания смерти уже были испытаны в прошлых жизнях. Эту силу инстинкта жизни, противостоящую инстинкту смерти, можно видеть даже в одноклеточных существах. Такое подсознательное впечатление, являющееся результатом страха смерти, есть как у разумных, так и у невежественных людей.

* * *

объясняется, как преодолеть эти клеши.

10. те пратипрасава-хея сукшма

те – эти (пять аффектов)

пратипрасава-хея – то, что должно быть преодолено путем обратного движения

сукшма – (пока они не станут) тонкие, в форме семени

Эти (клеши) можно победить, растворив их в причинном состоянии.

Названные пять аффектов в разных своих состояниях – дремлющем, ослабленном, замещенном и полностью активном и деятельном – должны быть преодолены путем растворения их в их причине.

Сознательное состояние субстанции разума есть единственное состояние, в котором возникают конфликты, боль и страдание. В бессознательном или подсознательном состоянии субстанции разума все это совершенно не конфликтует, а лежит там бок о бок в условиях полного равновесия космических сил. В таком непроявленном состоянии (авьякте) клеши не могут вывести из равновесия субстанцию разума. Поэтому нужно изменить направление их движения и погрузить их в причинное состояние.

Во время медитации аффектам не позволяется входить в сферу сознания и памяти, поэтому они возвращаются в бессознательный, подсознательный ум, где остаются в форме семени. Когда действие клеш приостановлено и они находятся в семенной форме, их легко разрушить. Когда они сжигаются в виде семени посредством самадхи (союза и отождествления с Космическим Сознанием), субстанция разума йога освобождается от них.

Этот процесс попятного движения есть не что иное, как неделание Того, что делалось раньше. Человек, оказавшийся в горящем доме, Должен покинуть его через любой выход. Посредством обратного движения " я" должно войти в " Я", а субстанция разума должна снова войти в пракрити (Верховную Природу). Нет другого пути преодоления конфликтов и страданий. Человеческое усилие не может преодолеть их, так как их истинная форма не находится на уровне сознательного состояния субстанции разума. Такое обратное движение включает в себя механизм подавления и вытеснения, известный современной психологии.

Тонкие и потенциальные санскары (впечатления) пяти клеш (аффектов) впоследствии проявляются в грубой форме. Поэтому нужно обрести власть над тонким состоянием санскар, посредством света Пуруши, Брахмана, погрузив индивидуальную читту в ее причину – Космическую Читту. Образование психического механизма, психического действия и противодействия, является бессознательным феноменом, но причины образования подсознательного или бессознательного состояния читты исходят из сознательного состояния субстанции разума. Следовательно, благодаря познанию Пуруши весь подсознательный, бессознательный ум может быть просветлен светом Пуруши, что с корнем вырвет все санскары.

* * *

Как преодолеть грубые изменения и следствия пяти клеш.

11. дхьяна-хеяс тад-вриттая

дхьяна-хея – то, что должно быть преодолено посредством психологического анализа и самоанализа с помощью медитации в самадхи.

тат – их

вриттая – грубые изменения и следствия

Их грубые модификации и следствия должны быть преодолены посредством психологического анализа и самоанализа в медитации.

Медитация – одно из действенных средств контроля за возникновением таких грубых волн. Грубые модификации ослабляются посредством крийя-йоги, а будучи ослаблены, они становятся бездейственными и разрушаются светом Высшего Сознания. Как из одежды сначала стряхивают грубую грязь, а потом удаляют тонкую грязь в прачечной и химчистке, так и для противодействия грубым изменениям нужны лишь небольшие усилия, тогда как потенциальные флуктуации требуют мощного противодействия.

* * *

Если эти аффекты не разрушены, они будут накапливаться в бессознательном состоянии субстанции разума и станут причиной страданий в этой жизни или в следующей.

12. клеша-мула кармашайо дриштадришта-джанма-ведания

клеша-мула – результат совокупности аффектов, склонностей, подавленных стремлений и привычек

кармашая – (находится в) хранилище карм (в подсознательном состоянии субстанции разума)

дришта адришта джанма ведания – восприятие страдания, болезненного опыта в этом рождении и в следующем

Хранилище карм, которое является коренной причиной страданий, наслаждений и всех бед, приносит все виды опыта нынешней и будущей жизни.

Хранилище карм находится в бессознательной, подсознательной субстанции разума. Истоком этого латентного отложения карм являются аффекты. Его результат проявляется в разных страданиях этой жизни и будущих рождений.

В подсознательном уме хранятся как дурные, так и хорошие кармы. Их действие ощущается в этой жизни и будет ощущаться в будущих. Хорошие кармы из этого хранилища, вложенные в него в результате интенсивных и энергичных очистительных действий, медитации, повторения мантр и сопровождающиеся преданностью и любовью к Ишваре, великим провидцам и другим учителям, обладавшим великим могуществом, созревают и дают плод сразу. Очень дурные кармы также созревают и дают плод сразу.

Тот, кто посредством медитации и самадхи разрушил хранилище аффектов, не испытывает страданий ни в этой жизни, ни в следующей.

Что бы человек ни думал, какую бы работу он ни выполнял, это сопровождается изменениями в его субстанции разума. После того как мысли или действия пришли к концу, изменения ума в форме тонких впечатлений уходят в бессознательное хранилище. В процессе воспоминаний эти тонкие впечатления снова выходят на сознательный план. Иногда впечатления так глубоки, что поднимаются с трудом. Таким образом, все мысли и все действия, хорошие или дурные, опускаются вниз, становятся тонкими и откладываются в хранилище. Эти запасенные впечатления составляют личность индивидуума. Сознательная жизнь человека есть не что иное, как постепенное и хронологическое проявление этих карм в соответствии с окружением, в котором человек живет.

Как паук выпрядает паутину из собственной субстанции и опутывается ею, так и человек спроецировал из собственной субстанции (субстанции разума) эту сеть тела и оказался опутан ею. Однако посредством практики медитации можно изменить расположение молекул таким образом, что больше не будет страданий, и трансформировать свое тело в божественное.

Когда человек действует через сеть тела, это похоже на посылку электрических импульсов по проводам. А когда человек действует напрямую, это похоже на беспроводную связь. Психическое электричество, освобожденное от телесных ограничений, может быть моментально послано в любую часть Вселенной. Психическая энергия – это высшая из всех доступных энергий. Ум способен послать психическое электричество в любую часть Вселенной, но в нетренированном состоянии, из-за того что он включен в сеть нервных токов, ему это не под силу. Когда посредством дисциплинирования психики это ограничение преодолевается, ум может действовать во всей Вселенной без помощи нервной системы. Если человек способен действовать как с помощью тела, так и без него, смерть не имеет для него значения и он получает освобождение.

Строение тела зависит от танматр, атомов и молекул, и оно может меняться в зависимости от побуждений и практики. Человек забыл свое предназначение и стал автоматической машиной. Если он сможет познать процесс размещения молекул, атомов и танматр, то будет способен сформировать свое тело и ум согласно своей силе воли. Каждый человек является творцом собственного тела. Приобретя реальное господство над этим процессом, он сможет омолодить свои тело и ум и обнаружит свое тождество с Владыкой Вселенной.

Способность проникать во что-то есть неотъемлемое свойство энергии ума. Посредством этой способности мы познаем окружающий мир. В состоянии порабощенности проницательная сила ограничена и – в соответствии с этим ограничением – ограничено также и знание. Когда благодаря медитации сила инерции, ответственная за непроницательность, преодолевается с помощью энергии раджаса и это приводит к саттве (сознательной энергии), препятствия течению проницательной мощи субстанции разума устраняются и ее поле становится бесконечным.

* * *

Каковы будут последствия, если хранилище карм не разрушено?

13. сати муле тад-випако джатьяюр-бхога

сати – (если хранилище карм) существует

муле – в (качестве) корней

тат випака – его созревание (приведет в результате)

джати аюр бхога – (к) форме жизни, длительности жизни и опыту наслаждения и боли

До тех пор, пока есть корень (хранилище карм), будет и плод – в виде рождения в каком-либо теле, определенной продолжительности жизни и различных видов опыта.

Хранилище латентных карм действует соответственно накопленным аффектам. Если все клеши выкорчеваны, это хранилище карм прекращает давать ростки страдания и боли – как шлифованный рис не может прорасти. Плодоношение латентных карм приносит три результата:

1.определенную форму жизни;

2.время жизни;

3.опыт жизни.

Вызывает ли одна карма (следствие одного поступка) одну жизнь или же несколько жизней? Вызывают ли несколько карм одну жизнь? Одна карма не может вызвать одну или несколько жизней, так как в таком случае не было бы регулярной последовательности в плодоношении нынешних действий и те, кто перегружен кармами, никогда не могли бы действовать. По той же причине одна карма не может быть причиной многих жизней.

Хранилище карм собирает все хорошие и плохие действия на протяжении всей жизни от рождения до смерти, и оно включает в себя все разнообразные виды действий. Вследствие этого причиной следующего за смертью рождения становится кармашая, вмещающая в себя кармы всей жизни. За всеми этими кармами стоит единый реальный деятель – субстанция разума. Таким образом, жизнь представляет собой непрерывную цепочку. Смерть вовсе не означает разрыва непрерывности жизненной силы. Она представляет собой резюме предыдущей главы жизненного процесса, которая становится ядром следующей главы. Смерть сама является определенным процессом жизненной силы – иначе жизнь не имела бы смысла. Если бы всё оставалось в статическом состоянии, то биологическая жизнь прекратилась бы. Совокупность энергии во Вселенной не сотворяется и не уничтожается. Переход в проявленное состояние называется созиданием; уход в инволюцию называют смертью. Никакая вещь не сотворяется. Все вещи создаются.

Изменение расположения и размещения молекул, атомов, танматр называется жизнью и смертью. Когда заранее устроенная конструкция молекул и т.д. распадается, это называется смертью. Когда они организуются в новую конструкцию, это называется рождением или эволюцией жизни.

Эта эволюция и инволюция жизни зависит от качества и количества накопленных карм. Состояние жизни, время жизни и жизненный опыт являются результатом конфигурации танматр, атомов и молекул, что в свою очередь зависит от хранилища карм.

* * *

Все кармы, впечатления и привычки коренятся в клешах, которые являются латентными отложениями в хранилище карм, в бессознательном, подсознательном состоянии субстанции разума. Эти клеши и кармы, действуя через посредство подсознательного состояния субстанции разума, приносят результат в виде той или иной формы жизни, продолжительности жизни и жизненного опыта. А каковы результаты жизни в той или иной форме, на протяжении определенного времени с конкретным жизненным опытом?

14. те хлада-паритара-пхала пуньяпу нья-хетутват

те – они (состояния жизни, время жизни, опыт жизни)

пхала – (приносят) результаты (в виде)

хлада – наслаждения

паритара – страдания

хетутват – по причине

пунья – добродетели

апу нья – порока

Они приносят результат в виде материального наслаждения и страдания согласно количеству добродетели и порока.

* * *

Обычные люди счастливы, когда испытывают материальные наслаждения. В разгаре наслаждений они не чувствуют страданий. Подобным образом животные, находясь на бойне и видя как забивают их сородичей, все же наслаждаются той едой, которую им дают, не понимая, что приближается и их конец. Однако йог чувствует боль даже в материальных наслаждениях. Почему?

15. паринама-тапа-санскара-дукхаир гуна-вритти-виродхас ча дукхам эва сарвам вивекина

паринама-тапа-санскарадукхаи – (является) болью, связанной с изменением, беспокойством, латентными отложениями в подсознательном уме

ча – и

гуна-вритти-виродха – по причине противоречивого функционирования гун

дукхам эва – несомненно, болезненное страдание

сарвам – (находится во) всем (материальном наслаждении и боли)

вивекинах – для различающего

Способный различать осознаёт, что всё ведет к страданиям из-за изменений, беспокойства, прошлых впечатлений или конфликта свойств трех гун.

С точки зрения просветленного, всякое материальное наслаждение и страдание несет боль, потому что всякая вещь приносит страдания либо в виде изменения, последствия, либо в виде предчувствия утраты счастья, либо в виде желания, возникающего от впечатлений испытанного материального счастья в результате противодействия космических сил.

Индивидуальность зависит от противоречивого течения космических сил. Космические силы управляют энергией ума. Гармония индивидуальных и космических сил порождает счастье. Когда индивидуальные силы становятся сильнее, они действуют в оппозиции к космическим силам, противостоят им, и этим укрепляют индивидуальность. Такое укрепление индивидуальности означает отделение индивидуума от остальной части космоса. Отделение от Реальности нарушает равновесие субстанции разума и выливается в несчастье и страдание.

Четырьмя причинами укрепления индивидуальности и отделения индивидуального разума от Космической Читты являются:

1.Изменение и его последствия. Человек, желая удовольствий, наслаждается определенными объектами и из-за этого привязывается к ним. Становясь привязанным, он ввергается в пучину страданий. Его можно сравнить с тем, кто, боясь укуса скорпиона, оказывается укушенным змеей. Невозможно часто наслаждаться объектами, не навлекая на себя последствий – привычек и привязанностей. Повторные наслаждения формируют привычку ума, которую называют навязчивой тенденцией и навязчиво-принудительной личностью. Все, что повторяется без контроля за телом и умом, является результатом навязчиво-принудительной личности. Такое принуждение к повторению приносит не наслаждение, а психическое расстройство. Оно есть результат повторения наслаждения, которое порождает в личности дегенеративные изменения.

2.Тревога, связанная с удержанием объектов желания и наслаждения, а также с устранением их разрушительных последствий. Она порождает многочисленные изменения в субстанции разума: депрессию, страх, навязчивые реакции и т.п. Беспокойство является главной причиной психоневротических расстройств.

3.Болезненность санскар (впечатлений). Наслаждения ушли, но память о них осталась, и это насильно уводит человеческий ум от контакта с реальностью и погружает его в нереальный мир.

4.Результат всех этих трех причин – гуна-вритти-виродха. Это означает, что субстанция разума движется от контакта с реальностью к контакту с нереальностью, от истины к не истине, от света к тьме, от анализа " Я" к анализу " не-я". Человек рожден для анализа " Я". Удовлетворять свои чувства можно в любой форме жизни. Но те, кто рожден не в человеческих телах, не могут анализировать " Я". И все же из-за движения ума к несущим мирское наслаждение объектам чувств человек теряет такую благоприятную возможность. Если человек старается постичь " Я", его жизнь становится вратами к небесам, но если он занимается анализом " не-я", его жизнь – преддверие ада. Если ум движется по направлению к нереальности, он питает индивидуальность и человек отделяется от своей космической формы. В таком случае естественный поток сознания ведет космический поток гун от космической формы человека к его индивидуальной форме.

Таково вечное течение болезненных влияний, которого опасается лишь мудрый. Почему только мудрый? Потому что мудрый в данном случае имеет такую же чувствительность, как глаз. Шерстинка, попав в глаз, причиняет ему боль простым соприкосновением с ним, но не причиняет никакой боли, если коснется ладони. Просветленный человек подобен глазу, а непросветленный подобен ладони. Материальное наслаждение и боль подобны шерстинке.

" Я" и " мое" в отношении к вещам, которые следует оставить в стороне, становится главным побуждением эгоистического человека. Он вновь и вновь рождается в этом полном несчастий мире. Все хотят наслаждаться и не страдать. Однако осуществить эти желания не удается, так как, взявшись за один конец, люди автоматически притягивают к себе и другой. Йог в мире существ, окруженных вечным потоком страданий, обращается за прибежищем к истинному знанию, приносящему избавление от всех несчастий. Йога не вводят в заблуждение миражи, которые обманывают других людей.

Эти четыре силы заставляют бессознательный ум приближаться к миру, который подобен позолоте, покрывающей реальность. Человек получает удовольствие от этой позолоты и не стремится снять ее, не стремится найти Запредельную Реальность. Фундаментальной причиной этих четырех сил является неведение, незнание, которое питает мирской ум. Средством разрушения неведения есть истинное познание Пуруши.

Как в медицине есть четыре раздела – учение о болезнях, о причинах болезней, о здоровье и о причинах здоровья – так и учение йоги состоит из четырех разделов:

1. сансара (мир множественности);

2.причины сансары (множественности);

3. мокша (освобождение, нирвана);

4.причины нирваны.

Мир множественности полон боли и страдания. Причиной множественности мира является неведение относительно Пуруши и пракрити. Прекращение всякого страдания есть мокша, нирвана. Правильное знание является причиной устранения всех страданий.

Эта система разбивается на четыре раздела: 1) страдание, 2) причины страданий, 3) нирвана, мокша, кайвалья, 4) причины нирваны. Ниже описывается страдание.

16. хеям дукхам анагатам

хеям – то, что можно устранить

духкхам – боль, страдание

анагатам – не наступившее

Не наступившего еще страдания можно избежать.

Страдание, которое уже было и прошло, не подпадает под то, чего можно избежать. Боль, которая присутствует сейчас, не попадает в перечень того, чего можно избежать, так как она уже находится в действии. Ее действие можно уменьшить посредством медицины и медитации. Поэтому боль, которая еще не пришла, – единственная, которая беспокоит йога, чувствительного как глаз. Она не беспокоит непросветленных людей.

Та боль, которая еще не пришла, в действительности уже присутствует в бессознательном, подсознательном состоянии субстанции разума. Она еще не пустила ростки из своего семени. Поэтому ее можно выкорчевать посредством психологического анализа. Боль, которая находится в действии, сравнительно незначительна, но боль, которая должна прийти в будущем, сильна, чревата серьезными последствиями и сравнительно долговечна. Если ее не искоренить, она впоследствии выльется в череду жизней, полных страданий. Поэтому такого страдания следует тщательно избегать.

* * *

Следующий афоризм описывает причину страдания.

17. драштри-дришьяйо санйого хея-хету

хету – причина;

хея – (боли), которую можно устранить

санйога – единение

драштри – " Я"

дришьяйо – с " не-я"

Причиной страдания, которое может быть устранено, является отождествление зрящего (субъекта, познающего) со зримым (объектом, познаваемым).

Кто же такой этот познающий или зрящий? Это – " Я" человека, Пуруша. Что такое зримое, объект, познаваемое? Это – вся проявленная

Вселенная, начиная с ума и заканчивая грубой материей. Познающий, Пуруша, Сознательный принцип, распознает отражение читты, которая есть materia radica – космическая корневая субстанция – всех объектов. объекты не накладываются на субстанцию разума и не находятся внутри нее; когда субстанция разума посредством чувств входит в контакт с объектами, она принимает их формы. Субстанция разума трансформируется в объекты. Эта тонкая танматрическая трансформация отражается в Пуруше, и Пуруша отражается в ней. Результатом такого взаимоотражения является " я". Таким образом, в сфере относительности знание Пуруши является опосредствованным и непрямым. Человек познает свой дух не посредством духа, а разными путями через проявления материи.

Когда мы говорим, что такой-то человек жив или мертв, наше утверждение основывается на движении или неподвижности органов его тела. Движение сердца или легких является признаком жизни; их неподвижность является признаком смерти. Утверждения " Я мыслю", " Я существую", " Я чувствую" указывают на субстанцию разума, действующую посредством чувств. Отражение этой деятельности в Пуруше является причиной " я". Во всех предложениях объекты меняются, но Пуруша, " Я", присутствует неизменно. Таким образом, познавательная деятельность " Я", Пуруши, осуществляется через посредство читты.

Допустим, у человека спрашивают: " Ты жив? ". Он отвечает: " Да". Если у него спросят, откуда он знает это, его ответ будет помещен в рамки внешнего мира: он узнаёт свой дом, друзей и т.п. Внимательно рассмотрите эти утверждения. Он доказывает свою живое состояние, свое существование не посредством духа, а через материю и окружающие его материальные объекты. В сфере относительности невозможно прямое знание " Я".

Поведение субстанции разума в присутствии Пуруши напоминает железный предмет, помещенный рядом с магнитом. Одного присутствия Пуруши достаточно, чтобы весь механизм субстанции разума пришел в движение. Благодаря своей познающей способности читта становится собственностью владыки, Пуруши, который по природе обладает способностью познавать. Пуруша становится агентом наслаждения и попадает в зависимость, хотя по своей реальной природе независим и стоит выше всякого наслаждения. Его природа совсем другая, чем у читты, но, отождествившись с ней, он ведет себя так, словно является субстанцией разума.

Это отождествление Пуруши с субстанцией разума является причиной всего относительного существования и всех страданий. Отказавшись от такого отождествления, Пуруша воспринимает свою беспредельную свободу, в результате чего все страдания прекращаются. Например, подошва ноги обладает способностью быть проколотой, а колючка обладает способностью прокалывать. Чтобы избежать страданий, человек будет избегать наступать на колючку или будет наступать на колючку только тогда, когда нога обута.

Тот, кому известна ложность отождествления " Я" с " не-я", устраняет его и становится вечно счастлив. Пуруша, " Я", есть Чистое Сознание, Чистое Бытие и Высшая Реальность. Лишь из-за отражения, в соединении с внешними объектами, он кажется ощущающим боль и наслаждение.

* * *

Что такое дришья, объект?

18. пракаша-крийя-стхити-шилам бхутендриятмакам бхогапаваргартхам дришьям

шилам – (имеющий) природу, свойство

пракаша – озарения

крийя – движения

стхити – инерции

атмакам – по своей сути

бхута – элементы

индрия – чувств

бхога – опыт

апаварга – (и) освобождение

артхам – цель

дришьям – видимое, Вселенная, пракрити

Видимое имеет природу озарения, движения, инерции и состоит из элементов и чувств, а его цель – опыт и освобождение.

Задача объективного мира Природы состоит в том, чтобы позволить субъекту получить опыт Высшей Реальности и избавиться от нереальности и предрассудков. Имеющий природу озарения, движения и инерции объективный мир составлен из атомов и элементов, а также из энергий ощущения, действия и мысли.

Весь объективный проявленный мир есть продукт фундаментальных космических сил (гун):

1. саттвы – протонной силы, которая имеет природу озарения;

2. раджаса – энергии, которой свойственна природа движения и активности; она является электронной силой;

3. тамаса – нейтронной силы, инерции, чья природа – равновесие и пассивность.

Эти фундаментальные космические силы взаимозависимы, взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Они всегда эволюционируют, сочетаются и разъединяются. В силу сочетания гун проявляется объективная Вселенная. Ни одна из этих сил, будучи соединенной с другими, не теряет своей отличительной особенности – даже если в каком-либо явлении одна из них является главной, а две другие подчиненными. Эти космические силы действуют повсюду, но на организм индивидуума они действуют через посредство субстанции разума. Они образуют как индивидуальную, так и космическую личность.

Эти силы движутся, и их способности проявляются благодаря Пуруше. Пуруша – словно магнит, который притягивает космические силы. Высшим источником этих космических сил является прадхана, пракрити, Верховная Природа, в которой они пребывают не проявляясь, в полном равновесии, но с внутренним динамическим движением. Всю эту Вселенную, пракрити, называют " дришья". Она состоит из космических сил, субстанции разума, сверхатомных принципов, называемых танматрами, атомных и физических проявлений, формации сенсорных и моторных органов и способностей ощущения, действия и мышления.

Конечная цель этой Вселенной, объективного космоса – привести человеческое сознание посредством опыта от индивидуальности к универсальности и в конечном счете – к Пуруше, Брахману. Человеческое эго не обладает знанием собственной высшей природы. Однако с помощью тела, чувств и проявленной Вселенной оно достигает высшей реальности Чистого Сознания, Бытия и Блаженства.

Человеческое сознание систематически анализирует проявленную Вселенную – это похоже на математический вывод из заданных ключевых посылок. Посредством этих посылок сознание приходит к заключению, которое не было заранее дано. Каждая математическая проблема имеет две части:

1.заданные посылки;

2.поиск ответа посредством правильного использования этих посылок.

Каждый вопрос должен содержать эти две части. Если даны и посылки, и ответ, то нет никакого вопроса, так как нечего решать. Если сформулирован вопрос, но не даны предпосылки или исходные пункты, то он не может быть решен. В математических уравнениях имеет место определенное соотношение между посылками и ответом. Из исходных данных можно найти ответ.

Проявленная Вселенная подобна математической посылке для нахождения ответа на вопрос о том, какова реальная природа индивидуума и в чем состоят космические проблемы. Она предохраняет эго от поверхностных выводов и крайностей ложного мышления. Факты, предоставленные нашей внешней и внутренней природой, не могут ввести нас в заблуждение, если мы исследуем их критически и серьезно. Если человек игнорирует эти факты, он может попасть в бесконечный океан суеверия.

Главное назначение проявленной Вселенной – вести сознание от дживатмы (индивидуального " я") к Праматману (Брахману, Космическому " Я") посредством опыта и освобождения от низшей природы.

Человеческое сознание представляет собой смесь " Я" с " не-я". Оно отождествляется то с " Я", то с " не-я". В основном оно отождествляет себя с Природой и забывает, что является чистым и бесконечным. Высшая Реальность, Пуруша, есть Чистая Любовь, Чистое Бытие и Чистое Знание. Человек не просто любит, знает или существует; любовь, знание и бытие являются его сущностной природой. Они являются не качествами " Я", а его сущностью.

Будучи вовлечено в пракрити, человеческое сознание не может достичь высшей природы без анализа посредством пракрити природы Всевышнего, Пуруши. Когда посредством данных человеку исходных посылок Природы, т.е. посредством тела, чувств, субстанции разума и внешней проявленной Вселенной, человек осознает Чистого Пурушу, Сознание, он познает всю проявленную Вселенную, освобождается от всех страданий и отождествляется с Абсолютом.

Жизнь является задачей, которая, подобно математической задаче, требует решения. По определению, задача имеет в себе исходные данные. Материя индивидуального существования тождественна космической материи. Индивидуальное сознание тождественно Космическому Сознанию. Бесконечное разнообразие звезд и солнечных систем является путеводным светом, убеждающим человеческое сознание, что за индивидуумом и космосом есть имманентная и трансцендентная Высшая Реальность, Пуруша, Брахман. Таким образом, проявленная Вселенная с ее активностью света, с ее инерцией неорганического мира и ее атомными конструкциями, с органическим миром ощущений, действий, восприятий и мышления является светом, ведущим человеческое сознание от индивидуального " я" к Абсолюту.

* * *

Афоризм 18 определяет назначение проявленной Вселенной и ее космических сил. Афоризм 19 определяет деятельность космических сил в четырех фундаментальных разделах пракрити.

19. вишешавишеша-линга-матралингани гуна-парвани

вишеша – специфическое, конкретизированное

авишеша – неспецифическое, неконкретизированное

линга-матра – только обозначенное

алинга – ноумен без признаков

гуна-парвани – (эти четверо суть) состояния космических сил

Соответственно грубому или тонкому проявлению, у космических сил есть четыре состояния – специфическое, неспецифическое, только обозначенное и лишенный характерных признаков ноумен.

1.Специфическое или конкретизированное состояние состоит из пяти состояний физической природы и одиннадцати органов: твердое, жидкое, газообразное состояния, свет, эфир; пять сенсорных органов, пять моторных органов и ум. Эти шестнадцать называются специфическими или конкретизированными состояниями космических сил.

2.Неспецифических или неконкретизированных состояний гун есть шесть: пять состояний танматр, сверхатомных состояний (танматры звука, света, вкуса, обоняния, осязания), плюс шестое неспецифическое состояние, называемое аханкарой (эго).

3." Только обозначенное" – это буддхи (космический и индивидуальный интеллект). Из него исходят все другие проявления. Только обозначенное (интеллект) является первым продуктом пракрити.

4. Алинга, лишенное признаков, – это фундаментальная пракрити.

* * *

Была вкратце объяснена объективная Вселенная (пракрити). Теперь описывается субъективная сторона – Пуруша, " Я". В чем состоит природа Зрящего?

20. драшта дриши-матра шуддхо'пи пратьяянупашья

драштар – Зрящий

дриши-матра – способность видеть, сознание

шуддха – чистое

апи – хотя

пратьяянупашья – зрящий через ограничения чувств и субстанции разума

Хотя Зрящий (в своей истинной форме) есть Чистое Сознание, Бытие и Реальность, (в состоянии порабощенности материей он) познает объективную Вселенную в меру ограничений тела, чувств и субстанции разума.

Высшая Реальность, Пуруша, пребывает вне качеств материи и природы. Он есть Вечное Знание, Бытие и Блаженство, неописуемая причина и сущность Сознания. Пуруша не подвержен процессу эволюции и никогда не смешивается с эволюционирующей стороной – пракрити.

Индивидуальная душа в своей нынешней форме не есть высшее " Я", так как она ограничена телом, чувствами и субстанцией разума (хотя по своей сущности она идентична Абсолютному " Я"). До тех пор, пока сущностная природа " Я" не постигнута, индивидуальное " я" остается ограниченным телом, чувствами и субстанцией разума и воспринимает проявленную Вселенную в меру их ограничений – чистоты или нечистоты.

* * *

После описания природы Зрящего и зримого, Познающего и познаваемого, делается утверждение, что пракрити вместе со своей проявленной Вселенной существует ради Зрящего, Пуруши, Брахмана. Отношение между ними – это отношение субстанции и ее энергии. Пуруша – это Высшая Субстанция, а пракрити – ее сила, могущество, шакти.

21. тад-артха эва дришьясьяатма

тат – Того (Пуруши)

артха – ради

эва – только

атман – сущность

дришьясья – пракрити и ее проявленной Вселенной

Видимое существует только ради Зрящего.

Пракрити и вся проявленная Вселенная существуют только ради Высшей Реальности, Брахмана, Пуруши.

Самоанализ, который вопрошает: " Кто я? ", не является изолированной задачей. Он включает в себя анализ " Я" и " не-я". Упорно задавая внутри самого себя вопрос " Кто я? ", человек узнает свое истинное " Я" и этим достигает спасения. Реальное " Я" – это не пять чувств, не ощущение объектов, не органы действия и восприятия, не движение жизненных сил, не ум, не состояние глубокого сна.

То, что остается после исключения вышеперечисленного, и есть истинное " Я", Пуруша, Чистое Сознание. Субстанция разума сможет успокоиться только тогда, когда найдет ответ на вопрос " Кто я? ". Прежде всех мыслей возникает мысль о " я". Ум и эго по своей сущности являются одним и тем же. То, что в этом теле утверждает о себе как о " я", – это лишь эго. Если человек проследит, откуда приходит мысль о " я", он отчетливо увидит, что она возникает в читте вместе с движением сердца, которое является источником мысли о " я".

Вовсе не обязательно без умолку бормотать " я, я, я..."; надо найти внутри себя то, что теперь светит в сердце как " Я". Если преодолеть чередующийся поток разнообразных мыслей, то в субстанции разума возникнет непрерывное и ненарушаемое, безмолвное и спонтанное осознание " Я". Если человек увидит его и обретет покой, он полностью уничтожит " я", ограниченное телом, чувствами и умом.

Нет границ обретаемому могуществу и спокойствию ума. И нет предела его способности управлять, наказывать или даровать блаженство. Поистине он – причина счастья и несчастья, материального наслаждения и освобождения. Если человек сможет понять изначальное и Меняющиеся состояния ума, он будет способен познать реальную природу иллюзорного сновидения, называемого " бодрствующим состоянием", которое вводит в обман непросветленного человека. Если стало ясно, что сансара (мир множественности) есть не что иное, как порождение ума, значит, раскрыта тайна цикла рождений и смертей.

Нет никого, кто не желал бы избежать страданий и достичь счастья, кто не стремился бы к этой цели. Есть немало метафизиков, которые занимаются исследованием активного и пассивного состояний ума. Но очень мало тех, кто знает, что Высшую Истину следует искать внутри самого себя, а не где-то вовне и что счастье и несчастье порождает сам человек. Мало тех, кто занимается выяснением истины относительно " Я"; еще меньше тех, кто постигли " Я" 63. Путь самоосознания, который вначале кажется полным трудностей и горьким, в конце сладок как нектар64.

Тем не менее система санкхья-йоги излагает классический метод самоанализа. Искренне следуя ему, человек найдет, что самоанализ легок и доступен. Афоризм 21 описывает одновременно внешний и внутренний анализ объектов. Пракрити вместе со всеми своими проявлениями – внешними или внутренними, относящимися к собственному телу человека или к окружающей его Вселенной – существует ради Пуруши, " Я". У нее нет отдельного бытия. Существование " Я" становится известным через посредство пракрити. Когда мы хотим определить, жив человек или умер, мы смотрим на движения сердца и легких – но они суть не что иное, как продукт пракрити.

" Я мыслю, значит, – существую" – в этом утверждении существование " я" доказывается посредством мышления – акта мыслящего принципа (читты), являющегося продуктом пракрити. В мире относительности невозможно воспринять " я" напрямую, без помощи пракрити и проявленной ею Вселенной. Именно для этого и существует проявленная Вселенная. Вселенная вместе со своей множественностью исчезнет, когда будет полностью постигнута Абсолютная Природа Пуруши.

* * *

Если объективная Вселенная и ее множественность исчезают, тогда почему мы все еще видим эту Вселенную и множественность?

22. критартхам прати наштам апьянаштам тад-анья-садхаранатват

апи – хотя (эта Вселенная с ее множественностью)

наштам – разрушена

прати – для

критартхам – тех, кто достигли освобождения и просветления

анаштам – (она) не разрушена

тат анья-садхаранатват – из-за свойства быть общей для других – тех, (кто не просветлен)

Хотя эта Вселенная с ее множественностью перестала существовать для того, кто достиг просветления и нирваны, она не перестала существовать для тех, кто не просветлен.

* * *

Этот афоризм призван описать характер отношений между Пурушей и пракрити в состоянии порабощения.

23. сва-свами-шактйо сва-рупопалабдхи-хету санйога

шактйо – в силах обоих

сва – собственности, пракрити

свами – собственника, Пуруши

хету – причина

упалабдхи – обретения

сварупа – характера (пракрити)

санйога – отождествления

Когда силы Пуруши, " Я", включают в себя характерные черты сил пракрити, это становится причиной отождествления " Я" с " не-я".

Само по себе отождествление не такая уж плохая вещь, но от природы отождествления зависит, будет ли оно правильным или ошибочным. Если человек рассматривает себя как человека и отождествляется с человеческими свойствами, то это желательно, так как такое отождествление истинно. Но если он отождествляет себя с чем-то, что человеку не свойственно, это будет нежелательным ввиду ложности подобного тождества.

" Я" вездесуще, всезнающе и всемогуще. Пракрити есть его внутренняя сила, неотъемлемая от него, как тепло и свет неотделимы от Солнца. Если " Я" осуществляет такое истинное отождествление, оно желательно и естественно. Но в порабощенном состоянии душа, которая по своей сущности имманентна и трансцендентна, которая на самом деле пребывает вне времени, пространства, причины и следствия, отождествляет себя с такими материальными продуктами пракрити, как тело, ум и чувства. Из-за этого ложного отождествления с ограниченными материальными продуктами она забывает свое всезнание, всемогущество, вездесущесть, имманентность и трансцендентность. Она ограничивает себя сферой тела, чувств и ума, которые являются порождением времени, пространства, причины и следствия. Это ложное отождествление является причиной всех страданий и несчастий.

Если пациент отождествляется с врачом, он избавится от своей болезни. Напротив, если врач отождествляется с пациентом, то и сам заболеет. Если человеческое сознание отождествляется с материей и материальными продуктами, оно будет страдать. Если оно отождествится с Абсолютным " Я", то освободится от всех страданий и несчастий.

* * *

В чем состоит причина ложного отождествления?

24. тасья хетур авидья

тасья – этого (ложного отождествления)

хету – причина

авидья – неведение, незнание

Причина этого – неведение.

Фундаментальной причиной ложного отождествления является нереальное знание, незнание природы " Я" и " не-я". Посредством неведения человек создал ложное отождествление с телом, чувствами и умом. Тем самым он открыл себя несчастью. Тело является центром проявления " Я" во времени и в пространстве. " Я" использует тело в качестве приемника и передатчика. Но отождествление " Я" с телом является предрассудком, который становится причиной материального счастья и несчастья. Причиной этого предрассудка или ложного отождествления есть неведение. Следовательно, он будет устранен только посредством его противоположности – знания.

Неведение есть отсутствие знания. Знание является причиной освобождения. (Это фигуральное выражение, так как знание само по себе является освобождением.)

Как отсутствие неведения есть знание, так и отсутствие знания есть неведение.

В чем заключается механизм неведения?

1.Является ли оно окутыванием " Я" свойствами космических сил? Нет, так как облака гун не в состоянии скрыть Солнце " Я".

2.Является ли оно неудачной попыткой субстанции разума создать более высокие следствия, изменения, перед Пурушей, " Я", который является их Зрителем? Нет, так как знание не является продуктом субстанции разума.

3.Является ли оно естественным следствием функционирования космических сил, стремящихся породить отсутствие знания у " Я"? Нет, так как деятельность космических сил находится под полным контролем " Я".

4.Является ли его причиной недифференцированное сознание, пракрити, которое на протяжении бесчисленных рождений привело субстанцию разума в потенциальное состояние, чтобы она осталась в форме семени и не выросла в самопознание?

5.Является ли его причиной нарушение равновесия пракрити, которое, чтобы вызвать неведение, приводит в действие проявленные подсознательные впечатления ума? Сказано, что, если бы первичная причина, пракрити, пребывала всегда только в равновесии, она перестала бы быть первопричиной из-за отсутствия следствия, т.е. эволюции. Аналогично, если бы первопричина всегда пребывала в движении, она была бы не первичной причиной, так как развившиеся из нее следствия были бы вечными. Это противоречит истине. Так как она действует обоими способами, т.е. в равновесии и в движении, она и именуется первичной субстанцией.

6.Некоторые говорят, что неведение, отсутствие истинного знания, есть не что иное, как энергия пракрити, посредством которой она производит как знание, так и неведение. Человек хочет знать о хорошем, но в то же время стремится забыть или не знать о плохом. Знание есть способность знать познаваемое; точно так же неведение есть способность не знать вещи, не заслуживающие знания.

7.Еще говорят, что знание – энергия Пуруши и что отсутствие знания – энергия пракрити.

8.Также говорят, что видение множественности есть неведение, а видение единства есть знание.

9. Санкхья-йога заявляет, что видение множественности всей Вселенной в " Я" и способность видеть " Я" во множественности Вселенной есть видья (знание), а отсутствие этого знания – авидья (неведение).

10. Йога-веданта утверждает, что все разделы эмпирического знания суть неведение (авидья) и лишь знание Брахмана есть видья. Вследствие этого любое знание, отличное от знания " Я", именуется " авидьей".

* * *

В йоге есть четыре раздела – " О страдании", " О причине страдания", " О нирване " и " О причине нирваны ". Страдание описано в афоризме 16. Причина страдания раскрыта в сутре 17. Афоризмы 18-24 описывают темы, относящиеся к двум первым разделам. Теперь дается описание освобождения (кайвальи).

25. тад-абхават санйогабхаво ханам тад дрише кайвальям

абхават – от отсутствия

тат – его (неведения)

абхава – отсутствие

самйога – ложного отождествления

ханам – устранение (отождествления)

тат – то

каивальям – Абсолютное Освобождение, нирвана

дрише – Зрящего, Пуруши

Освобождение Зрящего есть порожденное устранением неведения отсутствие ложного отождествления " Я" с " не-я".

Прекращение страдания состоит в устранении отождествления " Я" с " не-я". Такое ложное отождествление обусловлено неведением. Следовательно, устранение неведения означает устранение ложного отождествления. С исчезновением ложного отождествления Пуруша, " Я", обретает Абсолютную Свободу.

* * *

Всего описываются четыре термина:

1. Хея или дукха – страдание, несчастье;

2. Хея-карана – причины страдания;

3. Хана – прекращение страдания;

4. Ханопая – причина устранения страдания.

Ниже приводится описание причины прекращения страдания.

26. вивека-кхьятир авиплава ханопая

вивека-кхьяти – прямое интуитивное знание Пуруши и пракрити

авиплава – нерушимое, непоколебимое

ханопая – средство устранения страдания

Средством прекращения страдания является нерушимое и непоколебимое различающее знание Пуруши и пракрити.

Страдание нельзя устранить, не устранив его причину. Причиной страдания является отождествление " Я" с " не-я", а коренной причиной отождествления и страдания есть незнание природы " Я". Следовательно, избавление от ложного отождествления и таких его последствий, как страдания, связанные с рождением, смертью и старостью, возможно только в единении с Пурушей, Брахманом, через непосредственную интуицию или самопознание.

Это нерушимое, непоколебимое различительное знание представляет собой распознание абсолютной природы Пуруши, каковой является Вечное Бытие, Сознание и Блаженство.

Различающее знание остается нетвердым, нестойким и легко разрушимым до тех пор, пока не устранено ложное отождествление " Я" с " не-я". Когда потенциальное семя авидьи (неведения) сожжено и уже неспособно принести плод, когда из субстанции разума удалена затмевающая сила раджаса и тамаса, тогда саттва (сознательная энергия) в состоянии наивысшей чистоты может свободно течь по направлению к Пуруше, Брахману. Именно это различающее распознавание является средством устранения страданий.

У освобождения есть два аспекта:

1.сжигание семян всех карм и устранение неведения, не дающее этим кармам прорасти; устранение отождествления " Я" с " не-я";

2.постоянная медитация и самоанализ для достижения различающего знания и установления единства и отождествления " я" с " Я".

* * *

Это различающее распознавание проходит семь стадий.

27. тасья саптадха пранта-бхуми прджня

тасья – его (различающего йогина)

праджня – интуитивное знание (проходит)

саптадха – семь

пранта-бхуми – стадий

Интуитивное знание йога проходит семь стадий.

Эти семь стадий сознания суть следующие:

1.Познание страдания, подлежащего устранению. На этой стадии не остается ничего, что еще нужно было






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.