Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Декан филологического факультета






Декан филологического факультета

_________ проф. Т.А. Демешкина

«__»___________2011 г.

История зарубежной литературы второй половины xx века (1945-1990 гг.)

Рабочая программа

 

Специальность 031000 — ФИЛОЛОГИЯ

Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления

Томск

ОДОБРЕНО кафедрой русской и зарубежной литературы

Протокол № 04/11 от «6» апреля 2011 г.

Зав. кафедрой, профессор ___________ А.С. Янушкевич

РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией филологического факультета

Председатель комиссии, доцент _____________Т.Б. Банкова

«__» _____________2011 г.

Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы второй половины XX века (1945-1990 гг.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.

Общий объем курса — 64 часа. Из них лекции — 32 часа, самостоятельная работа студентов — 32 часа. Зачет в восьмом семестре.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Киселев Виталий Сергеевич — доктор филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы.

РЕЦЕНЗЕНТ:

Доцент кафедры русской и зарубежной литературы Казаков А.А.


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Целью курса «История зарубежной литературы второй половины XX века (1945-1990 гг.)» является системное описание литературного процесса.

Задачи курса:

1. выделить и описать значимые контексты литературного процесса второй половины XX века;

2. проявить неклассический характер бытования художественного произведения;

3. дать интерпретацию репрезентативных художественных произведений.

Место курса: завершает изучение зарубежной литературы.

Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.

Студент должен знать:

• тексты художественных произведений из списка литературы;

• имена писателей и названия художественных произведений, получивших общественное признание во второй половине XX века;

• основные идеи феноменологии и экзистенциализма;

• основные положения концепций «театра абсурда» и «нового романа»;

• социально-исторические и экономические факторы становления постмодернизма;

• основные понятия, используемые при описании особенностей постмодернистской культуры и литературы.

Студент должен уметь:

• выделять и описывать в изучаемых произведениях новые предметы (что изображается) и новые формы (как изображается);

• определять значение эстетических новаций с разных точек зрения (ретроспекция, интроспекция, синхронный контекст, парадигматика) и самостоятельно восполнять недостаток знаний;

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Особенность историко-литературного курса, переходящего к изучению современного литературного процесса. Социально-исторические, научно-технические и культурные факторы развития мировой литературы во второй половине XX века. Литература среди других искусств.

Европейская литература в период до 50-х годов XX века.

Основные формы проявления кризиса в европейской культуре в период, предшествующий Второй мировой войне, и в первое послевоенное десятилетие.

Литература и философия экзистенциализма.

Причины появления экзистенциальной философии. Экзистенциализм и феноменология: концепция мира и человека, основные идеи и категории, актуальные для художественного творчества. Особенности развития экзистенциальной литературы и философии во Франции.

Творчество Л.-Ф. Селина как художественно-интуитивное воплощение философских открытий экзистенциализма.

Творчество Ж.-П. Сартра. Сартр как философ. Актуальные категории его философии. Роман «Тошнота» как роман-познание и роман-теза. Основные этапы распада логоцентричного мира в представлении автора и варианты описания абсурда Рокантеном. Функции второстепенных героев. Задачи дневниковой формы.

Творчество А. Камю. Камю как неакадемический философ. Эссеистика и циклизация в творчестве Камю. Основания полемического отношения к роману Сартра «Тошнота». Воплощение концепции абсурдного произведения в «Постороннем». Антипсихологизм главного героя. Концепция «таковости» существования. Смысл членения произведения на две части.

Роман «Чума» как часть цикла бунта. Различие цикла абсурда и цикла бунта. Воплощение неоклассицистических принципов искусства в поэтике романа. Многозначность образа чумы и смысл ее определений рассказчиком. Хроникальный аспект романа и этапы абсурдизации существования человека. Модель абсурда в романе и смысл бунта с точки зрения обратной зависимости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.