Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическое пособие для занятий с детьми 5-8 лет

Введение в церковнославянскую грамоту

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой программу и конспекты развивающих занятий с детьми 5-8 лет. Курс может быть использован в православных воскресных школах как введение к систематическому изучению церковнославянского языка, в кружковой и домашней работе с детьми, а также его элементы могут быть интегрированы в предмет «Основы православной культуры», изучаемый в младших классах общеобразовательной школы.

В комплект «БУКВИЦА» входит, кроме книги, СД-диск с графическими и текстовыми материалами к каждому уроку.

Программа построена на трех содержательных линиях. Первая содержательная линия — это знакомство с церковнославянской азбукой кириллицей. Оно осуществляется на уровне ЗНАНИЯ (помнить имена всех букв, кратко знать историю создания кириллицы), УМЕНИЯ («читать» буквы, безошибочно соотносить графику и фонетику) и НАВЫКА (элементарные навыки чтения церковнославянских текстов). Таким образом, эта содержательная линия прорабатывается и закрепляется полностью.

Вторая содержательная линия — это знакомство с искусством книги, книжной миниатюры. Здесь знакомство происходит только на уровне ЗНАНИЯ.

Третья содержательная линия — практическое знакомство с различными способами и стилями оформления БУКВИЦЫ и с некоторыми стилями народной росписи (палех, гжель, городец, хохлома). Эта содержательная линия также прорабатывается на уровне ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ и НАВЫКА. Дети получают ЗНАНИЯ о каждом стиле, УМЕНИЯ, когда они копируют образцы этого стиля, а затем УМЕНИЯ переходят в НАВЫКИ, когда дети выполняют творческие задания по самостоятельному созданию БУКВИЦ, оформленных в изучаемом стиле.

Желательно планировать сдвоенные занятия (два по 40 минут с перерывом).

Основная цель данного курса — обеспечить практическое вхождение детей в стихию народного творчества в единстве его словесного и изобразительного компонентов.

Курс помогает ребенку сформироваться в качестве активного носителя русской национальной культуры.

Вектор воспитательного воздействия на ребенка при изучении данного курса — это восстановление и закрепление целостности внутреннего мира личности. Гармоничное единство действий УМА (знания), ЧУВСТВ (знакомство с образом жизни и мировосприятием наших предков, рассматривание произведений прикладного искусства) и ВОЛЕВОГО НАЧАЛА (упражнение в письме и рисовании, копирование образцов, творческая работа) помогает учащемуся избавиться от разорванности сознания (знаю то, что не пережил опытно; делаю то, чего не знаю) и приблизиться к ЦЕЛОМУДРИЮ (мудрость целостного сознания).

В процессе изучения предлагаемого курса ребенку передается культура в ее целостности, путем органичного сочетания словесных (буква, чтение, письмо) и изобразительных (буквица, декоративные стили) компонентов.

Желательно, чтобы у педагога, преподающего этот курс, имелось базовое образование либо в области словесности, либо в области изобразительного искусства. «Недостающий» компонент легко будет освоить, пользуясь находящимися на диске дополнительными материалами к каждому уроку и книгами, приведенными в списке литературы.

Авторы желают всем коллегам не только успешной преподавательской работы, но радости собственных открытий в той нужнейшей для нас и интереснейшей области знаний, которая называется ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА.

 

 

Программа

I. Вводный урок. Знакомство с курсом. — 1 занятие

II. Азбука кириллица. Начало знакомства с буквами и рисования БУКВИЦ. — 2 занятия

III. Буквы БУКИ — ЕСТЬ. Простейшие орнаменты и БУКВИЦЫ на их основе. — 5 занятий

IV. Буквы ЖИВЕТЕ — И. Растительные орнаменты и БУКВИЦЫ на их основе. — 3 занятия

V. Буквы КАКО — ТВЕРДО. «Звериные» орнаменты и БУКВИЦЫ на их основе. — 3 занятия

VI. Буквы УК — ОТ. Гжельская роспись и БУКВИЦЫ в стиле гжельской росписи. — 4 занятия

VII. Буквы ЦЫ — ЯТЬ. Городецкая роспись и БУКВИЦЫ в стиле городецкой росписи. — 4 занятия

VIII. Буквы Ю — КСИ. Хохломская роспись и БУКВИЦЫ в стиле хохломской росписи. — 4 занятия

IX. Буквы ПСИ — ИЖИЦА. «Жанровый» стиль оформления БУКВИЦ. — 3 занятия

X. Повторение всего изученного материала. Оформление БУКВИЦЕЙ слов Христа, взятых из Евангелия. — 3 занятия

XI. Резерв времени. — 4 занятия

 

Планы уроков

 

Урок 1

Перед детьми выложены ручки, карандаши, кисти.

Что можно делать ими?

— Писать, рисовать, раскрашивать.

Что получается, когда пишем?

— Слова, письмо, книга.

А когда рисуем?

— Рисунок, картина, икона.

Мы с вами будем заниматься соединением письма и рисунка. Это и есть БУКВИЦА.

Рассматриваем красивые буквицы на обложке нашей книги.

БУКВИЦА — это буква, но какая-то особая. Есть еще слова с - иц -?

Пал иц а — не просто палка, а оружие витязя.

Ут иц а — не просто утка, а в песенной речи: «словно утица плывет».

Мат иц а — это «мать» всему дому, основная балка, на которой держится крыша дома. Раньше именно на матицу, на самую крепкую балку, подвешивали колыбель младенца.

Част иц а слова -иц- указывает на особый характер предмета. Не любой из множества, а особенный, единственный.

БУКВИЦА — это особенным образом выписанная и украшенная первая буква, с которой начинается текст.

Рассматриваем церковнославянскую азбуку. Собственно, все буквы, которые мы здесь видим, особенные. Дарованные нам Богом через святого нашего учителя.

Краткий рассказ из жития святых Мефодия и Кирилла.

Постараемся узнать буквы, дарованные нам, славянам, Богом через святых равноапостольных учителей.

Дети называют буквы. Учитель при этом может установить уровень подготовки детей.

Внимание!

Если дети называют буквы по-русски («бэ», «вэ»), надо попросить их называть правильно, то есть славянские имена букв, или говорить, как они читаются. У каждой буквы есть свое имя, и уметь правильно называть имена букв очень важно. Если ученик не может ни назвать, ни прочитать букву, он может просто показать ее — не пальцем издали, а указкой, подойдя к доске.

Кто хочет «познакомиться» со «своей» буквой?

Дети называют свои полные имена, учитель представляет каждому ребенку «его» букву, называя ее славянское имя.

А сейчас попробуем увидеть, на какие предметы (или, может, растения, животных) похожи славянские буквы.

Ответы детей.

Вот и древние переписчики книг старались украсить их, рисуя БУКВИЦЫ в виде цветов, животных, храмов и даже людей.

/ИЛЛЮСТРАЦИИ — в материалах к уроку, на диске/

Теперь порисуем.

Сегодня рисуем только простыми карандашами. Ластиком пользоваться можно.

Каждый постарается нарисовать БУКВИЦУ из буквы, на которую начинается имя его папы. Для этого педагог должен заготовить контуры всех букв, которые могут потребоваться, Размер этих букв примерно такой, чтобы на листе А4 поместилось 4 буквы. Если кто-то из детей, по понятным причинам, не хочет работать с «папиной» буквицей, можно разрешить взять имя брата, дедушки, священника из ближайшего храма и т. п., объяснив всем, что сегодня рисуем «мужскую буквицу». Детские работы этого урока очень многое расскажут педагогу о его воспитанниках…

 

Урок 2

Внимание!

Все уроки мы начинаем с повторения, потому что с предыдущего урока прошла неделя, что-то забылось.

Вопросы для повторения: о святых Мефодии и Кирилле, о буквах (все ли запомнили имя «своей» буквы и буквы своего папы?), о БУКВИЦАХ (что это такое, как они выглядят).

В ходе беседы с детьми устанавливаем, что все буквы славянской азбуки состоят из прямых и кривых линий. Находим прямые и кривые линии в пейзаже за окном, в классной комнате, во внешнем виде друг друга. Каких линий больше в природе, в живых существах? А в комнате, мебели?

Прямую линию показывает нам луч света, кривую — окружность солнечного диска.

Называем буквы, которые состоят только из прямых; только из кривых; из сочетания прямых и кривых.

Теперь порисуем.

1. Рисуем узоры из прямых, из кривых, из их сочетания.

 

 

2 Рисуем элементы букв и целые буквы.

Внимание!

В помещении, где проходят занятия, должен постоянно быть вывешен плакат достаточно большого размера с церковнославянской азбукой.

3. Рисуем буквицу (одну или несколько), изображая прямые линии в виде кистей художника, а кривые — в виде палитр (варианты: прямые в виде деревьев, кривые в виде солнышек; прямые в виде человечков, кривые — в виде каких-то круглых предметов, которые они держат в руках, например, воздушных шариков или больших круглых пирогов).

 

Урок 3

Внимание!

Повторение, если не предложено другое, строится по содержанию предыдущего урока.

Сегодня мы начинаем знакомиться со славянскими буквами и рисовать их буквицы. Начинаем с самой важной, самой первой буквы — АЗ. Она первая не только потому, что с нее начинается азбука, но и потому, что «АЗ» — так Бог говорит о Себе.

Рассматриваем икону Спасителя. На Евангелии, которое Он держит, написано:

Азъ eсмь свэтъ мiру

Пробуем прочитать. «АЗ» значит «я». Но когда Бог говорит, звучит «АЗ», а когда о себе говорят люди, звучит простое «я». Вспоминаем слова, начинающиеся с этой буквы.

Внимание!

Дети скорее всего будут называть слова из своего повседневного окружения. Послушав их, надо помочь им выстроить три ряда: имена — слова из церковного обихода — слова из повседневной жизни.

Теперь порисуем.

Самая простейшая БУКВИЦА — это раскрашенная буква. Посмотрите, буква АЗ состоит из толстых и более тонких линий. Чтобы наша БУКВИЦА получилась красивее и ярче, можно толстые линии сделать еще толще, тонкие — еще тоньше. Посмотрим рисунки палехских художников: руки и ноги людей, ноги коней очень тонкие, изящные, а тела — плотные, сильные.

Каждый ученик рисует в своей тетради простым карандашом букву АЗ. Когда буква получилась хорошо, раскрашиваем (карандашами, восковыми мелками, фломастерами; можно сразу начать рисовать красками). Можно раскрасить фон нашей БУКВИЦЫ. Можно в качестве фона нарисовать что-либо (книгу, небо с облаками, траву и т. п.)

 

Урок 4

Сегодня мы знакомимся тоже с очень важной буквой — БУКИ.

На что похоже это имя, на какое слово?

Буквы.

Но БУКИ — это, собственно, книги. Очень мягкая древесина дерева БУК использовалась для того, чтобы сделать из нее гладкие небольшие дощечки и, вырезая или процарапывая на них буквы, делать книги или просто написать письмо…

Какие слова начинаются на эту букву? — Ответы детей, работа с ответами.

На букву БУКИ начинается название нашей самой главной книги. Какая книга для нас самая главная? — БИБЛИЯ. По-гречески — КНИГИ. А само слово произошло от названия египетского города Библос. Именно там в изобилии произрастал папирус, растение, из листьев которого получался материал для письма (бумагу тогда делать не умели). Книги — первоначально это то, что изготовлено в Библосе.

А на чем еще писали люди в древности? — На пергаменте, глиняных табличках, бересте…

/ИЛЛЮСТРАЦИИ/

Теперь порисуем.

Внимание!

Начиная осваивать новый вид орнамента (соответственно, БУКВИЦ), первый урок работаем только простыми карандашами, второй и последующие — используем цвет.

Сегодня наша буква все время напоминает нам о растениях, и мы у них поучимся рисовать орнамент, который можно использовать для БУКВИЦ.

Узелковый орнамент. В природе это узелки злаков.

Рисуем колос на длинном стебле, подчеркивая узелки.

Рисуем узелковые орнаменты.

 

 

Рисуем букву БУКИ и украшаем ее узелковым орнаментом.

Урок 5

Буква ВЕДИ. Она тоже очень важна для нас. Когда святые солунские братья стали переводить для славян Евангелие, то прежде всего они записали начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Какие слова начинаются на букву ВЕДИ?

А можем ли мы, зная пока всего три буквы, написать (только из них!) какое-нибудь слово? — Пока что только «БАБА». Тут можно поговорить о наших бабушках.

А сейчас мы увидим одно из чудес нашей кириллицы. Читаем имена букв подряд: АЗ — БУКИ — ВЕДИ. Вслушиваемся: АЗ (я) — БУКИ (книги) — ВЕДИ (знаю). ВЕДИ — ведение, знание. Найдем все однокоренные. «Ведьма» — тоже. Потому что знание может быть и запретным (вспоминаем дерево в раю, которое нельзя было трогать).

Теперь порисуем.

Составляем самостоятельно новые узелковые орнаменты. Раскрашиваем.

Внимание!

Для раскрашивания на первых занятиях лучше всего брать карандаши. Впоследствии дети, по выбору учителя или по собственному желанию, могут освоить восковые мелки, фломастеры, гелевые ручки (хорошо подойдут для раскрашивания хохломских узоров) и краски.

Рисуем букву ВЕДИ узелковым орнаментом.

Кто хочет (кто очень любит свою бабушку!), может написать слово «БАБА» и сделать первую букву БУКВИЦЕЙ.

 

Урок 6

Буква ГЛАГОЛЬ. Слова на эту букву. Глаголь, то есть «говори». Пророки — люди, которые ГЛАГОЛАЛИ — говорили — то, что БОГ хотел сообщить людям.

Какое слово (очень важное для нас!) мы можем написать уже сегодня? — БОГ (букву ОН еще не учили, но дети, скорее всего, знают ее; можно сразу сказать детям, что в церковнославянском языке в слове БОГЪ 4 буквы).

Теперь порисуем.

Орнамент, выполненный плетением. Рассматриваем, как каждая линия (нить, шнур) лежит то сверху, то снизу другой линии (нити, шнура). Важно не путать эту последовательность.

Рисуем плетеные орнаменты.

 

Рисуем букву ГЛАГОЛЬ и превращаем ее в БУКВИЦУ плетеными узорами.

Пишем слово БОГ и украшаем БУКВИЦУ БУКИ плетением.

Урок 7

Буква ДОБРО. Слова на эту букву.

Когда Бог творил мир, первым Он создал что?

— Свет.

Бог сказал, что свет хорош:

И видэ бгъ свэтъ, zкw добро

Все, что сотворил Господь, было добром, не содержало в себе никакого зла. Слово

доброта

означает и красоту, и доброту в нашем понимании. А есть еще слово ДОБРОТНЫЙ — хорошо сделанный, прочный. Что означают слова: ДОБРОнравие, ДОБРОтолюбие, ДОБРОсердечие, ДОБРОпорядочность, ДОБРОсоседство? Какие еще слова можно придумать или вспомнить, включающие слово ДОБРО?

Ответы детей.

Теперь порисуем.

 

 

Рисуем букву ДОБРО и плетением превращаем в БУКВИЦУ. Раскрашиваем.

 

 

Урок 8

Буква ЕСТЬ. Слова на эту букву. «Есть» — это значит «он существует»: Быть — аз есмь — ты еси — он есть, и так далее. «Аз есмь» — так может сказать о Себе только Бог, потому что все сотворенное Им имеет существование от Него. Когда пророк Моисей попросил Бога назвать Свое имя, Бог назвал Себя «Я Тот, Кто есть», «Существующий».

Какое очень важное слово начинается на букву ЕСТЬ?

— Евангелие.

Какие слова можно составить из изученных букв?

— Дева, дед, беда.

Кого мы зовем Девой, всегда пишем это слово с заглавной буквы?

— Матерь Господа, Деву Марию.

Помните чудо нашей азбуки (из имен букв составляется фраза)? Продолжим: АЗ — БУКИ — ВЕДИ — ГЛАГОЛЬ — ДОБРО — ЕСТЬ, получилось: «я книги знаю и говорю, что (они) добро есть».

 

Теперь порисуем.

Нарисуем букву ЕСТЬ и превратим ее в БУКВИЦУ плетением. Раскрасим.

Потом нарисуем книгу (это Евангелие) и на ее обложке красивую БУКВИЦУ ЕСТЬ (остальные буквы слова «Евангелие» можно показать мелкими квадратиками). Красиво и аккуратно раскрасим.

Потом напишем слово «Дева» и превратим букву ДОБРО в красивую плетеную БУКВИЦУ. Каким цветом украшено все в храме в праздники Пресвятой Богородицы?

— Голубым, это Ее цвет и цвет неба.

Делаем нашу БУКВИЦУ ДОБРО голубой или синей.

 

Урок 9

Буква ЖИВЕТЕ. Слова на эту букву. Как на самом деле зовут мальчика Женю?

— Евгений.

Теперь порисуем.

БУКВИЦЫ можно рисовать с помощью растительного орнамента. Рассматриваем образцы.

 

 

Рисуем растительные орнаменты (сначала по образцу, потом можно и свои собственные).

Рисуем букву ЖИВЕТЕ и превращаем ее в БУКВИЦУ, украшая листьями и цветами.

 

Мы с вами уже довольно много знаем. Сейчас вы эти знания покажете. Напишите слово «ДЕВА» заглавными буквами и превратите каждую букву в БУКВИЦУ разными способами (стилями).

 

 

Урок 10

Буквы ЗЕЛО и ЗЕМЛЯ.

Слова, начинающиеся на ЗЕЛО, называет учитель:

sелiе, sлакъ, sлоба, sэлw, sэльный, sэница

Слова, начинающиеся на букву ЗЕМЛЯ, называют дети.

 

 

Теперь порисуем.

 

Нарисуем букву ЗЕМЛЯ и украсим ее узором из листьев и цветов. Когда карандашный рисунок будет готов, раскрасим листья и цветы соответствующим цветом, и саму букву — ярко-черным. Внимание! Сначала нужно раскрасить цветы и листья, потому что черным цветом можно закрасить поверх любого другого, а наоборот — нет. Вопрос для фантазеров: каким характером, по-вашему, обладает это живое существо, похожее на букву ЗЕМЛЯ? С кем оно дружит?  

 

Урок 11

Буквы ИЖЕ, И. Слова, начинающиеся с этих букв. С буквы И начинается имя Господа нашего Иисуса Христа.

Если мы видим в слове букву И, мы знаем, что это слово не славянское, оно пришло в наш язык из другого языка.

Теперь порисуем.

Имя нашего Господа в Евангелии и богослужебных книгах пишется так:

Iисъ

(Часть букв спрятаны под ТИТЛОМ). Старательно перепишите это святое имя в свои тетради и сделайте первую букву — И — красивой буквицей. Стиль выберите сами (например, И со значками над ним может быть деревом с круглой кроной, или стройным деревом с солнышком над ним, или высокой колокольней, купол над которой — звательце. Сам Христос сказал о Себе «Я — виноградная лоза», поэтому можно нарисовать БУКВИЦУ И в виде лозы, украшенной листьями, на верхушке которой — округлая виноградная гроздь — звательце).

Заканчивая рисовать растительные БУКВИЦЫ, проведем небольшую викторину: растения в Священном Писании.

Какие растения упоминал, разговаривая с людьми, Господь Иисус Христос? (Пшеница, виноград, лилии)

Какой пищей хотел насытиться блудный сын, но ему не давали? (Рожковое дерево)

С каким растением Иисус Христос сравнил Иоанна Крестителя (Тростник)

Под каким деревом Христос видел одного из своих апостолов (Смоковница)

Ветви какого дерева бросали под ноги Иисусу встречавшиеся его иерусалимляне? (Пальма)

Пучок стеблей какого растения мог служить евреям вместо кропила? (Иссоп)

 

Урок 12

Буквы КАКО, ЛЮДИЕ, МЫСЛЕТЕ. Слова, начинающиеся на эти буквы.

Небольшое соревнование: кто сложит как можно больше слов, используя только те буквы, которые мы изучили (букву ОН можно использовать или нет, по желанию учителя).

Обсуждаем ответы детей.

Вспомним чудо нашей кириллицы (имена букв — осмысленная фраза). Прочтем имена сегодняшних букв как фразу: КАКО (как) — ЛЮДИЕ (люди) — МЫСЛЕТЕ (думаете). О чем нас спрашивает святой Кирилл, творец кириллицы? Наверно, о том, как мы думаем о Боге, как мы исповедуем Его.

Теперь порисуем.

БУКВИЦЫ часто рисовали в виде животных.

/ИЛЛЮСТРАЦИИ/

Рассмотрим все изученные буквы и определим, есть ли среди них похожие на каких-то животных (ЗЕЛО — змея, ЖИВЕТЕ — жучок, и т. п.). Змея — не очень приятное существо, да и жуков некоторые люди недолюбливают. Но есть такое животное, к которому с симпатией относятся все. Это дельфин (пусть дети расскажут, что они знают о дельфинах. Многие из них были в дельфинарии, наверное, все видели дельфинов в кино, читали о них).

Рисуем веселого дельфиненка, прыгающего на волнах.

Чудо кириллицы: РЦЫ — СЛОВО — ТВЕРДО, то есть прямо, правдиво говори, исповедуй Бога.

Посоревнуемся. Кто быстрее вспомнит 10 имен, состоящих только из изученных нами букв, и 10 названий предметов церковного обихода (на усмотрение учителя оставляем вопрос, можно ли позволить детям заменять, например, КСИ на КАКО—СЛОВО или ОМЕГУ на ОН).

Обсуждаем ответы детей.

Теперь порисуем.

 

 

Рассмотрим БУКВИЦЫ, получившиеся из соединения двух животных или животного с каким-то предметом (например, деревом). Рисуем свою БУКВИЦУ (из сегодняшних букв), раскрашиваем.

Заканчивая рисовать БУКВИЦЫ в виде животных, проведем небольшую викторину: животные в Священном Писании и в истории Церкви.

Когда Младенца Иисуса Дева Мария и святой Иосиф принесли в храм, каких животных и зачем они принесли с собой? (Птенцов голубиных, в жертву).

С каким животным сравнивают Иисуса Христа? (Агнец) А епископа Православной Церкви? (Орел).

В книге Иова упоминаются СЛАВИЙ, ВРАБИЙ, ВРАН; что это за существа? (Соловей, воробей, ворон).

Ездил ли Иисус Христос верхом? На каком животном? (Осленок).

 

Урок 15

Повторение. Сегодня мы повторяем все изученные нами буквы, называя каждую по имени и приводя слова, начинающиеся на нее (имена — слова церковного обихода — слова житейского обихода).

Буква УК (ОНИК). Слова с этой буквой и начинающиеся на нее. Упражнение: на доске вывешивается плакат с текстом молитвы Святому Духу. Найти все буквы УК (ОНИК).

Теперь порисуем.

Сегодня мы начнем учиться рисовать БУКВИЦЫ в одном из стилей народной росписи — гжельской.

Гжель — так называется село в Раменском районе Московской области. Еще с XIV века здесь изготовлялись замечательные керамические изделия, по белому фону искусно расписываемые узорами различных оттенков синего цвета.

/ИЛЛЮСТРАЦИИ/

 

Рисуем гжельскую розу.

1. Рисуется контур цветка. Каждый лепесток напоминает загнутую кверху каплю.

2. Каждый лепесток делится на три части.

3. Нижняя часть каждой капли-лепестка закрашивается в самый светлый оттенок.

4. Средняя часть — более темным оттенком.

5. Верхняя часть — в самый темный цвет.

 

Урок 16

Буква ФЕРТ. На что она похожа? — На человека, уперевшего руки в бока. Раньше так и говорили: Что стоишь «фертом»? А какие еще буквы кириллицы вошли в пословицы и поговорки нашего народа? — («Сперва АЗ да БУКИ, а там и все науки»; «Прописать ИЖИЦУ» — ИЖИЦА похожа на пучок прутьев, розог; «прописать ИЖИЦУ» значит наказать розгами).

Теперь порисуем.

Превратим ФЕРТ в БУКВИЦУ, сделав вертикальную черту стеблем, а полуокружности — двумя гжельскими розами.

 

Урок 17

Буква ХЕР. Не будем смущаться: это просто имя буквы, а бранным словом его сделали гадкие, развращенные люди. Возможно, оно происходит от греческого слова «херес», рука: сложенные на груди крестообразно руки, или от слова «херувим». «Похерить» — значит «перечеркнуть крестообразно». Буква ХЕР имеет форму косого креста, на таком кресте был распят апостол Андрей Первозванный. Андреевский крест изображался на флаге российского флота.

Слова на букву ХЕР.

Теперь порисуем.

Рассматриваем образцы гжельской росписи и орнаментов.

Срисовываем 2-3 (каждый ученик выберет себе орнаменты для копирования).

Вопрос: можно ли (и как) нарисовать БУКВИЦУ ХЕР в стиле гжельской росписи?

 

Урок 18

Буква ОТ. Внимательно рассматриваем. Это — две буквы (ОМЕГА, придется забежать вперед) и ТВЕРДО, соединившиеся в одну букву. Какие слова могут начинаться на букву ОТ? — Наверняка все те, где есть приставка «от-»: открыть, ответ, отвязать, и т. п. Вопрос на проверку внимания: а слово «отец» может начинаться с буквы ОТ?

— Нет, первая буква этого слова — ОН.

Теперь порисуем.

Рисуем БУКВИЦУ ОТ в стиле гжельской росписи. Раскрашиваем.

 

Урок 19

Буквы ЦЫ, ЧЕРВЬ. Слова, начинающиеся на эти буквы.

Мы подходим к концу кириллицы. Давайте проверим, как мы запомнили ее буквы. На доске вывешивается плакат с текстом Господней молитвы или молитвы Святому Духу. Называем по имени все буквы подряд (буквы, спрятанные под титлами, называет учитель). Теперь попробуем прочитать молитву. Читаем медленно, четко и внятно произнося все звуки.

Теперь порисуем.

Сегодня мы знакомимся с городецкой росписью.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел, существует с середины XIX века в районе г. Городец (Нижегородская область). Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Основные элементы городецкой росписи — бордюры, изображения растений и птиц.

Бордюрами обрамляются края изделия. Они состоят из различных сочетаний точек, прямых, кривых линий и капелек. Рисуем городецкие бордюры.

Урок 20

Буквы ША, ШТА. Слова на эти буквы.

 

   
   
   
       

 

Небольшая самостоятельная работа: на доске вывешиваются тексты молитвы «Богородице Дево» и 90-го псалма. Посчитайте, сколько букв ЦЫ и ЧЕРВЬ в первом тексте; сколько букв ША и ШТА во втором тексте.

Теперь порисуем. Городецкие бордюры.

 

 

Урок 21

Буквы ЕРЬ, ЕРЫ, ЕР. Слова с этими буквами. Могут ли эти буквы превращаться в БУКВИЦЫ?

— Нет, потому что нет слов, начинающихся с этих букв.

Задание на внимание. В церковнославянском языке ЕР ставится в конце каждого слова, оканчивающегося на твердый согласный. Кладем перед собой текст молитвы Господней (надо запастись молитвословами, напечатанными «гражданским шрифтом») и считаем, сколько в этом тексте будет букв ЕР, если мы запишем его кириллицей.

 

Теперь порисуем.

Городецкая роза. Простейшие композиции в стиле городецкой росписи.

Рисуется круг и закрашивается красным цветом.

Внутри него толстая линия, похожая на слегка вытянутый книзу полумесяц. И жирной точкой — бутон цветка.

Вокруг «главного» большого полумесяца изображаются маленькие, тоже слегка вытянутые «полумесяцы». Это — лепестки городецкой розы. Все лепестки («полумесяцы») — темного цвета.

 

Урок 22

Буква ЯТЬ. Обращаем внимание на то, что впервые в имени буквы совсем нет звука, который она обозначает. Слова с этой буквой нужно запоминать. Как и буквы, изученные на прошлом занятии, ЯТЬ никогда не стоит в начале слова, и поэтому не может стать БУКВИЦЕЙ.

Теперь порисуем.

Рисуем БУКВИЦУ в стиле городецкой росписи.

 

Урок 23

Повторение. Вспоминаем материал, изученный на занятиях 21 и 22. Можно посоревноваться, кто запомнил больше слов с буквой ЯТЬ.

Буквы Ю, Я. Слова, начинающиеся на эти буквы.

Теперь порисуем.

Знакомимся с еще одним стилем росписи — хохлома.

Хохломская роспись — русский народный художественный промысел, возникший в XVII веке. Название свое получил от села Хохлома (Нижегородская область). Эта декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким узором с изображением различных растений. Для нее характерны три основных цвета — черный, красный, золотистый. Фон, на который наносится рисунок, может быть или золотистым, или красным, или черным. Роспись по фону производится, соответственно, двумя другими цветами. Иногда среди трех основных цветов можно встретить зеленый, им пользуются для листьев растений.

/ИЛЛЮСТРАЦИИ/

 

Рисуем бордюры из листьев, цветов и ягод в стиле хохломской росписи. Раскрашиваем. Для раскрашивания хохломской росписи лучше всего взять гелевые ручки, в том числе с золотой пастой.  

 

Урок 24

Буква ОМЕГА. Слова с этой буквой.

Теперь порисуем.

Задание: выбрать две буквы; одну из них нарисовать на фоне хохломской росписи, а другую составить из листьев, цветов и других элементов хохломской росписи.

 

Урок 25

Буква ЮС МАЛЫЙ. Слова с этой буквой.

Теперь порисуем.

Выполнение практической работы: пасхальная поздравительная открытка. Открытка делается из плотной бумаги в форме яйца. На лицевой стороне рисуем БУКВИЦЫ пасхального приветствия ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ.

На оборотной стороне рисуем буквицу в зависимости от первого слова поздравления (это может быть ПОКОЙ — «поздравляю», ДОБРО — «дорогой…» или первая буква имени адресата). Оформляем в стиле хохломской росписи.

 

Урок 26

Буква КСИ. Слова с этой буквой.

Теперь порисуем.

1. Буквица КСИ в стиле хохломской росписи.

2. Окончание работы над пасхальной открыткой.

 

Урок 27

Повторение.

Буква ПСИ. Слова с этой буквой. Когда эта буква участвует в богослужении?

— Когда мы читаем ПСалтирь.

Теперь порисуем.

Псалтирь — музыкальный инструмент, похожий на нашу арфу. Напишем слово «псалтирь» и украсим его буквицей, похожей на этот инструмент.

Нам осталось рассмотреть такой стиль рисования БУКВИЦ, когда они украшаются фигурками людей и изображениями окружающих нас предметов (этот стиль рисования БУКВИЦ давайте назовем жанровым).

/ИЛЛЮСТРАЦИИ/

 

Задание на сообразительность: придумайте несколько слов, первые буквы (БУКВИЦЫ) которых будут нарисованы по принципу: слово «карандаш»: БУКВИЦА КАКО составлена из карандашей; слово «дельфин»: БУКВИЦА ДОБРО составлена из фигурок дельфинят, и т. п.

 

Урок 28

Буква ФИТА. Слова на эту букву.

Теперь порисуем.

Задание: придумайте и нарисуйте БУКВИЦУ ФИТУ в жанровом стиле. Раскрасьте.

 

Урок 29

Буква ИЖИЦА. Правила чтения. Слова с этой буквой.

Теперь порисуем.

Задание: придумайте и нарисуйте БУКВИЦУ ИЖИЦУ, составленную из предметов домашнего обихода; из фигурок людей.

 

Урок 30

Повторение всей азбуки кириллицы. Игра: первый участник называет второму недлинное слово; второй должен назвать имена всех составляющих его букв и, в свою очередь, задать слово третьему, и так далее, по кругу. Последний участник задаст слово первому.

Игра: на доске выставляются (вывешиваются) цветные изображения икон великих православных праздников. Ученики (по очереди или по желанию) называют праздник, кратко рассказывают о событии этого праздника и называют все буквы кириллицы, из которых состоит название данного праздника (конечно, придется пользоваться не полными названиями праздника, а сокращенными, в 1-2 слово).

Игра: передай букву. Несколько детей образует круг. Учитель шепотом говорит на ухо первому участнику какое-нибудь известное всем слово из церковного обихода или имя святого. Первый участник должен вслух назвать первую букву этого слова (имени), а шепетом передать второму само слово (имя). Второй называет вслух вторую букву и шепотом передает слово третьему, и так далее. Когда последняя буква названа вслух, ученики, которые не вошли в круг, должны назвать слово (имя), которое сказал учитель.

Можно придумать и другие игры с буквами.

Теперь порисуем.

Завершением наших занятий будет «выпускная работа». На время мы с вами отправимся в прошлое, когда книги были рукописными, и станем изографами: каждый получит лист бумаги с начертанными на нем словами Христа без первой буквы. Нужно определить, какая буква здесь стоит, и нарисовать БУКВИЦУ. Стиль своей БУКВИЦЫ каждый выбирает самостоятельно. Работаем очень медленно и тщательно. К раскрашиванию приступаем только после того, как рисунок, сделанный простым карандашом, вас вполне устроит.

 

Слова Христа, которые можно раздать детям для работы:

дхъ истины, той свидэтельствуетъ w мнэ

* * *

ненавидяй мене, и oца моего ненавидитъ

* * *

мене изгнаша, и васъ изженутъ

* * *

Сiя заповэдаю вамъ, да любите другъ друга

* * *

Вы друзи мои eсте, аще творите, eлика азъ заповэдаю вамъ

* * *

Азъ eсмь свэтъ мiру

Идэже бо eста два или трiе собрании во имя мое, ту eсмь посредэ ихъ

* * *

...аможе азъ иду, вы не можете прiити

 

Урок 31

Повторение всей азбуки кириллицы. Все вместе читаем первое зачало Евангелия (Иоанна, глава 1, стихи 1-16). Если детям это будет слишком трудно, можно взять молитву Господню, молитву Святому Духу и т. п.

Теперь порисуем.

Продолжаем работу над своей БУКВИЦЕЙ.

 

Урок 32

Повторение всей азбуки кириллицы. Все вместе читаем заповеди блаженства

Оканчиваем работу над своими БУКВИЦАМИ. Располагаем все работы на доске. Рассматриваем, обсуждаем. Читаем слова Иисуса Христа и рассказываем о Нем на основе прочитанного.

Если осталось немного времени, изучение курса можно завершить пресс-конференцией: предложить ученикам рассказать родителям или другим гостям, приглашенным на этот завершающий урок) о том, чем ребята занимались в течение года, прочитать несколько слов на церковнославянском языке, показать и обсудить с гостями выполненные работы.

 

 

БУКВИЦА

Введение в церковнославянскую грамоту

Учебно-методическое пособие для занятий с детьми 5-8 лет

Авторы-составители:

Каминская Г. Г., Режабек Н. С., педагоги-катехизаторы.

Издание Свято-Георгиевского прихода с. Кулешовка Азовского района Ростовской области

rezhana@aaanet.ru, rezhana@gmail.com

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Введение. Глава 1. Формы оплаты труда и организация бухгалтерского учета расходов на оплату труда




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.