Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебные поручения




1. При необходимости совершения отдельных процессуальных дейст­вий за границей (вручение проживающим за пределами данного государства лицам извещений и других документов, получение от таких лиц свидетель­ских показаний, проведение судебной экспертизы) суды вынуждены обра­щаться с поручениями о выполнении таких действий к иностранным судам, так как власть суда ограничена пределами территории его государства.

Российские суды могут обращаться к иностранным судам с поручения­ми о совершении отдельных процессуальных действий и, в свокГЬчередь, исполняют переданные им поручения иностранных судов (ст. 407 ГПК, ст. 256 АПК). Закон не обусловливает исполнение поручений наличием у Рос­сии международного договора на этот счет с соответствующим государством. Из практики общения между государствами, предполагающей соблюдение международной вежливости, вытекает, что российские суды могут испол­нять поручения независимо от того, заключен ли с соответствующим госу­дарством международный договор об исполнении таких поручений.

2. Поручения иностранных судов исполняются российскими судами, если они переданы им в порядке, установленном международным догово­ром или федеральным законом. Сношения осуществляются, как правило, дипломатическим путем. Поручения иностранных судов исполняются су­дами при получении их через МИД РФ, если международным договором РФ не установлено иное.

В изъятие из обычного дипломатического порядка, сношения россий­ских судов с судами стран СНГ (согласно Минской конвенции 1993г.) и ряда зарубежных стран, с которыми заключены договоры об оказании правовой помощи (восточноевропейские страны и др.), осуществляются

! непосредственно через центральные учреждения юстиции договорившихся государств, что значительно упрощает переписку. Протоколом к Минской конвенции 1993 г. от 28 марта 1997 г. (ст. 5) допускается возможность сно­шений не только через центральные, но и через «территориальные и дру­гие органы». Центральным учреждением юстиции, осуществляющим сно-

| шения по гражданским делам, в России является Министерство юстиции РФ. Однако в том случае, когда надобность в сношениях с иностранными

| учреждениями возникает в связи с судебной деятельностью Верховного

I Суда РФ (в частности, при рассмотрении им дел по первой инстанции), последний может осуществлять сношения и непосредственно. Документы

1 об актах гражданского состояния истребуются и пересылаются через МИД РФ. Следует подчеркнуть, что непосредственные сношения Министерства юстиции РФ и Верховного Суда России относятся лишь к тем странам, договоры с которыми предусматривают непосредственные сношения цен­тральных учреждений юстиции. В отношениях с другими странами дейст­вует, как правило, дипломатический порядок сношений.



Суды ряда краев и областей, граничащих с Монголией, могут, соглас­но протоколу к договору о правовой помощи с этой страной, сноситься с судами приграничных территориальных единиц МНР в упрощенном по­рядке, не посылая поручения в Министерство юстиции РФ.

Соглашение стран СНГ от 20 марта 1992 г. о порядке разрешения хо­зяйственных споров, применяемое в основном арбитражными судами, в ст. 5 предусматривает непосредственный порядок сношений запраши­вающего и запрашиваемого органов, т. е. пересылку документов, минуя

Раздел V. Производство по делам с участием иностранных лиц

Глава 23. Вопросы международного гражданского процесса

центральные учреждения юстиции. Этот порядок продолжает многолет­нюю практику исполнения поручений судов бывших союзных республик и, несомненно, способствует более быстрому разрешению дел.

Присоединение РФ к Гаагским конвенциям о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (1965 г.) и о получении за границей доказательств по гражданским и тор­говым делам (1970 г.) влечет за собой пересылку судебных поручений в от­ношении стран-участниц через назначаемые каждой страной центральные органы. В России пересылка осуществляется через Минюст РФ.

3. Поручение иностранного суда не подлежит согласно ч. 2 ст. 407 ГПК исполнению в одном из следующих случаев: если его исполнение мо­жет нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности и если исполнение поручения не входит в компетенцию суда. АПК также формулирует основания отказа в исполнении поручений арбитражными судами, упоминая о противоречии исполнения поручения «публичному порядку» РФ (ст. 256 АПК). Отказ в исполнении поручения по мотивам противоречия исполнения суверенитету России или угрозы ее безопас­ности, как это указано в ГПК, по существу тоже является одним из прояв­лений оговорки о публичном порядке. Практически такой отказ крайне редок. Он возможен, например, если поручение направлено иностранным судом в связи с находящимся в его производстве делом с привлечением в качестве ответчика российского государства в нарушение его судебного иммунитета. Некомпетентным исполнять поручение российский суд мо­жет быть признан, если дело ему неподведомственно. Например, если просьба, обращенная к суду общей юрисдикции, касается ведущегося за границей производства по экономическому спору, поручение передается для исполнения в соответствующий арбитражный суд. Если же просьба не может быть выполнена, например, в связи с переездом свидетеля в другой город, поручение передается в компетентный суд общей юрисдикции (по новому месту жительства свидетеля). Надо обратить внимание на положе­ние п. 2 ст. 8 Минской конвенции 1993 г., по которому если запрашивае­мое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению с уведомлением об этом запрашивающего уч­реждения. Аналогичные положения есть и в ряде двусторонних договоров РФ о правовой помощи.



4. Поручения иностранных судов о выполнении отдельных процессу­альных действий исполняются на основе законодательства РФ, т. е. соот­ветствующих норм ГПК (а поручения, исполняемые арбитражными суда­ми, — норм АПК), если иное не предусмотрено международным договором РФ. По общему правилу, поручения исполняются судом, в районе деятель­ности которого должны быть совершены процессуальные действия. На­пример, поручение о допросе свидетеля выполняется районным судом по месту жительства свидетеля; поручение об осмотре на месте - судом по месту нахождения объекта осмотра.

Документы по поручениям вручаются в порядке, предусмотренном российским законодательством, если они изложены на русском языке или снабжены заверенным переводом на русский язык. Подлежащие вручению документы, изложенные на иностранном языке, передаются получателю, если он соглашается добровольно их принять.

Поручения судов государств, с которыми Россия имеет соответствую­щие международные договоры, исполняются в порядке, установленном

этими договорами. Так, согласно ст. 8 Минской конвенции 1993 г. и дву­сторонним договорам о правовой помощи при исполнении подобных по­ручений применяется российское законодательство; однако если от суда, направившего поручение, поступит просьба о применении при исполне­нии поручения процессуальных норм его государства, эти нормы могут быть применены, но только в том случае, если они не противоречат рос­сийскому законодательству.

Правило о возможном применении при исполнении поручения ино­странных процессуальных норм является одним из немногочисленных случаев отступления от основного принципа применения по вопросам процесса закона страны суда. Целесообразность данного правила основы­вается на том, что запрашивающий правовую помощь иностранный суд получает возможность оценить и наилучшим образом использовать резуль­таты совершенных другим судом действий с позиций своего законодатель­ства. Противоречие процессуальных правил, о применении которых про­сит иностранный суд, российскому законодательству можно было бы ус­мотреть, например, в случае, когда законодательство РФ содержит безусловные требования предоставления каких-либо гарантий для стороны или свидетеля, которые при применении иностранных норм могут ока­заться нарушенными.

5. Поручения иностранным судам о совершении отдельных процессу­альных действий направляются при подготовке судьей дела к судебному разбирательству (п. 11 ч. 1 ст. 150 ГПК) с соблюдением требований, преду­смотренных ст. 62 ГПК. Если поручение сводится к просьбе вручить доку­мент, к поручению прилагается документ, подлежащий вручению. Направ­ление иностранным судам поручений арбитражных судов осуществляется в соответствии с правилами АПК.

Поручения судам государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры, должны иметь предусмотренные договорами реквизиты. Вместе с документами, подлежащими вручению, поручения пересылаются за границу. С учетом того, что пересылка занимает значи­тельное время, поручения направляются за несколько месяцев до дня су­дебного разбирательства.

Сношения осуществляются, как правило, дипломатическим путем. Поручения российских судов судам иностранных государств направляются через Министерство иностранных дел РФ, которое пересылает их за гра­ницу. Ряд международных договоров РФ предусматривает, как отмечалось, упрощенный порядок сношений.

6. Международные договоры, в которых предусмотрено исполнение су­дебных поручений, — это упомянутая Минская конвенция 1993 г., двусто­ронние договоры о правовой помощи, Гаагские конвенции: от 1 марта 11954 г. по вопросам гражданского процесса, от 15 ноября 1965г. о вруче-|нии за границей судебных и внесудебных документов по гражданским |и торговым делам и от 18 марта 1970 г. о получении за границей доказа­тельств по гражданским и торговым делам. С вступлением этих конвенций в силу для РФ прекратили свое действие в отношениях со странами, участ­вующими как в этих конвенциях, так и в Конвенции от 1 марта 1954 г., со­ответствующие разделы этой последней. Отдельные нормы о судебных по­ручениях содержат Киевское соглашение стран СНГ 1992 г. и некоторые другие международные договоры.

Раздел V. Производство по делам с участием иностранных лиц

Глава 23. Вопросы международного гражданского процесса

Если в Минской конвенции 1993 г. и двусторонних договорах о право­вой помощи, как и в Гаагских конвенциях 1954, 1965 и 1970 гг., вопросы исполнения поручений детально разработаны (определяются условия, по­рядок исполнения, порядок пересылки документов и т. п.), то другие со­глашения содержат, как правило, лишь общее регулирование, в них уста­новлен порядок пересылки поручений и самые общие правила их оформ­ления.

В случае расхождений в регулировании исполнения поручений рос­сийским законодательством и международным договором РФ применяют­ся, как было отмечено, правила международного договора.

§ 5. Порядок применения иностранного права '

(процессуальный аспект) ''

1. Согласно ч. 5 ст. 11 ГПК суд в соответствии с федеральным зако­ном или международным договором применяет при разрешении дел нор­мы иностранного права. Иностранное материальное право применяется не ко всем отношениям с иностранным элементом, а в тех случаях, когда это предписывается коллизионной нормой российского законодательства или международного договора, т. е. нормой, устанавливающей, закон какого государства применяется к правоотношению с иностранным элементом. Обычно решающим коллизионная норма признает право того государства, с которым правоотношение с точки зрения законодателя наиболее тесно связано. Это может быть право страны гражданства сторон, места их жи­тельства, места исполнения договора и др.

Если коллизионная норма «отсылает» к иностранному праву, возника­ют процессуальные вопросы, связанные с порядком установления сущест­вования и содержания подлежащего применению иностранного права. В ГПК эти вопросы не решаются, в отличие от АПК, где соответствующее прави­ло имеется (ст. 14 АПК). При отсутствии в ГПК такой нормы суды общей юрисдикции, применяющие иностранное право, обращаются к правилам соответственно ст. 1191 ГК и ст. 166 СК, включающим в себя и процессу­альные аспекты установления существования и содержания иностранного права.

В России применение иностранного права в принципе осуществляется судом ex officio: суд обязан принять все необходимые меры к тому, чтобы установить существование и содержание иностранных правовых норм не­зависимо от того, ссылаются ли на них стороны в обоснование своих тре­бований и возражений (в некоторых странах, в основном системы англо-американского «общего» права, содержание иностранного права считается фактическим обстоятельством и поэтому установление его не рассматривается как обязанность суда). В том случае, когда получение не­обходимых сведении затруднительно, суд обращается с запросом в Мини­стерство юстиции России или иные компетентные органы.

Запросы суда об иностранном законодательстве могут направляться в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. Если надобность в получении информации об иностранном законодательстве выявится в ходе судебного разбирательства, дело должно быть отложено до получе­ния соответствующих сведений. В случае необходимости запрос может быть послан кассационной и надзорной инстанциями.

Предоставление информации предусмотрено в ряде международных договоров с участием России: в договорах о правовой помощи, Минской конвенции 1993 г., в Европейской конвенции об информации относитель­но иностранного законодательства от 7 июня 1968 г. (вступила в силу для России 13 мая 1991 г.).

2. Участники судебного процесса как по просьбе суда, так и по собст­венной инициативе могут представлять суду необходимые документы, под­тверждающие содержание иностранного права, и оказывать содействие суду иным образом. Вместе с тем суду теперь предоставлено право возло­жить бремя доказывания содержания норм иностранного права на стороны, хотя это касается только требований, связанных с осуществлением сторо­нами предпринимательской деятельности (ст. 1191 ГК). Что касается АПК, то там в аналогичной норме речь идет не только о предпринимательской, но и об иной экономической деятельности (ст. 14 АПК).

Если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые меры, в разумные сроки не установлено, применяется российское право.

3. Каковы последствия нарушения или неправильного применения судом иностранного закона! Поскольку урегулировать данное отношение призван иностранный закон вместе с отсылающей к нему коллизионной нормой, следует признать, что нарушение или неправильное применение надлежа­щего иностранного закона, как и нарушение или неправильное примене­ние коллизионной нормы, является основанием для отмены или измене­ния решения в кассационном, апелляционном порядке, а также в порядке надзора.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал