Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовое положение. 4 страница






После установления Сов. власти в Армении (ноябрь 1920) в ходе социалистич. строительства А. консолидировались в социалистич. нацию. Армянский народ создал высокую и своеобразную культуру, получившую в нашей стране дальнейшее развитие после Окт. революции. Исчезают различия в культуре и быте города и деревни. Старые нац. формы жилищ (глхатун с отверстием в потолке для дыма и света) и одежда (у мужчин - архалук, чуха, меховая шапка, у женщин - расшитая рубашка, шалвары, специфич. головной убор и т. п.) вытеснены почти повсеместно современными. Исчезли пережитки патриархальных отношений, уничтожено былое неравенство женщин в семье и обществе. Исследования сов. арм. учёных, произведения писателей, деятелей иск-ва, нар.умельцев, развивающих традиц. художеств. промыслы (ковроделие, ювелирное дело, кожаные изделия и др.), получили широкое признание. (О х-ве, занятиях и культуре А. см. в ст. Армянская ССР.)

За рубежом осн. часть А. занимается ремёслами и торговлей; значит. процент составляет интеллигенция.

Лит.: Народы Кавказа, т. 2, М., 1962 (библ.). С. Т. Еремян.

АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, см. Армянская апостольская церковь.

АРМЯНО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1920, война между Турцией и дашнакской Арменией. Антанта и США толкали дашнаков на войну с Турцией, преследовавшей агрессивные цели на Кавказе. 9 июня тур. войска (команд. Кязым Карабе-кир-паша) двинулись на Нахичевань. Пр-во РСФСР пыталось своим посредничеством предотвратить войну, но турки идашнаки отказались от сов. предложений. США и Антанта предоставили дашнакам оружие и небольшой заём. Войска дашнаков терпели поражения от численно превосходящего противника. 29 сент. турки заняли Сарыкамыш, затем Ардаган, 30 окт.-Каре. Сов. пр-во, озабоченное судьбой арм. народа и опасностью для Азербайджана и Грузии, вновь предложило Армении посредничество, но дашнаки отвергли эти предложения, надеясь на помощь Антанты и США. Империалисты теперь уже рассчитывали на осложнения между Сов. Россией и Турцией и готовились за счёт Армении договориться с Турцией и использовать её в антисов. походе на Кавказе. Меньшевистская Грузия отказалась помочь Армении и 6 нояб. заявила о своём нейтралитете. 7 нояб. тур. войска заняли Александрополь (ныне Ленинакан), 12 нояб.- ст. Агин и развернули наступление на Ереван. 18 нояб. дашнаки были вынуждены заключить перемирие, а 2 дек. подписали Александропольский мирный договор, по к-рому Армения становилась по существу сателлитом Турции. Однако дашнаки уже не имели права подписывать договор, т. к. 29 нояб. в Армении была установлена Сов. власть. Сов. пр-во Армении не признало этот договор. 16 марта 1921 между Сов. Россией и Турцией был подписан договор, по к-рому за Турцией осталась Карсская обл. и нек-рые др. р-ны. По требованию Сов. России тур. войска покинули Александропольский р-н и Нахичеванскую обл. 13 окт. 1921 в Карее между Турцией и советскими республиками Закавказья был подписан общий единый мирный договор.

Лит.: Кадишев А. Б., Интервенция и гражданская война в Закавказье, М., 1960; Галоян Г., Борьба за Советскую власть в Армении, М., 1957; Багиров Ю. А., Из истории советско-турецких отношений в 1920-1922, Баку, 1965. А. Б. Кадишев.

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древнейших христ. церквей. Христианство начало распространяться в Армении в первые века н. э. В 301 царь Тиридат III провозгласил христианство гос. религией, отмежевавшись в религ. отношении от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению. В 303 был построен собор Эчмиадзин (близ Еревана), ставший религ. центром всех армян и местопребыванием верх. патриарха и католикоса всех армян. По имени первого католикоса Григория Партева А. а. ц. иногда наз. григорианской.

В 4 в. А. а. ц. превратилась в сильную экономич. и идеологич. орг-цию, владевшую крупными земельными угодьями. На Двинском церк. соборе (506), отражая стремления господствующих классов Армении противостоять агрессии Византии, она окончательно отделилась от визант. церкви и стала автокефальной.

А. а. ц., в отличие от православной и католической церквей, признаёт у Христа божеское и человеческое начало в единстве, в единой природе, в связи с чем А. а. ц. считается монофиситской. В 4-11 вв. в Армении получили распространение различные " ереси": борборитов и мессалиан (4-5 вв.), павликиан (6-9 вв.), тондракийцев (9-сер. И вв.), и др., в к-рых под религ. оболочкой отражался протест нар. масс против феод. и церковного гнёта. Офиц. церковь при поддержке гос. власти жестоко подавляла эти движения. Начиная с 13 в. пыталась распространить своё влияние в Армении католич. церковь, но безуспешно. После утраты Арменией своей государственности (14 в.) А. а. ц. оставалась централизованной нац. орг-цией. Со временем Эчмиадзин перестал быть центром А. а. ц. Им последовательно становятся города Двин, Ани, Ромкла, Сис. С 1441 Эчмиадзин снова стал, и до наст. времени остаётся, резиденцией главы А. а. ц. В 17-18 вв. усилилось тяготение армян к России, от к-рой они стремились получить помощь в борьбе против господства тур. и иран. завоевателей. Отражая эти настроения, арм. католикосы пытались установить сношения с Россией. Видную роль в развитии рус.-арм. связей во 2-й пол. 18 в. сыграл архиепископ Иосиф Аргутинский.

В условиях иноземного порабощения Армении А. а. ц. являлась центром науки и культуры в Армении. В школах при монастырях наряду с религ. предметами преподавалась риторика, грамматика, философия, математика, живопись. В монастырях переписывались книги и рукописи.

После присоединения Армении к России (1828) царское пр-во подтвердило осн. привилегии А. а. ц. Развивающаяся арм. буржуазия заставила церковь служить своим целям, бороться против революц. движения масс. Как и др. церкви, А. а. ц. враждебно отнеслась к Окт. социалистич. революции. С возникновением Дашнакской бурж. арм. республики (1918-20) А. а. ц. поддерживала контрреволюц., националистич. пр-во дашнаков. После установления Сов. власти в Армении (1920) церковь была отделена от гос-ва и школа от церкви. Победа социализма в СССР предопределила резкое падение влияния А. а. ц. на трудящиеся массы. В наст. время она занимает лояльную позицию по отношению к Сов. власти и участвует в борьбе за мир. С 1955 во главе А. а. ц. стоит католикос Вазген I. В его резиденции - Эчмиадзине - имеется спец. духовное (богословское) уч. заведение, издаётся ежемесячный журнал " Эчмиадзин". Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в религ. отношении Киликийский католикосат (Анти-лиас). Иерусалимское и Константинопольское патриархатства и епархиальные управления: в США (Калифорнийское и Североамериканское), в Юж. Америке, в Зап. Европе (центр - в Париже), на Бл. и Ср. Востоке (Ирано-Азербайджанское, Тегеранское, Исфаханское, Иракское, Египетское), на Д. Востоке (Индий-ско-Дальневосточное), наБалканах (Румынское, Болгарское и Греческое).

Лит.: Орманиан М., Армянская церковь. Её история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, её настоящее, пер. с франц., М., 1913; Очерки истории СССР, III-IX вв., М., 1958, с. 167 - 228, 408 - 502. С. Н. Ованесян.

АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапе-тутюн), Армения (Айастан - Страна армян).

Содержание:

I. Общие сведения

II. Государственный строй

III. Природа

IV. Население

V. Исторический очерк

VI. Коммунистическая партия Армении

VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Армении

VIII. Профессиональные союзы

IX. Народное хозяйство

X. Медико-географическая характеристика

XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

XII. Наука и научные учреждения

XIII. Печать, радиовещание и телевидение

XIV. Литература

XV. Архитектура и изобразительное искусство

XVI. Музыка

XVII. Танец. Балет

XVIII. Драматический театр

XIX. Кино






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.