Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! А. метровых и дециметровых волн. 9 страница
По социальному и политич. устройству все А. г. С. П. первоначально были рабовладельч. полисами. Нек-рые города, расположенные вокруг Керченского пролива, уже в 480 до н. э. объединились вокруг Пантикапея в единое Боспорское государство. А. г. С. П. достигли расцвета в 4 в. до н. э., когда они являлись важнейшими поставщиками хлеба и др. продуктов потребления для мн. городов Греции и М. Азии. А. г. С. П. (особенно боспорские и Ольвия) имели тесный контакт с местными племенами. Они оказывали экономич. и культурное влияние на местные племена, способствовали разложению у них родового строя, развитию имущественной дифференциации и вызреванию классовых отношений. Иск-ву А. г. С. П. присущи мн. черты, характерные для всей художеств. культуры антич. мира. Города имели регулярную планировку (т. н. система Гипподама), в культовых и обществ. постройках применялся ордер, был распространён тип жилого дома с перистилем. Из Греции в А. г. С. П. широко ввозились разнообразные художественные изделия - скульптура, мелкая пластика, геммы, украшенные росписью вазы. В то же время искусство, создававшееся в А. г. С. П., отмечено признаками местного своеобразия. В нём нашли отражение жизнь окружающих народов (скифов, синдов, меотов и др.), их религ. представления и ритуалы (золотой гребень из кургана Солоха, 4 в. до н. э., с рельефом, изображающим скифов в бою; электровый сосуд из Куль-Обы, 4 в. дон. э., с рельефами на темы скифского быта). В А. г. С. П. сложились самобытные разновидности погребального сооружения (перекрытый уступчатыми сводами подкурганный кам. склеп с коридором-" дромо-сом"), декоративной стенной росписи, скульпт. надгробия-стелы, расписной керамики (ольвийские и боспорские вазы со стилизованными растит. мотивами, боспорские " акварельные" пелики). Своеобразны ольвийские бронз. зеркала со стилизов. изображениями на рукоятках (6-5 вв. до н. э.). Самобытные устремления художеств. культуры А. г. С. П. полнее всего проявились в иск-ве Боспорского гос-ва. Это сказалось и в религ. представлениях обитателей А. г. С. П.; у них наряду с чисто греч. божествами (Аполлон, Деметра и др.) получили распространение и культуры негреч. божеств. напр. таврской богини Девы и др. В 3 в. до н. э. А. г. С. П. испытали значит. экономич. затруднения, связанные с ослаблением торг. связей с Грецией и с усложнением обстановки в Сев. Причерноморье. Скифы, теснимые из придонских и приднепровских степей сарматами, начали оказывать давление на города побережья. Во 2 в. до н. э. скифский царь Скилур подчинил ослабевшую Ольвию. Его сын Палак отнял у Херсонеса его владения. Херсонесцы обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, и город попал под его власть. В кон. 2 в. до н. э. на Боспоре вспыхнуло восстание под предводительством Савмака. После подавления восстания войсками Митридата VI Евпатора он стал царём Боспора. Под его власть попала и Ольвия. Т. о., Митридат овладел всеми А. г. Сев. Причерноморья. В борьбе с Римом (89-63 до н. э.) Сев. Причерноморье использовалось им как база для снабжения его армии и источник пополнения его войск. После гибели Митридата VI на Боспоре происходила ожесточённая борьба за престол, в к-рую вмешивались римляне и вожди окружавших Боспор племён. Боспорские города были сильно разрушены и пришли в упадок. В первых веках н. э. А. г. С. П. вновь пережили период подъёма. Однако Ольвия, восстановленная из руин после разрушения её гетами в сер. 1 в. до н. э., далеко не достигла прежнего уровня развития. Во 2-й пол. 1 в. до н. э. она подчинялась скифским царям, во 2 в. н. э. попала под власть Рим. империи. Херсонес зависел то от Боспорского гос-ва, то от Рим. империи. В первых веках н. э. в экономич., политич. и культурной жизни А. г. С. П. всё большую роль играют негреч., гл. обр. сарматские, элементы. В сер. 3 в. н. э. А. г. С. П. подверглись разорит. нашествию готов. Ольвия была полностью разрушена. На Боспоре готы и союзные им племена временно захватили власть и сделали его базой для своих пиратских набегов на побережья Чёрного и Эгейского морей. Более успешно сопротивлялся готам Херсонес, к-рый, видимо, в кон. 3 в. н. э. вошёл в состав Рим. империи. В сер. 3 в. начался быстрый упадок Боспорского гос-ва, резко пала торговля, сократилось ремесло, происходила натурализация х-ва, в 1-й трети 3 в. прекратилась чеканка монеты. В кон. 4 в. на Сев. Причерноморье обрушились опустошит. завоеват. походы гуннов, довершившие упадок античных городов. А. г. Сев. Причерноморья сыграли большую роль в истории народов Вост. Европы как проводники наиболее передовых для их времени рабовладельч. социально-экономич. отношений и культуры, как посредники между этими народами и центрами античного рабовладельч. мира Средиземноморья. Лит.: Блаватский В. Д., Античная археология Северного Причерноморья, М., 1961; его же, Искусство Северного Причерноморья античной эпохи, М., 1947; Иванова А. П., Искусство античных городов Северного Причерноморья, М, - Л-, 1953; Жебелев С. А., Северное Причерноморье, М. - Л., 1953; Античные города Северного Причерноморья, М.- Л., 1955; Шелов Д. Б., Античный мир в Северном Причерноморье, М., 1956. Д. Б. Шелов, В. А. Лебедев. АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич [21.10(2.11). 1843, Вильнюс, - 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], русский скульптор. Род. в небогатой еврейской семье. Учился в пе-терб. АХ (1862-68) у Н. С. Пименова. Академик (1871). В связи с тяжёлой болезнью с 1871 жил в Италии, с кон. 1877- в Париже. Под воздействием В. В. Стасова, И. Н. Крамского стал убеждённым реалистом-демократом, близким к передвижникам. Уже в ранних горельефах (" Портной", дерево, 1864, " Скупой", кость, дерево, 1865, -оба в Русском музее, Ленинград) искал новые, не связанные с академич. традицией методы трактовки жанровых и историч. тем. Наиболее значительны произведения на историч. темы, в к-рых отразились патриотич., гражд. устремления А., его тяга к психологизации образа, к верности ист. деталей. Напряжённым драматизмом психологич. строя отличается статуя " Иван Грозный" (бронза, 1871, Рус. музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская гал.), воспринимавшаяся как обличение самовластия. Образ дальновидного и решит. преобразователя России создал А. в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Рус. музей и Третьяковская гал.). А. исполнены также статуи " Нестор-летописец" (мрамор, 1889) и " Ермак" (бронза, 1891; обе - Рус. музей). Ряд произв. А. посвятил морально-филос. темам, к-рые трактовал в духе отвлечённо понятых идеалов справедливости и правды (" Христос перед судом народа", бронза, 1874, Рус. музей; мрамор, 1876, Третьяковская гал.; " Мефистофель", мрамор, 1883, Рус. музей). Некоторым из этих работ А. (" Спиноза", мрамор, 1882, Рус. музей; " Не от мира сего", мрамор, 1887, Третьяковская гал.) присущи черты сентиментальности. А. принадлежит ряд портретов, надгробий, проектов памятников. Лит.: Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В. В. Стасова, СПБ - М., 1905; Дружинин С., Антокольский об искусстве и своём творчестве, " Искусство", 1952, № 4; Варшавский Л. Р., Марк Матвеевич Антокольский, в кн.: Русское искусство. Очерки... второй половины 19 в., [кн.] 1, М., 1962. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич [р. 19.6(1.7). 1896, Петербург], русский советский поэт. Чл. КПСС с 1943. Род. в семье адвоката. Учился на юридич. факультете Моск. ун-та. С 1915 работал в драматической студии Е. Б. Вахтангова. Печататься начал в 1921. Произв. А. 20-х гг. характеризуются интересом к переломным ист. событиям (Великая французская революция, 1848 год, Парижская Коммуна), романтической интонацией. В 30 е гг. в поэзии А. начинают преобладать образы сов. действительности. В годы Великой Отечеств. войны писал патриотич. стихи и баллады. Поэма " Сын" (1943; Гос. пр. СССР, 1946) посвящена сыну поэта, погибшему на фронте. Поэма отмечена напряжённым лиризмом, искренностью в передаче чувств, типичных для многих сов. людей в воен. годы. Поэма " В переулке за Арбатом" (1954) охватывает историю поколения, пережившего 1-ю мировую войну и ставшего строителем нового социалистич. общества. В 1958 опубл. сб. стихов " Мастерская", в 1960- сб. " Сила Вьетнама. Путевой журнал", в 1962 - сб. " Высокое напряжение", в 1964 - сб. " Четвёртое измерение". В стихах последних лет - мысль о власти времени над человеком и человека над временем. В сб. " О Пушкине" (1960) стихи и баллады на пушкинские темы чередуются с " заметками на полях", с опытом анализа отд. произведений (" Медный всадник"). Опубликовал сб. статей " Пути поэтов" (1965). Переводит произв. франц., болг., груз., азерб. поэтов. Награждён 4 орденами, а также медалями. Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1961: От Беранже до Элюара. Стихи французских поэтов в пер. П. Антокольского, М., 1966; Избранное, т. 1-2, М., 1966; Повесть временных лет, М., 1969. Лит.: Книпович Е., Проверка временем, в её кн.: В защиту жизни, 2 изд., М., 1959; Тарасенков А., Время, поэт, народ, " Знамя", 1945, № 7; Луговской В., Поэт, время, в его кн.: Раздумье о поэзии, М., 1960; П. Г. Антокольский. Памятка читателю, Л., 1956; Левин Л., Четыре жизни. Хроника дней и трудов П.Антокольского, М., 1969. В.В.Жданов. АНТОЛИЗ (от греч. anthos - цветок и lysis - разрушение, растворение), уродливое развитие цветка, при к-ром ось его удлиняется, а все остальные части раздвигаются и принимают вид уродливых зелёных листочков, напр. у живокости (см. рис.). А. доказывает листовое происхождение частей цветка. См. также Тератология. Антолиз цветка живокости: уродливые позеленевшие части цветка приняли листовидную форму. АНТОЛОГИЯ (греч. anthologia, от anthos - цветок и lego - собираю), сборник, содержащий избр. стихи или различные изречения и фрагменты мн. авторов. А. известны с древних времён на Востоке и в Греции; были распространены в древнерус. лит-ре (" изборники") и в лит-ре кои. 18 - нач. 19 вв. В нач. 20 в. вышли А.: П. Я. (П. Ф. Якубович)- " Русская муза" (1907), " Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней в переводе русских поэтов" (под ред. В. Я. Брюсова, 1916) и др. В сов. время издан ряд А. поэзии народов СССР в переводах на рус. яз. Антологические стихи (термин 1-й пол. 19 в.) - стихи в античном духе, напр. " К постарелой красавице" К. Н. Батюшкова или " Нереида" А. С. Пушкина, позднее - нек-рые стихи Н. Ф. Щербины, А. Н. Майкова. АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Anto-nello da Messina) (ок. 1430, Мессина, - между 14 и 25.2.1479, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения. Сын мраморщика Джованни д'Антонио. Учился, по-видимому, у неаполитанца Колантонио. Работал гл. обр. в Мессине (в 1475-76 - в Венеции). Сложился как художник под воздействием нидерландцев, у к-рых заимствовал технику масляной живописи, что позволяло А. да М. добиваться необычайной глубины цвета, использовать освещение в качестве одного из важнейших художеств.-выразит, средств. Вероятно, под влиянием нидерл. иск-ва стремился к развёрнутой обрисовке окружающей человека реальной среды (пейзаж, интерьер). Ознакомившись с творчеством Пьеро делла Франческа и Андреа Мантенья, А. да М. приобщился к разработке новаторских проблем иск-ва Возрождения. Образы, созданные А. да М., отличаются величавым спокойствием, классич. уравновешенностью. А. да М. сделал крупный вклад в становление ренессансного реалистич. портрета. Произв.: т. н. автопортрет (ок. 1473) и " Распятие" (1477) - в Нац. галерее, Лондон; фрагменты алтаря из церкви Сан-Кассиано в Венеции (1475- 1476, Художественно-ист. музей, Вена), " Св. Себастьян" (1476, Картинная галерея, Дрезден). Лит.: Воttаri S., Antonello da Messina, Mil.- P., 1955 (англ, пер.- N. Y., 1955); Vigni G., Tutta la pittura d'i Antonello da Messina, 2 ed., Mil.. [1957]. Илл. см. на вклейке, табл. XIII. АНТОНЕСКУ (Antonescu) Йон [2(14). 6.1882, Питешти, -1.6.1946], военно-фаш. диктатор Румынии в 1940-44, генерал. Участвовал в подавлении крест. восстания 1907, а также в воен. интервенции против Венг. советской республики (1919). В 1933 нач. рум. Генштаба, с 1938 мин. обороны. В сент. 1940 стал диктатором Румынии. А. и его пр-во ввергли Румынию в развязанную Гитлером войну против СССР. После нар. восстания 23 авг. 1944 был арестован и как воен. преступник казнён в 1946 по приговору нар. трибунала Бухареста. АНТОНИАНСКАЯ ЕРЕСЬ в Конго, народное движение в нач. 18 в., направленное на восстановление единства гос-ва Конго, против европ. проникновения и ка-толич. духовенства. Развивалось в форме христ. ереси. Вождь движения - женщина-ересиарх (христ. имя - Беатриче), именовавшая себя святым Антонием, учила, что Конго - родина Иисуса и всех святых, что католич. духовенство, глубоко враждебное народности баконго, скрывает это от народа. Под водительством Беатриче её последователи начали восстановление древней столицы гос-ва - Мбанза Конго (совр. Сан-Салвадор, Ангола). Сама Беатриче стала предметом культа; ей воздавались божеские почести. В нач. 1706 вожди движения были при помощи миссионеров захвачены знатью баконго, устрашённой угрозой нар. восстания, и 1 июля 1706 публично сожжены. Расправа послужила толчком к открытому восстанию против королевской власти и высшей знати баконго, к-рое лишь в сер. 1708 пошло на убыль, а в нач. 1709 было окончательно подавлено. АНТОНИЕВО-СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ, основан в 1520 монахом Антонием (1479-1556), происходившим из крестьян. Расположен близ р. Сии, притока Сев. Двины (ныне Холмогорский р-н Архангельской обл.). А.-С. м. вёл крупное феод. х-во, играл видную роль в хоз. освоении Поморья. В 70-х гг. 16 в. в А.-С. м. произошли крест. волнения. В 1764 А.-С. м. имел св. 3300 крестьян. АНТОНИЙ Великий (р. ок. 250- ум. 356), основатель монашества в Египте, жил отшельником в пустыне, канонизирован христ. церковью. Сохранились нек-рые письма А. Ему приписывают т. и. " Правила святого Антония" (однако авторство его сомнительно). Написанное Афанасием Александрийским " Житие Антония" имело целью создать идеальный образ христианина-подвижника, явилось образцом для греч. агиографии. История искушений А. в пустыне неоднократно служила предметом живописи и художеств. лит-ры (напр., " Искушение святого Антония" Флобера). АНТОНИЙ Марк (Marcus Antonius) (ок. 83-30 до н. э.), римский политич. деятель и полководец. Выдвинулся как начальник конницы во время войны в Палестине и Египте (57-55). В 54 примкнул к Юлию Цезарю и участвовал в галльских походах. Во время гражд. войны 49-45 активно поддерживал Цезаря; после битвы при Фарсале в 48 был назначен начальником конницы (magister equitum). После убийства Цезаря сначала занял примирит. позицию по отношению к его убийцам и сенату, но вскоре отношения А. с сенатом обострились, в особенности из-за притязания А. на управление Галлией (А. опирался на войска и ветеранов Цезаря). Дело дошло до открытого разрыва, и сенат направил против А. войска. В 43 ок. г. Мутина А. потерпел поражение (см. Мутинская война), но затем под давлением войск произошло объединение А. с Октавианом и Лепидом (2-й триумвират). В 42 при Филиппах (Македония) А. совместно с Октавианом разбил войска Брута и Кассия. При последовавшем за этим разделе провинций между триумвирами А. получил в управление вост. области рим. державы. За время пребывания на Востоке совершил неск. неудачных походов против парфян. На Востоке А. вёл себя как самодержец; сблизившись с егип. царицей Клеопатрой, дарил ей и её детям огромные владения. Подобная политика привела к разрыву между триумвирами и восстановила обществ. мнение в Риме против А. Сенат объявил войну Клеопатре. В 31 у мыса Акций егип. флот был разбит, а после вступления войск Октавиана в Египет А. покончил жизнь самоубийством. Лит.: Машкин Н. А., Принципат Августа, М.- Л., 1949; Lindsay J., Marc Antony, his world and his contemporaries, L.. 1936. С. Л. Утченко. АНТОНИМЫ (от анти... и onyma - имя), слова с взаимопротивоположными значениями, служащие для обозначения контрастных явлений, напр. " тихий" - " громкий", " появиться" - " исчезнуть", " много" - " мало", " вверх" - " вниз". А. обычно имеются только у слов с общим значением качества, количества, времени, пространства. Антонимич. отношениями могут быть связаны не только знаменательные, но и служебные слова, напр. " за" и " против" (ср. разг. " Вам с сахаром или без? "), а также спец. словообразоват. средства, например " входить" - " выходить", " открывать" - " закрывать", " революция" - " контрреволюция", " народный" - " антинародный" и т. п. Обычно к А. относятся разнокоренные слова, но нек-рые языковеды относят к А. и такие пары слов, как " большой" - " небольшой", " спокойный" - " беспокойный", " любить" - " не. любить", образующиеся посредством отрицат. частицы " не" и приставок " не", " без" и др. Многозначное слово в разных значениях может иметь различные А.: " свежий" (хлеб) - " чёрствый", " свежая" (мысль) - " избитая", " свежий" (вечер) - " душный" и т. д. Как средство поэтич. выразительности А. служат для осуществления приёма антитезы в поэтич. или ораторской речи, напр.: " кто был ничем, тот станет всем", " чёрный вечер, белый снег" (А. А. Блок); в заглавиях: " Шаг вперёд - два шага назад" (В. И. Ленин), " Отцы и дети" (И. С. Тургенев), " Толстый и тонкий" (А. П. Чехов), " Война и мир" (Л. Н. Толстой). Лит.: Комиссаров В. Н., Проблема определения антонима, " Вопросы языкознания", 1957, № 2; Клюева В. Н., Проблема антонимов, " Уч. зап. 1 Моск. пед. ин-та иностранных языков", 1956, т. 9; Киреев А. А., Об антонимах, " Русский язык в школе", 1954, № 3. АНТОНИН ПИЙ (Antoninus Pius) (86-161), римский император с 138. Происходил из сенаторской семьи г. Немаузуса (совр. Ним) в Трансальпийской Галлии. В 120 был консулом, позже - проконсулом провинции Азия. В 138 усыновлён имп. Адрианом. Став императором после смерти Адриана, продолжал его внешнюю политику: избегал войн и возводил новые оборонит. сооружения на границах гос-ва (" Антонинов вал" в Британии). Правление А. П. протекало в контакте с сенатом, а социальная политика проводилась в интересах имущих классов. Это вызывало недовольство и восстания народных масс в провинциях (в Египте, Дакии, Ахайе, Иудее, Африке). Лит.: Нutt I W., Antoninus Pius, Praga, 1936. АНТОНИНЫ (Antonini), династия римских императоров в 96-192; названа по имени Антонина Пия. К А. принадлежали: Нерва [96-98], Траян [98-117], Адриан [117-138], Антонин Пий [138- 161], Марк Аврелий [161-180], его соправитель Луций Вер [161-169] и Коммод [180-192]. В своей внутр. и внешней политике А. отражали интересы широких кругов рим. рабовладельцев как Италии, так и провинций. Их политика была направлена на оживление экономич. жизни империи (основание новых городов, активная строит. деятельность, меры по поддержанию мелкого и ср. землевладения, расширение социальной опоры рим. гос-ва и укрепление позиций рабовладения; щедрая раздача прав рим. гражданства провинциалам, введение мн. провинциальных рабовладельцев в рим. сенат, принятие мер по предотвращению волнений рабов). Первые А. (особенно Траян) проводили энергичную внеш. политику и присоединили к империи новые территории (в 106 Дакию и Аравию, в 114-115 территории в Армении и Месопотамии). В годы правления Адриана А. стали переходить к политике обороны своих растянутых границ и строительству оборонит. сооружений. При А. окончательно оформилась идея монархич. власти и был сформирован бюрократич. аппарат. Время правления А. считается периодом наивысшего внутр. и внеш. расцвета Рим. империи. Однако со времени Адриана наблюдаются уже симптомы кризиса рабовладельческого способа производства, а со времени Марка Аврелия начинается упадок могущества Римской империи. Лит.: Гримм Э. Д., Исследования по истории развития римской императорской власти, т. 2, СПБ, 1901; Rostovzeff M., The social and economic history of Roman Empire, Oxf., 1926. В. И. Кузищин. АНТОНИНЫ, посёлок гор. типа в Красиловском р-не Хмельницкой обл. УССР, в 8 км от ж.-д. станции Антонины, на линии Шепетовка - Староконстанти-нов. 7, 4 тыс. жит. (1968). 2 кирпичных завода. АНТОНИОНИ (Antonioni) Микеланджело (р. 29.9.1912, Феррара), итальянский режиссёр. Был кинокритиком, сценаристом, режиссёром документального кино. В 1950 поставил первый художеств. фильм - " Хроника одной любви". Творчество А. объединено темой одиночества человека в совр. бурж. обществе. Поставил фильмы: " Подруги" (1955), " Крик" (1957, в сов. прокате " Отчаяние"), " Приключение" (1959), " Ночь" (I960), " Затмение" (1962), " Красная пустыня" (1964), " Блоу ап" (1967). А., не приемлющий совр. бурж. действительность, с мастерством исследователя, тонкого психолога показывает крушение внутр. связей человека с окружающим миром. Трагич. отсутствие взаимопонимания между людьми, бесцельность существования, духовное оскудение героев, невозможность для них преодолеть изолированность режиссёр изображает как единственную и неизбежную форму жизни для всего человечества. Фильмы А. пессимистичны, в них сильны иррациональные мотивы. Картины А. отличают высокое режиссёрское мастерство, точность отбора выразит. средств, подчинение всех компонентов фильма (музыка, операторское иск-во, актёрское исполнение) задачам режиссёра. Лит.: Туровская М., М. Антониони..., " Искусство кино", 1962, N° 6; Караганов А., Встречи в Италии, там же, 1965, № 3; Сарri F., Michelangelo Antonioni, Parma, 1958; Lерrоhоn P., Michelangelo Antonioni, [P., 1961]. АНТОНОВ Алексей Иннокентьевич (15.9.1896, Гродно, - 18.6.1962, Москва), советский генерал армии (1943). Чл. КПСС с 1928. Род. в семье офицера. Окончил Павловское воен. уч-ще (1916). Участвовал в 1-й мировой войне в чине прапорщика. В мае 1918 демобилизован, работал служащим в Петрограде. С апр. 1919 в Сов. Армии, участвовал в Гражд. войне на Юж. фронте в должности нач. штаба бригады. После Гражд. войны прошёл путь от нач. штаба бригады до нач. штаба воен. округа (с 1937). Окончил Воен. академию им. Фрунзе (1931), оперативный ф-т этой же академии (1933), Академию Генштаба (1937). В 1938-40 на преподават. работе. Во время Великой Отечеств. войны А., высококвалифицированный и талантливый штабной работник, занимал с авг. 1941 должности нач. штаба Юж., Сев.-Кавк. и Закавк. фронтов и Черномор. группы войск. С декабря 1942 1-й зам. нач. Генштаба, с февраля 1945 нач. Генерального штаба. Участник Ялтинской и Потсдамской конференций. С марта 1946 А. 1-й зам. нач. Генштаба. В 1948-54 1-й зам. н командующий войсками Закавк. воен. округа. С апр. 1954 1-й зам. нач.Генштаба, а с мая 1955 и нач. штаба Объединённых Вооруж. Сил стран Варшавского договора. Награждён орденом " Победа", 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени и Отечественной войны 1-й степени, 14 иностр. орденами и медалями. Деп. Верх. Совета СССР 2-6-го созывов. Похоронен на Красной площади. АНТОНОВ Алексей Константинович [р. 27.5(8.6).1912, Гродно], советский гос. и парт. деятель..Чл. КПСС с 1940. Род. в семье учителя. Окончил в 1935 Ленингр. политехнич. ин-т им. Калинина. В 1937-57 инженер, нач. лаборатории, зам. гл. конструктора, нач. цеха, нач. произ-ва, гл. инженер на з-дах авиац. пром-сти. В 1957-59 на руководящей хоз. работе в Ленингр. СНХ. В 1959- 1961 зам. пред., в 1961-65 пред. Ленингр. СНХ. С сент. 1965 мин. электротехнич. пром-сти СССР. На 22-м (1961) и 23-м (1966) съездах КПСС избран канд. в члены ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 6-7-го созывов. Гос. пр. СССР (1950). Награждён 2 орденами Ленина, др. орденами, а также медалями. АНТОНОВ Иван Захарович (18.1.1919, с. Сигачи, ныне Первомайского р-на Чуваш. АССР, -1.11.1960, Саранск), мордовский советский писатель. Чл. КПСС с 1942. Писал на морд. и рус. языках. Печататься начал в 1936. Участник Отечеств. войны. В 1954 опубл. роман " В семье единой" о дружбе сов. народов в годы войны, затем очерки " Ухабы на дорогах" (1954), " Разлив на Алатырь-реке" (1955) и др. Награждён 2 орденами, а также медалями. Соч. в рус. пер. - На переднем крае, М., 1957; Свежий ветер, М., 1960; Жизнь подсказывает, Саранск, 1960. Лит.: Кирюшкин Б., Мордовский советский роман, Саранск, 1965; История мордовской советской литературы, т. 1, Саранск, 1968, с. 349-71; Писатели Советской Мордовии, Саранск, 1958. АНТОНОВ Олег Константинович [р. 25.1(7.2).1906, с. Троицы Моск. губ.], советский авиаконструктор, доктор тех-нич. наук, акад. АН УССР (1968), Герой Социалистич. Труда (1966). Чл. КПСС с 1945. В 1930 окончил Ленингр. политехнич. ин-т им. Калинина. С 1946 возглавляет опытно-конструкторское бюро. Под руководством А. создан ряд самолётов, в т. ч. транспортные турбовинтовые самолёты Ан-10, Ан-24, Ан-12, Ан-22 грузоподъёмностью до 80 т. Деп. Верх. Совета СССР 5-7-го созывов. Гос. пр. СССР (1952), Ленинская пр. (1962). Награждён 2 орденами Ленина и др. орденами, а также медалями. АНТОНОВ Сергей Петрович [р. 3(16).5. 1915, Петроград], русский сов. писатель. Окончил Ленингр. автодорожный ин-т (1938). Первый рассказ " Весна" опубл. в 1947. Автор сб-ков рассказов " По дорогам идут машины" (1950; Гос. пр.СССР, 1951), " Мирные люди" (1950) и др.; повестей " Лена" (1948), " Поддубенские частушки" (1950, одноим. фильм 1957), " Дело было в Пенькове" (1956, одноим. фильм 1958), " Порожний рейс" (1960, одноим. фильм 1963), " Алёнка" (1960, одноим. фильм 1961), " Разорванный рубль" (1966), " Петрович" (1966). Рассказы и повести А., посвящённые в основном изображению совр. деревни, отличаются остротой нравств. проблематики, лирич. окрашенностью, юмором, точностью словесных характеристик. Написал также кн. " Письма о рассказе" (1964). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч.: Избранное. 1947 - 1953, М., 1954; Повести ирассказы. 1954 - 1960. [Послесл. А.Макарова], М., 1961; Повести ирассказы, М., 1963. Лит.: Старикова Е., Две повести С. Антонова, веё кн.: Поэзияпрозы, М., 1962; Щеглов М., Что случилось в Пенькове?, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1965; Нинов А., Осмысление современности, " Нева", 1967, №2; ОгневА., С. Антонов. Критико-биографич. очерк, Саратов, 1968; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 1, Л., 1959. АНТОНОВИЧ Владимир Бонифатьевич [18.2(2.3). 1834, Махновка Бердичевского у. Киевской губ., -8(21).3.1908, Киев], украинский историк, археолог, этнограф. Один из родоначальников укр. бурж. историографии. В 1863-80 гл. ред. " Временной комиссии для разбора древних актов" в Киеве. Проф. рус. истории Киевского ун-та (1878). Руководил изданием " Архива Юго-Западной России", выпустил неск. томов с вступит. монографиями (ч. 3, т. 1 и 2 - О казачестве; ч. 3, т. 3 - О гайдамачестве; ч. 5, т. 1 - О городах). Исследования по истории Украины и Литовско-Рус. гос-ва составили спец. сб. " Монографии по истории Западной и Юго-Западной России" (т. 1, 1885). Работы по археологии Украины: " Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян" (1893), " Археологические карты" Киевской (1895) и Волынской (1900) губерний. Совм. с М. П. Драгомановым издал " Исторические песни малорусского народа" (т. 1-2, 1874-75). Вопросы социальной истории А. рассматривал с идеалистич. позиций, в плоскости действия абстрактных начал - общинного, дружинного, княжеского. А. противопоставлял укр. народ русскому, идеализировал казачество, выдвинул нацио-налистич. теорию о бесклассовости и " демократизме" укр. народа. Лит.: Довнар-Заполъский М. В., Исторические взгляды В. Б. Антоновича, в его кн.: Из истории общественных движений вРоссии, 2изд., К., 1910. АНТОНОВИЧ (наст. фам. Антонович-Будько) Даниил Исидорович [р. 10(22).12.1889, Белополье Харьковской губ.], украинский сов. актёр, нар. арт. СССР (1954). Чл. КПСС с 1944. В 1919 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Лысенко. Сценич. деятельность начал в Киевском театре им. Шевченко. С 1926 актёр Харьковского театра им. Шевченко (б. театр " Березiль"). Одним из первых актёров создал в укр. театре образы большевиков. Большое место в творчестве А. занимают роли в пьесах А. Е. Корнейчука: Гайдай (" Гибель эскадры"), Берест (" Платон Кречет"), Тарас Голота (" Правда"), Макар (" Макар Дубрава") и др. Среди др. ролей: Железняк (" Гайдамаки" Шевченко), Ярослав (" Ярослав Мудрый" Кочерги), Швиденко (" Генерал Ватутин" Дмитерко), Тихон (" Гроза" Островского), Кошкин (" Любовь Яровая" Тренёва). С 1949 ведёт педагогич. работу в Харьковском театр. ин-те (с 1957 - профессор). Гос. пр. СССР (1948). Награждён орденом Ленина и 2 др. орденами.
|