Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об уникальных алмазах СССР СМ. В ст. Алмазный фонд СССР. 29 страница






" АНАКОНДА КОМПАНИ" (США), см. Медные монополии.

АНАКРЕОНТ, Анакреон (Anakreоn) (ок. 570-487 до н. э.), древнегреческий поэт. Осн. мотивы лирики А., дошедшей до нас в незначит. фрагментах, - чувственная любовь, вино, беззаботная жизнь. Стихи на эти темы впоследствии получили назв. анакреонтических (см. Анакреонтическая поэзия). На рус. яз. А. переводили А. С. Пушкин, Л. А. Мей и др.

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Poetae me.ici graeci, ed. D. Page.Oxf., 1962; в рус. пер. - Анакреонт. Первое полное собр. его соч. в переводах русских писателей, сост. А. Тамбовский, СПБ, [1896]; [Фрагменты], в кн.: Греческая эпиграмма, [М., I960].

Лит.: Ярхо В., Полонская К., Античная лирика, М., 1967.

АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, лёгкая жизнерадостная лирика, распространённая в европ. лит-pax Возрождения и Просвещения. Образцом А. п. служил позднегреч. сб. стихов " Анакреонтика", созданных в подражание Анакреонту и позднее ошибочно ему приписанных. Земные радости, вино, любовь, иногда и по-литич. свободомыслие - осн. темы А. п. Анакреонтические стихи в России писали М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин и др.; во Франции - поэты " Плеяды", А. Шенье, Вольтер, Э. Д. Парни, П. Ж. Беранже.

Изд.: Carmina anacreontea, ed. С. Prei-sendanz, Lipsiae, 1912.

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И.Соболевского [и др.], т. 1, М.- Л., 1946.

АНАКРУСА, анакруза (отгреч. аnаkrusis, букв. - отталкивание), в стихосложении сверхметрич. безударные слоги в начале стиха, " лишние" для данной стопы, напр, в амфибрахии:

А.[ris]
называются также безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударением (в ямбе, анапесте и амфибрахии). Хорей и дактиль, начинающиеся с ударного слога, А. не имеют.

АНАКСАГОР (Anaxagoras) из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.), древнегреческий философ. Впервые профессионально преподавал философию в Афинах; обвинённый в безбожии, переехал в Лампсак, где основал свою филос. школу. Вместе с Эмпедоклом и атомиста-ми выдвинул натурфилос. учение о неразрушимых элементах - " семенах вещей" (позже их наз. гомеомерпями), к-рые он мыслил бесконечными по качеству и количеству. Каждый из элементов также состоит из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. Исходя из принципа " всё во всём", А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением качеств, рассыпанных по всем элементам. Движущим принципом мирового порядка является ум (нус), организующий эле менты. А. занимался математикой и астрономией, а также проблемами перспективы при разрисовке декораций в театре. Портрет стр. 573.

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104 - 61; в кн.: Античные философы. [Свидетельства, фрагменты и тексты], К., 1955; Diels H., Die Frag-mente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5 - 44.

Лит.: Асмус В. Ф., История античной философии, М., 1965, с. 59-79; С1еve F. М., The philosophy of Anaxagoras, N. Y. 1949. А.Ф.Лосев.

АНАКСИМАНДР (Anaximandros) Милетский (ок. 610-546 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Фалеса, автор не дошедшего до нас соч. " О природе". Впервые ввёл в философию понятие " архэ", лежащего в основе всех вещей первоначала, к-рым является апейрон - единая, вечная, неопределённая, т. е. бескачественная, материя, порождающая бесконечное многообразие сущего и выделяющая противоположности светлого и тёмного, тёплого и холодного. А. учил о бесчисленности возникающих и гибнущих миров, считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, и положил начало теории небесных сфер. Составил первую геогр. карту, соорудил первые в Греции солнечные часы и астрономич. инструменты.

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914, с. 25 - 27; Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker..., -5 Aufl., Bd 1, В., 1934, S. 81-90.

Лит.: ТомсонДж., Исследования по истории древнегреческого общества, пер. с англ., т. 2 - Первые философы, М., 1959, с. 147 - 152; Но1sсhеr U., Anaximander und die Anfange der Philosophic, " Hermes", 1953, Bd 81, H. 3, 4. А. О. Маковелъский.

АНАКСИМEH (Anaximenes) Милетский (ок. 585 - ок. 525 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, путём сгущения или разрежения к-рого возникают все вещи. Первоначало А. признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах. Первый указал на различие между неподвижными звёздами и планетами, выдвинул гипотезу, объясняющую затмения Солнца и Луны, а также фазы Луны.

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 1, В., 1934. Лит.: Томсон Дж., Исследования по истории древнегреческого общества, пер. с англ., т. 2 - Первые философы, М., 1959, с. 153-154. А.О.Маковелъский.

АНАЛГЕЗИН, лекарственный препарат, то же, что антипирин.

АНАЛГЕЗИЯ (греч. analgesia - бесчувственность), полное исчезновение болевой чувствительности. Наблюдается при нек-рых заболеваниях нервной системы (периферич. нервов, спинного или головного мозга). Обычно сопровождается нарушением и др. видов чувствительности (осязательной, температурной и др.).

АНАЛГЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, то же, что обезболивающие средства.

АНАЛИЗ (от греч. analysis - разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной А., является синтез, с к-рым А. часто сочетается в практич. или познават. деятельности. Аналитич. методы настолько распространены в науке, что термин " А." часто служит синонимом исследования вообще как в естественных, так и в обществ, науках (количественный и качественный А. в химии, диагностические А. в медицине, разложение сложных движений на составляющие в механике, функциональный А. в социологии и т. д.). Процедуры А. входят органической составной частью во всякое науч. исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Но и на других ступенях познания А. сохраняет своё значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с др. процедурами исследования. Аналитич. процедуры являются одними из главных не только в науч. мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познават. задач. Как познават. процесс л., изучается психологией, рассматривающей его как психич. процесс, к-рый осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозгу человека и животных, а также теорией познания и методологией науки, к-рые рассматривают А. прежде всего как один из приёмов (методов) получения новых познават. результатов.

А. присутствует уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-синтетич. деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. У человека к чувств.-наглядным формам А. присоединяется высшая форма А.- мыслительный, или абстрактно-логич., А. Эта форма возникла вместе с навыками материально-практич. расчленения предметов в процессе труда; по мере усложнения последнего человек овладевал способностью предварять материально-практич. А. мыслительным. Развитие производств, деятельности, мышления и языка, приёмов науч. исследования и доказательства привело к появлению разных форм мыслительного А., в частности расчленения предметов на неотделимые от них признаки, свойства, отношения. В отличие от чувств.-наглядного, мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусств, языках (знаковых системах науки). С др. стороны, и сам А., вместе с др. приёмами, служит средством формирования понятий о действительности.

Существует неск. видов А. как приёма науч. мышления. Одним из них является мысленное (а часто, напр, в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части. Такой А., выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установление отношений между частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой (с точки зрения нек-рых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на составляющие свойства или отношения; одни из них подвергаются дальнейшему А., а от других отвлекаются; на следующем этапе А. может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись, и т. д. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Видом А, является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы - непересекающиеся подмножества данного множества. Такого рода А. называют классификацией. Все эти и др. виды А. применяются как при получении нового знания, так и при система-тич. изложении уже имеющихся науч. результатов. А. широко используют также в педагогич. процессе.

Описанному смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логического (логического) А. Логич. А.- это уточнение логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами совр. формальной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отд. областей знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержательных областей знания, содержательных понятий и способов рассуждения является построение формальных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий, - т. н. формализованных языков. Логич. А.- один из осн. познавательных приёмов науки, значение к-рого особенно возросло благодаря развитию матем. логики, кибернетики, семиотики и разработке информационно-логич. систем (см. Формализация).

В ином смысле понимается А. в истории математики. Здесь А.- это рассуждение, идущее от того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного), к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно); под синтезом же понимается рассуждение, идущее в обратном направлении. А. в этом смысле является средством выявления идеи доказательства, но в большинстве случаев сам по себе доказательством ещё не является. Синтез же, опираясь на данные, найденные в А., показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает доказываемое, даёт доказательство теоремы или решение задачи.

Лит.: Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, " Вопросы философии", 1958, № 2; Проблемы мышления в современной науке, М., 1964; Горский Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектической логики, М., 1966; Петров Ю. А., Гносеологическая роль формализованных языков, в кн.: Язык и мышление, М, 1967. Б. В. Бирюков.

АНАЛИЗ ЗВУКА, см. Звука анализ.

АНАЛИЗ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ, совокупность разделов математики, посвящённых исследованию функций методами бесконечно малых. А. м. возник (в система-тич. форме) в трудах И. Ньютона, Т. Лейбница, Л. Эйлера и др. математиков 17-18 вв. Обоснование А. м. при помощи понятия предела принадлежит О. Кошм. В настоящее время термин " А. м." является скорее педагогическим, чем научным. Курс А. м. для математич. специальностей в ун-тах СССР содержит следующие разделы: введение в анализ (функция, предел, непрерывность), дифференциальное исчисление, интегральное исчисление и теория рядов (включая степенные ряды и ряды Фурье). В преподавание А. м. всё более и более проникают идеи топологии и функционального анализа.

Лит.: Ла Балле Пуссен Ш. Ж. де, Курс анализа бесконечно малых, пер. с франц., т. 1 - 2, Л.- М., 1933; Хинчин А. Я., Краткий курс математического анализа, 3 изд., М., 1957; Рудин У., Основы математического анализа, пер. с англ., М., 1966; Фихтенгольц Г. М., Курс дифференциального и интегрального исчисления, 6 изд., т. 1 - 3, М., 1966. С. Б. Стечкин.

АНАЛИЗ ПОЧВЫ, см. Почвы анализ.

АНАЛИЗ УГЛЕЙ, комплекс методов для определения состава и свойств углей. В технический анализ входит определение влажности, зольности, выхода летучих, серы, теплоты сгорания. Для спец. целей определяют: 1) содержание фосфора (для металлургии); 2) пластометрич. усадку и толщину пластичного слоя (для коксования); 3) выход продуктов сухой перегонки; 4) плавкость золы (для топливных углей). При геологоразведочных работах определяют элементарный состав угля, петрографич. характеристику и др. В А. у. входят отбор и подготовка проб.

АНАЛИЗ ХИМИЧЕСКИЙ, см. Аналитическая химия. Качественный анализ, Количественный анализ.

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социалистических предприятий (экономический анализ работы предприятий), комплексное изучение хоз. деятельности предприятий и их объединений с целью повышения её эффективности. А. х. д.- необходимое звено в системе управления социалистич. предприятиями. Он обосновывает выбор оптимального варианта решения на всех этапах планирования, проектирования, строительства и эксплуатации предприятий, создания новых образцов изделий и усовершенствования существующих, а также в сфере обращения общественного продукта. Проводится на разных ступенях управления: внутри предприятия (по хозрасчётным его подразделениям, цехам и рабочим местам), по всему предприятию и, наконец, по объединениям предприятий (трестам, торгам, фирмам, главкам, министерствам).

А. х. д. предприятий изучает все стороны хоз. деятельности: произ-во, снабжение, реализацию, финансы в их взаимодействии и взаимообусловленности, работу всех функциональных служб и внутр. подразделений предприятия (или же всех предприятий, входящих в объединение). С целью обеспечения комплексности анализа и сводимости его результатов разрабатывается единая система взаимосвязанных аналитич. показателей, основанная на всех видах экономич. информации-нормативных и плановых данных, технич. документации, материалах оперативного, бухгалтерского, статистич. учёта и отчётности. С помощью системы аналитич. показателей определяется влияние факторов техники, технологии, организации труда, произ-ва и управления, фи-нанс., кредитных и расчётных отношений на эффективность хоз. деятельности. Для обеспечения такой комплексности анализа к нему привлекают работников разных инж.-технич. и экономич. специальностей. Проанализированные ими материалы по отдельным участкам или сторонам работы предприятия затем обобщаются экономистами-аналитиками по предприятию (или объединению) в целом.

Руководят аналитич. работой (составляют планы, контролируют их выполнение, проверяют и обобщают результаты): на крупных предприятиях - экономич. лаборатории и бюро экономич. анализа, подчинённые главному экономисту; на средних и мелких - бюро или группы экономич. анализа в плановом отделе. В аналитич. работе активное участие принимают партийные, комсомольские и профсоюзные орг-ции. В научно-технич. об-вах имеются обществ, бюро экономич. анализа - ОБЭА, к-рые получили широкое распространение на предприятиях всех отраслей нар. х-ва, в вышестоящих органах и н.-и. учреждениях. Обществ, формы аналитич. работы способствуют активному участию рабочих, служащих, инженерно-технических работников в управлении производством, в реализации принципов демократического централизма.

Предметом анализа являются хоз. деятельность, направленная на выполнение гос. плана и отражённая в системе показателей плана, учёта, отчётности и др. источниках информации, и достигнутый предприятиями уровень её эффективности. Комплексно исследуется экономика предприятий и их объединений с позиций оценки выполнения плана и обоснованности плановых заданий, соответствия хоз. деятельности экономической политике КПСС и общегосударственным интересам.

Совершенствование способов получения и обработки экономич. информации с помощью математич. методов и вычислит, техники позволяет проводить А. х. д. предприятия и отдельных его звеньев по заранее отобранному кругу показателей ежедневно, а по нек-рым из них даже в течение рабочего дня. Это, в свою очередь, позволяет не только оперативно оценить достигнутые результаты, но и прогнозировать ход хоз. операций на ближайшие дни и недели.

Метод анализа заключается в комплексном, органически взаимосвязанном изучении, измерении и обобщении влияния отдельных факторов на выполнение хоз. планов и на динамику хоз. развития. Он осуществляется путём обработки показателей плана, учёта, отчётности и др. источников информации спец. экономико-математич. и статистич. приёмами и методами, приспособленными к предмету анализа. Наиболее широко практикуются сравнения, группировка взаимодействующих факторов по разным признакам, разработка системы взаимосвязанных аналитич. показателей, элиминирование влияния отдельных факторов с помощью расчётных формул. Для количественной оценки влияния отдельных факторов используются балансовый метод (см.Балансовым метод в анализе хозяйственной деятельности) и метод цепных подстановок в различных упрощённых его вариантах (способ разниц в процентах или же в абс. значениях). Дальнейшее совершенствование спец. приёмов анализа связано с более широким применением методов математической статистики и высшей математики.

Взаимодействие различных хоз. факторов в ходе производств, процесса, их нередко противоречивое влияние на результаты хоз. деятельности выявляются путём разработки системы аналитич. показателей и составления формул, в к-рых связь между этими показателями выражена математически. С помощью формул определяют влияние отдельных сторон хоз. деятельности на её результаты по обобщающим показателям. В пром-сти в качестве обобщающих показателей применяются объём произ-ва и реализации, производительность труда, фондоотдача, коэфф. полезного использования материальных ресурсов, себестоимость, прибыль, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность; в торговле - товарооборот, издержки обращения, прибыль, рентабельность, товаро-оборачиваемость; в др. отраслях - те же и другие, свойственные этим отраслям показатели.

По кругу изучаемых вопросов А. х. д. подразделяется на полный анализ всей хоз. деятельности и тематич. анализ отдельных её сторон или показателей (напр., анализ материально-технич. снабжения, использования осн. фондов, себестоимости и рентабельности, издержек обращения и т. д.). По применяемым сравнениям А. х. д. может быть основан только на данных изучаемого предприятия или же на сопоставлении данных ряда предприятий, а также среднеотраслевых показателей (т. н. сравнительный, в пром-сти - межзаводской анализ). В зависимости от используемой информации и времени проведения различают: оперативный анализ работы предприятия и отдельных его подразделений на основе ежедневной экономич. информации; анализ деятельности отдельных предприятий за более продолжит, период по данным периодич. отчётности; анализ деятельности предприятий, входящих в объединение, по данным сводных отчётов. По содержанию и направленности анализ бывает общеэкономич. (финансово-эконо-мич., статистико-экономич.) или технико-экономическим. Общеэкономич. анализ осуществляется по данным периодич. отчётности и направлен на изучение обобщающих стоимостных показателей хоз. деятельности. Влияние на эти показатели факторов техники, технологии, качества продукции в общеэкономич. анализе рассматривается, но детально не раскрывается. Технико-экономич. анализ углубляет анализ общеэкономический, помогая детально изучать иоценивать технич. уровень предприятия и его влияние на экономич. показатели.

В аналитич. работе различается неск. этапов. Вначале составляется план работы (обычно на год с поквартальным распределением), в к-ром указываются цель и программа анализа, сроки проведения, исполнители, источники информации, а также способы восполнения недостающей информации. Заранее разрабатываются формы аналитич. таблиц и графиков. Определяются и др. технич. средства обобщения материалов анализа. На следующем этапе подбираются исходные материалы (получение информации), проверяется их достоверность и производится аналитич. обработка.

Наиболее ответственный этап А. х. д.- выяснение причин, вызвавших отклонения от плана и изменения обобщающих показателей, а затем количественное измерение влияния этих причин на анализируемые показатели. Чтобы выяснить причины отклонений и изменений анализируемых показателей, определяют круг взаимодействующих факторов и производят их группировку. Затем раскрывают взаимосвязь факторов и отделяют (элиминируют) влияние факторов, не зависящих от предприятия. На основе измерения положительного или отрицат. воздействия отдельных факторов определяют неиспользованные возможности улучшения анализируемых показателей хоз. деятельности. Эти неиспользованные возможности рассматриваются как резервы предприятия на данном участке его работы. На последнем, завершающем этапе обобщают результаты анализа; формулируют выводы и итоговые оценки, производят сводный подсчёт резервов повышения эффективности работы предприятия; вносят предложения по мобилизации внутрихозяйств. резервов, устранению выявленных недостатков и закреплению достижений.

Содержание А. х. д. пром. предприятий, строит., с.-х., транспортных, торг., снабженческо-сбытовых и др. орг-ций имеет существенные отличия, предопределяемые разной их ролью и функциями в нар. х-ве.

А. х. д. промышленных предприятий. Преследует цель: дать оценку выполнению плана и изменениям, происшедшим в анализируемом периоде по сравнению с предшествующими; выявить факторы, вызвавшие положительные и отрицат. отклонения от плана и изменения по сравнению с предшествующими периодами; найти резервы повышения эффективности работы предприятия и указать пути их мобилизации. Анализу предшествует проверка полноты и достоверности информации, т. к. от неё зависят глубина и обоснованность аналитич. выводов и предложений.

Анализ организационно-технического уровня предприятия и его совершенствования (выполнения плана повышения эффективности произ-ва) начинается с изучения состояния техники, технологии, организации произ-ва и управления и оценки соответствия организационно-технич. уровня предприятия совр. уровню развития науки и техники. Состояние техники, технологии, организации произ-ва и управления предприятием изучается под углом зрения их влияния на экономич. показатели: нормы расхода материалов, размеры отходов, трудоёмкость, производительность труда, себестоимость, длительность производств, цикла, фондоотдачу, рентабельность и др. Этим разделом анализа занимаются преим. в технич. службах пром. предприятий, в отраслевых н.-и. ин-тах, про-ектно-коиструкторских бюро. Анализу подвергаются качество и экономичность выпускаемой продукции. При этом принимаются во внимание различные её характеристики. Изучается технич. уровень произ-ва - механизация и автоматизация производственных процессов, технич. и энергетич. вооружённость труда, возрастной состав оборудования, уд. вес повой техники и эффективность её внедрения, прогрессивность применяемой технологии, соответствие техники и технологии совр. достижениям науки. В завершение даётся оценка уровня техники и технологии с позиций их экономичности. Анализируются также организация труда и произ-ва, эффективность управления предприятием. Для оценки уровня организации произ-ва принимаются во внимание его специализация, поточность, сроки освоения новых видов продукции, сокращение длительности производственного цикла, а также затрат на обслуживание произ-ва. Особо рассматривается соответствие состояния организации труда и произ-ва требованиям научной организации труда (НОТ). При анализе организации управления предприятием учитываются численность обслуживающего персонала по отдельным его группам, степень механизации учётно-плановых и вычислит, работ, использование совр. средств оргтехники для повышения оперативности информации, организация снабжения и сбыта и её воздействие на размер производственных запасов и остатков готовой продукции.

Выполнение плана повышения эффективности произ-ва - важнейшего раздела техпромфинплана предприятия - проверяется на основе данных о фактич. экономич. эффективности совершенствования конструкции изделий, техники, технологии и организации произ-ва. При этом определяют, выполнены ли все предусмотренные планом мероприятия; соблюдены ли запланированные сроки их осуществления; соответствуют ли фактич. экономия и прибыль от внедрения мероприятий запланированным. В итоге выясняется, как повлияли эти мероприятия на результаты хоз. деятельности.

Анализ обеспеченности ресурсами и их использования - следующий важный раздел А. х. д. пром. предприятий. Его проводят, исходя из группировки ресурсов по трём простым моментам производств, процесса: трудовые ресурсы, средства труда (основные фонды), предметы труда (материальные ресурсы). Определяют обеспеченность предприятия каждой из этих трёх групп ресурсов и степень их полезного использования. Фактич. показатели обеспеченности и использования ресурсов сопоставляют с планом, с прогрессивными нормативами, с данными за предшествующие годы, а также с показателями др. предприятий. На основе всех этих сопоставлений даётся оценка использования ресурсов и выясняется влияние отдельных факторов на эффективность произ-ва. Далее выясняют резервы улучшения работы предприятия при условии более рационального использования ресурсов.

Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов начинается с проверки соответствия фактич. численности работающих плановой потребности в них. Изучается состав персонала, по каким группам и категориям работающих допущены отклонения от плана. Проверяется соответствие требованиям произ-ва состава рабочих по профессиям и разрядам квалификации. Рассматривается влияние изменения численности инженерно-технич. работников на укрепление конструкторских и технологич. служб предприятия. Анализируются движение рабочих кадров, причины увольнения, выполнение плана по организованному набору работников, по их подготовке и повышению квалификации.

Важнейшим вопросом анализа использования трудовых ресурсов является изучение факторов, вызвавших отклонение производительности труда от плана и её изменение по сравнению с предшествующим периодом. Прежде всего определяют выполнение плана в % и изменение средней выработки на 1 работающего, на 1 рабочего и 1 основного рабочего в %. Сопоставление степени выполнения плана или роста по этим показателям (в %) позволяет установить, как повлияли на рост производительности труда изменение соотношения между рабочими и остальными категориями промышленно-произ-водств. персонала (по выполнению плана в % или изменению среднегодовой выработки на 1 работающего и 1 рабочего в %) и изменение соотношения между основными и вспомогат. рабочими (по тем же показателям на 1 рабочего и 1 основного рабочего).

Для выявления факторов изменения производительности труда и резервов дальнейшего её роста проводят раздельное изучение использования рабочего времени (экстенсивные факторы) и среднечасовой выработки, зависящей от трудоёмкости произ-ва (интенсивные факторы). Раздельное изучение этих двух групп факторов обусловлено тем, что использование рабочего времени зависит в основном от организации труда и произ-ва, а среднечасовая выработка - от общего организационно-технического уровня предприятия, предопределяющего трудоёмкость продукции и квалификацию рабочих. Путём анализа вскрывают причины целодневных и внутрисменных внеплановых потерь рабочего времени и намечают меры по их устранению. Определяют резервы увеличения выпуска продукции за счёт улучшения использования рабочего времени. Резервы сокращения трудоёмкости вскрываются путём анализа отдельных слагаемых совокупных затрат рабочего времени на произ-во и управление предприятием, а именно: всех затрат штучного времени на выработку изделий в основном производстве (технологич. трудоёмкость), затрат времени вспомогат. рабочих в основных цехах и на вспомогат. произ-во (трудоёмкость обслуживания произ-ва), а также затрат времени остальных категорий пром. - производств, персонала - ИТР, служащих, младшего обслуживающего персонала (трудоёмкость управления) на весь объём выпущенной продукции.

Для более полного выявления резервов роста производительности труда изучается динамика штучной трудоёмкости за ряд лет, применяется сравнит, анализ трудоёмкости отдельных изделий, отдельных деталей и полуфабрикатов, а нередко и отдельных операций обработки на нескольких родств. предприятиях, или внутри предприятия - на отдельных участках и рабочих местах. Для оценки состояния планирования и нормирования определяют соотношение технически обоснованных и опытностатистич. норм раздельно по основным и вспомогат. цехам, в т. ч. по производственным участкам, тормозящим рост произ-ва.

В процессе анализа выясняется также влияние применяемых систем оплаты труда и в особенности разных форм материального поощрения, вызывающих рост среднего заработка, на уровень производительности труда. Проверяется соблюдение соотношения темпов роста производительности труда и среднего заработка, как это соотношение повлияло на себестоимость продукции. Разрабатываются мероприятия по устранению причин непроизводительных выплат зарплаты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.