Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Об уникальных алмазах СССР СМ. В ст. Алмазный фонд СССР. 4 страница
Лит.: Народы Сибири, М. - Л., 1956; Потапов Л. П., Очерки по истории алтайцев, [2 пзд.], М. -Л.„ 1953. Л. П. Потапов. " АЛТАН ТОБЧИ", " Алтантовч" (букв.- золотая пуговица, золотой свод), монгольская летопись 17 в., историч. и лит. памятник. Составлен Лубсан Данд-заном. Воспроизводит данные более древних летописей, не дошедших до нас. Во многом совпадает с " Сокровенным сказанием"; дополняя друг друга, оба памятника являются как бы антологией древней монг. поэзии. Помимо стихов, приводимых в " Сокровенном сказании", " А. т." содержит обращение монг. феодала Худэй-сэцэна к сыновьям Амбагай-хаана, беседу мальчика-сироты с девятью сподвижниками Чингисхана, наставления Хасара и др. АЛТАН-БУЛАК (быв. Маймачен), город в МНР, в Селенгинском аймаке. Св. 2 тыс. жит. Расположен на тракте Чита (СССР) - Чойбалсан (МНР) у мон-голо-сов. гос. границы, напротив г. Кяхта (СССР). Переработка животноводч. продукции (кож. и др. предприятия). АЛТАН-ХАН (монг., букв.- золотой хан), тюрк. Алтын-хан, 1) в 13 в. титул, к-рым монголы называли императоров династии Цзинъ. 2) В 16 в. титул князя тумэтов (собств. имя Амда) (Юж. Монголия). 3) В 17 в. титул князей народности хотогойтов (Сев.-Зап. Монголия), к-рые первыми в Халхе вступили в посольские отношения с Рус. гос-вом. Основатель хотогойтской династии Алтын-ханов Шолой Убаши-хунтайджи принимал в 1616 первого рус. посла Василия Тюменца, оставившего подробное описание его царства. АЛТАРЬ (лат. altaria, от altus - высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христ. храма. А. на открытом воздухе, первоначально земляные или каменные, в Др. Греции и Др. Риме приобретали характер грандиозных сооружений, отделанных мрамором с рельефами (пер-гамский А., ок. 180 до н. э., Античное собрание, Берлин). В христ. культе, заменившем кровавые жертвоприношения символическими, А. начали называть стол в храме, на к-ром совершалось " таинство превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа". Христ. А. украшались, кроме скульптуры, золотом и драгоц. камнями (А. церкви Сант-Амброджо в Милане, 824-859). В католич. храме назв. А. перешло и на воздвигавшуюся на нём или за ним декоративную стенку, обычно с живописью и скульптурой (А. работы Донателло в церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50). С 8 в. появились переносные А.- складни с живописью на створках. Позднее живописные А. выполнялись для храмов и достигали больших размеров (А. братьев ван Эйк, оконченный в 1432, для церкви св. Бавона, Гент). В обиходе А. называют всю вост. часть храма, отделённую алтарной преградой, а в православном храме (где стол для таинства именовался " престолом") - иконостасом (с нач. 15 в.). АЛТЕЙ (Althaea), род травянистых растений сем. мальвовых. Ок. 12 видов в умеренной зоне Европы и Азии, из них в СССР - 8. Наиболее важен A. offi-cinalis (А. лекарственный) - растение с бледно-розовыми пазушными цветками; произрастает в Европе и Азии; в СССР встречается в степной и лссо-степной зонах Европ. части, в Сибири, Казахстане и в нек-рых р-нах Ср. Азии. Растёт по берегам рек и озёр, на солонцеватых лугах, среди зарослей кустарников, реже на залежах. Введён в культуру на Украине и в Краснодарском крае. Высушенные корни А. лекарственного применяют в виде порошка, настоя, сиропа как обволакивающее, мягчительное, отхаркивающее и противовоспалит. средство, гл. обр. при заболеваниях дыхательных путей; иногда препараты А. употребляют при воспалении мочевых путей. Лит.: Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962; Кондратенко П. Т., Кур С. Д., Рожко Ф. М., Заготовка, выращивание и обработка лекарственных растений, М., 1965. АЛТЕЙНЫЙ КОРЕНЬ (Radix althaeae), корень алтея лекарственного, используемый в медицине. См. Алтей. АЛТУ-АЛЕНТЕЖУ (Alto Alcntejo), историческая область в Юж. Португалии. Гл. г. Эвора. Терр. А. входит в адм. округа Эвора, Порталегри. Пл. ок. 13, 3 тыс. км2. Нас. 408 тыс. чел. (1960). " АЛТУН ЯРУК" (букв.- золотой блеск; полное назв.- " Сияющая золотым блеском, над всеми превознесённая царь-книга"), памятник древнеу игу рекой письменности. Рукопись выполнена уйгурским шрифтом. " А. я." - уйгурский перевод буддийского вероучит. сочинения с кит. яз., сделанный в 10 в. Сынтку Сели Тудунгом из г. Бишбалыка. В обширном предисл. к " А. я." содержатся 2 легенды (о правителе Кю-Тау, о принце и тигрице), обладающие несомненными лит. достоинствами. Лит.: Suvarnaprabhasa (Сутра Золотого блеска). Текст уйгурской редакции, изд. В. В. Радлов и С. Е. Малов, в. 1 - 8, СПБ, 1913 - 17 (Bibliotheca Buddhica, t. 17); Малов С. Е., Памятники древнетюрк-ской письменности, М.- Л., 1951, с. 145 - 199(уйгурский текст и перевод обеих легенд). АЛТУНА (Altoona), город на северо-востоке США, в шт. Пенсильвания, в Аппа-лачских горах. 70 тыс. жит., с пригородной зоной 137 тыс. жит. (1967). В пром-сти 15 тыс. занятых (1969); произ-во трикотажа, машиностроение. Крупная сортировочная станция и депо Пенсильванской ж. д. Близ А. добыча кам. угля. АЛТУНЯН Татул Тигранович [р.2(15).10. 1901, Адана, Турция], советский хоровой дирижёр и муз. деятель, нар. арт. СССР (1965). Чл. КПСС с 1945. Окончил Ереванскую (1928, класс С. Меликяна) и Ленинградскую (1934, класс А. Егорова) консерватории. Активный пропагандист арм. муз. фольклора. Организатор Гос. хоровой капеллы Армении (1937), Гос. ансамбля арм. нар. песни и пляски (1938), Капеллы хорового об-ва Армении (1966). С 1934 преподаёт в Ереванской консерватории. Гос. пр. СССР (1950) за концерт-но-исполнительскую деятельность. Деп. Верх. Совета Арм. ССР 5, 6, 7-го созывов. Награждён орденом Ленина и др. орденами, а также медалями. АЛТУХОВО, посёлок гор. типа в Нав-линском р-не Брянской обл. РСФСР. Расположен на р. Крапивна (басе. Десны). Ж.-д. ст. на линии Брянск - Конотоп, в 64 км к Ю. от Брянска. 3, 5 тыс. жит. (1968). Мебельный комбинат. АЛТЫН (от тат. алтын - золото), старинная рус. мелкая монета, а также единица ден. счёта. Первоначально равнялась 6 московским или 3 новгородским деньгам (см. Деньга). Последняя позднее получила наименование копейки. Отсюда сохранившееся до наст, времени назв. " пятиалтынный" для 15 коп. В 1654 впервые выпущена медная монета с надписью " алтынник", а в 1704 (по 1726)-серебряный А. АЛТЫНСАРИН Ибрай (20.10.1841 - 17.7.1889), казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист. Окончил рус. школу в Оренбурге. Был первым учителем-казахом. С 1879 инспектор казах, школ в Тургае. Разработал систему школьного образования для казах, народа, включающую двухклассные училища-интернаты (по одному на уезд) и волостные рус.-казах, школы-интернаты (для казах. кочевий). За время деятельности А. в Тургайской обл. было открыто 4 двухклассных уч-ща (с интернатами для казах, мальчиков), 7 нач. волостных школ, Орская казах, учит, школа, ремесл. уч-ще в Тургае, жен. школа-интернат в Иргизе. А. боролся против вековой отсталости н релит, мракобесия, пропагандировал демократич. рус.лит-ру, используя педагогич. опыт К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др. Демократич. и гуманистич. принципами проникнуты его первые учебники (" Начальное [руководство к обучению киргизов русскому языку", 1879), художеств, произв. и переводы для казах, детей. " Киргизская хрестоматия" (1879) составлена на рус. алфавите из переводов, басен и рассказов, написанных самим А. на казах, яз. Переводил Л. Н. Толстого, И. А. Крылова. Соч.: Тацдамалы шытармалар, Алматы, 1955; в рус. пер.- Избр. произведения. [Вступ. ст. Б. С. Сулейманова], А.-А., 1957. Лит.: Эфиров А. ср., Ибрай Алтын-сарин. Жизнь и педагогич. деятельность, А.-А., 1949; Ситдыков А. С., Педагогич. идеи и просветительная деятельность И. Алтынсарина, 2 изд., А.-А., 1968; Дербисалин А., О лит. наследии И. Алтынсарина, А.-А., 1957; Дербисалин Э., Ыбырай Алтынсарин, Алматы, 1965. АЛТЫНТАГ, горы сев.-вост. простирания в Центр. Азии, на западе Китая, между Куньлунем и Наньшанем. Разделяют Таримскую и Цайдамскую впадины. Дл. ок. 800 км. Склон, обращённый к Та-римской впадине, крутой (превышение высот 2000-3000 м), к Цайдамской - более пологий (500-1000 м). По рельефу различаются: юго-зап. часть - горная система со скалистыми сильно расчленёнными хребтами Токкуздавантаг и Актаг, максимальная вые. 6161 м, покрытыми вечными снегами и ледниками; сев.-вост. часть - ряд коротких массивов вые. более 5000 м с небольшими пятнами снега; центр, часть, резко суженная и сниженная (преобладают хребты вые. до 3000- 3500 м) с формами рельефа мягких очертаний и слабым расчленением. А. сложен преим. древними гнейсами, кристаллич. сланцами, филлитами. Полезные ископаемые - хромиты, руды свинца, цинка, никеля, платины. Климат засушливый, резко континентальный. Наиболее крупные реки (Черчен и его притоки) находятся в юго-зап. части, в центр, части рек нет. В предгорьях преобладают ландшафты галечниково-щебнистых каменистых пустынь. В расчленяющих предгорья долинах растёт эфедра, саксаул, тамариск, солянки; обширные пространства оголены. В верхнем поясе гор - горно-степная растительность и альп. луга. Лес отсутствует. Животный мир небогат (дикие яки, антилопы-ада, куку-яманы, в юго-зап. части - антилопы-аронго). Лит.: Синицын В, М., Центральная Азия, М., 1959; Физическая география Китая, М., 1964; Петров М. П., Пустыни Центральной Азии, т. 2, М. -Л., 1967. Н. М. Казакова. АЛТЫН-ТОПКАН, посёлок гор. типа на С. Тадж. ССР. Расположен на сев.-зап. склонах Кураминского хр., в 122 км к С. от ж.-д. ст. Ленинабад. 7, 2 тыс. жит. (1968). Добыча свинцово-цинковых руд. АЛТЫН-ТОПКАН, горный хребет Алтая к 3. от Телецкого оз. в Горно-Алтайской АО Алтайского края РСФСР. Длина 70 км, вые. 1600-1800 м (наибольшая 2361 м). Сложен разнообразными эффузивами и гранитами. Рельеф среднегорный, на Ю.-В.- альпийский. Преобладает темно-хвойная (" черневая") тайга до 1800 м, выше - субальп. редколесье и тундра. АЛУКСНЕ, город, центр Алуксненского р-на Латв. ССР. Расположен на С.-В. республики, на юж. берегу оз. Алуксне. Ж.-д. ст. на линии Гулбене - Валга, в 204 км к С.-В. от Риги. 8, 6 тыс. жит. (1968). Филиал Рижского электротехнич. з-да " ВЭФ", предприятия лесной и пищ. пром-сти. Филиал Мадонского крае-ведч. и художеств, музея. Первые летописные сведения об А. относятся к 1284, в середине 14 в. на острове был построен замок (сохранились развалины). АЛУНАН Адольф Петрович [29. 9 (11. 10). 1848, Елгава, - 22. 6 (5. 7). 1912, там же], латышский актёр, режиссёр, драматург. С 1866 был актёром в немецких труппах в Дерпте (ныне Тарту), Ревеле (Таллин), Петербурге. Организатор и руководитель (1870-85) Рижского латыш, театра (при Рижском латыш, об-ве) - первого нац. театра в Латвии, передвижной труппы в Елгаве (1885- 1904). Автор комедий " Доморощенный" (1869 - первая латыш. оригинальная пьеса), " Бондарь и его жена" (1872), " Благотворительный базар" (1911), пьес: " Кто пел поздно вечером", " Старшины Ли-елпилсской волости" (обе в 1888), " Шесть маленьких барабанщиков" (1890), " Плачет вся моя родня" (1891) и др. Основоположник нац. театра, А. воспитал поколение первых латыш, актёров, способствовал формированию реалистич. направления в театр, иск-ве Латвии. В 80-90-х гг. 19-нач. 20 вв. издавал сатирич. календари-альманахи, писал сатиры против реакц. латыш, буржуазии, помещиков, духовенства, против " онемечивания" латыш, культуры. Автор воспоминаний (изд. 1924). Портрет стр. 466. Соч.: Sesi mazi bundzinieki, Jelgava, 1890; Musu senci, Jelgava, 1905; MucinieKS un muciniece, Riga, 1911; Visi mani radi raud, Jelgava, 1932; Atminas par latviesu teatra izcelsanos, Riga, 1924. Лит.: Latviesu literaturas darbinieki, Riga, 1965. АЛУНАН Юрис Андреевич [1(13).5. 1832-6(18).4.1864], латышский поэт и общественный деятель. Зачинатель латыш, нац. письменной поэзии. В 1856- 1861 учился в Тартуском ун-те, в петерб. Лесной академии. В 1856 выпустил сб. " Песенки". А. составитель сб. науч.-популярных статей " Двор, природа и вселенная" (т. 1-3, 1859-60). С 1862 был редактором прогрессивной латыш, газеты " Peterburgas Avizes" (" Петербургская газета"). Его работы направлены против остатков крепостничества н клерикалов. А. много сделал для развития латыш, лит. языка. Переводил сочинения Горация, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гейне и др. Соч.: Raksti, seji 1 - 2, Peterburga, 1914; Kopoti raksti. sej. 1 - 3, Riga, 1929 - 33; Izlase, [Prieksvards V. Austrums], Riga, 1956. Лит.: Latviesu literaturas vesture, 2 sej., Riga, 1963. АЛУНДУМ, употребляемое в технической литературе США назв. электрокорунда. АЛУНИТ, минерал из группы сложных сульфатов с добавочными анионами (ОН)-. Хим. состав KAl3[SO4]2(OH)6; иногда содержит примеси Na+ и Fe3+. Кристаллизуется в тригональной системе, кристаллы очень редки. Обычно встречается в виде тонкозернистых плотных или рыхлых землистых иногда волокнистых агрегатов. Цвет белый с сероватым, желтоватым и красноватым оттенком. Тв. по минералог, шкале 3, 7-4, 5, плотность 2600-2800 кг/м3. Образуется в результате переработки гидротермальными сернокислыми растворами кислых и средних вулканич. пород, содержащих калиевые полевые шпаты, а также при действии сульфатных поверхностных вод на глинозёмистые породы. Алунитсодержащие породы служат источником для получения квасцов, глинозёма, калиевых солей и др. А. Б. Павловский. АЛУПКА, город в Крымской обл. УССР, в 17 км к Ю.-З. от Ялты. 10, 2 тыс. жит. (1968). Приморский климатич. курорт на Южном берегу Крыма, хорошо защищённый Крымскими горами (с вершиной Ай-Петри) от сев. ветров. Число ясных дней в году 208-246. Морские купания с середины мая до конца сентября. Вино-градолечение с 15 сент. до 1 нояб. Показания: гл. обр. закрытые формы туберкулёза лёгких, туберкулёз костей и желез. Санатории. В бывшем дворце графа М. С. Воронцова-псевдоготич., с мавританским порталом (1828-4б, арх. Э. Блор), находится Алупкинский дворец-музей (коллекция мебели, живопись, фарфор). При дворце - нижний и верхний пейзажные парки (ок. 40 га) со свободно изогнутыми аллеями. Близ дворца-рощи магнолий и кипарисов. В верхнем парке - естеств. нагромождение диабазовых глыб (" хаос"), создающее живописное впечатление. Среди густых зарослей три небольших пруда. Западнее А., непосредственно примыкая к ней, расположен пос. Шевченково (б. Алупка-Сара), где также находятся санатории (в т. ч. санаторий им. проф. А. А. Боброва для детей, больных костным туберкулёзом). Лит.: Алупкинский дворец-музей, К., 1966; Пальчиков аА. П., Алупка. Очерк-путеводитель, [2 изд.], Симферополь, 1967. АЛУШТА, город в Крымской обл. УССР, в 50 км к Ю.-В. от Симферополя и 33 км к С.-В. от Ялты. Соединён с Симферополем троллейбусной линией. 18 тыс. жит. (1967). Приморский климатич. курорт на Южном берегу Крыма. Климат значительно прохладнее, чем на др. курортах Юж. берега Крыма, особенно зимой, вследствие меньшей защищённости А. от сев. ветров. Морские купания с июня по сентябрь. Виноградолечение. Лечение больных с заболеваниями органов дыхания нетуберкулёзного характера, функциональными заболеваниями нервной системы, нек-рыми сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями обмена веществ и др. Санатории, дома отдыха, пионерлагеря, турбаза, лечебный пляж. А. функционирует круглый год. Пять винодельческих з-дов, молочный з-д, мебельная ф-ка. Историко-революционный, литературно-мемориальный писателя-академика С. Н. Сергеева-Ценского музеи. Лит.: Юргенсон Е. И., Алушта. [Путеводитель], Симферополь, 1967. АЛФАВИТ [греч. alphabetos, от назв. первых двух букв греч. А.- альфа и бета (новогреч. - вита); аналогично: азбука - от аз и буки], совокупность графич. знаков - букв (напр., лат., рус. А.) или слоговых знаков (напр., инд. А. деванагари), расположенных в традиционно установленном порядке. А. возникли в конце 2-го тыс. до н. э. в древнейших звуковых системах письма - уга-ритской и финикийской; ранее, видимо, существовала система перечисления егип. Иероглифов. Большинство совр. буквенных и нек-рых слоговых А. происходит от финикийского А. через посредство арамейского (евр., араб. А.), греч. А. (лат., груз., арм., славяно-кирилловский А.) и др. Большинство совр. нац. систем письма базируется на А.: 1) латинском - системы письма всех народов Америки и Австралии, большинства народов Европы и нек-рых стран Азии и Африки (напр., Турция, Индонезия); Лит.: Струве В., Происхождение алфавита, П., 1923; Георгиев В., Происхождение алфавита, " Вопр. языкознания", 1952, № 6; Яковлев Н. [Ф.], Математич. формула построения алфавита, в сб.: Культура и письменность Востока, кн. 1, М., 1928; Истрин В. А., Возникновение и развитие письма, М., 1965; ДирингерД., Алфавит, пер. с англ., М 1963; С о -hen M., L'ecriture, Р., 1953; Gеlb I. J., A study of writing, Chi., 1952; Jensen H., Geschichte der Schrift, Hannover, 1925. В. А. Нстрин. АЛФАВИТНО-ЦИФРОВОЕ ПЕЧАТАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (в вычислительной технике), устройство для регистрации на бумаге или её заменителе выдаваемой электронной вычислит, машиной (ЭВМ) информации в виде буквенно-цифрового текста, таблиц, графиков и т. п. Наиболее распространены электро-механич. А.-ц. п. у. ударного действия (напр., АЦПУ-128-2 для ЭВМ БЭСМ-4 и АЦПУ-128-3 для ЭВМ БЭСМ-6), известны немеханич. устройства безударного действия, использующие фотогра-фич., электрографич., электроискровой, электротермич. и др. методы регистрации. Быстродействие А.-ц. п. у. достигает 1000 знаков в сек за счёт параллельного формирования строки (64-256 знаков) и конструкции печатающих элементов (вращающиеся печатные колёса, устройства барабанного, цепочного и др. типов); допускается работа неск. А.-ц. п. у. с ЭВМ в совмещённом режиме с разделением времени. А.-ц. п. у. применяются также как автономные оконечные устройства, удалённые от ЭВМ и принимающие информацию по каналам связи. См. также Печатающее устройство. Лит.: Темников Ф. Е., Автоматические регистрирующие приборы, 2 изд., М., I960; Броун Р., Автоматизация учёта, пер. с англ., М., 1960. В. М. Сташевский. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ, см. Каталог библиотечный. АЛФЕНОЛ, магнитномягкий сплав, состоящий из 16% алюминия и 84% железа. Отличается высокой магнитной проницаемостью в слабых полях [нач. магнитная проницаемость до 3, 61, максимальная до 145 мгн/м (1 мгк/мг; 796 гс/э)]. АЛФЕР, магнитномягкий материал, состоящий из 12, 5-13, 8% алюминия и 86, 2-87, 5% железа, обладающий маг-нитострикционными свойствами (т. е. зависимостью деформаций и напряжений от магнитного поля и индукций и обратно). АЛХАНЧУРТСКАЯ ДОЛИНА, продольное понижение между Терским и Сунжен-ским хребтами в Предкавказье, гл. обр. на терр. Чеч.-Ингуш. АССР. Дл. НО км, шир. до 10 км. Степные ландшафты, большей частью земледельчески освоенные. Обводнена Алханчуртским каналом из Терека. АЛХИМИЯ (позднелат. alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Зап. Европе в эпоху позднего средневековья. Слово " А." производят от араб, аль-кимия, к-рое восходит к греч. chemeia, от cheo - лью, отливаю, что указывает на связь А. с искусством плавки и литья металлов, либо от Chemia - Египет, что связывает А. с местом, где возникло это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение (" трансмутацию") неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества - " философского камня". Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность. Алхимич. период (4-16 вв.) характеризуется не только распространением спекулятивной (умозрительной) и " опытной" А., но и одновременным развитием практической, ремесл. химии. Но было бы несправедливо приписывать последней всё приращение реальных химич. знаний в алхимич. периоде; в каждой из отраслей А. можно усмотреть начатки положит, знаний. Из дошедших до нас алхимич. текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически Ценных соединений и смесей (минеральных и растит, красок, стёкол, эмалей, ме-таллич. сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создание или улучшение приёмов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (напр., печей для длит, нагревания, перегонных кубов). Иногда, правда очень редко, у алхимиков можно подметить как бы предвосхищение открытых позднее законов химии. Напр., в трактате Р. Бэкона " Зеркало алхимии> видится неосознанное приближение к закону постоянства состава. Говоря о приготовлении " красного эликсира" из ртути и серы, Бэкон пишет: "...выбери вещество, содержащее чистую... ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно и в должных пропорциях с серой...". У алхимиков имеются и умозрительные натурфилос. обобщения. Такова идея генезиса металлов, основанная на материальном единстве мира и принципиальной возможности взаимных превращений веществ, высказанная Бэконом, к-рая, впрочем, восходит к воззрениям арабов, видоизменивших, в свою очередь, взгляды Аристотеля на этот вопрос. Территориальное распространение А. весьма широко: это - греко-егип., арабская и западноевропейская устойчивые алхимич. традиции. Достижения алхимиков Китая и Индии не оказали прак-тич. влияния на Запад. В России распространение А. было невелико. Важнейшие успехи греко-егип. А. связаны с получением металлов из руд, приготовлением и обработкой металлич. сплавов (" Лейденский папирус"); углублялись и расширялись знания химич. процессов, свойственных различным ремёслам (перегонка, способы опробования, очистки и сплавления металлов, амальгамирование, стеклоделие, крашение и др.). Егип. алхимики открыли, в частности, нашатырь. Арабоязычной А. принадлежит создание первой рациональной фармации (Гебер, Авиценна, Лбу ар-Рази и др.), хотя их вклад в собственно А. невелик. Как указывает перс, медик Абу Мансур (10в.), при составлении лекарств арабы пользовались различными органич. веществами: тростниковым сахаром, кислотами растительного происхождения. В распространении А. на Западе большую роль сыграли экономич., военные и политич. связи с Востоком; арабо-греко-егип. традиция была весьма сильна. В период с 9 по 15 вв. европ. А. дала выдающихся мыслителей, оставивших заметный след в истории ср.-век. культуры. Среди них Раймунд Луллий (1235- 1315) - " Завещание, излагающее в двух Книгах всеобщее химическое искусство", Арнальдо де Виланова (1250-1313?) - " О ядах", Альберт Великий (ок. 1193- 1280) - " О металлах и минералах", Фра Бонавентура (1214-1274), установивший факт растворения серебра в азотной к-те и золота в царской водке, Роджер Бэкон (ок. 1214-ок. 1292)-" Могущество алхимии", " Зеркало алхимии" -один из первых ср.-век. мыслителей, провозгласивший в качестве единственного критерия Истинного знания прямой опыт. Эмпирич. А. проложила путь прямому науч. эксперименту, сознательно и целенаправленно поставленному. Собственно же алхимич. подход к эксперименту был, в сущности, ложен, т. к. исходил из априорной уверенности в том, что " истина" - ключ к превращению металлов в золото или серебро - уже дана свыше, надо лишь выявить её путём магич. ритуала и мистич. откровения, по типу " Сезам, откройся! ". История А., особенно западной, может быть включена в систему естественно-науч. знаний средневековья. При этом должно критически отнестись к много-числ. рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластич. способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке А., и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность " трансмутации" металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 - нач. 19 вв. привела к становлению химии как науки. Искусств, получение золота или серебра было для науки того времени просто практич. задачей. Исходная же теоретич. посылка А.- идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемое- едва ли может быть названа ложной. Было бы неправильно считать, что А. является лишь зачаточной формой совр. химии. В А. неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. Там, где А. выступает как эксперимент, осложнённый магией, она пользуется методами рациональной науки, хотя и не вполне развитыми. Там же, где А. осознаёт себя искусством, на первый план выступает символич. мировидение. Так, рисованные символы алхимиков это не столько обозначения понятий, сколько аллегории, образы (напр., обратимая химич. реакция обозначалась иногда в виде дракона, проглатывающего свой собственный хвост, семь металлов соотносились с семью планетами, ртуть и сера - с материнским и отцовским началами и т. п.). В связи с этим " темнота речи" многих алхимич. трактатов может быть понята и объяснена тем, что в них органически слились в нерасчленённом ещё виде есте-ственнонауч. и художеств, представления о мире (таковы алхимич. стихи Дж. Чо-сера, 14 в.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологич. творчество, причём такое, в к-ром проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где А. христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где А. выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагич. участь нек-рых европ. алхимиков (напр., Роджера Бэкона, Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европ. А. могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на А. позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности средневекового мышления. Лит.: Меншуткин Б. Н., Химия и пути ее развития, М.- Л., 1937; Морозов Н. А., В поисках философского камня, СПБ, 1909; Джу а М., История химии, пер. с итал., М., 1966; Berthelot M., Les origines de 1'alchimie, P., 1885; Lippmann E. O., Entstehung und Ausbreitung der Alchemic, Bd 1 - 3, В.- Weinheim, 1919-54; Still man J. M., The story of alchemy and early chemistry, N. Y., [I960]; Read J., Through alchemy to chemistry, L., 1957. В.Л.Рабинович. АЛЧЕВСКИЙ Иван Алексеевич [15(27). 12.1876, Харьков, -27.4(10.5). 1917, Баку], русский артист оперы (дра-матич. тенор). Окончил Харьковский ун-т. Пению обучался у своего брата Г. А. Алчевского, затем в Париже. Уже будучи солистом, А. занимался у вокального педагога и режиссёра О. Палечека и др. педагогов. Впервые выступил на оперной сцене в Мариинском т-ре в Петербурге (1901), где пел до 1905; в 1908- 1910-в " Гранд-Опера" (Париж), в 1910- 1914 - в Большом т-ре (Москва). Выступал также в качестве гастролёра в различных оперных т-рах России, Зап. Европы и США. Партии: Сабинин (" Иван Сусанин" Глинки), Дон Жуан (" Каменный гость" Даргомыжского), Садко (" Садко" Римского-Корсакова), Рауль (" Гугеноты" Мейербера), Фауст (" Фауст" Гуно), Хозе (" Кармен" Визе) и др. Одна из лучших его работ - партия Германа (" Пиковая дама" Чайковского). А. умел создавать законченные вокально-сценич. образы. Его исполнение отличалось высокой художественной культурой, большой драматич. силой и выразительностью. Он обладал голосом широкого диапазона, красивого тембра. Был также выдающимся исполнителем камерной музыки. Лит.: Яголим Б., Вдохновенный мастер (Жизнь и творчество И. А. Алчевского), " Советская музыка", 1949, № 10. АЛЧЕДАР, поселение славянского племени тиверцев 6 - нач. 12 вв., расположенное у с. Алчедар в Резинском р-не Молд. ССР. Исследовано в 1950-63. В 6-8 вв. А.- небольшое неукреплённое поселение. В кон. 9 в. терр. А. увеличилась в неск. раз, а в центре была возведена цитадель с мощным валом и рвом. В нач. 12 в. из-за набегов кочевников А. запустел. В осн. слое поселения обнаружены остатки десятков жилищ, мастерских, хоз. сооружений, а также тысячи различных предметов материальной культуры (украшения, орудия труда, оружие). На посаде найдены домницы для производства железа, жилища, глиняные антропоморфные статуэтки и др. Лит.: Федоров Г. Б., Славянские городища в Молдавии, " Вестник АН СССР", 1953, №: 4; его ж е, Итоги трёхлетних работ в Молдавии в.области славяно-русской археологии, в сб.: Краткие сообщения Ин-та истории материальной культуры, в. 56, М., 1954; его же, Совместные работы румынских и советских археологов, " Вестник АН СССР", 1958, № 2. Г. Б. Фёдоров.
|